Рабочая программа по предмету биология 10 класс Составитель: учитель Лепешкина Татьяна Владимировна 2013-2014учебный год Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
|   РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г.  |    СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г.  |    УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г.  |  
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
10 класс
Составитель: учитель
Лепешкина Татьяна Владимировна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов авторов: В.И. Сивоглазова , И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11класс.- М.:Дрофа, 2009.
(Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М. Дрофа, 2006.)
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии 1 часа в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
При двухгодичном курсе биологии в 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы». Резервное время в количестве 8 часов, предусмотренное в программе, использовано на проведение экскурсий и обобщающих уроков, которые позволяют обобщить и систематизировать знания, а также применить умения приобретенные на уроках.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.И. Сивоглазова , И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11класс.- М.:Дрофа, 2009\
а также методических пособий для учителя:
В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова «Биология. Общие закономерности» Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2009
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
дополнительной литературы для учащихся:
Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать / понимать
Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Биологическую терминологию и символику;
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;
Описывать особей вида по морфологическому критерию;
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.
Поурочно-тематическое планирование.
|   №  |    Наименование разделов  |    Всего часов  |    Сроки  |    № урока  |    Краткое содержание урока  |    Учебные пособия  |    Тип урока  |    Дом. задание  |  
|   1  |    История эволюционных идей  |    4  |    1 неделя сентября  |    1  |    Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея  |    |    вводный  |    Гл. 4.1 вопросы семинара и индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    2 неделя сентября  |    2  |    Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка  |    |    семинар  |    Гл. 4.2 вопросы семинара и индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    3 неделя сентября  |    3  |    Предпосылки развития теории Ч.Дарвина  |    Доклады учащихся  |    семинар  |    Гл. 4.3,4.4 вопросы семинара и индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    4 неделя сентября  |    4  |    Эволюционная теория Ч.Дарвина  |    Доклады учащихся  |    семинар  |    Повт. По учебнику 9 класса понятия «вид», «популяция»  |  
|   2  |    Современное эволюционное учение  |    9  |    1 неделя октября  |    5  |    Вид. Критерии и структура  |    |    комбинированный  |    Гл. 4.5, составить конспект  |  
|   |    |    |    2 неделя октября  |    6  |    Популяция – структурная единица вида и эволюции  |    |    комбинированный  |    Гл. 4.6, 4.7  |  
|   |    |    |    3 неделя октября  |    7  |    Факторы эволюции  |    Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида»  |    комбинированный  |    Гл. 4.8, отчет о Л.р.  |  
|   |    |    |    4 неделя октября  |    8  |    Естественный отбор – главная движущая сила эволюции  |    |    комбинированный  |    Гл. 4.9  |  
|   |    |    |    1 неделя ноября  |    9  |    Адаптации организмов к условиям обитания  |    Лабораторная работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»  |    комбинированный  |    Гл. 4.10 отчет о Л.р.  |  
|   |    |    |    2 неделя ноября  |    10  |    Видообразование  |    |    комбинированный  |    Гл. 4.11  |  
|   |    |    |    3 неделя ноября  |    11  |    Сохранение многообразия видов  |    |    комбинированный  |    Гл. 4.12, творческое задание (по желанию)  |  
|   |    |    |    4 неделя ноября  |    12  |    Доказательства эволюции органического мира  |    Тезисный конспект  |    Урок комплексного применения знаний  |    Подготовиться к зачету  |  
|   |    |    |    1 неделя декабря  |    13  |    Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»  |    Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах  |    Урок контроля и оценки знаний  |    |  
|   3  |    Происхождение жизни на Земле  |    3  |    2 неделя декабря  |    14  |    Развитие представлений о происхождении жизни на Земле  |    К.п  |    Урок изучения нового материала. лекция  |    Гл. 4.14, 4.15 вопросы семинара, индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    3 неделя декабря  |    15  |    Современные представления о возникновении жизни  |    Доклады учащихся  |    Семинар  |    Гл. 4.15, 4.16 вопросы семинара, индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    4 неделя декабря  |    16  |    Развитие жизни на Земле  |    таблица  |    Семинар  |    Гл. 4.16, таблица в тетради  |  
|   4  |    Происхождение человека  |    5  |    2 неделя января  |    17  |    Гипотезы происхождения человека  |    Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»  |    Урок изучения и первичного закрепления нового материала  |    Гл 4.17, 4.18 отчет о П.р., индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    3 неделя января  |    18  |    Положение человека в системе органического мира  |    Доклады учащихся  |    комбинированный  |    Гл. 4.18, 4.19 вопросы семинара, индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    4 неделя января  |    19  |    Эволюция человека  |    Доклады учащихся  |    семинар  |    Гл. 4.19, 4-20 вопросы семинара, индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    1 неделя февраля  |    20  |    Человеческие расы  |    Доклады учащихся  |    семинар  |    Подготовиться к зачету  |  
|   |    |    |    2 неделя февраля  |    21  |    Зачет №2 «Происхождение человека»  |    Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах  |    Урок контроля и оценки знаний  |    |  
|   5  |    Экосистемы  |    12  |    3 неделя февраля  |    22  |    Организм и среда. Экологические факторы  |    |    Урок изучения и первичного закрепления нового материала  |    Гл. 5.1 индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    4 неделя февраля  |    23  |    Абиотические факторы среды  |    |    комбинированный  |    Гл. 5.2  |  
|   |    |    |    1 неделя марта  |    24  |    Биотические факторы среды  |    |    комбинированный  |    Гл.5.3 составить конспект  |  
|   |    |    |    2 неделя марта  |    25  |    Структура экосистем  |    |    комбинированный  |    Гл. 5.4 индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    3 неделя марта  |    26  |    Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах  |    Таблица  |    комбинированный  |    Гл. 5.5 творческое задание: составить схемы передачи вещества и энергии в разных экосистемах  |  
|   |    |    |    1 неделя апреля  |    27  |    Причины устойчивости и смены экосистем  |    Практическая работа «Решение экологических задач»  |    комбинированный  |    Гл. 5.6 творческое задание (по желанию) найти в окружающей местности примеры изменения в экосистемах  |  
|   |    |    |    2 неделя апреля  |    28  |    Влияние человека на экосистемы  |    Практическая работа «Сравнительная характеристика природных и агроэкосистем»  |    комбинированный  |    Гл. 5.7, отчет о П.р.  |  
|   6  |    Биосфера – глобальная экосистема  |    2  |    3 неделя апреля  |    29  |    Биосфера – глобальная экосистема  |    Таблица  |    комбинированный  |    Гл. 5.8  |  
|   |    |    |    4 неделя апреля  |    30  |    Роль живых организмов в биосфере  |    Рис. 170-171 учебника  |    комбинированный  |    Гл. 5.9 творческое задание: составить схему круговорота азота и фосфора  |  
|   7  |    Биосфера и человек  |    3+1  |    1 неделя мая  |    31  |    Биосфера и человек  |    Практическая работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»  |    комбинированный  |    Гл. 5.10 вопросы семинара, индивидуальные задания  |  
|   |    |    |    2 неделя мая  |    32  |    Основные экологические проблемы современности и пути их решения  |    Научно-популярная литература, статьи, Интернет-ресурсы  |    Семинар  |    Гл. 5.11, 5.12  |  
|   |    |    |    3 неделя мая  |    33  |    Зачет №3 «Экосистема»  |    Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах  |    Урок контроля и оценки знаний  |    подготовить буклеты, мини-проекты, мультимедийные презентации  |  
|   |    |    |    4 неделя мая  |    34  |    Обобщающий урок по теме «Роль биологии в будущем»  |    Буклеты, мини-проекты, мультимедийные презентации  |    Круглый стол  |    |  
страница 1
скачать
Другие похожие работы: