Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова»
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель ШМО | Заместитель руководителя по ВР МОУ «СОШ №1» | Руководитель МОУ «СОШ №1» |
________ /Денискина Л.Н./ | _________/Яхлакова М.А./ | _________/Лепёхин Г.Н./ |
Протокол № ________ | | Приказ № ___________ |
От «___»______2010г. | «_____»___________2010г. | от «___»_________2010г |
Дополнительная образовательная программа
«Занимательная математика»
Направленность – информационно-математическая
Возраст детей: 7 – 8 лет
Срок реализации программы – 1год
Тип программы – адаптированная
Программа разработана
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Григос Л.А
.
2010 г.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для работы с учащимися в возрасте 7 – 8 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов, но одной параллели.
Программа рассчитана на 21 час и предполагает равномерное распределение по неделям 0,5 часа в неделю.
Программа соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;
- обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся.
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся на I ступени общего образования |
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции) | Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. |
Социально-трудовая компетенция | Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе. |
Коммуникативная компетенция | Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции. |
Компетенция в сфере личностного определения | Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом. |
Программа объединения составлена на основе инновационной образовательной программы «Школа жизнеутверждения».
Объединение «Занимательная математика» направлено на развитие общекультурной компетенции цель, которой сформировать основные черты индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий объединения представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического объединения должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы объединения, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы объединения желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Объединение создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Содержание занятий оьъединения «Занимательная математика»
1. Вводное занятие «Математика – царица наук»
2. Логические цепочки
3. Занимательная геометрия. Задачи в стихах
4. Наглядная геометрия. Игра «На лесной полянке»
5. Математический тренажёр. Нестандартные задачи
6. Задачи повышенной сложности. Блиц - турнир по решению задач
7. Задания на логическое мышление. Задания олимпиадного характера
8. Логические задачи
9. Забавная геометрия. Математический КВН
10. Тренажёр «Табличное умножение». Игры с таблицей умножения
11. Решение нестандартных задач. Логические задания
12. Занимательная геометрия. Волшебные превращения цифр
13. Математическая игра «В царстве смекалки».
14. Задачи повышенной сложности
15. Учимся отгадывать ребусы.
16. Наглядная геометрия
17. Игры с таблицей умножения. Блиц – турнир по решению задач
18. Игра «Кто хочет стать миллионером?» Решение нестандартных задач
19. Международная игра «Кенгуру»
20. В гостях у Винни – Пуха. Математические игры с Колобком
21. Математический КВН
Учебно-тематическое планирование
Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Виды деятельности | ||
лекция | П/ р | С/ р | |||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | | | разгадка «математических фокусов» |
2. Логические цепочки | 1 | | | 1 | работа в группах |
3. Занимательная геометрия Задачи в стихах | 1 | | 1 | | конструирование фигур на плоскости из различного материала |
4. Наглядная геометрия Игра «На лесной полянке» | 1 | | 1 | | создание мини-альбома «Узоры геометрии» |
5. Математический тренажёр Нестандартные задачи | 1 | | | 1 | решение нестандартных задач |
6. Задачи повышенной сложности Блиц - турнир по решению задач | 1 | | 1 | | работа в группах |
7. Задания на логическое мышление Задания олимпиадного характера | 1 | | 1 | | решение нестандартных заданий |
8. Логические задачи | 1 | | | 1 | решение логических заданий |
9. Забавная геометрия Математический КВН | 1 | | | 1 | решение геометрических заданий |
10.Тренажёр «Табличное умножение» Игры с таблицей умножения | 1 | | | 1 | решение игровых заданий |
11.Решение нестандартных задач Логические задания | 1 | | | 1 | решение нестандартных заданий |
12.Занимательная геометрия Волшебные превращения цифр | 1 | | | 1 | вычерчивание геометрических фигур |
13. Математическая игра «В царстве смекалки» | 1 | | 1 | | решение игровых заданий |
14. Задачи повышенной сложности | 1 | | 1 | | решение нестандартных заданий |
15. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | | | 1 | составление математических ребусов |
16. Наглядная геометрия | 1 | | 1 | | конструирование фигур на плоскости из различного материала |
17.Игры с таблицей умножения Блиц – турнир по решению задач | 1 | | | 1 | решение игровых заданий |
18. Игра «Кто хочет стать миллионером? Решение нестандартных задач | 1 | | 1 | | решение нестандартных заданий |
19. Международная игра «Кенгуру» | 1 | | 1 | | решение нестандартных математических заданий |
20. В гостях у Винни - Пуха Математические игры с Колобком | 1 | | | 1 | исследовательская работа «Почему так?» |
21.Математический КВН | 1 | | | 1 | решение нестандартных математических заданий |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Волина В.В.Занимательная математика для детей. Виктория – Специальная литература С. Петербург, 2003
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. Москва «Просвещение», 2001
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. Москва. «Вако» 2008
Максимова Т.Н. Олимпиадные задания. Москва «Вако» 2009-10-11
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Москва «Просвещение» , 2005
страница 1
скачать
Другие похожие работы: