NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Название дисциплины: Механика сплошных сред. Лекторы. 1


  1. Название дисциплины: Механика сплошных сред.

2. Лекторы.

2.1. Д.ф.-м.н. профессор Грац Юрий Владимирович, кафедра теоретической физики физического факультета МГУ, [email protected], +7(495)939–53–89.

    1. К.ф.-м.н. доцент Чижов Геннадий Александрович, кафедра теоретической физики физического факультета МГУ, [email protected], +7(495)939–31–77.

3. Аннотация дисциплины.

Курс является неотъемлемой частью курса теоретической физики, преподаваемого студентам-физикам в большинстве ведущих университетах мира. Он рассчитан на студентов, которые будут специализироваться в различных областях физики, как теоретической, так и экспериментальной. Курс направлен на то, чтобы дать по возможности полное представление о механике сплошных сред как об основе различных наук о движении и равновесии деформируемых сред и мог бы послужить базисом для изучения специальных рассматриваемых в этих науках вопросов. В нем большое внимание уделяется качественным методам исследования, позволяющим относительно просто понять характер исследуемого явления и получить оценку величины ожидаемого эффекта. Это позволяет заметно расширить круг рассматриваемых проблем.
4. Цели освоения дисциплины.

Приобретаемые в результате навыки анализа сложных систем, сочетающие построение математических моделей, методы их исследования и интерпретацию полученных результатов, должны послужить формированию синтетического подхода, крайне необходимого в исследовательской работе.
5. Задачи дисциплины.

Обучение методам решения и исследования конкретных физических задач с использованием всего арсенала полученных знаний.
6. Компетенции.

6.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины. ПК-1

6.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины. ПК-2
7. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен знать основы теории, уметь применять ее к решению конкретных задач, овладеть методами построения математических моделей рассматриваемого круга явлений, количественного и качественного их исследования.
8. Содержание и структура дисциплины.


Вид работы

Семестр

Всего

5







Общая трудоёмкость, акад. часов

72







72

Аудиторная работа:













Лекции, акад. часов

36







36

Семинары, акад. часов













Лабораторные работы, акад. часов













Самостоятельная работа, акад. часов

36







36

Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен)

зач.











N
раз-
дела


Наименование
раздела



Трудоёмкость (академических часов) и содержание занятий


Форма
текущего
контроля


Аудиторная работа
Самостоятельная работа




Лекции


1

Модели сплошной среды. Основы кинематики

Лекция №1 (2 часа)

Введение. Модели сплошной среды, область применимости. Полевое описание. Представление Эйлера и Лагранжа. Деформации сплошной среды, тензоры деформаций и скоростей деформаций.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.


ДЗ



2


Система уравнений движения среды

Лекция №2 (2 часа)

Уравнение непрерывности. Описание взаимодействий в сплошной среде, объемные и поверхностные силы. Тензор напряжений. Законы изменения импульса и энергии.Термодинамика сплошной среды.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.



ДЗ



3



Течение идеальной жидкости

Лекция №3(2 часа)

Уравнения движения. Интегралы уравнений движения идеальной жидкости. Вихревое течение. Линии вихря. Условие вмороженности. Теоремы Томсона, Лагранжа, Гельмгольца, Фридмана.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

ДЗ, Т

Лекция №4(2 часа)

Линейные волны в идеальной жидкости. Звук. Волны на поверхности (гравитационные волны).


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

Лекция №5(2 часа)

Потенциальное течение идеальной жидкости. Потенциальное обтекание и движение тел в идеальной жидкости. Присоединенная масса. Парадокс Даламбера. Кавитация.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

Лекция №6(2 часа)

Сильные возмущения в идеальной жидкости. Волны Римана. Ударные волны. Истечение газа через сопло, акустический горизонт.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.


4


Вязкая жидкость


Лекция №7 (2 часа)

Вязкость и ее описание. Ньютоновы и неньютоновы жидкости. Приближение Навье-Стокса. Диссипативная функция. Движение вихрей в вязкой жидкости. Закон подобия, П-теорема.



2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

ДЗ

Лекция №8 (2 часа)

Линейные возмущения в вязкой жидкости. Затухание вихрей и волн на поверхности вязкой жидкости. Влияние вязкости на движение твердых тел.



2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.



5



Турбулентное течение

Лекция №9 (2 часа)

Развитая турбулентность. Спектр Колмогорова-Обухова. Логарифмический профиль скоростей. Релаксация турбулентного течения. Основные виды неустойчивости, сценарии развития турбулентности.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

ДЗ


6


Пограничный слой

Лекция №10 (2 часа)

Ламинарный пограничный слой, уравнения Прандтля. Турбулентный пограничный слой.



2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.


ДЗ



7


След


Лекция №11 (2 часа)

Ламинарный след. Турбулентный след.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.


ДЗ




8


Теплопередача

Лекция №12 (2 часа)

Уравнение теплопереноса. Линейная и нелинейная теплопроводность. Подобие тепловых потоков. Температурный пограничный слой.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.


ДЗ, Т




9



Свободная конвекция

Лекция №13 (2 часа)

Достаточное условие отсутствия конвекции. Уравнения свободной конвекции. Возбуждение конвекции. Свойства подобия уравнений свободной конвекции.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

ДЗ


10


Поверхностные явления

Лекция №14 (2 часа)

Формула Лапласа. Движение жидкости по капиллярам. Капиллярные волны. Влияние вязкости на затухание капиллярных волн. Пленки на поверхности жидкости.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

ДЗ



11


Магнитная гидродинамика

Лекция №15 (2 часа)

Уравнения движения идеальной замагниченной жидкости. Вмороженность силовых линий магнитного поля. Волны. Уравнения МГД в случае конечной проводимости.

2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

ДЗ


12


Теория упругости

Лекция №16 (2 часа)

Обобщенный закон Гука. Изотропная упругая среда, структура тензора напряжений. Простые деформации, Модуль Юнга и коэффициент Пуассона.

Колебания стержней.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

ДЗ, Т

Р

Лекция №17 (2 часа)

Линейные волны в изотропной упругой среде. Звук в упругой неограниченной среде. Волны на поверхности.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.

Лекция №18 (2 часа)

Линейные волны в анизотропных средах.


2 часа

Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом.




9. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

  1. Дисциплина по выбору.

  2. Базовая часть, профессиональный блок, модуль «Теоретическая физика».

  3. Курс дает введение в методы построения математических моделей и аналитического описания движения и равновесия сплошной деформируемой среды. Данные методы в той или иной степени обобщаются и используются в других курсах теоретической физики, в современных теоретико-полевых моделях, в физике конденсированного состояния.

    1. Механика, термодинамика, электродинамика, математический анализ, дифференциальные уравнения.

    2. Теория поля, физика конденсированного состояния.


10. Образовательные технологии

  • Лекционные занятия.

  • Самостоятельная работа над лекционным материалом.

  • Выполнение домашних заданий.

  • Тестирование.

  • Работа над рефератами (по желанию).


11. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Образец домашнего задания:

  1. Определить форму струи, вытекающей через круглое отверстие в дне большого резервуара с жидкостью. Радиус отверстия r, скорость жидкости на выходе из отверстия v , ускорение свободного падения g. Жидкость считать идеальной.

  2. Погруженная в несжимаемую жидкость сфера расширяется по заданному закону R(t). Определить давление жидкости на поверхности сферы.

  3. Найти ускорение сферического газового пузыря в начале его всплытия в идеальной несжимаемой жидкости

  4. Используя уравнение Эйлера в форме Громеки-Лэмба, определить давление внутри жидкости, вращающейся как твердое тело с угловой скоростью вокруг вертикальной оси.

  5. Определить изменение температуры воздуха с высотой в атмосфере, находящейся на границе устойчивости.



Образец варианта задания по контролю усвоения теоретического материала:

  1. Доказать теорему об изменении плотности потока импульса , где - тензор плотности потока импульса.

  2. Вывести уравнение движения вихря в идеальной жидкости (уравнение Гельмгольца)



Каким дополнительным условиям должно подчиняться это движение?

  1. Показать, что сильные адиабатические возмущения идеального газа в одномерном случае описываются квазилинейным уравнением , где .



Образец тестового задания:

1. Уравнение Эйлера для идеальной жидкости, обладающей удельной энтальпией h,

в поле потенциальных массовых сил с потенциалом U имеет вид:



2. Условием вмороженности линий векторного поля в несжимаемой жидкости называется соотношение:



3. В баротропной жидкости в поле потенциальных массовых сил вектор вихря удовлетворяет уравнению



Примеры тем рефератов:

1. Гидродинамика кровообращения.

2. Неньютоновские жидкости.

3. Вихри в атмосфере.

4. Гидродинамические неустойчивости.

5. Волны-убийцы.
12. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. В.В. Петкевич «Основы механики сплошных сред» (2001, Москва, УРСС), 1981.

2. Л.И. Седов. Механика сплошных сред. Т. 1, 2. М.: Наука, 1995.

3. Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц. Гидродинамика. М.: Наука, 1986.

Дополнительная литература:

1. К.В. Лотов «Физика сплошных сред» . Москва-Ижевск, Институт компьютерных исследований, 2002.

2. В.Г. Черняк, П.Е. Суетин. «Механика сплошных сред»: Учеб. пособие для вузов. М. ФИЗМАТЛИТ, 2006.

3. Г.Е. Векштейн. Физика сплошных сред в задачах. М. Институт компьютерных исследований, 2002.

13. Материально-техническое обеспечение

В соответствии с требованиями п.5.3. образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки «Физика».

Мел, доска, цифровой проектор.


Стр. из



страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Программа дисциплины Оптика Лекторы

Программа дисциплины: 1 стр.