Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. З. Я. Лавровского

средняя общеобразовательная школа № 1 им. З. Я. Лавровского
Муниципальное образование Ленинградский район
Мастер-класс
Проектная деятельность в начальной школе
как средство формирования информационной
и коммуникативной компетентности учащихся.
И.О.Ф: Анна Викторовна Ковика
Должность: учитель начальных классов
2012 г.

Цель: продемонстрировать применение проектной
технологии как средства формирования
информационной и коммуникативной
компетентности учащихся.
Задачи:- формирование информационной компетентности
по средствам применения форм работы:поисковая
деятельность, работа с литературными источни-
ками, декоративно-прикладное творчество;
-формирование коммуникативной компетентности
по средствам применения приёмов групповой
деятельности, защиты мини-проектов, самооценки
и самоанализа.
1.Теоретическое обоснование.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Китайская пословица
Общепринято, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить проектная деятельность.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый
атрибут их школьной жизни.
Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение,
презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более "облегченный"
вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов
обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики – пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела.
Итак, задачами организации учебно-воспитательного процесса, связанными с проектной деятельностью в начальной школе, являются:
поддержание образовательной инициативы ребенка;
обучение навыкам общения, сотрудничества;
расширение опыта самостоятельной работы.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, стимулирующие развитие исследовательских навыков учащихся. Однако, на мой взгляд, недостаточно исследованы вопросы использования творческих задач для подготовки младшего школьника к выполнению творческих проектов.
Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей
проектного и творческого мышления.
Цель метода - индивидуализировать процесс обучения, дать возможность
каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.
Образование рассматривалось Дж. Дьюи как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида. И тогда интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта. И процесс социализации (освоения человеком социальных ролей и культурных норм) идет наиболее полно: через теорию и практику.
Какие общественно значимые навыки, знания и умения получает ребенок, практикуясь в проектной деятельности? ( На слайде)
обретение ребенком своего «Я», самоопределение;
обеспечение "пробы сил" ребенка в различных видах
познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-
организаторской, физкультурно-спортивной и другой деятельности;
умение самовыражаться;
присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, через
осознание своего места в нем, через социальную позицию.
Личный опыт ребенка осуществляется, по утверждению С.Т. Шацкого,
через практику принятия решений, в ходе которой развиваются критическое
мышление, самостоятельность, ответственность, креативные способности,
внутренняя культура, - вот то условие, которое влияет на его личность.
При организации в начальной школе проектной деятельности необходимо
учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей
младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта,
обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна
быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне
ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно
ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2
сдвоенными уроками.
Выделяют два ведущих признака проектной технологии:
1)Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности
учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию
школьником задуманного результата (проекта).
2) Взаимодействие субъектов проектной деятельности "учитель-ученик".
Учитель: помогает определить цель деятельности; рекомендует
источники получения информации; раскрывает возможные формы
деятельности; содействует прогнозированию результатов выполняемого
проекта; создает условия для активности школьника; является партнером;
помогает ученику оценить полученный результат и т.д.
Ученик: определяет цель своей деятельности; открывает новые знания;
экспериментирует; выбирает пути решения возникающих проблем; несет
ответственность за свою деятельность и т.д.
В связи с этим в работе над проектом ученик должен владеть
определенными качествами и умениями:
качества – самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
умения - исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Итак, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и критического мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Целью проектного обучения является:
1. повышение личной уверенности у каждого участника проекта:
видеть себя как человека способного и компетентного,
формировать позитивный образ себя и других,
развивать самоанализа
2. воспитание коммуникабельности и сотрудничества;
3. развитие критического мышления, поисковой деятельности в
решении проблемы;
4. развитие проектного умения (выявление проблем, сбор
информации), наблюдения, обобщения, творческого мышления.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению
приемами проектирования как общеучебными умениями. Целесообразно в
процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки
социальные акции, работу с различными текстовыми источникам
информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег, педагогов и руководителей) личной ответственности. В таком педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный познающий характер.
Методами обучения школьников проектной деятельности являются как традиционные (наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с
литературой, упражнения), так и нетрадиционные (метод мозговой атаки,
информационной поддержки, временных ограничений, информационной
недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих
проектов, защита и оценка проектов, самопрезентация и др.).
Классификация творческих проектов школьников по методической
направленности по: цели проектной деятельности: гностические,
изыскательные, преобразующие; продолжительности выполнения:
долгосрочные (от 20 до 60 часов), среднесрочные (блок 8-10 часов),
кратковременные (тема 2-4 часа); организации ПД: индивидуальные, звеньевые, групповые, школьные; структуре содержания: мономодульные (охватывают один модуль), интегрированные (межпредметные); уровню творчества: репродуктивные, творческие задания, творческий проект;
Классификация творческих проектов школьников по технологической
направленности по: предмету труда: человек – человек, человек — природа,
человек – техника, человек — художественный образ, человек - знаковая
система; сфере применения: школа, семья, досуг; интересам: познавательные,
экологические, игровые, комплексные; материальному воплощению:
интеллектуальные, информационные, комплексные.
Важно учитывать, что в каждом конкретном случае приоритетные способы обучения учащихся проектной деятельностью определяются учителем.
Успешность занятий проектной деятельностью зависит от наличия
обязательных условий: желание самого ребенка; благоприятная среда;
грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Проектная деятельность учащихся побуждает к организации
информационного пространства образовательного учреждения. Все виды
требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над
проектом.
Следующие элементы проектной деятельности необходимо формировать в процессе работы над проектом: поисковые, мыследеятельностные, презентационные, информационные.
При оценке успешности учащегося в проекте необходимо понимать, что
самой значимой оценкой для него является общественное признание
состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки
достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени
сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для
учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.
При оценке проектной деятельности школьника учитываются: степень
самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения применяемыми методиками; оригинальность идеи и способа решения проблемы; осмысление проблемы и формулирование цели проекта; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
2 . Мастер-класс.
Предмет: кубановедение.
Класс: 4.
Тема: Одежда жителей Кубани.
Проект журнала «Античная мода».
Тип деятельности: предметная ,проектная, одновозрастная.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (мотивационный) этап .
Во время посещения Ленинградского музея у учащихся 4 класса возник замысел создания проекта журнала «Античная мода» .
Планирование работы.
Под руководством педагога учащиеся делятся на группы:
фотографы, журналисты, библиографы. Каждая группа определяет
круг задачи, намечает пути их реализации.
Исследовательская деятельность.
В соответствии с намеченным планом группами осуществляется поисково-исследовательская деятельность. Фотографы собирают фотоматериал к уроку, журналисты берут интервью у старожил, библиографы обращаются в библиотеки и оформляют информационные листовки.
Операционный этап.
В классе во время урока происходит обработка информации – фотографий, устных сообщений, листовок. Форма работы – групповая.
На партах раздаточный материал для создания эскизов одежды: листы с манекенами, карандаши, инструкции по выполнению работы, критерии самооценки.
Презентация журнала и рефлексия.
Каждая группа представляет свой эскиз одежды. Эскизы подшиваются в журнал. Каждая группа оценивает свою работу.
Планируемый педагогический результат:
1. Демонстрация учащимися знаний, полученных при самостоятельной работе с инф. листовками, фотоматериалом , интервью, умение владеть терминологией, техникой изобразительного искусства; умение планировать свою работу, работать в группе.
2. Умение создать конечный продукт – журнал «Античная мода»
3. Самооценка и самоанализ.
Примерная тематика для проектной и исследовательской деятельности.
При прохождении курса «Кубановедение» в начальной школе может быть организованна проектная и исследовательская деятельность по следующим темам: проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?».

страница 1
скачать
Другие похожие работы: