Название дисциплины: Механика сплошных сред. Лекторы. 1
Название дисциплины: Механика сплошных сред.
2. Лекторы.
2.1. Д.ф.-м.н. профессор Грац Юрий Владимирович, кафедра теоретической физики физического факультета МГУ, [email protected], +7(495)939–53–89.
К.ф.-м.н. доцент Чижов Геннадий Александрович, кафедра теоретической физики физического факультета МГУ, [email protected], +7(495)939–31–77.
3. Аннотация дисциплины.
Курс является неотъемлемой частью курса теоретической физики, преподаваемого студентам-физикам в большинстве ведущих университетах мира. Он рассчитан на студентов, которые будут специализироваться в различных областях физики, как теоретической, так и экспериментальной. Курс направлен на то, чтобы дать по возможности полное представление о механике сплошных сред как об основе различных наук о движении и равновесии деформируемых сред и мог бы послужить базисом для изучения специальных рассматриваемых в этих науках вопросов. В нем большое внимание уделяется качественным методам исследования, позволяющим относительно просто понять характер исследуемого явления и получить оценку величины ожидаемого эффекта. Это позволяет заметно расширить круг рассматриваемых проблем.
4. Цели освоения дисциплины.
Приобретаемые в результате навыки анализа сложных систем, сочетающие построение математических моделей, методы их исследования и интерпретацию полученных результатов, должны послужить формированию синтетического подхода, крайне необходимого в исследовательской работе.
5. Задачи дисциплины.
Обучение методам решения и исследования конкретных физических задач с использованием всего арсенала полученных знаний.
6. Компетенции.
6.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины. ПК-1
6.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины. ПК-2
7. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен знать основы теории, уметь применять ее к решению конкретных задач, овладеть методами построения математических моделей рассматриваемого круга явлений, количественного и качественного их исследования.
8. Содержание и структура дисциплины.
Вид работы | Семестр | Всего | ||
5 | | | ||
Общая трудоёмкость, акад. часов | 72 | | | 72 |
Аудиторная работа: | | | | |
Лекции, акад. часов | 36 | | | 36 |
Семинары, акад. часов | | | | |
Лабораторные работы, акад. часов | | | | |
Самостоятельная работа, акад. часов | 36 | | | 36 |
Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен) | зач. | | | |
N раз- дела | Наименование раздела | Трудоёмкость (академических часов) и содержание занятий | Форма текущего контроля | |
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | | ||
Лекции | ||||
1 | Модели сплошной среды. Основы кинематики | Лекция №1 (2 часа) Введение. Модели сплошной среды, область применимости. Полевое описание. Представление Эйлера и Лагранжа. Деформации сплошной среды, тензоры деформаций и скоростей деформаций. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
2 | Система уравнений движения среды | Лекция №2 (2 часа) Уравнение непрерывности. Описание взаимодействий в сплошной среде, объемные и поверхностные силы. Тензор напряжений. Законы изменения импульса и энергии.Термодинамика сплошной среды. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
3 | Течение идеальной жидкости | Лекция №3(2 часа) Уравнения движения. Интегралы уравнений движения идеальной жидкости. Вихревое течение. Линии вихря. Условие вмороженности. Теоремы Томсона, Лагранжа, Гельмгольца, Фридмана. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ, Т |
Лекция №4(2 часа) Линейные волны в идеальной жидкости. Звук. Волны на поверхности (гравитационные волны). | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | |||
Лекция №5(2 часа) Потенциальное течение идеальной жидкости. Потенциальное обтекание и движение тел в идеальной жидкости. Присоединенная масса. Парадокс Даламбера. Кавитация. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | |||
Лекция №6(2 часа) Сильные возмущения в идеальной жидкости. Волны Римана. Ударные волны. Истечение газа через сопло, акустический горизонт. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | |||
4 | Вязкая жидкость | Лекция №7 (2 часа) Вязкость и ее описание. Ньютоновы и неньютоновы жидкости. Приближение Навье-Стокса. Диссипативная функция. Движение вихрей в вязкой жидкости. Закон подобия, П-теорема. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
Лекция №8 (2 часа) Линейные возмущения в вязкой жидкости. Затухание вихрей и волн на поверхности вязкой жидкости. Влияние вязкости на движение твердых тел. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | |||
5 | Турбулентное течение | Лекция №9 (2 часа) Развитая турбулентность. Спектр Колмогорова-Обухова. Логарифмический профиль скоростей. Релаксация турбулентного течения. Основные виды неустойчивости, сценарии развития турбулентности. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
6 | Пограничный слой | Лекция №10 (2 часа) Ламинарный пограничный слой, уравнения Прандтля. Турбулентный пограничный слой. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
7 | След | Лекция №11 (2 часа) Ламинарный след. Турбулентный след. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
8 | Теплопередача | Лекция №12 (2 часа) Уравнение теплопереноса. Линейная и нелинейная теплопроводность. Подобие тепловых потоков. Температурный пограничный слой. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ, Т |
9 | Свободная конвекция | Лекция №13 (2 часа) Достаточное условие отсутствия конвекции. Уравнения свободной конвекции. Возбуждение конвекции. Свойства подобия уравнений свободной конвекции. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
10 | Поверхностные явления | Лекция №14 (2 часа) Формула Лапласа. Движение жидкости по капиллярам. Капиллярные волны. Влияние вязкости на затухание капиллярных волн. Пленки на поверхности жидкости. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
11 | Магнитная гидродинамика | Лекция №15 (2 часа) Уравнения движения идеальной замагниченной жидкости. Вмороженность силовых линий магнитного поля. Волны. Уравнения МГД в случае конечной проводимости. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ |
12 | Теория упругости | Лекция №16 (2 часа) Обобщенный закон Гука. Изотропная упругая среда, структура тензора напряжений. Простые деформации, Модуль Юнга и коэффициент Пуассона. Колебания стержней. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | ДЗ, Т Р |
Лекция №17 (2 часа) Линейные волны в изотропной упругой среде. Звук в упругой неограниченной среде. Волны на поверхности. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. | |||
Лекция №18 (2 часа) Линейные волны в анизотропных средах. | 2 часа Работа с лекционным материалом, выполнение домашнего задания, работа над рефератом. |
9. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина по выбору.
Базовая часть, профессиональный блок, модуль «Теоретическая физика».
Курс дает введение в методы построения математических моделей и аналитического описания движения и равновесия сплошной деформируемой среды. Данные методы в той или иной степени обобщаются и используются в других курсах теоретической физики, в современных теоретико-полевых моделях, в физике конденсированного состояния.
Механика, термодинамика, электродинамика, математический анализ, дифференциальные уравнения.
Теория поля, физика конденсированного состояния.
10. Образовательные технологии
Лекционные занятия.
Самостоятельная работа над лекционным материалом.
Выполнение домашних заданий.
Тестирование.
Работа над рефератами (по желанию).
11. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Образец домашнего задания:
Определить форму струи, вытекающей через круглое отверстие в дне большого резервуара с жидкостью. Радиус отверстия r, скорость жидкости на выходе из отверстия v , ускорение свободного падения g. Жидкость считать идеальной.
Погруженная в несжимаемую жидкость сфера расширяется по заданному закону R(t). Определить давление жидкости на поверхности сферы.
Найти ускорение сферического газового пузыря в начале его всплытия в идеальной несжимаемой жидкости
Используя уравнение Эйлера в форме Громеки-Лэмба, определить давление внутри жидкости, вращающейся как твердое тело с угловой скоростьювокруг вертикальной оси.
Определить изменение температуры воздуха с высотой в атмосфере, находящейся на границе устойчивости.
Образец варианта задания по контролю усвоения теоретического материала:
Доказать теорему об изменении плотности потока импульса, где
- тензор плотности потока импульса.
Вывести уравнение движения вихря в идеальной жидкости (уравнение Гельмгольца)

Каким дополнительным условиям должно подчиняться это движение?
Показать, что сильные адиабатические возмущения идеального газа в одномерном случае описываются квазилинейным уравнением, где
.
Образец тестового задания:
1. Уравнение Эйлера для идеальной жидкости, обладающей удельной энтальпией h,
в поле потенциальных массовых сил с потенциалом U имеет вид:



2. Условием вмороженности линий векторного поля


3. В баротропной жидкости в поле потенциальных массовых сил вектор вихря


Примеры тем рефератов:
1. Гидродинамика кровообращения.
2. Неньютоновские жидкости.
3. Вихри в атмосфере.
4. Гидродинамические неустойчивости.
5. Волны-убийцы.
12. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. В.В. Петкевич «Основы механики сплошных сред» (2001, Москва, УРСС), 1981.
2. Л.И. Седов. Механика сплошных сред. Т. 1, 2. М.: Наука, 1995.
3. Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц. Гидродинамика. М.: Наука, 1986.
Дополнительная литература:
1. К.В. Лотов «Физика сплошных сред» . Москва-Ижевск, Институт компьютерных исследований, 2002.
2. В.Г. Черняк, П.Е. Суетин. «Механика сплошных сред»: Учеб. пособие для вузов. М. ФИЗМАТЛИТ, 2006.
3. Г.Е. Векштейн. Физика сплошных сред в задачах. М. Институт компьютерных исследований, 2002.
13. Материально-техническое обеспечение
В соответствии с требованиями п.5.3. образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки «Физика».
Мел, доска, цифровой проектор.
Стр. из
страница 1
скачать
Другие похожие работы: