NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. З. Я. Лавровского


c:\program files (x86)\microsoft office\media\office12\lines\bd21313_.gif Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. З. Я. Лавровского

Муниципальное образование Ленинградский район


Мастер-класс
Проектная деятельность в начальной школе

как средство формирования информационной

и коммуникативной компетентности учащихся.

И.О.Ф: Анна Викторовна Ковика
Должность: учитель начальных классов

2012 г.

c:\program files (x86)\microsoft office\media\office12\lines\bd21313_.gif
Цель: продемонстрировать применение проектной

технологии как средства формирования

информационной и коммуникативной

компетентности учащихся.

Задачи:- формирование информационной компетентности

по средствам применения форм работы:поисковая

деятельность, работа с литературными источни-

ками, декоративно-прикладное творчество;

-формирование коммуникативной компетентности

по средствам применения приёмов групповой

деятельности, защиты мини-проектов, самооценки

и самоанализа.

1.Теоретическое обоснование.

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму

Китайская пословица
Общепринято, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить проектная деятельность.

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый

атрибут их школьной жизни.

Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение,

презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более "облегченный"

вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов

обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики – пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела.

Итак, задачами организации учебно-воспитательного процесса, связанными с проектной деятельностью в начальной школе, являются:

поддержание образовательной инициативы ребенка;

обучение навыкам общения, сотрудничества;

расширение опыта самостоятельной работы.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, стимулирующие развитие исследовательских навыков учащихся. Однако, на мой взгляд, недостаточно исследованы вопросы использования творческих задач для подготовки младшего школьника к выполнению творческих проектов.

Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей

проектного и творческого мышления.

Цель метода - индивидуализировать процесс обучения, дать возможность

каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.

Образование рассматривалось Дж. Дьюи как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида. И тогда интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта. И процесс социализации (освоения человеком социальных ролей и культурных норм) идет наиболее полно: через теорию и практику.

Какие общественно значимые навыки, знания и умения получает ребенок, практикуясь в проектной деятельности? ( На слайде)

 обретение ребенком своего «Я», самоопределение;

 обеспечение "пробы сил" ребенка в различных видах

познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-

организаторской, физкультурно-спортивной и другой деятельности;

 умение самовыражаться;

 присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, через

осознание своего места в нем, через социальную позицию.

Личный опыт ребенка осуществляется, по утверждению С.Т. Шацкого,

через практику принятия решений, в ходе которой развиваются критическое

мышление, самостоятельность, ответственность, креативные способности,

внутренняя культура, - вот то условие, которое влияет на его личность.

При организации в начальной школе проектной деятельности необходимо

учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей

младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта,

обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна

быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне

ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно

ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2

сдвоенными уроками.

Выделяют два ведущих признака проектной технологии:

1)Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности

учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя

совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,

творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию

школьником задуманного результата (проекта).

2) Взаимодействие субъектов проектной деятельности "учитель-ученик".

Учитель: помогает определить цель деятельности; рекомендует

источники получения информации; раскрывает возможные формы

деятельности; содействует прогнозированию результатов выполняемого

проекта; создает условия для активности школьника; является партнером;

помогает ученику оценить полученный результат и т.д.

Ученик: определяет цель своей деятельности; открывает новые знания;

экспериментирует; выбирает пути решения возникающих проблем; несет

ответственность за свою деятельность и т.д.

В связи с этим в работе над проектом ученик должен владеть

определенными качествами и умениями:

качества – самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;

умения - исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Итак, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и критического мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Целью проектного обучения является:

1. повышение личной уверенности у каждого участника проекта:

 видеть себя как человека способного и компетентного,

 формировать позитивный образ себя и других,

 развивать самоанализа

2. воспитание коммуникабельности и сотрудничества;

3. развитие критического мышления, поисковой деятельности в

решении проблемы;

4. развитие проектного умения (выявление проблем, сбор

информации), наблюдения, обобщения, творческого мышления.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению

приемами проектирования как общеучебными умениями. Целесообразно в

процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки

социальные акции, работу с различными текстовыми источникам

информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег, педагогов и руководителей) личной ответственности. В таком педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный познающий характер.

Методами обучения школьников проектной деятельности являются как традиционные (наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с

литературой, упражнения), так и нетрадиционные (метод мозговой атаки,

информационной поддержки, временных ограничений, информационной

недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих

проектов, защита и оценка проектов, самопрезентация и др.).

Классификация творческих проектов школьников по методической

направленности по: цели проектной деятельности: гностические,

изыскательные, преобразующие; продолжительности выполнения:

долгосрочные (от 20 до 60 часов), среднесрочные (блок 8-10 часов),

кратковременные (тема 2-4 часа); организации ПД: индивидуальные, звеньевые, групповые, школьные; структуре содержания: мономодульные (охватывают один модуль), интегрированные (межпредметные); уровню творчества: репродуктивные, творческие задания, творческий проект;

Классификация творческих проектов школьников по технологической

направленности по: предмету труда: человек – человек, человек — природа,

человек – техника, человек — художественный образ, человек - знаковая

система; сфере применения: школа, семья, досуг; интересам: познавательные,

экологические, игровые, комплексные; материальному воплощению:

интеллектуальные, информационные, комплексные.

Важно учитывать, что в каждом конкретном случае приоритетные способы обучения учащихся проектной деятельностью определяются учителем.

Успешность занятий проектной деятельностью зависит от наличия

обязательных условий: желание самого ребенка; благоприятная среда;

грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Проектная деятельность учащихся побуждает к организации

информационного пространства образовательного учреждения. Все виды

требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над

проектом.

Следующие элементы проектной деятельности необходимо формировать в процессе работы над проектом: поисковые, мыследеятельностные, презентационные, информационные.

При оценке успешности учащегося в проекте необходимо понимать, что

самой значимой оценкой для него является общественное признание

состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки

достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени

сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для

учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.

При оценке проектной деятельности школьника учитываются: степень

самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения применяемыми методиками; оригинальность идеи и способа решения проблемы; осмысление проблемы и формулирование цели проекта; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
2 . Мастер-класс.

Предмет: кубановедение.

Класс: 4.

Тема: Одежда жителей Кубани.

Проект журнала «Античная мода».

Тип деятельности: предметная ,проектная, одновозрастная.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (мотивационный) этап .

Во время посещения Ленинградского музея у учащихся 4 класса возник замысел создания проекта журнала «Античная мода» .

  1. Планирование работы.

Под руководством педагога учащиеся делятся на группы:

фотографы, журналисты, библиографы. Каждая группа определяет

круг задачи, намечает пути их реализации.


  1. Исследовательская деятельность.


В соответствии с намеченным планом группами осуществляется поисково-исследовательская деятельность. Фотографы собирают фотоматериал к уроку, журналисты берут интервью у старожил, библиографы обращаются в библиотеки и оформляют информационные листовки.


  1. Операционный этап.


В классе во время урока происходит обработка информации – фотографий, устных сообщений, листовок. Форма работы – групповая.

На партах раздаточный материал для создания эскизов одежды: листы с манекенами, карандаши, инструкции по выполнению работы, критерии самооценки.


  1. Презентация журнала и рефлексия.

Каждая группа представляет свой эскиз одежды. Эскизы подшиваются в журнал. Каждая группа оценивает свою работу.

Планируемый педагогический результат:

1. Демонстрация учащимися знаний, полученных при самостоятельной работе с инф. листовками, фотоматериалом , интервью, умение владеть терминологией, техникой изобразительного искусства; умение планировать свою работу, работать в группе.

2. Умение создать конечный продукт – журнал «Античная мода»

3. Самооценка и самоанализ.
Примерная тематика для проектной и исследовательской деятельности.

При прохождении курса «Кубановедение» в начальной школе может быть организованна проектная и исследовательская деятельность по следующим темам: проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?».

c:\users\acer\desktop\фото мастер-класса\фото1148.jpg

страница 1


скачать

Другие похожие работы: