О. А. Захарова Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике часть 2 3 класс, II полугодие Под ред. Р. Г. Чураковой Содержание I. Пояснительная записка
В этом случае общее число параметров работы 7 (n = 7), количество активных (тех, для которых выставлены «+») параметров 3 (k = 3), и были допущены вычислительные ошибки (р = 1).
Оценочный коэффициент равен: С = 100 • (3 + 1) : (7 + 1) = 50 %.
Следовательно, анализируемая работы должна быть оценена отметкой «3».
II. Распределение работ по темам и пунктам учебника
№ работы | Тема | Содержание | № задания работы | Страницы | ||
СР | УПР | учебник | тетрадь | |||
1 | Умножение на двузначное число | Умножение на число 10 | 1(1) | 2 | 11 – 12 | 6 – 7 |
Умножение на круглое двузначное число | 1(2) | 2 | 13 – 14 | 8 – 9 | ||
Умножение числа на сумму | 2 | 4 | 15 – 16 | 10 – 11 | ||
Умножение на двузначное число | 3, 4 | 5 | 17 – 18 | 12 – 14 | ||
Запись умножения столбиком | 3, 4 | 1, 5 | 19 – 21 | 15 – 18 | ||
2 | Свойства деления | Уравнение на умножение и деление | 1 | 1, 2 | 26 – 31 | 19 – 25 |
Уравнение как способ решения задачи | 2 | 1, 2 | 32 – 34 | 26 – 28 | ||
Частные случаи деления (на число 1, деление числа 0) | 3 | 4 | 35 – 42 | 29 – 34 | ||
Деление суммы (разности) на число | 4 | 4 | 43 – 48 | 35 – 42 | ||
3 | Измерение и вычисление площади | Способы сравнения площадей | 1 | 1 | 52 – 53 | 43 – 43 |
Измерение площади многоугольника | 1 | 3 | 58 – 61 | 47 – 48 | ||
Умножение на число 100 и 1000 | 3 | 2, 4 | 65 – 66, 81 – 82 | 49 – 50, 61 | ||
Соотношение между различными единицами измерения площади | 4 | 2, 4 | 67 – 72, 83 – 90 | 44 – 46, 51 – 55, 62 – 67 | ||
Вычисление площади прямоугольника | 2 | 5, 3, 6 | 93 – 96 | 68 – 69 | ||
4 | Решение задач | Задачи с недостающими данными | 1 | 1, 2 | 75 – 80 | 56 – 60 |
Задачи с избыточными данными | 2 | 3 | 97 – 98 | 70 – 71 | ||
Выбор рационального пути решения | 3 | 3 | 99 – 100 | 72 – 76 | ||
5 | Устное деление | Деление на число 10, 100 и 1000 | 1 | 2 | 110 – 115 | 83 – 88 |
Деление на однозначное число | 2(1) | 2 | 116 – 117 | 89 – 91 | ||
Деление на двузначное число | 2(2) | 2 | 118 – 119 | 92 – 93 | ||
6 | Составление и разрезание фигур | Построение симметричных фигур | 1 | 3 | 122 – 124 | 94 |
Составление и разрезание фигур | 2 | 4, 6, 7 | 124 – 128 | - | ||
Равносоставленные фигуры | 2 | 1 | 129 – 131 | - | ||
Равновеликие фигуры | 3 | 2 | 129 – 131 | - | ||
Геометрия на бумаге в клетку | 1 | 3 | 141 – 142 | - | ||
7 | Контрольная работа, ч.1 | Умножение на двузначное число | 1( 1) | - | - | - |
Деление на двузначное число | 1(2) | - | ||||
Единицы измерения площади | 2 | - | ||||
Измерение и вычисление площади | 3 | - | ||||
Задачи с не достающими и избыточными данными | 4 | - | ||||
8 | Контрольная работа, ч.2 | Различные формы записи условия: краткая запись; таблица | 1, 2 3 | - | - | - |
Различные способы записи решения задачи: по действиям; в виде выражения | 1, 3 2 | - | ||||
9 | Итоговая контрольная работа | Сравнение четырехзначных чисел | 1 | - | - | - |
Алгоритм сложения и вычитания столбиком | 2 | - | ||||
Умножение на двузначное число | 2 | - | ||||
Запись умножения столбиком | 2 | - | ||||
Деление на однозначное число | 2 | - | ||||
Единицы измерения площади | 1 | - | ||||
Измерение и вычисление площади | 3 | - | ||||
Задачи на кратное сравнение | 4 | - |
III. Самостоятельные работы
№1. Умножение на двузначное число
Вариант 1
1. Выполни умножение:
1) 4 • 10; 16 • 10; 562 • 10; 40023 • 10;
2) 8 • 30; 7 • 20; 12 • 50; 1000 • 40.
2. Найдите значения выражений:
1) 41 • 85 + 41 • 15; 2) 52 • (20 + 5).
3. Вычисли значение каждого из данных произведений, записав вычисления столбиком.
46 • 9; 52 • 48; 123 • 63.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
На склад привезли 24 мотка проволоки по 15 м каждый и 63 мотка по 20 м. Сколько всего метров проволоки привезли на склад?
Вариант 2
1. Выполни умножение:
1) 8 • 10; 29 • 10; 421 • 10; 84002 • 10;
2) 9 • 40; 4 • 60; 15 • 50; 1000 • 80.
2. Найдите значения выражений:
1) 32 • 75 + 32 • 25; 2) 24 • (30 + 2).
3. Вычисли значение каждого из данных произведений, записав вычисления столбиком.
72 • 7; 84 • 36; 482 • 24.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
На машину погрузили 27 ящиков по 12 кг в каждом и 53 ящика по 20 кг. Сколько всего килограмм погрузили на машину?
№2. Свойства деления
Вариант 1
1. Найди корень каждого из данных уравнений.
1) х • 6 = 42; 2) 24 : х = 3; 3) х : 12 = 8.
2. Прочитай задачу.
Привезенные саженцы елей рассадили в 15 рядов. В каждом ряду оказалось по 27 саженцев. Сколько саженцев елей привезли?
Реши задачу с помощью уравнения. Найди корень этого уравнения. Запиши ответ задачи.


3

Восстанови пропущенные цифры так, чтобы:
1) значение выражения было равно 1;
2) значение выражения было равно 0;
3) значение выражения было вычислить невозможно.
4. 1) Вычисли значение следующих частных, представив делимое в виде «удобной» суммы:
88 : 8; 208 : 4.
2) Вычисли значение следующих частных, представив делимое в виде «удобной» разности:
87 : 3; 295 : 5.
Вариант 2
1. Найди корень каждого из данных уравнений.
1) х • 7 = 35; 2) 36 : х = 9; 3) х : 24 = 5.
2. Прочитай задачу.
Приехавшую группу туристов расселили в 32 домика. В каждом домике оказалось по 7 человек. Сколько туристов приехало?
Реши задачу с помощью уравнения. Найди корень этого уравнения. Запиши ответ задачи.
3


Восстанови пропущенные цифры так, чтобы:
1) значение выражения было равно 1;
2) значение выражения было равно 0;
3) значение выражения было вычислить невозможно.
4. 1) Вычисли значение следующих частных, представив делимое в виде «удобной» суммы:
77 : 7; 312 : 6.
2) Вычисли значение следующих частных, представив делимое в виде «удобной» разности:
76 : 4; 245 : 5.
№3. Измерение площади
Вариант 1
1. Построй фигуру, площадь которой больше площади первого квадрата, но меньше площади второго квадрата. Измерь площадь построенной фигуры.

2. Начерти прямоугольник со сторонами 2 см и 7 см. Вычисли площадь построенного прямоугольника.
3. Сравни и запиши результат сравнения с помощью знаков >, <, =.
1) 45 • 100 и 45 • 1000; 3) 403 • 100 и 430 • 100;
2) 56 • 1000 и 560 • 100; 4) 100 • 100 и 10 • 1000.
4. Вычисли.
1) 6 кв. дм + 120 кв. см; 3) 12 кв. см + 1200 кв. мм;
2) 3 кв. м 450 кв. дм + 12 кв. м 45 кв. дм; 4) 1 кв. м – 1 кв. мм.
Вариант 2
1. Построй фигуру, площадь которой больше площади первого квадрата, но меньше площади второго квадрата. Измерь площадь построенной фигуры.

2. Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см. Вычисли площадь построенного прямоугольника.
3. Сравни и запиши результат сравнения с помощью знаков >, <, =.
1) 21 • 1000 и 21 • 100; 3) 406 • 100 и 460 • 100;
2) 340 • 100 и 34 • 1000; 4) 10 • 1000 и 100 • 100.
4. Вычисли.
1) 7 кв. дм + 450 кв. см; 3) 67 кв. см + 6300 кв. мм;
2) 7 кв. м 860 кв. дм + 34 кв. м 76 кв. дм; 4) 1 кв. дм – 1 кв. мм.
№4. Решение задач
Вариант 1
1. Прочитай требование задачи.
Во сколько раз сом длиннее и тяжелее карася?
Подчеркни в следующей таблице те величины, которые позволят ответить на это требование.
Рыба | Длина | Масса, кг |
Карп | 1 м 2 дм | 32 |
Карась | 5 дм | 5 |
Сом | 5 м | 420 |
Дополни задачу недостающими данными из таблицы. Ответь на данное требование, решив соответствующую задачу. Запиши ответ задачи.
2. Подчеркни в таблице ту информацию, которая является избыточной для нахождение искомого.
| 1-й рейс | 2-й рейс | 3-й рейс | Всего |
Количество пассажиров | 450, в 5 раз больше | ?, н ![]() | ? | 650 |

Заполни таблицу, исключив избыточные данные. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
3. Реши задачу рациональным способом. Вычисли и запиши ответ.
В магазин привезли 5 ящиков апельсинов, по 23 кг в каждом и столько же ящиков яблок, по 17 кг в каждом. Сколько всего килограмм фруктов привезли в магазин?
Вариант 2
1. Прочитай требование задачи.
Во сколько раз угорь короче и легче белуги?
Подчеркни в следующей таблице те величины, которые позволят ответить на это требование.
Рыба | Длина, дм | Масса |
Белуга | 60 | 1 т 800 кг |
Щука | 18 | 40 кг |
Угорь | 15 | 6 кг |
Дополни задачу недостающими данными из таблицы. Ответь на данное требование, решив соответствующую задачу. Запиши ответ задачи.
2. Подчеркни в таблице ту информацию, которая является избыточной для нахождение искомого.
| 1-е отдел | 2-е отдел | 3-й отдел | Всего |
Количество покупателей | ? | ?, в 6 раз больше | 320, на 40 чел. меньше | 740 |


Заполни таблицу, исключив избыточные данные. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
3. Реши задачу рациональным способом. Вычисли и запиши ответ.
На покраску забора истратили 4 банки белой краски по 12 кг каждая, и столько же красок желтой краски по 8 кг каждая. Сколько всего килограмм краски потратили на покраски забора.
№5. Устное деление
Вариант 1
1. 1) Уменьши 1 м в 10 раз.
2) Уменьши 1 кв. дм в 100 раз.
3) Уменьши 1 кг в 1000 раз.
2. Вычисли:
1) 65 : 5; 77 : 7; 87 : 3;
2) 120 : 12; 480 : 80; 192 : 16.
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В магазине за 5 фломастеров заплатили 75 руб., за 10 карандашей 80 руб., а за 21 ручку заплатили 252 руб. Что стоит дороже, один фломастер, один карандаш или одна ручка?
Вариант 2
1. 1) Уменьши 1 дм в 10 раз.
2) Уменьши 1 кв. м в 100 раз.
3) Уменьши 1 т в 1000 раз.
2. Вычисли:
1) 55 : 5; 72 : 6; 76 : 4;
2) 430 : 43; 240 : 40; 156 : 13.
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В магазине за 8 одинаковых журналов заплатили 96 руб., за 20 одинаковых газет 100 руб., а за 16 тетрадей заплатили 176 руб. Что стоит дешевле, один журнал, одна газета или одна тетрадь?
№6. Составление и разрезание фигур
Вариант 1
1. Заверши построение фигуры, симметричной относительно данной прямой.

2. Начерти квадрат со стороной 4 см. Раздели этот квадрат на два треугольника так, чтобы, из них можно было составить новый треугольник. Сделай соответствующий чертеж. Сравни площади исходного квадрата и построенного треугольника.
3. Построй квадрат, равновеликий данному прямоугольнику. Чему равна длина стороны этого квадрата?

Вариант 2
1. Заверши построение фигуры, симметричной относительно данной прямой.

2. Начерти квадрат со стороной 3 см. Раздели этот квадрат на два треугольника так, чтобы, из них можно было составить новый треугольник. Сделай соответствующий чертеж. Сравни площади исходного квадрата и построенного треугольника.
3. Построй квадрат, равновеликий данному прямоугольнику. Чему равна длина стороны этого квадрата?

IV. Учебно – практические работы
1. Суп из музея кулинарии
Вряд ли можно найти француза, не побывавшего в музеи кулинарии, основанном в маленьком французском городке Вильнев-Лубе, поваром Огюстом Эскафье. Любознательных французов и многочисленных туристов влекут в музей не только всевозможный инвентарь и небольшие механические приспособления повара: от кованной треноги с медным котелком до домашнего повара-робота. Живой интерес вызывает у любознательных посетителей тысячи всевозможных рецептов национальных блюд. В специально отведенных залах каждый желающий может приготовить любое из понравившихся французских блюд. А если что-то будет не получаться, всегда можно обратиться за помощью к опытнейшему повару – экскурсоводу.
За распространение отечественной кулинарии и создание музея кулинарии, Огюст Эскафье был награжден орденом Почетного Легиона, самым знаменитым орденом Франции.
Пожалуй, нет ни одной страны, в которой так любили бы различные супы, как любят их во Франции. Одним из наиболее распространенных французских блюд является суп-пюре, для приготовления которого тушат овощи, затем делают из них пюре, которое варят в бульоне с добавление сливок и яиц.
Вот один из рецептов супа-пюре, выставленный в музеи кулинарии в Вильнев-Лубе.
СУП-ПЮРЕ «ПАРМАНТЬЕ»
10 унций сливочного масла, 40 унций нарезанного кубиками картофеля, 6 унции нарезанного лука и 2 унции чеснока, 2 фунта 2 унции куриного бульона, 3 яйца, 16 унций сливок, соль, лавровый лист, перец молотый.
Масса всех продуктов в этот старинном рецепте приводятся не в привычных килограммах и граммах, а в унциях и фунтах: 1 унция = 28 г; 1 фунт = 454 г.
1. Заполни таблицы перевода унций (от 1 до 5) и фунтов (от 1 до 5) в граммы.
Унции | Граммы | | Фунты | Граммы |
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | | |
5 | | 5 | |
2. Вычисли массу сливочного масла и картофеля в граммах.
3. Запиши выражение для вычисления массы куриного бульона. Вычисли значение этого выражения.
4. Запиши выражение для вычисления общей массы лука и чеснока. Вычисли значение этого выражения, используя правило умножения числа на сумму.
5. Вычисли в столбик массу сливок в граммах.
По этому старинному рецепту можно приготовить суп-пюре на 12 человек.
6. Определи, сколько грамм каждого из продуктов необходимо взять, для того, чтобы приготовить суп-пюре для 24 человек.
2. Что такое «морской орех»?

1. Составь уравнение для вычисления диаметра «морского ореха», если диаметр грецкого ореха составляет около 4 см. Найди корень этого уравнения. Запиши величину, до которой может доходить диаметр «морского ореха».
Наконец, в 1742 году французская морская экспедиция совершенно неожиданно обнаружила пальмы со знаменитыми орехами, названными ими коко-де-мер – «морской кокос», на Сейшельских островах.
Сейшельская пальма – единственный вид пальм, имеющий ствол высотой 30 м и диаметром около 30 см. В окружности такой ствол имеет около 1 м. На вершине этих пальм находится до 30 веерных листьев, ширина которых около 3 м.
2. Определи, во сколько раз диаметр ствола пальмы меньше, ее высоты? Составь соответствующее уравнение. Найди корень этого уравнения.
3. Вычисли сколько раз можно обвернуть ствол пальмы одним ее листом.
Это необычайно медленно и долго растущее дерево. Сейшельские пальмы живут до 800 лет, а их цветение растягивается на 8 лет. Образующие соцветия имеют длину 1 – 2 м. Если, оказавшись под сейшельской пальмой, когда с нее падают орехи, вы останетесь целы и невредимы, считайте, что вам очень повезло. Ее плоды весят до 16 кг, и на одном дереве таких «гирь» бывает до семидесяти. Для того чтобы созреть каждому ореху требуется около десяти лет. Так развивается самое большое семя в мире растений.
4. Найди с помощью выражения, сколько семян успеет созреть на одной Сейшельской пальме (начиная с цветения и заканчивая созревшим семенем) за 18 лет?
5. Вычисли во сколько раз морской орех тяжелее грецкого ореха, если масса грецкого ореха около 5 г.
Сегодня легенды, окружавшие морской орех, уже рассеялись. Но до сих пор орех-гигант продолжает удивлять всех своими размерами.
3. Паспарту для картины
Ты, наверное, неоднократно видел, что художники часто свои картины размещают в картонные цветные рамки, так называемые паспарту. Это «непонятное» слово – неудачное прочтение трех французских слов паспарту (passe par tout), и в переводе с французского языка означает «проходит везде», то есть вокруг всей картины.




1. Сравни площадь внешнего прямоугольника, образованного картиной и паспарту и площадь внутреннего прямоугольника – картины.
Для любой картины, фотографии или открытки можно сделать паспарту самостоятельно.
Прежде всего, выбери картину (это может быть открытка или фотография), которую ты будешь оформлять. Результаты всех измерений и вычислений, которые тебе потребуется выполнять, удобнее всего оформлять в виде таблицы.
| Картина | Лист картона | Паспарту | |
внешние | внутренние | |||
1-я сторона, мм | | | | |
2-я сторона, мм | | | | |
Площадь, кв. мм | | | |
2. Измерь длины сторон картины, которую ты решил оформить. Результаты измерений внеси в таблицу.
3. Определи площадь картины. Результаты внеси в таблицу.
Обычно, ширина паспарту составляет не менее 2 см, в зависимости от размеров обрамляемой картины.
4. Вычисли длины внешних сторон паспарту. Результаты внеси в таблицу.
Теперь необходимо взять лист картона, чтобы наклеивать на него паспарту и саму картину. Длины сторон этого листа должны совпадать с длинами внешних сторон паспарту.
5. Определи длины сторон и площадь листа картона. Результаты внеси в таблицу.
Подбери лист цветной бумаги, сочетающийся по цвету с основными цветами твоей картины. Однако, зачастую, паспарту имеют и противоположные картине цвета: белый, черный, насыщенно желтый.
Вырежи из цветного листа прямоугольник с такими же длинами сторон, как и лист картона и наклей на картон.
Теперь остается наклеить картину на готовый цветной фон. Будь аккуратен, ведь картина должны располагаться точно в центре, а паспарту, с противоположных сторон картины, должно быть одной ширины.
6. Определи площадь паспарту. Результаты внеси в таблицу.
Теперь ты сможешь самостоятельно оформить любую из своих картин или фотографий и организовать собственную выставку в классе или у себя дома.
4. Велико ли страусиное яйцо?
Едва ли найдется на Земле еще одна птица, к которой человек был бы столь несправедлив в своих суждениях и образ жизни которой на протяжении многих веков был бы окружен таким количеством сказок, чем страус.
Е

Поскольку страус - самая большая птица (высота взрослого страуса 2 м 70 см, масса 90 кг), то и откладываемые ею яйца – самые большие из птичьих. Для выведения птенцов страусы выкапывают в песке большую яму и складывают в нее все яйца. Нужно довольно точно рассчитать размер ямы, чтобы в нее поместилось около 20 яиц. Яйца страусов, хотя и невелики по сравнению с размером самой птицы, весят около 1 кг 500 г. По длине страусиное яйцо в 20 раз превосходят куриное.
Страусятам непросто пробить скорлупу яйца, не уступающую по прочности фарфору. Едва вылупившиеся из яйца страусята весят столько же, сколько весит взрослая курица, но уже за первые 2 месяца он увеличивает свою массу в 6 раз. До того, как страусенок станет взрослой птицей, его масса еще раз увеличится в 6 раз.
Спустя 2—3 дня после вылупления выводок покидает гнездо и отправляется в долгое странствие по саванне.
Масса куриных яиц | 60 г |
Масса цыпленка при выводе | 40 г |
Масса курицы | 2 кг 500 г |
Длина куриного яйца | 7 см |
2. Вычисли длину страусиного яйца. Вырази ее в дециметрах. Какое данное из таблицы тебе потребовалось?
3. Определи, сколько весит страусенок при вылуплении. Какое данное в тексте является лишним?
4. Вычисли, на сколько вылупившийся страусенок тяжелее, чем цыпленок при выводе.
5. Вычисли, на сколько взрослый страус выше тебя. Какое данное тебе для этого потребуется?
5. Удобный тариф работы в Интернете
Вы, конечно же, уже много раз слышали об Интернет, читали об этом в журналах. Возможно, кто-то из вас уже не раз блуждал по его «коридорам». Интернет стал для нас так же привычен, как радио, телефон или телевидение. Меж тем он представляет собой одно из чудес света, удивительнейшее явление современного мира, предоставляющий возможность работы с любой информацией. Чтение книг в любых библиотеках мира, знакомство с любыми чертежами, картами, схемами и словарями, и это все предоставляет нам Интернет.
Для того чтобы подключить свой компьютер к Интернету достаточно иметь телефонную линию и специальное устройство – модем, подключаемый к процессору. Остается только обратиться к провайдеру (компании, занимающейся подключением к Интернету) и вы во Всемирной паутине.
Подключение и доступ к Интернету сегодня становятся все более доступными каждому. Стоимость одного часа работы зависит от времени (части суток и количества) работы в Интернете. Весь день разделен на три зоны: утро (с 8.00 до 15.00), день (с 15.00 до 24.00) и ночь (с 0.00 до 8.00). При этом доступ к Интернету ночью дешевле, чем утром или днем. И конечно, стоимость будет зависеть от количества часов, проведенных во Всемирной паутине. Чем больше часов вы проводите в ней, тем дешевле становится каждый час. Все это распределение времени и стоимости называют тарифом, предлагаемым провайдером. Остается выбрать удобный для работы тариф. Например, библиотека не может работать в Интернете по ночам, а клуб «Техническое моделирование» утром, потому что работает с 15 часов.
Один из ведущих провайдеров, предоставляющих услуги Интернета, предлагает два вида оплаты предоставляемых услуг: абонентская плата и карты предоплаты. При абонентской форме оплаты возможно получение пакетов на 10, 25, 50 и 100 часов.
Абонентская плата | 10 ч | 25 ч | 50 ч | 100 ч |
Утро, руб. | 150 | 350 | 650 | 1300 |
День, руб. | 120 | 275 | 500 | 1000 |
Ночь, руб. | 100 | 225 | 400 | 800 |
При подключении к Интернету по картам, оплата происходит за количество условных единиц, расход которых также зависит от зоны: утро – 3 единицы в час, день – 2 единицы в час, ночью – 1 единица в час.
Карта предоплаты | 5 ед. | 10 ед. | 20 ед. | 50 ед. |
стоимость карты, руб. | 55 | 100 | 160 | 250 |
Выбери наиболее удобный тариф для работы:
1) в школе, во время уроков информатики;
2) в кружке «Юный программист»;
3) ученика 3 класса, которому необходимо написать доклад по окружающему миру на тему «Семь чудес света»;
4) ученика, читающего книги в библиотеках мира.
1. Для этого сначала выбери зону (утро, день или ночь), подходящую для каждого из перечисленных видов работы. Обосную свой выбор.
2. Определи стоимость одного часа по каждому из тарифов (для оплаты по картам, прежде вычисли стоимость одной единицы по каждой из временных зон). Результаты вычислений занеси в таблицы:
Абонентская плата | 10 ч | 25 ч | 50 ч | 100 ч | | Карта предоплаты | 5 ед. | 10 ед. | 20 ед. | 50 ед. | ||||
Утро, руб. за ч. | | | | | стоимость одной единицы, руб. | | | | | |||||
День, руб. за ч. | | | | | Утро, руб. за ч. | | | | | |||||
Ночь, руб. за ч. | | | | | День, руб. за ч. | | | | | |||||
Ночь, руб за ч. | | | | | |
3. В соответствии с выбранной зоной, подбери наиболее дешевый тариф для каждого из видов работ. Свой ответ обоснуй.
6. «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»
Эта пословица предостерегает каждого от поспешности в решении задачи. Рассмотри следующие фигуры:


7
1. Распредели эти фигуры на группы, в каждую из которых должны войти все равносоставленные фигуры. Сколько таких групп у тебя получилось? Сделай список равносоставленных фигур:
1-я группа: № ______________________________________;
__________________________________________________
2. Вычисли площадь одной тетрадной клетки (в кв. мм). Вычисли и запиши площадь каждой фигуры.
3. Выбери и запиши номера симметричных фигур. Для каждой из них проведи отрезок, который разбивает эту фигуру на две симметричные части.
В 50-х годах XX века американский математик С. Голомб придумал занимательную игру пентанимо. Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора. Набор пентанимо содержит 12 фигурок, каждая из которых составлена из пяти («пента» в переводе с греческого языка означает «пять») одинаковых квадратов, причем квадраты приложены друг к другу сторонами.
4. Какую из групп составляют фигуры пентанимо? Начерти и дополни соответствующую группу шестью недостающими фигурами. Это и есть 12 фигур пентанимо.
5. Изготовь из картона набор пентамино со стороной квадрата 1 см. Уложи все 12 фигур пентамино в прямоугольник с длиной 6 см и шириной 10 см.
Но вот квадрат, со стороной 8 см, составить из фигур пентанимо не возможно, в центре останется четыре свободные клетки. Если у такого квадрата вырезать в середине квадрат со стороной 2 см, то оставшиеся клетки покрываются двенадцатью фигурами пентанимо.

6. Вырежи из листа в клетку квадрат со стороной 8 см и вырежи в середине квадрат со стороной 2 см – это поле пентанимо. Сложи фигуры пентанимо так, чтобы покрытия поля все поле.
7. Какова наибольшая площадь фигур, складываемых из 12 фигур пентанимо?
V. Контрольная работа
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: