Номер урока Тема (содержание) урока Цель урока Форма, тип урока. Методы. Сведения об историко-литературном процессе
Развернутое тематическое планирование по литературе Восточной Сибири. 5 класс
Дата сроки | Номер урока | Тема (содержание) урока Цель урока | Форма, тип урока. Методы. | Сведения об историко-литературном процессе | Формирование эстетических, теоретико-литературных понятий. | Виды деятельности учащихся по развитию речи, аналитических, интерпретаторских, творческих умений | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Устное народное творчество (12 часов + Рр) | |||||||
Русские народные сказки (4 часа) | |||||||
| 1 | Собиратели сказок Восточной Сибири. Особенности русской народной сказки Восточной Сибири «Бурка, Каурка, Синегривый конь». | Объяснительно-иллюстративный, проблемный | Валерий Петрович Зиновьев – ученый – фольклорист Забайкалье. | 1. Композиция и стиль волшебной сказки. 2. Особенности речи сибирской сказки. Речевая характеристика персонажей сказки. Двоемирие: реалистический и фантастический миры. Волшебные помощники. Утроение - принадлежность сказочного стиля, это признак древности сказки. | 1. Чтение сказки. 2. Аналитическая беседа по восприятию сказки. 3. Составление опорного конспекта по теме «Основы волшебной сказки» 4. Особенности фольклорной и литературной сказки: сходство и различия. | Сказку дочитать; отвечать на вопросы учебника. Принести «Конек – Горбунок» |
| 2 | Сопоставление фольклорной и литературной сказки (П. Ершов «Конек - Горбунок») Цель: познакомиться с произведением русского фольклора Сибири; осознать нравственные ценности, заложенные в сказке; уметь отличать фольклорную сказку от литературной; овладеть навыком анализа композиции и стиля волшебной сказки. Зиновьев В.П. «Русские сказки Забайкалья» | Эвристическая беседа. Поисковый. | Память народов о жизни в древние времена. Сказка – средство сохранения народной памяти. | Сравнить сказки литературные и народные (отдельные эпизоды). | ||
| 3,4 | Романтические и фантастические сюжеты в сказке «Митя» | Объяснительно-иллюстративный | Марк Константинович Азадовский; Елена Ивановна | Композиция, стиль сказки. | 1. Создание устных высказываний о прочитанном. | Пересказ сюжета. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | Цель: познакомиться с произведением русского фольклора Сибири; узнать, где и кем записана сказка, как развивается сказочная традиция на реке Лена, в течение XX века, осознать нравственные ценности, заложенные в сказке. Шахеров О.Н., стр. 25-28 | Частично поисковый | Шастина. Развитие сказочной традиции в Восточной Сибири. Идеалы далекого прошлого, связанные с восстановлением гармонии жизни, победой героя над вредителями и злыми силами. | Закономерности исторической судьбы жанра. Особенность сказки: - соединение двух самостоятельных сюжетов («Хитрая наука», «Три языка») - шесть (а не три) превращений Мити. | 2. Выразительно читать, соблюдая особенности местного говора. 3. Овладение навыком анализа композиции и стиля волшебной сказки. 4. Речевая характеристика персонажей. | Найти волшебных помощников, вредителя. |
Бурятские народные сказки (4 часа) | |||||||
| 5,6 | Волшебный и обыкновенный мир в бурятской сказке «Упрямый парень» Цель: познакомить учащихся с произведением бурятского фольклора Сибири; с историей ее появления, осознать нравственные ценности, заложенные в сказке, познакомиться с элементами мифа, проявляющимися в сказке, закрепить представления о единой основе волшебных сказок. | Комментированное чтение | Мифы Героический эпос Основа волшебной сказки – древний миф Хаос мира. | Миф – у истоков словесного искусства. Мифологическая основа сказки. Змей как мифологический персонаж. Двоемирие в сказке. | 1. Беседа – на выявление эмоциональной реакции. 2. Словарная работа. 3. Выборочное чтение. 4. Беседа по вопросам учебника. | Сказку дочитать. Найти: волшебные помощники. |
Читать сказку «Желто-пестрая змея…» ответить на вопросы учебника. | |||||||
| 7 | Волшебная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» Цель: закрепить представление о волшебной сказке; развитие устной речи учащихся. | Обзор сказки. Работа в группах. | Волшебные и бытовые элементы в сказке. | Связь с монологическими мифами – главный персонаж - гигантский змей. Модификация мирового змея. | 1. Работа по вопросам учебника. 2. Устный пересказ. 3. Словесное рисование. 4. Конкурс иллюстраций. | Иллюстрации к сказке. Читать сказки о животных. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 8 | Социально-бытовая сказка «Как хан узнал себе цену». Сказка о животных. «жаворонок и обезьяна» Цель: познакомить учащихся с социально-бытовой сказкой и сказкой о животных; определить волшебные, бытовые элементы в сказках. О.Н. Шахерова Стр. 30-33 | Поисковый, аналитический. Работа в группах. | Фольклорные традиции в Приангарье. | Мифологический словарь. Взаимосвязь русских бытовых сказок, сказок о животных и бурятского национального эпоса. | 1. Работа в группах. 2. Устный пересказ. 3. Сопоставление русских народных сказок и бурятских. 4. Словарная работа. | Задание по группам (см. урок 9) |
Тофаларские народные сказки (1 час) | |||||||
| 9 | Единая основа волшебных сказок и сказок о животных: «Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь», «Изюбрь и сохатый». Цель: познакомиться с произведениями тофаларского фольклора Сибири; осознать нравственные ценности народа. | Частично поисковый. Работа в группах. | Тофалария. Единая основа волшебных сказок и сказок о животных. Знакомство с обитателями сибирской тайги. | Близость фабулы сказки «Три мальчика». К фабуле сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..» Нравственные ценности. | I. Выразительное чтение. II. Работа в группах. 1 гр. - работа со сказками о животных. 2 гр. - сказка "Три мальчика". 3 гр. - "Тер-окыш - долина цветов. - определить тип сказки - доказать принадлежность сказки к определенному типу. III. Выполнение заданий № 29, 31 | Читать эвенкийскую сказку; отвечать на вопросы из учебника. |
Эвенкийские народные сказки (3 часа + Рр 1 час) | |||||||
| 10,11 | Человек и природа в эвенкейской народной сказке "Умусликэн". Цель: познакомиться с произведениями | Проектная, проблемные задания. | Мифологическая основа (модель) мира. Шаманские мифы. Комическое начало. Время и | Шаманство. Общение шаманов с духами - это ритуал. Верх и низ - мифологическое | 1. Создание собственного высказывания. 2. Анализ композиции и стиля | Составить вопросы к сказке. Инд-но: сочини свою сказку. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | эвенкейского фольклора Сибири; с элементами мифа в сказке; закрепить представления о едной основе волшебных сказок. О.Н. Шахерова стр. 35-37 | | пространство. | представление мира. Идеал героя - способный поддерживать космический порядок. | волшебной сказки. 3. Выборочное чтение. 4. Аналитическая беседа. Проект: 5. Коллективная работа: иллюстрации к фрагменту сказки: "Создать" территории верхнего и нижнего миров. | Читать "Тывгун - молодец" |
| 12, 13 Рр | Итоговые уроки по устному народному творчеству. 1. Урок - викторина по изученным сказкам: "Сказки, сказочники". 2. Защита своей сказки под дивизом: "Мой край - Восточная Сибирь" Цель: развитие творческих и аналитических способностей детей; обобщить и систематизировать знания о фольклоре Восточной Сибири, его собирателях. | Синтез ЗУН. Уроки - обобщения с элементами развития речи. | Сопричастность к древнему народному словесному творчеству. | Стилизация сказки. Инсценирование. | 1. Викторина "Знаешь ли ты сказки народов Восточной Сибири". 2. Литературная игра "Восстанови текст". 3. Конкурс на лучшего сочинителя и рассказчика сказки. | Конкурс чтецов, сказителей, сочинителей. Читать рассказ С. Устинова. |
Раздел II. Человек и природа (5 часов + Рр – 1 час) | |||||||
| 14 | Семен Устинов. Рассказ «Любопытный бурундучок». Цель: познакомиться с произведением современного писателя; обучение выразительному чтению рассказа; выявлять авторскую позицию. О. Шахерова Стр. 42-43 | Выразительное чтение, эвристическая беседа. | Уникальность прибайкальской природы. Духовная причастность к тайне красоты родного края. Слово о писатели. | т.л. Рассказ, новелла. Антитеза, олицетворение. | 1. Анализ сюжета: - повадки - внешний вид - образ жизни бурундучка - отношение человека к зверьку. 2. Устные высказывания. | Читать рассказ А. Смирнова. |
| | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 15 | Алексей Смирнов. Рассказ «Черника – хранитель тысячелетий». Цель: познакомиться с произведением современного автора; научиться выявлять авторское отношение к описываемому событию. О. Шахерова Стр. 43-44 | Выразительное чтение, эвристическая беседа. | Слово о писателе. Экология природы – экология души человека. | Смысл заголовка. Проблема: « Почему черника названа «хранителем - тысячелетий» Эпитет. | 1. Работа с фотоматериалами «Тайга». 2. Беседа по содержанию. 3. Рассуждения: «Лесной пожар. Что сулит природе? | Сведения о Распутине. Читать «В тайге над Байкалом. Группа: «Фотоальбом Байкала». |
| 16,17,18 | Валентин Распутин. Рассказ «В тайге над Байкалом» Цель: познакомить учащихся с произведением В.Распутина; привести школьников к пониманию значимости переживаемого героем события. О. Шахеров Стр. 44-46 | | Сибирская тайга. Байкал. Поэзия братского поэта А. Лисицы. Иркутская ГЭС. Слово о Распутине. | Олицетворение, сравнение, эпитеты. Образ тропы в рассказе. Красота сибирской природы. Пейзаж. | 1. Тема, идея. 2. Художественные средства в передаче красоты сибирской природы. 3. Беседа по содержанию. 4. Устное рисование. 5. Создайте устный рассказ – описание. 6. Подбор эпитетов к описанию. | Найти стихи А. Лисицы «Тропа лесная», «Я любил Байкал еще не видя» |
| 19 Рр | Подготовка к написанию сочинения – миниатюры «Путешествие (по берегу реки, озера, моря, по лесной или полевой тропе)» Цель: формирование умений создавать рассказ – описание на основе личного опыта или по воображению; учить отбирать | Исследовательский, творческий. | | Творческое осмысление темы. | 1. Тема, идея, сочинения. 2. Эпиграф. 3. Составление плана. 4. Отбор материала с использованием ИВС. 5. Создание текса. 6. Рецензирование. | Переписать сочинение. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | материал, логически его вы страивать. | | | | 7. Взаимопроверка. | |
Стихи и проза для детей (14 часов + ВНч. 1 час) | |||||||
| 20,21 | Мир детства в стихах Георгия Граубина: «До нашей эры», «свободный час», «Если не нравимся», «Каникулярия» Цель: знакомство с лирикой иркутского писателя; выявление общей тематики стихотворений; авторской позиции; развитие аналитических умений и навыков учащихся. О. Шахерова Стр. 49-52 | Урок анализа лирического произведения. Поисковый. | Слово о Г. Граубине. Прошлое и настоящее в стихотворении «До нашей эры». Способность поэта видеть мир глазами ребенка. | т.л. рифма, строфа, ритм. «Тайна» стихотворений Г. Граубина, художественный мир стихотворения. Микротемы стихотворений. Понимание взаимной связи содержания и формы стихотворений. | Задания по группам: - работа со стихами по алгоритму) (Шахеров стр. 50) 2. Обсуждение. 3. Творческое задание: сочинение стихов на заданные рифмы. 4. Выразительное чтение стихотворений. | Составить рассказ о разных системах обучения от имени мальчика из Урарту. Сочинить стихи на заданные рифмы. |
| 22 | Значение труда в жизни человека в стихотворениях Юрия Черных «Веселый разговор», «Необычные гости» Цель: привлечь внимание к творчеству земляка Ю. Черных; пробудить учащихся задуматься над нравственными вопросами современной жизни; определить тематику, авторскую позицию в стихах поэта. О. Шахерова Стр. 53 | Поисковой, проблемный. | Братчанин Юрий Черных и его творчество. Статья В. Корнилова «Стих в живые голоса» (о творчестве Ю. Черных) | Художественные особенности стихов. | 1. Выразительное чтение. 2. Анализ стихотворений. 3. Определить особенности содержания и формы стихотворения. 4. Турнир веселых «рифмачей». | Задания по группам: - написать стихотворение. «Необычные гости» |
| 23 | Иннокентий Луговской. Стихотворение «Кто разбил лед?» | Объяснительно-иллюстративный, поисковый. | Слово об Иннокентии Луговском. | Словарь вводимых понятий: - эпиграф | 1. Освоение понятий. 2. Анализ стихо- | Конкурс чтецов: стихи братских |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | Цель: увидеть особенности содержания стихотворения И. Луговского; показать роль эпиграфа; познакомить с особенностью звукописи в передаче авторской мысли в лирическом произведении. | | | - аллитерация - ассонанс | творений 3. Выразительное чтение стихотворений. | поэтов. |
| 24 ВНч | «Мой город» - цикл стихов братских поэтов о родном городе. Цель: формирование представлений об истории и культуре родного города через поэзию братчан; воспитание культуры чтения, патриотизма. | Урок внеклассного чтения | Н. Снегов А. Лисица А. Яковлева и др. Сборник стихов «И пальцы просятся к перу». | Представление об истории и культуре родного Братска, Сибирского края. | 1. Чтение наизусть. 2. Устные высказывания; аргументирование: почему выбрано именно данное стихотворение. | Прочитать рассказ А. Шастина «Пример для подражания» |
| 25 | Слов и дело в рассказе Анатолия Шастина «Пример для подражания» Цель: привлечь внимание к рассказам для детей иркутского писателя А. Шастина; понять нравственные аспекты рассказа. О. Шахерова Стр. 55 | Эвристическая беседа | Слово об А. шастине. Истинная и ложная воспитанность. | Художественная деталь. Ирония. Комический эффект. Значение слова и дела в жизни. | 1. Беседа по прочитанному. 2. Выборочное чтение. 3. Творческое задание: Составить рассказ на основе жизненного опыта. 4. Нахождение ИВС. | Сказка «Мешок снов». Отвечать на вопросы из учебника. |
| 26,27 | Юрий Самсонов и его сказка «Мешок снов» Цель: знакомство с творчеством Ю. Самсонова; выявить нравственные уроки по произведению – сказке; овладение навыками анализа прозаического текста. | Поисковый, объяснительно-иллюстративный. | Литературная и народная сказки. Урок сказки Ю. Самсонова. О щедрости и жадности, подлинной красоте и доброте. | Двоемирие в сказке; магическое число «3»; Волшебницы Поиск клада. Авторская позиция. Черты современного города. | 1. Художественный пересказ эпизодов. 2. Анализ сказки. 3. Развернутый ответ – характеристика. 4. Творческое задание – сочинение. | Описать: «Какой сон вы попросили бы у старушки?» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | Кольцевая композиция. | | |
| 28 1 | Геннадий Павлович Михасенко. Фантастический рассказ «Тетя Атиса» | Объяснительно-иллюстративный | Слово о Г.П. Михасенко Обзор его творчества. | Олицетворение. Работа со словарем. Особенности взаимоотношения между взрослыми и детьми. Конфликт между желаемым и реально возможным. | 1. Чтение по ролям. 2. Пересказ фрагментов текса: - подробный; - сжатый; - выборочный. 3. Анализ текста. 4. Анализ диалога. Творческие задания: - конкурс на лучшего рассказчика фрагмента текста; - рассказ от имени тети Атисы. | Читать частьII (2-ой день из жизни Вани Петухова) |
| 29 2 | Основной конфликт в рассказе «Тетя Атиса» | Эвристическая беседа | Дочитать рассказ, ответить на вопросы учебника. | |||
| 30 3 | Прием олицетворения и его роль в рассказе «Тетя Атися». | Анализ текста, поисковый. | ||||
| 31 4 | Становление характера главного героя фантастического рассказа. Общие цели: пробудить интерес к творчеству братского писателя Г. Михасенко; показать своеобразие рассказа – сочетание фантастического и современного реалистического миров; развитие аналитических навыков и умений учащихся. | Проблемный, поисковый. | Подготовиться к конкурсу на лучшего рассказчика. | |||
| 32 | Марк Сергеев. Ответственность человека за свои поступки в рассказе «Для чего нужна сила, или как не стать посмешищем». Цель: познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества М.Сергеева; показать особенности сюжета; побудить школьников задуматься над нравственными вопросами современной жизни. | Поисковый. Объяснительно-иллюстративный | Об авторе Марке Давидовиче Сергееве; основные вехи жизни и творчества. Стихи туркменского поэта Каюма Тангрыкумиева. | Советы М.Д. Сергеева. Для чего нужна сила человеку? Поговорки и пословицы разных народов в рассказе. | 1. Вопросы на выявление темы и ее развития. 2. Выписать поговорки и пословицы, разных народов, приведенные в рассказе; дать их толкование. | Выписать важные на ваш взгляд, советы. Прочитать стихотворение А. Лисицы «Учительница» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | О. Шахерова Стр. 58 | | | | | |
| 33 | Геннадий Машкин Образ учителя музыки в рассказе «Лютня» Цель: познакомить учащихся с точкой зрения писателя на роль учителя в жизни человека; показать особенности рассказа; учить понимать авторскую позицию. О. Шахерова Стр. 59 | Поисковый, эвристическая беседа. | Слово о Г. Машкине. Учитель с точки зрения писателя. | Сопоставление рассказа Машкина и стихотворения А. Лисицы «Учительница» Открытие школьниками сущности характера и поведения своего учителя. | 1. Устный рассказ о любимом (уважаемом) учителе). 2. Выразительное чтение. 3. Сравнение сюжетов в прозаическом и стихотворном текстах. | |
| 34 | Итоговый урок «Мое открытие сибирской литературы». Встреча с братским поэтом Цель: обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по курсу «Литература Восточной Сибири»; встреча с творческим человеком родного Братска. | Синтез ЗУН Библиотечный урок | | Выставка сборников стихов братских поэтов; литературных изданий писателей – братчан. | 1. Встреча и защита творческих работ, выполненных в течение учебного года. 2. Встреча с поэтом В. Корниловым. | |
| Всего: | ||||||
- чтение и изучение произведений | - 30 часов | ||||||
- развитие речи | - 2 часа | ||||||
- внеклассное чтение | - 1 час | ||||||
- библиотечный урок | - 1 час | ||||||
| | Итого: | 34 часа |
Рабочая программа составлена Некрасовой Г.Н.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: