О нормах оценивания по предметам
СОГЛАСОВАНО: ___________________ УТВЕРЖДАЮ: _______________________
председатель управляющего совета МБОУ С.Ю. Лебедева,
«Средняя общеобразовательная школа №79» директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №79»
ПОЛОЖЕНИЕ
О НОРМАХ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава образовательного учреждения.
1.2. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
1.3. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».
1.4. Оценивание по предметам осуществляет учитель–предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по своему предмету.
1.5. Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя–предметника, администрации школы.
1.6. При оценивании учитываются:
сложность материала;
самостоятельность и творческий характер применения знаний;
уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
полнота и правильность ответа, степень понимания фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
аккуратность выполнения письменных работ;
наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
особенности развития учащегося.
1.7. Оценивание итогов обучения делится на:
текущее оценивание в течение учебного года;
промежуточное оценивание (четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).
Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие отметки могут быть поставлены: за контрольную работу; за практическую работу; за тестовую работу; за презентацию, за устные ответы.
II. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1. Под оценкой учащегося понимается определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения обучающимися требований к уровню подготовки школьников, установленных образовательной программой. Целью оценивания является определение готовности обучающихся к дальнейшему обучению. Оценка выражается в форме отметок (баллов) или словесного (оценочного) суждения. В соответствии с Уставом в Школе принимается пятибалльная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическими объединениями по данному предмету и рассматриваются педагогическим советом.
2.1. Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка «5» («отлично») – высокий уровень выполнения требований: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
Отметка «4» («хорошо») - уровень выполнения требований высок: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие негрубых ошибок или мелких недочетов по текущему учебному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
Отметка «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
Отметка «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота и нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
2.2. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался").
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
2.3. При оценивании устного ответа учащегося отметка ставится:
за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке;
за участие во внеурочных мероприятиях по предмету;
за исправление ответов учащихся;
за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы);
за выполнение домашней работы;
за работу в группах по какой-либо теме;
за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
за участие в ролевой игре или викторине;
за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
за умение работать с различными документами (графические, статистические источники, таблицы, диаграммы, плакаты и т.д.);
за логику изложения и качество устной речи: последовательность, выделение главного, доказательность. Соответствие речи нормам литературного языка, её образность, умение рассказывать своими словами, при ответе на вопрос – соответствие в ответе содержанию вопроса, доказательность.
2.4. При оценивании письменных ответов отметка ставится:
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
за тестовую работу
за письменный реферат
III. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
3.1. Оценивание устных ответов:
Отметка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
Отметка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
Отметка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
Отметка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
3.2. Оценивание письменных ответов:
Отметка «5» - 100-86 %
Отметка «4» - 85-71 %
Отметка «3» - 70-50 %
Отметка «2» - 49-20 %
IV. НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ
4.1. Предметы гуманитарного цикла
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
- обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,
- излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Отметка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Положительная отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.
Оценка диктантов
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.
Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса
-10-15 слов, для 6 класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30,
для 9 класса - 30-35.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 8 классе - 24 различных орфограммы и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме,
должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу,
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа;
4) в передаче так называемой авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания,
искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из всех правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;
4) в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;
5) в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);
6) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Отметка «3» может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оотметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.
Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении отметки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом является для отметки «4» 2 орфографические ошибки, для отметки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для отметки «2» - 8 орфографических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый вид работы.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.
Отметка «4» ставится, если ученики правильно выполнил не менее 3 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины задании.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями
раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350-450.
Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.
Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений:
в 5 классе - 0,5-1,0 страницы,
в 6 классе - 1,0-1,5,
в 7 классе - 1,5-2,0
в 8 классе - 2,0-3,0
в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, почерка учащихся и т.п.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;
2) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя отметками: первая
ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:
Отметка «5»:
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Правильность фактического материала.
4. Последовательность изложения материала.
4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по
стилистике).
Достигнуто стилевое единство
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Отметка«4»:
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.
4.Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительность.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более трех-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.
Отметка «3»:
1. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.
2. Работа достоверна, в главном, но в ней последовательности изложения.
3. В работе допущены существенные отклонения от темы.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Отметка «2»:
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6
недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую отметку за сочинение на 1 балл
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося,
2) этап обучения;
3) объем работы.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, ноисправил ошибку. При этом выбор одной из этих оценок при одинаковом уровне
грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя, по закреплению определенного умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе) оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: