NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть в синтаксис Пунктуация Культура речи

§ 48. Сложносочиненное предложение и его грамматические признаки

      Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
      В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
      а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и);
      б) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);
      в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
      Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:
      — явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);
      — явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).
      В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:
      — временные отношения: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);
      — причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
      — действие и его результат: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

Примечание. Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.

      Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
      В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
      В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.
      С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.
      Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.
      В значении противительных союзов употребляются частицы же, только. Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.
      Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения

Простые предложения с однородными членами предложения

Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
[                  ], и [                  ]. 

И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.
                  и         ].

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
                 ], но [                  ].

Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.
                , но         ].

Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.
[                  ], [         ], а [                  ].

В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.
                , а         ].

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.
[                  ], или [                  ], или [                  ], и [                               ].

Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.
[          или          и         ].

Упр. 52. Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.

      Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

      1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3. По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4. После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упр. 53. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.

      1. За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2. Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3. Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4. Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5. В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упр. 54. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.

      Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых ..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
      Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.
      Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов — этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

§ 49. Тестовые задания

1. Какая схема отражает строение сложносочиненного предложения?
      а) или [ ], или [ ].
      б) [ ], (что ...).
      в) [ ]; [ ].
      г) (если ...), [ ].

2. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
      а) что, если, когда
      б) зато, однако
      в) потому что, в связи с тем что, оттого что
      г) как, хотя

3. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
      а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
      б) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
      в) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
      г) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

4. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
      а) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
      б) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
      в) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
      г) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

5. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
      а) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
      б) Не то птица летит, не то дождь шумит.
      в) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
      г) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

6. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны двойным соединительным союзом?
      а) Бунин был невероятно любопытен, и ему нужно было всегда, во всех подробностях знать окружающую его жизнь.
      б) Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов чашечки стояли, вытянувшись вверх.
      в) Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной тон.
      г) Не только я не мог переносить этого циркового представления, но и моя сестра с тоской, обидой и жалостью глядела на дрессированных животных.

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

§ 50. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

      В сложносочиненном предложении между предикативными частями ставится запятая: Тут раздался легкий свист, и Дубровский умолк; Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой (Пушкин).
      Запятая не ставится:
      — при наличии у простых предложений, входящих в состав сложносочиненного предложения и соединенных союзом и, общего второстепенного члена: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин);
      — в том случае, если союз и соединяет два назывных предложения: Мороз и солнце... (Пушкин).
      Если во второй предикативной части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то перед ней ставится тире. Например: Он знак подаст — и все хохочут; Еще напор — и враг бежит (Пушкин).

Упр. 55. Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части предложений.

      1. Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2. Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3. Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4. То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5. Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6. Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).

Упр. 56. Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких — в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные знаки препинания.

      1. С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2. Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3. Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5. Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).

Упр. 57. Поставьте необходимые знаки препинания.

      1. К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3. С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5. В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7. Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Упр. 58. Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

      1. Память о прошлом России хранят не только манускрипты античных авторов древние курганы и городища но и старые географические названия скрывают в себе некоторые исторические факты. 2. КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку. 3. Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор монахи сохраняют традицию странноприимства. 4. На Сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано.

§ 51. Тестовые задания

1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?
      а) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
      б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
      в) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
      г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?
      а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
      б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
      в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
      г) Тишина и безлюдье.

3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?
      а) Солнце зашло и начало смеркаться.
      б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
      в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
      г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
      а) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
      б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
      в) Метет и нет конца метели.
      г) Снега сошли и смыли след.

5. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
      а) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
      б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
      в) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
      г) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.

Сложноподчиненное предложение

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 52. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки

      Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
      Сложноподчиненное предложение (СПП) может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине. Например: Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду; Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось (Паустовский).
      Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила рассказывать, либо всего главного предложения в целом: Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.
      Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов. В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений.
      Обычно бывает нетрудно определить, каким членом предложения является союзное слово.
      Например:



      В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.
      Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.
      Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.
      Сравните: Озеро, мы подошли, оказалось чистым и глубоким. — Я встретился с человеком, давно не видел.
      Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.
      Чтобы отличать союзные слова и союзы, следует помнить, что: 1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение; 2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются; 3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.
                                        с.
      Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта.
                 с. с.
      Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта.
      При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:



Средства связи главной и придаточной частей в СПП

      Подчинительные союзы
      Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.
      Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.

      Союзные слова
      Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.
      Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.
      Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.
      В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др. Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
      Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:



      Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):
                                                            с. с.
      Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.



      Указательные слова являются членами главного предложения.


страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10 ... страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.