Образовательная программа основного общего образования для 5 9 классов
Учебный план МОБУ « Цвиллингская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год.
IV.1. Общая характеристика учебного плана. Пояснительная записка, характеризующая особенности школьного компонента и дополнительного образования.
Пояснительная записка к учебному плану МОБУ « Цвиллингская СОШ» для 5 – 9 классов на 2014 – 2015 учебный год.
Учебный план школы – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Учебный план принят педагогическим советом и утвержден приказом директора.
В структуре плана сохранены без изменения принципиальные положения и нормативные основы федерального базисного учебного плана, являющиеся нормами прямого действия для установления прав, полномочий и ответственности образовательного учреждения.
Учебный план для 5-9- х классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Режим работы школы: 5-8 классы – 5 дней,9 класс - 6 дней (определен Уставом МОБУ «Цвиллингская СОШ»).
Продолжительность урока в 5-9-х классах составляет 45 минут. Продолжительность учебного года в 5-8-х классах – 35 недель, в 9-х классах-34 недели, не включая летний экзаменационный период для учащихся 9-х классов.
Учебный план основного общего образования разработан на основании приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312», от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Нормативной правовой основой регионального базисного учебного плана являются:
приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»;
приказ Минобрнауки Российской Федерации от 01.02.2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»;
приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказ Минобрнауки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373».
1. Учебный план в 5-9 классах составлен в соответствии с федеральным, региональным, школьным компонентами базисного учебного плана, Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа».
2. Учебный план направлен на реализацию программ основного общего образования и требований к уровню подготовки выпускников основной школы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
При реализации БУПа используются учебники в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
3. Инвариантная часть.
УП имеет свои особенности. В нем устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов;
компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.
Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонент образовательного учреждения используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента УПа, для введения новых учебных предметов, факультативов.
Для организации изучения обучающимися 6, 8, 9 классов содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент включены часы для изучения интегрированного учебного курса "Краеведение" или краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента. Так в 9 классах изучается географическое краеведение (по 1 часу в неделю); в 8 классе по 1-му часу литературного краеведения и по1-му часу географического краеведения в неделю.
Региональный компонент содержания общего образования в Оренбургской области представлен следующими учебниками и учебно-методическими пособиями по предмету «Краеведение»:
№ | Автор, наименование | Класс | Издательство |
1. | Сафонов Д.А. История Оренбуржья. | Учебник для учащихся 7-9 классов | МГУ |
2. | Чибилев А.А., Ахметов Р.Ш. и др. География Оренбургской области. | Учебное пособие для учащихся 5-11 классов | МГУ |
3. | Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство. | Учебное пособие для учащихся 5-11 классов | ОРЛИТ |
4. | Чибилев А.А. География Оренбургской области. Природа. | Учебное пособие для учащихся 5-11 классов | ОРЛИТ |
5. | Прокофьева А.Г. Хрестоматия по литературному краеведению. | Хрестоматия для учащихся 5-8 классов | ОРЛИТ |
6. | Злобин Ю.П., Лабузов В.А. История Оренбуржья. Часть 1. | Пособие для учащихся 5-11 классов | ОРЛИТ |
7. | Футорянский Л.И. История Оренбуржья. Часть 2. | Пособие для учащихся 5-11 классов | ОРЛИТ |
В связи с необходимостью реализации в IX классах предпрофильной подготовки (1 час в неделю за счет часов регионального компонента, 1 час – компонента образовательного учреждения) предполагается шестидневная учебная неделя.
В региональный компонент включены часы для изучения предметов по одному часу:
Информатика и ИКТ в 5, 6, 7классах;
Основы безопасности жизнедеятельности в 5,6,7,9 классах;
Такое распределение часов поможет осуществить выбор предпрофиля в 9 классе и профиля на третьей ступени обучения, обеспечить компьютерную грамотность учащихся и соответствие уровня знаний требованиям к уровню подготовки учащихся основной школы.
Инвариантная часть школьного компонента распределена следующим образом:
на факультативные курсы:
9 класс - 1 час на углубленное изучение математики («Решение задач повышенной сложности»), 9 класс - на углубленное изучение русского языка .
дополнительные часы по предметам:
литература- 5, 7 классы,
русский язык - 7 класс,
биология - 6 класс,
химия – 8 класс.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся. Все программы предусматривают наличие тесного междисциплинарного взаимодействия между учителями, использование новых технологий.
Русский язык как учебная дисциплина на данной ступени обеспечивает практическую грамотность, формирует навыки письменной монологической речи. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией Львова С.И. (5,6 классы), Разумовской М.М. (7-9 классы)
Программа по литературе этого этапа обучения предусматривает не только фактическое расширение литературного материала, но и более детальное проникновение в текст, в идейно-художественное содержание традиционно изучаемых произведений. Большое внимание уделяется изучению литературоведческих понятий и терминов. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией Коровина В.Я.
Цели обучения математике определяются не только ролью данной дисциплины в развитии общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека. Приоритетным направлением по-прежнему остается практическая направленность в преподавании предмета. В настоящее время в школе осуществляется переход на учебные комплексы под редакцией Истомина Н.Б. (5,6 классы), Мордковича А.Г.(алгебра), Атанасяна Л.С. (геометрия).
Программа курса физики уделяет особое внимание прикладной направленности преподавания. На данном этапе происходит ознакомление с более широким кругом технологических приложений, ведущее место в образовательном процессе занимает решение задач повышенной сложности, выполнение творческих и учебно-поисковых заданий, в основе которых лежит самостоятельное применение полученных знаний.
Преподавание ведется по УМК Гутник Е.М., Перышкина А. В.(7-9 классах).
Базовый компонент химического образования обязателен для учащихся всех уровней. На этой ступени изучаются проблемы химической эволюции вещества, экологические проблемы, рассматриваются вопросы связи химии с другими предметами естественного цикла. Значительное место отводится темам, где речь идет о применении веществ и материалов в быту. Преподавание ведется по традиционным программам и
учебникам под редакцией Габриеляна О.С.
Базовое биологическое образование обеспечивает высокую биологическую и, прежде всего, экологическую грамотность. Программа по предмету предусматривает не только изучение вопросов теории, но и прикладных основ общей биологии. Преподавание ведется по учебникам Сонина Н.И. (5 – 8 классы), Захарова В.Б., Мамонтова С.Г. (9 класс).
«Физическая география» объединяет, расширяет и систематизирует знания учащихся о взаимоотношениях человека и природы, полученные при изучении курса начального звена «Ознакомление с окружающим миром». Преподавание ведется по учебникам Домогацких Е.М.
Цель курса «История России» - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути страны и судьбы народов, ее населяющих, об основных этапах отечественной истории. Некоторой особенностью действующих программ по предмету является обращение к вопросам истории быта, Православной церкви, российской ментальности. Преподавание ведется по программам и учебникам под редакцией Михайловского Ф.А. (5 класс), Байцова В.А. (6 класс), Пчелов Е.В. (7 класс),
Загладина Н.В. (8,9 классы).
Курс обществознания на данной образовательной ступени интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Преподавание ведется по программам и учебникам под редакцией
Кравченко А.И.
Немецкий язык язык изучается по учебнику Бим И.Л., что способствует созданию условий для интеллектуального и творческого потенциала школьников.
Курс информатики и ИКТ направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, решение задач прикладного характера, разработку и реализацию проектов. Обучение ведется по программам и учебникам Басова Л.Л. (5-7 класс), Семакина И.Г. (8,9 классы)
Школьный курс федерального компонента искусство представлен в трех направлениях:
искусство (музыка) – 5-7 классы;
искусство (ИЗО) – 5-7 классах;
искусство - 8,9 классах. Обучение ведется по программам и учебникам
Науменко Т.И. (искусство (Музыка) 5-7 классы), Неменского Б.Н. (искусство (ИЗО) 5-7 классы), Сергеевой Г.П. ,Критской Е.Д. (искусство 8,9 классы)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МОБУ « Цвиллингская средняя общеобразовательная школа»
Соль – Илецкого района Оренбургской области
на 2014 – 2015 учебный год.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
( 5-дневная учебная неделя 5-8кл; 6-дневная учебная неделя - 9кл)
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | |
Федеральный компонент | | | | | |
Русский язык | 6 | 6 | 4 | 3 | 2 |
Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Математика | 5 | 5 | | | |
Алгебра | | | 3 | 3 | 3 |
Геометрия | | | 2 | 2 | 2 |
Информатика и ИКТ | | | | 1 | 2 |
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Обществознание (включая экономику и право) | | 1 | 1 | 1 | 1 |
География | | 1 | 2 | 2 | 2 |
Природоведение | 2 | | | | |
Физика | | | 2 | 2 | 2 |
Химия | | | | 2 | 2 |
Биология | | 1 | 2 | 2 | 2 |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Технология | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Основы безопасности жизнедеятельности | | | | 1 | |
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Итого | 27 | 28 | 30 | 31 | 30 |
Региональный компонент | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 |
Информатика и ИКТ | 1 | 1 | 1 | | |
Географическое краеведение | | | | 1 | 1 |
Литературное краеведение | | | | 1 | |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | 1 | | 1 |
Предпрофильная подготовка.курс по выбору | | | | | 1 |
Итого | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 |
Школьный компонент | | | | | 3 |
Факультативный курс по алгебре | | | | | 1 |
Факультативный курс по русскому языку | | | | | 1 |
Предпрофильная подготовка | | | | | 1 |
Итого: | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 |
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Цвиллингская средняя общеобразовательная школа »
на 2014-2015 учебный год
Начало учебного года – 1 сентября.
Окончание учебного года :
1,9,11 классы – 25 мая,
2-8,10 классы – 31 мая.
Продолжительность учебного года:
1 класс - 33 учебные недели;
2-4 классы – не менее 34 учебных недель;
5- 8 ,10 классы – 35 учебных недель;
9.11 классы – 34 учебных недель.
3. Продолжительность учебной недели:
1-8 классы – 5 дней;
9.10,11 классы – 6 дней.
4. Сроки каникул:
Осенние – с 01.11.2014г по 10.11.2014г.(10 дней);
Зимние – с 29.12.2014г по 09.01.2015г.912 (дней);
Весенние – с 21.03.2015г по 30.04.2014г.(10 дней).
Для обучающихся в первых классах в течение учебного года устанавливаются дополнительные каникулы с 10.02.2015 г по 16.02.2014г.
5. Все учащиеся обучаются в первую смену. Начало занятий – в 9.00ч.
Продолжительность урока:
1 класс – 35 минут;
2-11 классы – 45 минут.
Расписание звонков для 2-11 классов:
-
1 урок
9.00 – 9.45
2 урок
9.50 – 10.35
3 урок
10.50 – 11.35
4 урок
11.50 -12.35
5 урок
12.45 – 13.30
6 урок
13.35 – 14.20
7 урок
14.25 – 15.10
6. В первом классе устанавливается ежедневная учебная нагрузка не более 4 – х уроков в день: в I - четверти по 3 урока, со II четверти – 4 урока; после 3 его урока – динамическая пауза продолжительностью 40 минут.
-
1 урок
9.00 – 9.35
2 урок
9.45 – 10.20
3 урок
10.30 11.05
Динамическая пауза
40 минут
4 урок
11.45 – 12.20
7. Учебно – воспитательный процесс осуществляется в рамках реализации образовательной программы. Учебный план школы и рабочие программы МОБУ « Цвиллингская СОШ» составлены с учётом требований : 1-8 ,9 - 11классы – Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования(2013г).
9 класс – обязательного минимума содержания образования(1998).
8. Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся:
1 классы – не аттестуются;
2 - 9классы - четверть;
10-11 классы – полугодие.
9. Освоение общеобразовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной ( итоговой) аттестацией выпускников .Во 2-8,10 классах проводится промежуточный ( переводной) контроль.
10. Работа спортивных секций . кружков, групповые занятия , кабинета информатики проводится по расписанию, утверждённому директором школы после занятий в 17.00 ч.
11. График питания в столовой:
Обед – с 1- 5 классы после 2 урока;
Обед – с 6 – 8 классы после 3 урока;
Обед – с 9 – 11 классы после 4 урока .
V.1. Система оценки, контроля и учета знаний школьников.
Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе.
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к образованию и позволяющие создать целостную образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
· осуществлять контроль достижения учащимися уровня обученности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
· осуществлять контроль обеспечения содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
· осуществлять контроль выполнения программ инвариантной части учебного плана;
· осуществлять контроль выполнения программ вариативной части учебного плана;
· предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;
· осуществлять контроль качества преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
· осуществлять контроль организации преемственности в преподавании и обучении между I, II, III ступенями обучения;
· осуществлять контроль соблюдения санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
· осуществлять контроль осуществления взаимосвязи базового и дополнительного образования.
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволит иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы.
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный,
- текущий,
- итоговый, рассматриваемые как средства контроля уровня (качества) усвоения.
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.
Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль хода процесса, следить за действиями обучаемого.
Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.
Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.
Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычноназывают итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.
Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.
Методы контроля знаний учащихся
В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ.
Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьниками на уроке по конкретным изучаемым на данном занятии вопросам. Они помогают учителю получить некоторую информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое педагогическое воздействие, а учащимся - подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Письменные контрольные работы также могут использоваться для активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении предмета.
Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.
Оценивание как при устном опросе, так и при контрольных работах является неточным, как это уже было показано раньше. Основными недостатками этих методов являются субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов. Эти недостатки приводят к тому, что учитель не всегда может получить реальную и объективную картину учебного процесса. Таким образом, для оценки качества знаний эти методы контроля не годятся.
Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля качества знаний учащихся, опирающиеся на специально созданные для этого материалы - тесты. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения опыта. Тест - это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения. Однако при использовании тестов также возникает ряд проблем, о которых мы поговорим в одном из следующих разделов.
В школе принята 5-бальная система отметок. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с государственными образовательными стандартами и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся, приведенных в программах по отдельным предметам. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля (Приложение).
Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
· мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
· административные срезовые контрольные работы инвариантной части учебного плана;
· мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;
· мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической службой);
· мониторинг уровня мотивации к обучению учащихся;
· мониторинг индивидуальных достижений учащихся.
Особое место в системе промежуточной аттестации занимает подготовка учащихся к сдаче ГИА по отдельным предметам.
Мониторинг качества обучения.
№ п/п | Содержание педагогической информации | Методы сбора информации | Материалы для сбора информации | Способы информации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Контроль и учет знаний школьников | Проверка ЗУН учащихся: - срез знаний, - тестирование, - административная контрольная работа, - зачет (устно), - техника чтения | Текст работы Тест Текст письменной работы Текст | Сводные таблицы, диаграммы, графики, аналитическая записка |
| Сформированность ведущих учебных навыков | Проверка общеучебных умений и навыков: - тестирование, - техника чтения, - темп письма, - наблюдения | Тест Текст Нормы письма Методика «Уровни сформированности общеучебных УН» | Сводные таблицы, аналитическая записка, диаграммы |
| Уровень и качество преподавания и уровень профмастерства | - посещение уроков, - аттестация, - анкетирование | Анализ уроков, Планирование (поурочное, тематическое), Методический материал | Обобщение опыта работы, справки |
| Инновационная направленность в УВП | - срезы знаний, - тестирование, - анкетирование | Текст Текст Текст | Анализ |
| Состояние здоровья детей | - анализ медкарт, - данные углубленной диспансеризации, - наблюдения | Медкарты детей Итоги медосмотра Сведения учителей и родителей | Информация, диаграммы, сводные сравнительные таблицы |
| Уровень социальной и школьной адаптации детей | - диагностика школьной адаптации в 1 классе в 5 классе - диагностика школьной мотивации | Данные психологического тестирования и обследования Психологическое тестирование и наблюдение | Аналитическая справка валеологической службы Аналитическая справка, диаграммы |
| Уровень обученности ребенка | - отчеты учителей по итогам учебных четвертей и учебного года, - диагностика класса | Форма отчета (письменного и устного) Диагностические карты (предметные и сводные) | Общая ведомость итогов Обобщение в графиках и таблицах |
| Уровень воспитанности ребенка | - наблюдение, - анкетирование, - диагностика, - отчеты классного руководителя | Тест Методики Формы отчетов | Обобщение в таблицах и диаграммах анализ |
| Уровень влияния социума и семьи на школьника | - отчеты классного руководителя, - наблюдение, - анкетирование, - обследование семьи | Форма отчета Текст Акты обследования, данные органов социальной защиты, правоохранительных органов, органов опеки | Формирование бака данных по семье |
V.2. Система тестирования и диагностики развития личности.
Уровень развития воспитанности, уровень развития творческого потенциала и психических качеств личности изучается по следующим направлениям:
1. Мониторинг воспитания учащихся по показателям:
· факта участия,
· отношения к школьным или классным делам,
· качества психологического климата, атмосферы школьной жизни.
(Поляков С.Д. Диагностика воспитания: версии для внутреннего и внешнего использования// Директор школы, 1997, №2, с.18-25)
2. Состояние воспитанности учащихся по группам классов:5-е, 6-9-е классы.
Качества личности учащихся 5 классов:
Баллы 1. Любознательность.
2. Прилежание.
3. Трудолюбие.
4. Отношение к
природе.
5. Я и школа.
6. Прекрасное в моей
жизни.
7. Отношение к себе.
Качества
1 2 3 4 5
Качества личности учащихся 6-9-х классов:
|
1. Эрудиция.
2.Прилежание.
3.Трудолюбие.
4. Отношение к природе.
5. Я и общество.
6. Эстетический вкус.
7. Отношение к себе.
Определение уровня воспитанности по нравственным знаниям, убеждениям и поведению. (Система баллов от 10 до 1)
(по А.К.Марковой).
Мониторинг воспитанности:
- восприимчивость к воспитательным воздействиям;
- способность к самовоздействию и самовоспитанию;
- социальная инициатива;
- способность к рефлексии своей деятельности.
V.3. Психолого-диагностические методики определения уровня развития психических качеств личности.
Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка позволяет правильно квалифицировать разные отклонения и их соотношения.
Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики (эксперимент, тест, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.
Организация проведения психолого-педагогического обследования предусматривает:
· формулирование диагностической гипотезы;
· составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий, порядка и формы их предъявления);
· определение способов фиксации получаемых данных;
· определение методов анализа и обработки полученных результатов;
· оформление и представление первичных результатов обследования при необходимости с интерпретацией (в виде текста, таблицы, графика и др.).
Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка. Результаты обследования, раскрывающие картину всего разнообразия познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка дают возможность определить (при необходимости) средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.
Исследование личности и межличностных отношений
· Методика Р. Тэмма, М. Дорки, В. Амэн
· Методика Р. Жиля
· Методика М. Панфиловой
· Методика изучения особенностей проявления воли
· Социометрия
· «Несуществующее животное»
· Детский апперцептивный тест (САТ)
· Тест «Нарисуй человека»
· Кинестетический рисунок семьи
· Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
· Тест незаконченных предложений
· Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга
· Шкала явной тревожности (СМАS)
· Опросник Баса-Дарки
· Опросник САН
· Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера)
· Тест школьной тревожности Филипса
· Опросник ЕPI (Айзенка)
· Методика многофакторного исследования личности (Кеттел)
· Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук)
· Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду)
· Шкала депрессии
· Тест А. Ассингера
· Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
· Графическая беседа «Мой круг общения»
· Цветовой тест отношений (по А. М. Эткинд)
· Методика измерения уровня тревожности Тейлора
· Определение психологического климата класса (А. Н. Лутошкин)
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: