NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Население любого государства состоит из: -граждан своего государства; -иностранцев



26. Международно-правовые вопросы населения

Под населением в МП и различных правовых системах понимается совокупность людей, проживающих на территории и подчиненных его юрисдикции. Население любого государства состоит из: -граждан своего государства; -иностранцев; -лиц с двойным гражданством (бипатриды); -лиц без гражданства (апатриды).

В соответствии с принципом государственного суверенитета регулирование правового положения населения относится к компетенции данного государства.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с государством, которая выражается в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей физического лица и государства по отношению друг к другу, но при этом должны быть приведены в соответствии с МП.

Гражданство может быть получено:-по рождению;-путем натурализации; -путем реинтеграции (восстановление в гражданстве), -путем пожалования; -на основе международного договора.

При территориальных изменениях возможны: 1) оптация — добровольный выбор гражданства путем подачи индивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории государства, которому передается территория его проживания; 2) трансферт — автоматическое изменение гражданства, когда вместе с переходом территории изменяется и гражданство независимо от согласия или несогласия населения переходящей территории.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место при: 1) выходе из гражданства по добровольному заявлению индивида; 2) натурализации; 3) лишении гражданства.

Лицо с двойным гражданством (бипатрид) — это лицо, одновременно имеющее гражданство двух и более государств.

Лицо без гражданства (апатрид) — это лицо, которое не состоит в гражданстве никакого государства.

Иностранцы — это лица, которые находятся на территории какого-либо государства, но не являются его гражданами, и имеют гражданство другого государства.

Совокупность правовых норм, определяющих права и обязанности иностранца, составляют его правовой режим. Наиболее распространенными режимами для иностранцев являются: 1) национальный режим; 2) режим наибольшего благоприятствования; 3) специальный режим.

В настоящее время для МО в целом и для отдельных государств особую остроту приобрела проблема беженцев.

Понятие и правовой статус беженцев определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев 1966 г. РФ присоединилась к этим документам в 1992 г.

Под беженцами понимаются лица, покинувшие страну по следующим причинам:

  • в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений;

  • в силу внешней агрессии, оккупации иностранного государства или событий, серьезно расстроивших публичный порядок в стране или ее части;

  • в силу явлений природного характера.

На основании Конвенции 1951 г. беженцам предоставляются равные с иностранцами права, но они могут быть поставлены в более благоприятное положение. В некоторых правах они уравниваются с собственными гражданами (труд, начальное образование).

Участники Конвенции взяли на себя обязательство по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев.

Право убежища означает, с одной стороны, право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а с другой — суверенное право государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому по политическим мотивам в другом государстве.

Международной практике государств известны две формы убежища:1) территориальное; 2) дипломатическое.

Право убежища было провозглашено во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. (ст. 14) и закреплено в ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.


27. Ответственность в международном праве.

Понятие, основания в виды ответственности в международном праве.

международно-правовая ответственность – субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором". Правда, подобное определение не стыкуется с институтом международной уголовной ответственности физических лиц, которая строится по обычной схеме уголовной ответственности, известной национальным законодательства, но в качестве уголовного закона, нарушение которого наказуемо, выступает соответствующий международный договор либо иной источник международного права.

Существует два основных вида международно-правовой ответственности: классическая международно-правовая ответственность государств (международно-правовая ответственность в собственном смысле этого слова, например, наложение экономических санкций решением Совета Безопасности или исключение из членов ООН); и индивидуальная международная уголовная ответственность (за совершение международных преступлений, наступает по нормам не национального, а международного права), явление довольно новое, но с каждым годом интенсифицирующееся.

Международные правонарушения.

Международное правонарушение, являющееся основанием международно-правовой ответственности государств характеризуется двумя основным аспектами:

Юридическая сторона, заключающаяся в противоправном поведении субъекта международного права, то есть нарушении международного обязательства.

Фактическая сторона. Международное правонарушение (с объективной стороны, если применять термины уголовного права) характеризуется каким-либо действием или бездействием. При этом причиняется определенный ущерб защищаемым международным правом правам и интересам определенного субъекта международного права или даже, как указывает Г.В. Игнатенко, "всему международному сообществу". По общему правилу, государство несет ответственность за неправомерные деяния любых своих органов. Как подчеркивал проф. Э. Хименес де Аречага, "государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы".

Обстоятельствами, исключающими неправомерность деяния, по общему правилу являются:

  1. Согласие пострадавшего государства.

  2. Самооборона, в соответствии с Уставом ООН.

  3. Контрмеры в отношении направленного против данного государства международного правонарушения.

  4. Форс-мажор (действие обстоятельств непреодолимой силы).

  5. Крайнее бедствие, когда совершение международного правонарушения было единственным способом спасти жизни людей.

Преступления международного характера: понятие и субъекты.

В массиве преступлений международного характера следует выделить собственно международные преступления и преступления, борьба с которыми является важной целью большинства государств, а потому соответствующие обязанности государств закреплены многосторонними международными договорами (так называемые "преступления международного характера" или транснациональные преступления).

Первые представляю особую угрозу стабильности международного правопорядка, для наказания лиц, виновных в их совершении в последнее время стали создаваться международные судебные учреждения.

Ко вторым относятся преступления, борьба с которыми требует координации усилий правоохранительных органов различных государств, но не более того – привлечение лиц, виновных в их совершении, к уголовной ответственности осуществляется только национальными судами.

Классический пример транснационального преступления - незаконный захват воздушного судна и захват заложников. Правовое регулирование в этой сфере направлено на действительную реализацию принципа неотвратимости наказания следующими средствами:

Международная уголовная ответственность физических лиц.

Как подчеркивает А.Г. Кибальник, "принцип индивидуальной ответственности по международному уголовному праву явился одним из важнейших тезисов Нюрнбергского процесса, сменивших доктрину Бриана-Келлога, в которой речь шла только об ответственности государства за совершение агрессии как международного преступления".

После Нюрнберга принцип индивидуальной уголовной ответственности был применен в деятельности Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии, созданных резолюциями Совета Безопасности ООН.

Принцип индивидуальной ответственности в современном международном уголовном праве закреплен, в частности, в Римском статуте Международного уголовного суда. В соответствии с этим документом, уголовной ответственности подлежат физические лица, достигшие 18-летнего возраста.

Логично полагать, что индивид является единственным субъектом международной уголовной ответственности. А.Н. Трайнин справедливо отмечал, что "государство не может быть вменяемо или невменяемо; государство не может быть на скамье подсудимых или за решеткой тюрьмы". Составляющая проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссия международного права ООН еще в 1984г. решила ограничить проект уголовной ответственностью индивидов.

По Римскому статуту, предусмотрена международная уголовная ответственность за следующие преступления:

Геноцид. Преступления против человечности, к которым относятся также общеуголовные преступления как, в частности, убийство и изнасилование, если они совершаются в рамках сознательного широкомасштабного (систематического) нападения на гражданских лиц.

Военные преступления, к которым относятся прежде всего серьезные нарушения Женевских конвенций 1949г..

Агрессия. Сейчас данное преступление в Римском статуте не конкретизировано, и поэтому в настоящий момент физические лица не могут привлекаться к международной уголовной ответственности за его совершение.

Надо отметить, что привлечение лица к индивидуальной международной уголовной ответственности не влияет на ответственность государств по международному праву.
28. Международное право и вооруженные конфликты, понятие и источники

Право вооруженных конфликтов – отрасль современного МП, совокупность норм и принципов по регулированию средств и методов ведения международных и немеждународных войн конфликтов с предметной ориентацией на установление запретов и ограничений по характеру ведения военных действий, на обеспечение прав человека и предписание мп-ответственности государств и физических лиц за военные преступления.

Право вооруженных конфликтов образует собой целостную по форме и законченную по характеру систему.

Предметом данной отрасли МП являются отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера.Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.).

В право вооруженных конфликтов входит международное гуманитарное право, которое преследует две важнейшие цели: защиту лиц и ограничение средств ведения войны.

Источники: 1) Гаагские конвенции 1907, 2) четыре Женевские конвенции о защите жертв войны1949, два доп. Протокола к ним 1949 и два 1977, 3) Конвенция о защите культурных ценностей 1954, 4) Конвенция о запрещении или ограничении некоторых видов оружия 1980
29. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

Правовые средства разрешения международных споров – это международно-правовые способы, приемы, методы урегулирования споров между государствами без применения ВС.

Мирные средства разрешения международных споров:1) Переговоры; 2) Международная примирительная процедура ( добрые услуги, посредничество, следственные комиссии); 3)Международная арбитражная и судебная комиссия; 4) Разрешение споров в международных организациях.

Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов. Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор, создать угрозу для поддержания международного мира и безопасности, изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон и нанести ущерб интересам другой стороны.

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН урегулирование споров на основе международного права означает применение: 1) Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определенно признанные спорящими государствами. 2) Международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. 3) Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями. 4) Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования споров и конфликтов, возникающих между ними.

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

30. СНГ

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

8 декабря 1991г. РФСФР, Украина и Белоруссия.

21 декабря 1991г - 11 государств.

9 декабря 1993г - + Грузия.

Прибалтика не вошла.

22 января 1993г принят устав.

СНГ - международная организация.

1 группа: 1) Совет глав государств; 2) Совет глав правительств; 3)Координационно консультативный комитет; 4) Совет министров иностранных дел; 4) Совет министров обороны; 5) Совет командующих пограничными войсками; 6) Экономический суд

2 группа: 1) Исполнительный секретариат; 2) Совет руководителей внешнеэкономических ведомств

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ

1993г - подписан договор (9 стран)

Этапы экономической интеграции:

1. Образование ассоциации свободной торговли (реализован полностью)

2. Создание таможенного союза

3. Переход к общему рынку



страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: