NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тематическое планирование № Название раздела, темы урока



5 класс

Календарно – тематическое планирование





Название раздела, темы урока.

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Средства обучения. Информ. сопровож

дение

Дата

По плану

Факт


Музыка и литература.


1

Интонационно – образная основа музыки.

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

Творчество М.И. Глинки,

П.И. Чайковского.


1

УОНМ

Урок - беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,

П.Чайковский. Симфония №4;








2

Интонация как носитель смысла в музыке.

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.

Творчество П.И. Чайковского

1

КУ

Урок – беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

П.И. Чайковский .Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года»







3

Вокальная музыка.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний.

Русские народные песни.

1

КУ

Семинар

Учебник

Тетрадь

Диск

Русские народные песни.







4

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

Творчество С.Рахманинова, М. Глинки

1

КУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,

С.Рахманинов «Ночь печальна»







5

Фольклор как часть общей культуры человека.


Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Учебник

Тетрадь

Диск

Русская народная песня «Ах, ты степь широкая»,

«Вечерний звон»,

«Есть на Волге утес»







6

Способы обращения композиторов к народной музыке.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

Творчество Н. Рим­ского-Корсакова.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Учебник

Тетрадь

Диск

Симфоническая сюита «Шехеразада» Н. Римский – Корсаков,

Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римский – Корсаков.







7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.


Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

Творчество С.Рахманинова, Г.Свиридова, П.И. Чайковского, Ф. Мендельсона

1

УЗНМ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

С. Рахманинов «Вокализ», Г. Свиридов

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент),

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковский,

Из

фортепиан­ного цикла «Песня без слов». Ф. Мендельсон.







8

Разнообразие вокальной музыки. Творчество отечественных композиторов – песенников, ставших музыкальным символом своего времени.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

Творчество П.И. Чайковского.

1

УПЗУ

Практикум

Учебник

Тетрадь

Диск

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.








9

Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Творчество Н. Римского-Корсакова.

1

УПЗУ

Семинар

Учебник

Тетрадь

Диск

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.








10

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов. Образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Программная симфония.

1

УПЗУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск







11

Романтизм в западноевропейской музыке.

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Творчество Ф.Шопена

1

КУ

Семинар

Учебник

Тетрадь

Диск

Ф. Шопен «Мазурка», «Полонез»







12

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Хоровая музыка. Певческие голоса, хоры, оркестр.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

Откуда приятный и нежный тот звон.

Творчество В.-А. Моцарта.

1

КУ

Практикум

Учебник

Тетрадь

Диск

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт







13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.


Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

Творчество Н. Римского-Корсакова.

1

УПЗУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.







14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

Творчество П. Чайковского, И. Стравинского.


1

УПЗУ

Семинар

Учебник

Тетрадь

Диск

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский,

И. Стравинский «Петрушка»








15

Музыка в театре, кино, на телевидении.


Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

1

УПЗУ

Семинар

Учебник

Тетрадь

Диск

Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.







16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.


Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.


1

УПЗУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.







17

Мир композитора.

Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

1

КЗУ

Беседа

Учебник

Тетрадь









Музыка и изобразительное искусство.


18

Родство художественных образов разных искусств.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Творчество Н. Римского – Корсакова, М. Мусоргского.

1

УПЗУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

Н. Римский – Корсаков. Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко».

М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»







19

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.


Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

П.И. Чайковский

1

КУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

П.И. Чайковский «Отче наш»







20

Возможности воплощения музыкального образа.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.

Творчество С.С. Прокофьева

1

УПЗУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

С. Прокофьев кантата «Александр Невский».







21

Развитие музыкальных образов в различных музыкальных формах.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

1

УПЗУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

С. Прокофьев кантата «Александр Невский».







22

Специфика выразительных средств разных искусств (линий, красок).

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Учебник

Тетрадь

Диск

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.







23

Специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок).

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

1

УОСЗ

Смотр знаний

Учебник

Тетрадь

Диск

Ф.Шуберт «В путь» из «Прекрасная мельничиха».







24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.


Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Творчество И.С. Баха.

1

КУ

Семинар

Учебник

Тетрадь

Диск

И.С. Бах «Прелюдия до мажор», «Токката и фуга ре минор для органа»







25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Учебник

Тетрадь








26

Волшебная палочка дирижера.


Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.


1

КУ

Семинар

Учебник

Тетрадь








27

Образы борьбы и победы в искусстве.


Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.




УПЗУ

Смотр знаний

Учебник

Тетрадь

Диск

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.







28

Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.


Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

1

УОНМ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

И.С. Бах «Прелюдия до мажор», «Токката и фуга ре минор для органа»

П.И. Чайковский «Отче наш»







29

Полифония в музыке и живописи.


Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

М.К. Чюрленис. Фуга.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Учебник

Тетрадь

Диск

И.С. Бах «Прелюдия до мажор», «Токката и фуга ре минор для органа»

М.К. Чюрленис. Фуга.









30

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.


Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин.

1

КУ

Семинар

Учебник

Тетрадь

Диск

М.К. Чюрленис. Фуга.









31

Импрессионизм в музыке и живописи.


Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.

Творчество К. Дебюсси

1

УОНМ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

«Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К. Дебюсси







32

Стилевое многообразие музыки 20 века.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические.

Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

1

КУ

Беседа

Учебник

Тетрадь








33

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

-«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

рисунки В.Гартмана.

1

КУ

Беседа

Учебник

Тетрадь

Диск

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»,

мультфильм








34

Мир композитора.


Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

1

КЗУ

Семинар

Учебник

Тетрадь








35

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Учебник

Тетрадь










Принятые сокращения:
Тип урока:

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УЗИМ – урок закрепления изученного материала

УПЗУ – урок применения знаний и умений

КУ- комбинированный урок
КЗУ – контроль знаний и умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.
Формы урока:

традиционный урок;

урок – игра;

урок – практикум;

урок – семинар;

интегрированный урок;

урок одной задачи;

урок – смотр знаний.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: