NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи

§ 63. Тестовые задания

1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
      а) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.
      б) Как ни велика сила Базарова, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей.
      в) Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из-за густых черных бровей суровые глаза брата.
      г) В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол.

2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
      а) Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
      б) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.
      в) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.
      г) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
      Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.
      а) СП с сочинением и подчинением
      б) СП с сочинением и бессоюзной связью
      в) СП с подчинением и бессоюзной связью
      г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

4. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
      Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.
      а) СП с сочинением и подчинением
      б) СП с сочинением и бессоюзной связью
      в) СП с подчинением и бессоюзной связью
      г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

5. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
      Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть.
      а) СП с сочинением и подчинением
      б) СП с сочинением и бессоюзной связью
      в) СП с подчинением и бессоюзной связью
      г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

6. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
      Меня всегда удивляет одно обстоятельство: мы ходим по жизни и совершенно не знаем и даже не можем себе представить, сколько величайших трагедий, прекрасных человеческих поступков, сколько горя, героизма, подлости и отчаяния происходило и происходит на любом клочке земли, где мы живем.
      а) СП с сочинением и подчинением
      б) СП с сочинением и бессоюзной связью
      в) СП с подчинением и бессоюзной связью
      г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

§ 64. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

      Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания. Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая. Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи. На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в БСП. Следует иметь в виду, что простые предложения в составе сложного с разными видами связи обычно объединяются в смысловые блоки. Правильное выделение смысловых блоков значительно облегчает задачу расстановки знаков препинания.
      Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится. Сравните: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Упр 74. Прочитайте предложения. Объясните знаки препинания.

      1. Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Паустовский). 2. Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки (Куприн). 3. Все небо было усеяно мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (Чехов). 4. Зацветет рябина — кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето. И тогда осенью мы откроем охоту и до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины (Пришвин).

Упр. 75. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

      1. Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2. Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3. Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4. А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо на котором ни облачка ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5. Если он не хотел чтобы подстригали деревья деревья оставались нетронутыми если он просил простить или наградить кого-либо заинтересованное лицо знало что так и будет он мог ездить на любой лошади брать в замок любую собаку рыться в библиотеке бегать босиком и есть что ему вздумается (Грин).

§ 65. Тестовые задания

1. В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую?
      а) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за столом.
      б) Он пробыл недолго в Марселе; но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста.
      в) Когда раздали палатки, наши офицеры поместились вместе, а так как офицерские палатки были просторны, то капитан решил поселить с собою и меня.
      г) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот.

2. В каком предложении нужна запятая перед союзом и?
      а) Это наполнило его радостью, а глядя на других — и гордостью: конечно же, она была лучше всех и ни у кого такой дамы не было.
      б) И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий и всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего.
      в) Он [Герцен] был убежден, что последнее освобождение есть дело не какого-либо одного народа, а всех народов вместе, всего человечества и что народ может освободиться окончательно, только отрекаясь от своей национальной обособленности и входя в круг всечеловеческой жизни.
      г) С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире и шире и небо делалось глубже.

3. В каком предложении не нужна запятая перед союзом и?
      а) В его гениальность она верила безусловно, а кроме того, была убеждена, что эта гениальность не может испытываться только шахматной игрой и что, когда пройдет турнирная горячка, в нем заиграют какие-то еще неведомые силы.
      б) К тому же Фаина, хоть и помалкивала, как-то умудрялась не давать Леве почувствовать неловкость от его неумеренной болтливости и от того, что она так чутка и тактична, Лева становился ей тем более благодарен и сильнее влюблялся.
      в) Мать жива, дети здоровы, жены несчастны, но тоже здоровы и все у них есть...
      г) Когда же он сердился, гнев его был как внезапно ударивший мороз и я хорошо помню эти внезапные молчания за столом.

Синтаксический разбор сложного предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 66. Порядок синтаксического разбора сложного предложения

Порядок разбора

      1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
      2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
      3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
      4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
      5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
      Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
      Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
      Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
      6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

      1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).
      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.
      Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

                ,         ], a [                  ]

      Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.
      2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).
      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как?  в какой мере?).
      Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.



      Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Упр. 76. Перепишите, соблюдая правила орфографии и пунктуации. Выполните синтаксический разбор предложений.

      1. Я вероятно не сумею передать достаточно ярко и уб..дительно как велико было мое изумление когда я почу..ствовал что почти каждая книга как(бы) открывает передо мною окно в новый (не)ведомый мир рассказывая мне о людях чу..ствах мыслях и отношениях которых я (не)знал (не)вид..л (Горький). 2. Я радуюсь и восх..щаюсь что современ..иком Л. Толстого был такой художник как Репин который передал его натуру жизнь взгляд мысль так как мне кажет..ся никто больше не в состоянии был передать (Стасов). 3. Говоря строго язык никогда не устанавливает..ся ок..нчательно он (не)престан..о живет и движ..тся разв..ваясь и совершенствуясь... (Белинский). 4. Андерсен часто страдал страдал жестоко и можно только преклонят..ся перед мужеством этого человека (не)раст..рявшего на своем житейском пути н.. доброжелательства к людям н.. жажды справедливости н.. способности видеть поэзию (по)всюду где она есть (Паустовский). 5. Как прекрас..ые и возвышен..ые мысли не утрачивают пр..влекательность и силу так и пустяки во веки веков останут..ся пустяками (Немирович-Данченко).

§ 67. Тестовые задания

1. Какое из предложений соответствует следующей схеме: ( ), [ ], и [ ]?
      а) Когда пришли белые, карнавал кончился и кофейня опустела.
      б) Когда раскрыты все особенности творчества поэта, открываются отдельные этапы и происходит проникновение в отдельное слово.
      в) Пока еще существуют люди, побуждающие преодолеть инстинкт самосохранения, надежда еще не потеряна и жизнь продолжается.
      г) Чтобы правильно решить задачу, необходимо узнать формулу, и тогда эта задача станет сущим пустяком.

2. В каком случае дана неправильная характеристика предложения?
      а) В стороне, посреди луга, был мягкий свет, словно на гумне тлел пожар, и темными полями к отдельно стоявшей риге шли вразброд, не спеша, по-праздничному гудевшие люди. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные сочинительным союзом и. 1-я часть — сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, 2-я часть — простое предложение.)
      б) Он говорил о том, с какой нежностью и как весело нужно относиться к вещам, и странная мечтательная улыбка щекотала ему усы, морщила и снова расправляла складки губ. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные сочинительным союзом и. 1-я часть — сложноподчиненное предложение с двумя придаточными изъяснительными, связанными с главным однородным соподчинением, 2-я часть — простое предложение.)
      в) В защиту Розанова можно сказать только одно: у этого человека не было даже тени культа силы, и язычество не прельщало его. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные интонационно. 1-я часть — простое предложение, 2-я часть — сложносочиненное предложение.)
      г) Всякая несправедливость действует развращающе на обе стороны: развращается и тот, кто терпит несправедливость, и тот, кто несправедливость совершает. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные интонационно. 1-я часть — простое предложение, 2-я часть — сложноподчиненное предложение с двумя придаточными определительными, которые связаны с главным последовательным подчинением.)

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 68. Особенности состава и структуры сложных предложений

      Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.
      Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся следующие.
      1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
      Неправильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.
      Исправленный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими. Или: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.
      2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения, нанизывание частей сложного предложения.
      Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
      Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
      3. Постановка рядом однозначных союзов.
      Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
      Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.
      4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
      ЗАПОМНИТЕ: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
      Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу.
      Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у специально пришедшей на встречу представительницы делегации.
      5. Смешение прямой речи и косвенной.
      Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
      Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
      6. Разнотипность частей сложного предложения.
      Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.
      Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) как помочь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Упр. 77. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

      1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3. Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5. Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.

§ 69. Тестовые задания

1. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.
      Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.
      а) нарушен порядок слов
      б) неправильно использованы союзы или союзные слова
      в) неверно преобразована прямая речь в косвенную
      г) допущено нанизывание придаточных предложений

2. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.
      Школа — это где учатся дети.
      а) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
      б) неправильно использованы союзы или союзные слова
      в) неверно преобразована прямая речь в косвенную
      г) допущено нанизывание придаточных предложений

3. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
      а) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
      б) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
      в) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.
      г) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.

4. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
      а) Он пообещал, что вернется до заката.
      б) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.
      в) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.
      г) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

5. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
      а) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора.
      б) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.
      в) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.
      г) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ


страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.