Моу сош с. Каринка Развитие познавательной активности учащихся через разные формы и методы контроля знаний в условиях компетентностного подхода
МОУ СОШ с. Каринка
Развитие познавательной активности учащихся через разные формы и методы контроля
знаний в условиях компетентностного подхода
Выполнила учитель истории
и обществознания I категории
Чувашова Надежда Витальевна
2008 г.
План.
1. Введение.
2. Классификация типов уроков с точки зрения контроля результатов обучения.
3. Сравнительная характеристика контроля результатов в традиционном и
компетентностном обучении.
4. Примеры различных форм и методов контроля ОУУН, применяемых на
уроках.
1.Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система контроля знаний устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм учёта знаний и умений. Чтобы сформировать востребованного выпускника во всех общественно значимых сферах жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, рубежный и итоговый, включая ЕГЭ.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению, контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
2. По формам контроля существует следующая классификация типов уроков:
1. Урочные (традиционные):
а) контрольные работы (теоретические, практические);
б) тесты;
в) зачеты (устные и письменные);
г) творческие работы (рефераты, составление различных познавательных задач, сочинение на историческую тему и т.д.);
д) семинары.
2. Внеурочные:
а) публичная защита рефератов;
б) Интеллектуальный марафон;
в) осуществление метода " проектов";
3. Урочные (нетрадиционные):
а) КСО;
б) круглые столы;
в) дидактические игры;
г) дискуссии;
д) "учебные мастерские"
е) " модульные уроки".
3. Результат в традиционном образовании понимается прежде всего как определенная сумма знаний и умений, личность, достаточно эффективно функционирующая в условиях стабильного общества Другими словами, заданный результат предполагает точное воспроизведение образца, трансляцию без искажений, успешность определяется сопоставлением с эталоном.
Результат при компетентностном подходе — готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения. При компетентностном подходе эталон в принципе не задается, а обучение и проверка результата ведутся на нестандартных задачах.
В новом компетентностном подходе учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», он лишь организует (регулирует, направляет) процесс.
Традиционное образование основывается на идее централизованного и многоуровневого контроля, осуществляемого учителем по традиционной 5-балльной шкале,
Традиционная школа все еще регламентирует процесс образования. А компетентностно-ориентированное образование говорит именно о регламентации результата.
Компетентностный контроль направлен на:
• поддержание образовательной инициативы ребенка;
• обучение навыкам общения, сотрудничества;
• расширение опыта самостоятельного выбора;
• формирование учебной самостоятельности
Компетентностно-ориентированное образование требует дополнения учительского контроля самоконтролем и самооценкой, значимостью экспертной оценки со стороны своих сверстников-одноклассников. Поэтому в ходе урока часто использую следующие формы работы:
4. Урок-рулетка.
Перед опросом класс делится на 5 групп, каждая вытаскивает жетон.
-жетон «выбор» означает, что учитель сам выбирает кто из членов группы будет отвечать.
-жетон «делегат»- группа сама выбирает кто будет давать устный ответ.
-жетон «экзаменаторы»-ученики задают вопросы и рецензируют ответы группы №4
-жетон «группа» означает, что отвечают все участники группы.
-жетон»доверие» (самый любимый у ребят) самостоятельно слушают и оценивают друг друга.
Устные ответы с рецензией. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявит ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения
У всех учеников в тетрадях записан следующий план анализа ответа товарищей:
а) правильность и точность ответа
б) последовательность, логичность
в) работа с картой
г) понимание и употребление исторических терминов
д) наличие выводов
е) эмоциональность и выразительность речи
ж) наличие дополнительного материала
з) использование наглядности
Ответ консультантам.
Сначала я проверяю подготовку сильных ребят в классе, потом они назначаются консультантами групп и оценивают ответы своих одноклассников.
Взаимный контроль содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает преподавателю осуществить проверку. Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей их взаимоотношение с товарищами.
В ходе устных ответов ученики обучаются формулировать сначала простые вопросы (со словами Что? Кто? Где? Когда?), а затем проблемные: «Что произойдет...", "Как изменится..."); на сравнение (" В чем сходство и различие...", "Чем отличается..."); на объяснение причины ("Почему...", "Для чего..."); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений ("Укажите важные свойства...", "В каких случаях...", "Какие условия необходимы..."); на установление знания того или иного явления, процесса ("Какое значение имеет...", "Какое влияние оказывает..."); на объяснение ("Чем объяснить...", "Как обосновать...").
Большую значимость в историческом образовании сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи основного содержания. С этой целью часто практикую задания на конструирование.
Вопросы | Допетровсая Россия | Послепетровская Россия |
1.Столица | Москва | Петербург |
2.Тип государства | Царь | Император |
3.Армия | Стрельцы, казаки, ополчение | Регулярная армия (рекруты) |
4.Флот | ------------------------- | Создан флот |
5.Моря | Белое, Каспийское | +Азовское, Балтийское |
6.Внешние порты | Архангельск, Астрахань | +Петербург |
7.Росия и Западная Европа | Отставание от передовых стран | Сокращено отставание, вырос авторитет России |
Данная таблица составлена учениками 7 класса на итоговом уроке по теме «Россия при Петре-1»
С



Применяю различные формы работы по картографии:
- узнай схему знакомой битвы!
- к какому событию относятся следующие географические названия?
- расположи географические названия в логическом порядке!
- какое название лишнее? и т.д.

Хорошо при помощи такой схемы раскрывать причинно-следственные связи по теме «Образование государства», первоначально по истории средних веков, а затем, когда изучаем образование Киевской Руси у восточных славян, дополняем её новыми понятиями по истории Отечества.
Ребята умеют не только разгадывать, но и составлять кроссворды: 6класс тема «Татаро-монгольское нашествие»

Шестиклассники на уроках по истории средних веков с удовольствием выполняют задания типа:
- нарисовать схему средневекового города;

- составить устав средневекового цеха ремесленников

В настоящее время все больше внимания уделяется работе с первоисточниками, примером могут служить билеты за 9 класс, где в каждом билете третий вопрос – работа с текстом, поэтому практикую разные формы работы:
Работа с источниками
Урок-лабораторная.
При работе выдается план лабораторной работы:
1) прочитать
2) озаглавить текст
3) выделить главную мысль
4) выписать непонятные слова и попытаться объяснить их
5) передать содержание через схему или таблицу
6) происхождение источника, время написания и возможный автор, его политическая и общественная принадлежность.

Продукт учебной деятельности, считается более адекватно, объективно оцененным при накопительной системе оценивания, именно разные формы контроля позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся с различными способностями. Это психологически успокаивает ребенка, он становится более уверенным в свих силах, для этого на каждый класс завожу такую оценочную таблицу учета ЗУН.
Ф.И. ученика | Устные ответы | Даты | Термины | Имена, личности | Схемы, таблицы | Тесты | Знание карты | Дополнения | Общая оценка |
1. | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | |
4. | | | | | | | | | |
Использование ИКТ вносит в учебную деятельность элементы творчества учащихся, активизирует и стимулирует эту деятельность, формирует самостоятельность, повышает мотивацию учебной деятельности. Даже часто практикуемые и поднадоевшие тестовые задания ученики выполняют с большим интересом, если их работу оценивает компьютер.

Изыскание разных форм контроля, позволяет помочь детям, особенно с низким уровнем обучаемости (по результатам диагностики, к сожалению, именно эта тенденция сейчас наблюдается), преодолеть трудности, не превращать повторение в непрерывную контрольную, а делает этот процесс интересным и творческим, расширяются рамки общения между учителем и учениками, что очень важно для реализации коммуникативной и социальной компетентности.
Литература:
Тихомиров В.П. Качественное образование для всех как основа формирования общества знаний // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Рособразование, 2005 г.
2. Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников. Ж. Завуч 1, 2006 г.
3. Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. Ж. ПИШ., 3, 2005 г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: