NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения I. Проверка домашнего задания


Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» Индивидуальные задания

Карточка 1

«...Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. „...Отношения мои к грешневцам были такие:

...Благодарение Богу,

Я совершил еще раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги... как сладок

Теплого колоса пар!

— Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идет обыватель.

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость“.

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда — позднее — и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

По воспоминаниям сестры Анны, „проделав лаз в заборе, он при каждом удобном случае убегал к деревенским ребятам, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой“.

Но самое замечательное было, когда вся орава высыпала на большую дорогу» 8.

Карточка 2

«Грешнево лежало отнюдь не „в неведомой глуши“. Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. <...> Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и — еще больше — шла перед ним.

„Костромская почтовая дорога (луговая), — описывали ее в середине прошлого века (XIX в. — Ред.) военные статистики Генерального штаба, — идет от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 верст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а поверстная плата по 1, 1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна“. <...>

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

„Сельцо Грешнево, — вспоминал сам поэт — стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге... барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства“. „Все, что по ней шло и ехало и было ведомо“ — и это дни, месяцы и целые годы».

Первичное знакомство с текстом стихотворения

Стихотворение «Крестьянские дети» читает детям учитель.

После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Эвристическая беседа

Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.

— Мы с вами уже заметили, что «Однажды в студеную зимнюю пору...» — составная часть большого стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части. Пролистайте учебник и подумайте, из каких же частей оно состоит.

Если дети затрудняются, поможем им вопросами.

— С чего начинается стихотворение?

Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте.

— До каких слов идет рассказ об этом случае?

«...Так рядом с Гаврилой... — «Услышит, молчи!»

— Это значит, что со слов после черты:«О, милые плуты! Кто часто их видел...» — идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

Дети просмотрят текст и найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

— Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки — Фингал, поэтому дети могут не сразу понять, что рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа.

Часть


Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

2


Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Журналист, публицист


Читатель из дворян, из общества образованных людей

3


Обращение к крестьянским детям


Гражданин, который думает о будущем народа

Крестьянские дети


4(1)


Встреча охотника с крестьянскими детьми


Охотник


Друзья, гости


Д/З инд. задание о жизни Тургенев

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Воспитателя при подготовке домашнего задания

Самостоятельная работа: 1 стр.