NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи

§ 37. Тестовые задания

1. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
      а) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем.
      б) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный.
      в) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев.
      г) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль.

2. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
      а) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.
      б) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля.
      в) Они вошли в соседний коридор узкий и темный.
      г) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку.

3. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
      б) Сопровождавшие нас крестьяне показали нужный нам дом.
      в) Молодой паренек белобрысый и скуластый подошел к нему несмело.
      г) Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам казалось печальным.

4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.
      б) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.
      в) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.
      г) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) Лицо ее полное и румяное выражало важность и спокойствие.
      б) Профессор увлеченный любимой темой говорил долго.
      в) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул.
      г) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении томительной тоски.

6. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) Ухаживала за мной одна девушка полька из Кракова.
      б) Славный сын украинского народа Богдан Хмельницкий возглавил освободительную войну.
      в) Ему аккуратному читателю разрешалось брать сразу до десятка книг.
      г) Нас вызвали в суд как свидетелей по делу об ограблении магазина.

7. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) У самого берега утка птица осторожная не держится.
      б) Знаменитый русский художник В. И. Суриков написал много полотен на исторические темы.
      в) Семнадцатилетнему юноше ему не сиделось дома в этот весенний вечер.
      г) Он настойчивый охотник мог часами идти по следу какого-нибудь зверя.

8. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) Русский просветитель XVIII века А. Т. Болотов положил начало разведению картофеля в России.
      б) Его страстного болельщика никто бы не смог удержать в этот вечер дома.
      в) Среди вас врачей немало людей самоотверженных и бескорыстных.
      г) Этот юноша общий любимец был сыном антрепренера театра Григорьева.

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      а) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.
      б) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал.
      в) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным.
      г) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор.

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      а) В Риме умер один из величайших художников века — Орест Кипренский.
      б) Коренной сельский житель, Кузьмич не мог привыкнуть к городской суете.
      в) Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша, бурый и угрюмый.
      г) Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь, слабо освещенный затемненными лампочками, коридор.

11. В каком предложении есть обособленное приложение (знаки препинания не расставлены)?
      а) Стихотворение Лермонтова напоминало царю бунтарские стихи поэтов-декабристов.
      б) Добрые и умные слова тревожили душу.
      в) Как замечательный повар он всегда был приглашен на праздник.
      г) Уставшая женщина с тяжелой сумкой и зонтом стояла на остановке.

12. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?
      а) В тесноте колыхавшейся кареты Наташа в первый раз представляла себе то, что ожидает ее на бале.
      б) А вопрос не решенный дипломатами еще меньше решается порохом и кровью.
      в) Мы знаем Бунина как тончайшего лирика.
      г) Павел пришел взволнованный.

13. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) Он споткнулся и едва удержавшись на ногах ухватился за поручень.
      б) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
      в) Осмотрев больного и выписав ему лекарства, доктор ушел.
      г) По мокрому пирсу высунув язык бегала собака.

14. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя.
      б) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.
      в) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег.
      г) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев.

15. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
      а) По мнению врачей, читать лежа вредно.
      б) Ростов нахмурившись еще раз низко поклонился и вышел.
      в) Нечего сидеть сложа руки и дожидаться помощи!
      г) Ситуация трудная, поэтому действуйте смотря по обстоятельствам.

16. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей.
      б) Хорошо лежать лицом вверх отдыхая и следить, как разгораются звезды.
      в) Не достигнув поставленной цели он легко поддавался унынию.
      г) Он вернулся из института и быстро собрав спортивную сумку помчался на секцию.

17. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
      а) Матрос тяжело дыша остановился с видом гонца, вовремя предупредившего казнь.
      б) Мы молча последовали за нашим проводником.
      в) Дрожа сдернула она кольцо с пальца.
      г) Он купил букет роз с первой зарплаты и стесняясь вручил его матери.

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
      а) На рапорте он размашисто и не задумываясь написал резолюцию синим карандашом.
      б) Играя черными чемпиону не удалось захватить инициативу.
      в) Это были звуки Ангары, распознав которые можно было услышать и звуки острова.
      г) Жить сложа руки, конечно, безопаснее.

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
      а) Митя не спеша ел тульский пряник.
      б) Вернувшись в каюту, он никак не мог заснуть.
      в) Мы долго искали какого-то Василенко, а найдя, не застали дома.
      г) Толя нахмурившись отвернулся и быстро пошел прочь.

20. В каком предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены)?
      а) Несмотря на холодный дождь мы решили идти дальше.
      б) Нельзя работать спустя рукава.
      в) Кусты сирени покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
      г) Из-за неудачно сданного экзамена настроение мое окончательно испортилось.

21. В каком предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены)?
      а) Машина вдруг резко затормозила.
      б) Спустя три недели у нас начались дожди.
      в) Окружавший меня горный простор манил тайной.
      г) Только испытав всю боль утрат и радость побед можно так написать.

Предложения с вводными словами и обращениями

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 38. Понятие о вводных словах и обращениях

      Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки. Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства (Паустовский); К счастью, тайна так и осталась тайной (Бунин).
      По значению вводные слова делятся на несколько групп:
      1) выражающие уверенность, неуверенность, предположение говорящего: без сомнения, естественно, конечно, правда, вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому и др.;
      2) выражающие те или иные чувства говорящего: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к стыду, к ужасу, к удивлению и др.;
      3) указывающие на источник сообщения, его авторство: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, на чей-нибудь взгляд и др.;
      4) указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, короче говоря, вообще говоря, так сказать, впрочем и др.;
      5) обозначающие связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, кроме того, в общем, прежде всего, к слову сказать, наоборот, однако, с одной стороны, например, в частности и др.;
      6) указывающие на степень обычности сообщаемого: бывает, по обыкновению, как правило и др.
      Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (Пушкин).
      К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Чехов); Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.
      Обращения — это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью (Пушкин). Обращения обычно выражаются одушевленными существительными, а также прилагательными и причастиями в значении существительных. Например: Жизнью пользуйся, живущий (Жуковский).
      В художественной речи обращениями могут быть и существительные неодушевленные. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило (Пушкин); Не шуми ты, рожь, спелым колосом (Кольцов).

Упр. 39. Прочитайте, найдите вводные слова и предложения. С какой целью они употреблены? Выпишите только предложения с вводными словами и вводными предложениями, выделяя их.

      1. Короткие волосы его, очевидно, только что были причесаны (Л. Толстой). — Очевидно было, что его нисколько не интересовала личность Балашова (Ломунов). 2. По его словам нельзя было догадаться о его настроении. По его словам, птицы любят двигаться против ветра (Арсеньев). 3. Ваше право на дополнительный отпуск бесспорно. — Самым красивым растением в долине Анюя был, бесспорно, амурский виноград. 4. Максим Максимыч еще не появлялся. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов). — Поезд мчал меня к счастью. Оно [счастье] всегда маленьким кажется, пока его в руках держишь. 5. Он спокойно молчал... И молчать таким образом он мог несколько часов (Л. Толстой). — Он признавал, что «лирика есть самое высокое и самое трудное проявление искусства»... Таким образом, к художественной литературе Писарев проявлял высочайшую требовательность (Поспелов). 6. Отселе я вижу потоков рождение... (Пушкин). — Вы, я вижу, любите природу.

§ 39. Тестовые задания

1. Какое утверждение является неправильным?
      а) Осложненным считается предложение, в котором есть однородные члены, обособленные члены предложения, вводные слова и обращения.
      б) Вводные слова в предложении выступают как определения, дополнения или обстоятельства.
      в) Обращение не является членом предложения.
      г) Помимо вводных, существуют еще вставные конструкции.

2. В каком предложении есть вводные слова?
      а) День подходил к вечеру, однако ветер не утихал.
      б) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье.
      в) Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.
      г) Несмотря на все трудности работы, полученные результаты оказались удачными.

3. В каком предложении есть вставная конструкция?
      а) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
      б) Весь месяц, за исключением нескольких дней, стояла тридцатиградусная жара.
      в) Часто приходилось общаться жестами (чужого языка я просто не знал), и многие принимали меня за немого.
      г) Книги Пришвина, говоря его же словами, — это бесконечная радость постоянных открытий.

4. В каком предложении есть обращение?
      а) Откуда ты идешь?
      б) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.
      в) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.
      г) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

§ 40. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях

      Вводные слова и предложения выделяются запятыми, а вставные — скобками или тире. Например: К счастью, никто меня не заметил (Тургенев); Ты, я думаю, сумеешь это сделать; И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Блок); Солдаты — их было очень много — стремительно приближались.
      К числу наиболее частотных относятся вводные слова может быть, действительно, наверное, по-моему, по-вашему, говорят, так сказать, другими словами, итак, значит, наоборот, с одной стороны, с другой стороны, во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно, словом, к счастью, конечно, вероятно и др.
      Не являются вводными и не выделяются запятыми слова: будто, словно, едва ли, почти, вдруг, ведь, вряд ли, вот, все равно, все-таки, все же, даже, зачастую, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, между тем, приблизительно, примерно, притом, причем, по предложению, по решению, только, якобы, к тому же, поэтому.
      ЗАПОМНИТЕ:
      1) если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком от оборота оно не отделяется: Большую часть зрителей составляли молодые люди, видимо студенты;
      2) от предшествующего сочинительного союза вводное слово отделяется запятой в том случае, если его можно опустить или переставить в другое место предложения: Но, к счастью, этого не произошло. В других случаях запятая перед вводным словом не ставится. Например: Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее (Тургенев);
      3) в начале самостоятельного предложения после союза и запятая перед вводным словом обычно не ставится: И кроме того, необходимо было детально обсудить план действий.

Упр. 40. Перепишите, подчеркните вводные слова и предложения. Определите значения вводных конструкций.

      1. Он, бывало, приходил к нам каждый вечер. 2. Говорят, беда одна не ходит. 3. Честно говоря, устал после лекции. 4. Я, без всяких преувеличений, глядел на вас как на существо высшее... 5. Вообразите, наши молодые уже скучают. 6. Он, государь, к несчастью, недостоин ни милостей, ни вашего внимания. 7. В-пятых и в-последних, проект вообще не отвечает своему назначению.

Упр. 41. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

      1. Как известно увеличение расходов стимулирует рост импорта. 2. Периоды глубокого общественного обновления это как правило периоды глубокого интереса к предшествующим завоеваниям мировой политической культуры. 3. Таким образом при составлении документа необходимо учитывать, как он будет восприниматься адресатом. 4. Кроме того в ряде регионов наблюдается увеличение темпов жилищного строительства. 5. Гастроли Русского имперского балета по сведениям агентства «Рейтер» прошли в Нью-Йорке с большим успехом. 6. С одной стороны в России происходит расширение промышленного производства с другой увеличивается ввоз товаров из-за рубежа.

Упр. 42. Запишите предложения, раскрывая скобки. Подчеркните слова и словосочетания, которые не являются вводными.

      1. (Все же) добытые нами сведения пригодились, нас благодарили. 2. Горы (как бы) расступились, давая дорогу нашей машине. 3. И (вместе с тем) уроки рисования были уроками труда, ручного труда... 4. (Между тем) перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 5. Закаты были (конечно) свежее июльских, но (тем не менее) приятны и не холодны.

Упр. 43. Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены предложения. Спишите, расставляя знаки препинания.

      1. Наконец он приехал. — Наконец можно обратиться к врачу за помощью. 2. Он проработал таким образом до десяти часов. — Таким образом конфликт был благополучно разрешен. 3. Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах. — Столько хлопот однако! 4. Выбор варианта с моей точки зрения удачен. — Я знаю, что совершено преступление, если смотреть на вещи с точки зрения общей морали.

Упр. 44. Объясните знаки препинания в следующем тексте. Подготовьтесь писать текст под диктовку.

      «Багратион — лучший генерал русской армии» — так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон, который, кстати сказать, не раз довольно безуспешно посылал против него лучших своих маршалов.
      И действительно, любимец и правая рука Суворова, друг Кутузова, Багратион был «орлом» русской армии; так, по крайней мере, называли его солдаты. Багратион был великим мастером наступательного боя. Для этого он обладал всеми необходимыми качествами: во-первых, тактическим глазомером; во-вторых, железным упорством и, наконец, поистине легендарной храбростью. Он всегда находился в самых опасных местах. Это видели и ценили солдаты и любили его так, как они любили Суворова и Кутузова.
      Известно, между прочим, что лишь очень немногие из полководцев прошлого пользовались искренним расположением солдатской массы. Но служить под началом Багратиона хотя и было почетно, но, по отзывам современников, весьма опасно: багратионовы адъютанты считались обреченными людьми.
      Военная служба Багратиона началась с 1782 года, когда ему было 17 лет. Она была невероятно тяжелой с самого начала (после первой же стычки он был едва найден среди убитых) и до конца. Он участвовал ни больше ни меньше как в 20 походах и 150 сражениях. Славу свою храбреца он пронес от стен Очакова через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где французская граната поставила кровавую точку в его блистательной биографии.

      Обращение выделяется запятыми, а в начале предложения — восклицательным знаком. Например: Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан... (Пушкин); Ты с басом, Мишенька, садись против альта (Крылов); Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).
      Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него. Например: О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей... (Фет).

Упр. 45. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

      1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упр. 46. Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

      1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Упр. 47. Спишите, расставляя знаки препинания.

      1. Вы Петя расскажите лучше о планетах. 2. Что же вы сердитесь Варя? 3. Прощай дом! Прощай старая жизнь! 4. Пойдем родная пойдем. 5. Уважаемая Мария Владимировна Маша получила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание. 6. Многоуважаемый Иван Максимович недели две тому назад мною послана в цензуру и вероятно уже разрешена новая одноактная пьеса «Трагик поневоле». (Из произведений А. П. Чехова.)

§ 41. Тестовые задания

1. В каком предложении выделенные слова обособляются?
      а) В действительности все оказалось гораздо сложнее.
      б) Не трогайте ничего: все должно быть на своих местах.
      в) К слову сказать я недавно познакомился с одним очень молодым поэтом.
      г) Он вряд ли согласится на это.

2. В каком предложении выделенные слова обособляются?
      а) К несчастью опасения его подтвердились.
      б) Он приходил якобы затем, чтобы повидаться.
      в) Этот скрипач творил буквально чудеса.
      г) Ваше предложение может быть принято на определенных условиях.

3. В каком предложении выделенные слова обособляются?
      а) Это задание должно быть выполнено в срок.
      б) Он к стыду своему не узнал старого товарища.
      в) Между тем прошло полчаса.
      г) Между станциями приблизительно двадцать километров.

4. В каком предложении выделенные слова обособляются?
      а) В итоге наши футболисты заняли второе место.
      б) Таким образом задача имеет единственное решение.
      в) И все-таки пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.
      г) Он всегда учил стихи таким образом.

5. В каком предложении выделенные слова не обособляются?
      а) К счастью приходит конец и полярной ночи.
      б) Это блюдо она приготовила надо сказать неплохо.
      в) Вдруг около меня залаяла собака.
      г) В прошлом году они похоже и познакомились.

6. В каком предложении выделенные слова не обособляются?
      а) Все получилось, и притом замечательно.
      б) Это впрочем случилось уже в пору его учебы.
      в) Это было насколько я помню в 1947 году.
      г) В общем готов писать бесконечное письмо, которое тебе наскучит.

7. В каком предложении выделенные слова не обособляются?
      а) Она должно быть много горя перенесла на своем веку.
      б) Пожалуй самыми заметными жителями поселка были мальчишки.
      в) До станции примерно час ходьбы.
      г) По правде сказать ему было безразлично, где жить.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
      За ближайшими холмами (1) как доложил наблюдатель (2) передвигались немецкие войска. Однако (3) идти им до нашей высотки (4) примерно (5) около часа.
      а) 1, 2, 3, 4, 5
      б) 1, 2 
      в) 1, 2, 3 
      г) 1, 2, 4, 5

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
      Ты (1) должно быть (2) мечтатель. Однако (3) попробуем поработать — может быть (4) удастся что-нибудь из тебя сделать.
      а) 1, 2, 3, 4
      б) 1, 2, 3
      в) 1, 2, 4 
      г) 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Мандельштаму (1) почему-то (2) нравилось (3) по-моему (4) бессмысленное упрямство Брюсова.
      а) 1, 2, 3, 4
      б) 1, 2
      в) 3, 4
      г) 3

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
      Эту поэму Иван Николаевич сочинил в очень короткий срок, но (1) к сожалению (2) ею редактора нисколько не удовлетворил. Редактор (3) напротив (4) был чрезвычайно разгневан.
      а) 1, 2, 3, 4
      б) 1, 2
      в) 3, 4
      г) 2, 3, 4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
      Его другом я (1) конечно (2) не была. Но у Гумилева (3) вообще (4) не было друга.
      а) 1, 2, 3, 4
      б) 1, 2
      в) 3, 4
      г) 1, 2, 4

13. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
      а) Я вам, пожалуй, все объясню.
      б) Так и, должно быть, в порядочной стране.
      в) Должно быть, я тогда только что научился выводить буквы.
      г) Я страшно рад, что вы наконец ко мне заглянули.

14. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
      а) Правда, я вовсе не был стыдлив или застенчив.
      б) В действиях судьбы есть иногда нечто гениальное.
      в) Ганину сегодня, казалось, что он помолодел ровно на десять лет.
      г) Какое, однако, счастье!

15. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
      а) Конечно, мне будет неприятно, если Алферов узнает, что я открывал сейф.
      б) Итак позвольте вас спросить, где вы были вчера вечером?
      в) Словом, все закончилось хорошо.
      г) Я, понимаете ли, человек простой.

16. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
      а) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.
      б) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.
      в) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?
      г) Ты письмо мое, милый, не комкай.

17. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
      а) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.
      б) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.
      в) Брат мой, как я рад тебя видеть!
      г) Читатель, любишь ли ты книги?

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
      а) Помоги мне, солнце красное.
      б) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.
      в) Итак, вы в Москве родные мои?
      г) Он был, о море, твой певец.

Синтаксический разбор простого предложения

Теоретические сведения и языковой анализ


страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8 ... страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.