Население любого государства состоит из: -граждан своего государства; -иностранцев
Цели организации
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Основными целями организации являются:
сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
обеспечение прав и свобод человека;
сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
взаимная правовая помощь;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.[25]
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
обеспечение прав и основных свобод человека;
координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей среды;
вопросы социальной и миграционной политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ
32. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.
Задачи ВТО. Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.
Практические принципы работы ВТО. В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.
Основные функции ВТО:
– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
– оказание помощи развивающимся странам;
– сотрудничество с другими международными организациями.
33. Специализированные учреждения ООН
В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.
Межправительственные учреждения, связанные с ООН специальными соглашениями, являются самостоятельными, автономными организациями, которые взаимодействуют с ООН и друг с другом через посредство координирующего аппарата Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС).
Пятнадцать учреждений известны как «специализированные учреждению» термин , который используется в Уставе ООН. Это следующие учреждения:
./ Международная организация труда (МОТ);/ Продовольственная и сельскоХозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО);/ Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);/ Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
./ Всемирный банк / Международный банк реконструкции и развития (МБРР); ./ Международная ассоциация развития (МАР);/ Международная финансовая корпорация (МФК);-международный валютный фонд (МВФ);/ Международная организация гражданской авиации (ИКАО); всемирный почтовый союз (ВПС);
Международный союз электросвязи (МСЭ);Всемирная метеорологическая организация (ВМО);/ Международная морская организация (ИМО);./ Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОНС);/ Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).
Специализированные учреждения системы ООН в аспекте предметной направленности· их, регулятивного действия созданы на основе межправительственных соглашений и во исполнение их учредительньiх актов облечены ответственностью в следующих областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения. Международно-правовой статус специализированных учреждений в рамках системы ООН определяется на основе соглашений с ЭКОСОс. ЭКОСОС осушествляет согласование деятельности специализированных учреждений посредством консульт!щий И рекомендаций как непосредствеННQ самим специализированным учреждениям, так и Генеральной Ассамблеей ООН и ее членам ООН. Сама ООН представляет рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (ст. 57-,60, 63-64 Устава ООН).
Вопрос 34. Понятие, предмет и система МЧП.
Понятие МЧП- комплексная правовая система, объединяющая нормы национального законодательства, межд.договоров, обычаев,которые ркгулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элеиентом,с помощью кализионного правового и материально-правового методов.
Колиз.норма-определяет право какого гос-ва должно быть применено к соответствующему правоотношению. Гипотеза-указание на те отношения, к которым должна применятся кализ.кнориа. Диспозиция-указание на подлежащее прменеие права (право страны, МП,право др гос-ва). Устанавливаются для отношений только договорного права.
Предметом МЧП явл. Регулирование гражд-правовых отношений, осложненных иностр.элементом (эмитентом),кот. Может присутствовать в качестве субъекта, объекта, кот.находится за границей, события или юр.факта произошедшего за границей.
Части МЧП: 1) общая (источники, понятия и принципы, метожды правового регулирования, учение о кализ.нормах,нац.режим и режим наиб.благоприятств.,принцип взаимности) 2) особенная (право соб-сти, расчетные отношения, межд.перевозки, деликтное право, семейно-брач.отношения,наследств.отнош.,трудовые, межд.гражд.процесс,коммерческий арбитраж, интеллект.собств-сть) 3) межд.гражд.процесс ( )
Тенденции развития МЧП: 2)стремление к унификации прав.норм путем принятия межд.договорв и типовых законов; 2)появление коллизии между нормами межд.дог.; 3)совершенствование и кадификация норм МЧП на нац.уровне; 4)возрастание роли принципа автономии воли сторон,переход к гибким нормам сторон коллиз.права; %)расширение сферы действия МЧП(космич, атомная энерг.,ср-ва связи)
Вопрос 35. Источники МЧП.
Источники МЧП: (те формы, в кот. находят выражение нормы права):межд.договоры, внутренне законодат-во, судебная и арбитражная практика, обычай. Особ-сть ист.МЧП-двойственность-с одной стороны, источником является межд.дог и обычай, с др- нормы зак-ва отдельных гос-в и применение обычае межд.торговли и мореплавания.
Межд.дог.-явл. Результатом согласования воли различных гос-в, принимающих участие в них, т е представляющих собой соглашения гос-в относительно признания норм в кач-ве юр.обязательных правил поведения. Межд. Соглашения регулируют правоотнош. Юр и физ. Лиц, т е субъектов внутр.права, но обязат-ва по таким договорам возлагаются на гос-ва,участвующие в них, на них возлагается ответственность привести нормы внутр.права в соответствии со своими межд.обязат-вами. Гос-во может выполнить свои обязат-ва путем прямой инкорпорации межд.догора в свое внутр.право или путем издания отдельгых внутригос.актов на его сонве.
Межд.обычай-правила,которые сложились давно,систематически приаеняются,хотя не зафиксированы. Обычаи,в основе кот. Лежат принципы суверенитеты всех стран обязательны для всех гос-в, другие- обязательны, если они признаны в какой-либо форме гос-вом.
Под судебной практикой понимается ранее вынесенное решение суда, обоснование которого признается обязательным при рассмотрении судами той же или низших инстанций последующих дел аналогичного характера, а под прецедентным правом - совокупность норм, сформулированных в решениях судов.В РФ суд не создает правовых норм. По зак-ву РФ-основное- МД, обычай, ГК РФ.
В РФ не имеется единого акта, как закон о международном частном праве. Нормы, регулирующие соответствующие отношения, находятся в различных законах и иных отраслевых нормативных актах (ГК, ГПК, Кодекс торгового мореплавания, Земельный кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс) или же в законах, которые носят комплексный характер.Согласно Конституции в ведении РФ находятся валютное, кредитное, таможенное регулирование, внешняя политика, международные договоры РФ, внешнеэкономические отношения РФ, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров. Особое значение для международного частного права имеют положения Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, настоящего Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в РФ. Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже. Если невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.
36. Принципы МЧП.
1)это руководящие правила поведения субъектов, возникшие как результат общественной практики; 2) это юридически закрепленные начала МЧП.
Функции принципов МЧП:
1. Способствуют стабилизации МО.
2. Закрепляют всё новое, что появляется на практике.
К общим принципам МЧП относят принципы МПП: Принцип неприменения силы и угрозы силой; Принцип разрешения международных споров мирными средствами; Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом; Принцип равноправия и самоопределения народов; Принцип суверенного равенства государств; Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву; Принцип нерушимости государственных границ; Принцип территориальной целостности государств; Принцип уважения прав человека и основных свобод
Специальные принципы МЧП:
Принцип наибольшего благоприятствования (торговля)
Иностранцы пользуют максимальные права, которые предоставлены лицам других государств. Создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций и фирм в отношении вопросов торговли итп, которые предусмотрены договором.
Этот принцип всегда устанавливается в договорном порядке!!!
В силу этого режима в равное положение ставятся иностранные организации и граждане между собой.
Принцип взаимности и принцип реторсии.
Сущность принципов взаимности государств состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранных государств определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего права государства будут пользоваться аналогичными правами в иностранном государстве.
Вводя оговорку о взаимности в МД, государство преследует цель обеспечить своим организациями гражданам за границей пользование определенными правами.
В МЧП обычно различают 2 вида взаимности государств:
Материальная
Предоставление физ и юр лицам иностранного гос-ва той же суммы прав и полномочий, которыми пользуются отечественные граждане и юр лица в данном инотсранном гос-ве.
Формальная взаимность
Иностранным гражданам и юр лицам предоставляются полномочия, вытекающие из местного закона. Иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве такого рода Российское право. В случае когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что взаимность существует, если не доказано иное.
Принцип реторсии – ответное меры по ограничению или запрету. Не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.
Действие коллизионной нормы может быть ограничено путем использования оговорки о публичном порядке. Иностранный закон может быть не применен, а основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного госудасртва, если такое применение или признание противоречило бы порядку. Законодательство РФ исходит из того, что в некоторых случаях могут быть установлены ограничения применения иностранного закона, если это противоречит правопорядку.
На практике в РФ к этому не прибегают.
37. Соотношение национального права, МПП и МЧП.
МПП отличается от внутригосуд-го права:
По предмету правового регулирования: МП регулир-т отнош-я, возникающие только м/у 4 специфическими субъектами, а внутригосуд-е право регул-т весь спектр общественных отношений, возникающих внутри госуд-ва, и не затрагивающ-х интересов др гос-в;
По хар-ру регулируемых отношений: МП рег-т исключительно демократические отношения, а внутригос-е – зависит от политико-правового режима;
По субъектам: МП рег-т отнош-я м/у основными субъектами права, а во внутригос-м праве субъектами правоотношений явл физ и юр лица, гос органы и др субъекты, действующие на территории государства;
По способу создания правовых норм: в МП нормы создаются самими субъектами права путем согласования «воль» при принятии актов м/у гос-ми, а во внутригос-м – нормы создаются специально уполномоченными органами;
По источникам права: в МП источником права явл договор и м/дый обычай, а во внутригос-м – закон, обычай, нормативный договор.
МПП отличается от МЧП:
1. По характеру нормативного образования:МПП – самостоятельная отрасль; МЧП – отрасль российского права
2. По субъектам: МПП – субъекты специфические; МЧП – субъекты нац. правовых систем, осложненные иностранным элементом.
3. По характеру регулирования отношений: МПП регулирует отношения между специфическими субъектами; МЧП регулирует гражданско-правовые отношения (гражданские, семейные, наследственные, кооперативные, авторские…)
4. По источникам: МПП – договоры и обычай; МЧП – как источники национального права, так и договоры и обычаи
Сходство МЧП и национального права:1. Единые источники права; 2. Единство материально-правового метода; 3. Единые субъекты; 4. Гражданско-правовое содержание отношений
Различия МЧП и НП: 1)Наличие особых источников права; 2) Коллизионно-правовой метод в МЧП; 3) Обязательное наличие иностранного элемента в МЧП
Связь МЧП и МПП:
Нормы МЧП и МПП служат одной и той же цели – создание правовых условий развития международного сотрудничества различных областях.
В качестве источника МЧП часто применяет нормы, сформировавшиеся сначала в качестве международного договора, а затем трансформированные в нормы права.
МЧП использует общие принципы МПП.
38. Субъекты МЧП.
Субъект права - лицо, обладающее по закону способностью осуществлять права и юридические обязанности.
К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства.
страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: