NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи

§ 57. Тестовые задания

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
      а) 1, 2, 3
      б) 1, 2, 3, 4
      в) 1, 3
      г) 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.
      а) 1
      б) 1, 2
      в) 1, 2, 3
      г) 1, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.
      а) 1, 2, 3
      б) 1, 2, 3, 4 
      в) 1, 3
      г) 1, 3, 4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
      а) 2, 4 
      б) 1, 2, 3, 4
      в) 1, 2, 3
      г) 1, 3, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни.
      a) 1, 2, 3
      б) 1, 2
      в) 1, 3
      г) 2, 3

6. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
      а) В то время__как мы собирались на рыбалку, отец с матерью еще спали.
      б) Капитан рассчитывал, что__если бомбы разорвутся, то они его не зацепят осколками.
      в) Бедный отец насилу решился спросить у дьячка__была ли она у обедни.
      г) Родник, вода__которого так пришлась мне по вкусу, был в глубине леса.

7. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
      а) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.
      б) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
      в) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть.
      г) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось.

8. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?
      а) Он проснулся первый и не сразу сообразил__где он.
      б) Я понял, что__если не пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.
      в) Не знаю__похож ли он на мать, но действительно красив.
      г) Мы не знали__в какую сторону идти, и в нерешительности остановились.

9. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?
      а) С тех пор как я расстался с деревней__это раздолье не переставало сниться мне.
      б) Подъезжая к месту сражения, я понял, что__если проявить упорство, победа будет за нами.
      в) Музыканты проявили огромное упорство, особенно__когда пришлось отстаивать программу концерта.
      г) Через день он позвонил по телефону и спросил__получил ли я книгу.

10. В каком предложении пропущены две запятые (знаки препинания не расставлены)?
      а) Неожиданно я увидел кабана так близко что пока я снимал ружье от него и след простыл.
      б) Мы прекрасно понимали что если у нас было бы две жизни то их не хватило бы нам.
      в) Егорушка оглядывался и не понимал откуда эта странная песня.
      г) Не знаю успеем ли мы приехать на вокзал.

11. В каком предложении пропущены три запятые (знаки препинания не расставлены)?
      а) Мы узнали что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.
      б) Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
      в) Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди.
      г) Известно что если поэт живет в ладу со своим родным языком силы его удесятеряются.

12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      а) Никитин продолжал думать о том, как он вернется в Петербург, как встретит его на вокзале Манюся и, вскрикнув от радости, бросится на шею.
      б) Он решил, что не оставит ее, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.
      в) Волчице казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди, и где-то за лесом воет собака.
      г) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
      б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
      в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
      г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

Бессоюзное предложение

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 58. Бессоюзное предложение и его грамматические признаки

      Бессоюзное сложное предложение — это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средства связи бессоюзных сложных предложений (БСП) — содержание и интонация. Например: Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (Тургенев).
      Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений могут существовать разные смысловые отношения, в связи с чем выделяют следующие основные типы БСП:
      1. БСП со значением перечисления.
      Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби (А. Толстой).
      2. БСП со значением сопоставления или противопоставления.
      Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению (Тургенев).
      3. БСП со значением условия.
      Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (Никитин).
      4. БСП со значением изъяснительных отношений.
      Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок вареной картошки (Пришвин).
      5. БСП с причинно-следственным значением.
      Я умираю — мне не к чему лгать (Тургенев).
      6. БСП со значением временных отношений.
      Гром не грянет — мужик не перекрестится (пословица).
      7. БСП со значением сравнения.
      Молвит слово — соловей поет (Лермонтов).
      8. БСП со значением следствия, результата, быстрой смены событий.
      Вдруг дверь каморки быстро распахнулась — вся челядь кубарем скатилась с лестницы (Тургенев).
      9. БСП со значением присоединения.
      Он всегда любил поболтать — это было мне отлично известно (Каверин).
      10. БСП со значением пояснения.
      С ранней молодости Татьяну держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Тургенев).
      БСП могут быть многочленными, т. е. состоять из трех и более простых предложений. Например: В мелкой сетке дождя все предстало в ином виде: посерели деревни, грустью повеяло от сжатых полей, неуютным и черным казался лес (Раковский).



Упр. 65. Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

      1. Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2. Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4. После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5. Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6. Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Упр. 66. Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями БСП.

      1. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2. Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Упр. 67. Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

      1. Ветер подул с юга — будет дождь (Горький). 2. Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3. Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький). 4. Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский). 5. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел (Паустовский). 6. Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7. Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).

§ 59. Тестовые задания

1. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
      Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.
      а) отношения перечисления
      б) отношения условия
      в) отношения причины
      г) отношения пояснения

2. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
      Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.
      а) отношения перечисления
      б) сопоставительные отношения
      в) отношения причины
      г) отношения пояснения

3. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
      Лето припасает — зима поедает.
      а) отношения перечисления
      б) отношения условия
      в) сопоставительные отношения
      г) отношения пояснения

4. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
      Он шел рядом: таков был долг адъютанта.
      а) изъяснительные отношения
      б) отношения условия
      в) отношения причины
      г) отношения перечисления

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

§ 60. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

      Запятая ставится, если предложения тесно связаны между собой по смыслу и обозначают одновременно или последовательно происходящие события. Например: Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина (Пушкин); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели... (Некрасов).
      Точка с запятой ставится в том случае, если предложения менее связаны по смыслу и при этом внутри их есть запятые. Например: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от него без конца тянулась через неподвижные поля (Тургенев).
      Двоеточие ставится в следующих случаях:
      — второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз потому что). Например: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Чехов);
      — второе предложение раскрывает содержание первого (можно вставить слова а именно). Например: Погода была ужасная: весь день дождь лил как из ведра;
      — второе предложение дополняет первое (можно вставить союз что). Например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин). В подобных случаях в первой части предложения могут быть пропущены глаголы типа увидеть, услышать, почувствовать. Например: Он взглянул на небо: солнце спряталось за небольшое облако.
      Тире ставится в следующих случаях:
      — при быстрой смене событий или неожиданном результате действия. Например: Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов); Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Грибоедов);
      — при противопоставлении (можно вставить союз а). Например: Смелые побеждают — трусливые погибают;
      — в первом предложении указывается время или условие действия (перед первым предложением можно вставить союзы когда, если). Например: Лес рубят — щепки летят; Волков бояться — в лес не ходить;
      — при сравнении (можно вставить союзы точно, будто). Например: Имя твое — птица в руке (Цветаева);
      — во втором предложении содержится результат или вывод (можно вставить слово поэтому). Например: Кончил дело — гуляй смело.

Упр. 68. Рассмотрите следующие бессоюзные сложные предложения. Определите количество предикативных частей, выделите смысловые части и обоснуйте постановку знаков препинания.

      1. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день... (Пушкин). 2. День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно (Арсеньев). 3. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка (Чехов). 4. Выйдет солнце из облака — чувствуешь на лице горячую ласку света (Бунин).

Упр. 69. Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?

      1. Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь. 2. Статьи и стихотворения были на одну тему. Их предметом был город. 3. Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день. Путешествия всегда сулили неожиданности. 4. Вода блестела, как черное стекло. На песочном дне были видны дорожки, проложенные улитками. 5. Все время слышался шум воды. Это рядом с дорогой текла быстрая горная река.

Упр. 70. Составьте бессоюзные сложные предложения по следующим схемам.

           (потому что)
      1. [ ]      :      [ ].
            (а именно)
      2. [ ]      :      [ ].
        (и увидел, что)
      3. [ ]      :      [ ].
             (поэтому)
      4. [ ]    —     [ ].
      (Если)
      5. [ ]    —     [ ].
      6. [ ]      ;      [ ].

Упр. 71. Поменяйте местами части бессоюзных сложных предложений и запишите их, расставляя знаки препинания.

      1. Время сеять овес: распустилась береза. 2. Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озерами шел небольшой дождь. 3. Кто-то зажег спичку — мелькнул огонек. 4. Ноги вязли по щиколотку — идти было трудно. 5. Напрямик не пробиться: впереди непроходимое болото.

Упр. 72. Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

      1. Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин). 2. Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов). 3. После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев). 4. Юноша бледный со взором горящим ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим только грядущее область поэта (Брюсов). 5. Я был скромен меня обвиняли в лукавстве я стал скрытен. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать (Лермонтов). 6. Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца упадет луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом темно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет (Горький).

§ 61. Тестовые задания

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?
      а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
      б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
      в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
      г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
      а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
      б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
      в) Ширь даль зелень.
      г) Не хватит света факел сердца выну.

3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
      а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
      б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
      в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
      г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
      Идти было трудно: солнце палило нещадно.
      а) Вторая часть дополняет содержание первой.
      б) Вторая часть поясняет первую.
      в) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
      г) Вторая часть противопоставляется первой.

5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.
      Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!
      а) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
      б) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
      в) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
      г) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?
      Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал.
      а) тире
      б) двоеточие
      в) точка с запятой
      г) запятая

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
      а) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
      б) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
      в) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
      г) Не хочешь отвечать — я скажу.

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
      а) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
      б) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
      в) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
      г) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
      а) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
      б) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
      в) Я знаю: вы не осудите меня.
      г) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

Сложное предложение с разными видами связи

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 62. Понятие о сложном предложении с разными видами связи

      В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. К ним относятся:
      1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов). Схема этого предложения:



      2) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин). Схема этого предложения:



      3) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов). Схема этого предложения:



      4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. Схема этого предложения:



      В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы, например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь. Схема этого предложения:



Упр. 73. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.

      1. Не помню сейчас, кем было замечен..о однажды, что существу..т два рода писателей: одни ум..рают при жизни, другие живут после смерти (Лакшин). 2. Пр..ближалась осень, пр..ближались сырые осен..ие ночи с дождем и ветром, без луны и звезд, пр..ближались так называемые волчьи ночи, и я, конечно, ждал, когда волки, жившие в нашем лесу, соб..рутся в осен..юю стаю (А. Онегин). 3. Пьеру оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвес..ная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предл..жила ему сесть, ад..ютант поднял уронен..ую Пьером п..рчатку и подал ему, доктора почтительно зам..лкали, когда он проходил мимо их, и пост..р..нились, чтобы указать ему место (Л. Толстой). 4. Утром, когда я проснулся, ласковое апрельское со..нце весело гл..дело во все окна моей комнаты, где-то любовно в..рк..вали голуби, задорно чирикали воробьи, и с улицы доносился тот неопределен..ый шум, какой врывает..ся в комнату с первой выставлен..ой рамой (Мамин-Сибиряк). 5. Ей попроб..вали рас..казать, что говорил доктор, но ок..залось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Толстой).


страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.