NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Образовательная программа основного общего образования для 5 9 классов


Утверждаю:

Директор МОБУ «Цвиллингская СОШ»

______________ К.К.Кураисова

01.08.2014 год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ 5 – 9 КЛАССОВ

Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района Оренбургской области

2014-2015 годы

п.Дивнополье

I. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.

II. Аналитическое обоснование программы.

II.1. Здоровье детей.

II.2. Обученность школьников (оценка уровня обученности с позиции образовательных стандартов). Уровень развития общеучебных умений и навыков.

II.3. Познавательный интерес учащихся, его устойчивость и динамика.

II.4. Воспитанность школьников.

II.5. Социализация, адаптация и самоопределение выпускников школы;

адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

II.6. Удовлетворение образовательных потребностей школьников и социального заказа их родителей.

III. Проблемы, сдерживающие развитие школьников, концептуальные подходы к их решению.

IV. Учебный план школы. Годовой календарный учебный график.

IV.1. Общая характеристика учебного плана. Объяснительная записка, характеризующая особенности школьного компонента и дополнительного образования.

IV.2. Предметы базисного учебного плана. Методическое обеспечение

(учебники, учебно-методические пособия и комплекты с указанием авторов).

V. Мониторинг общего образования.

(система отслеживания результатов реализации общеобразовательной программы).

V.1. Система оценки, контроля и учета знаний школьников.

V.2. Система тестирования и диагностики развития личности.

V.3. Психолого-диагностические методики определения уровня развития психических качеств личности.

VI. Управление реализацией программы.

VI.1. Кадровое обеспечение выполнения программы.

VI.2. Методическое обеспечение выполнения программы.

VI.3. Управление конечными результатами реализации программы.

VI.4. Материально-финансовое обеспечение выполнения программы.

Литература.

Приложения.


Раздел I.

Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом государственного образовательного учреждения Цвиллингской средней общеобразовательной школы , характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Цель:

создание образовательного учреждения нового типа как наиболее отвечающего меняющимся социальным и педагогическим условиям.

Основные задачи:

  • обеспечение гарантий прав детей на образование;

  • создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой;

  • стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;

  • обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;

  • создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;

  • создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.

В основе образования заложен приоритет самооценки человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Технологический вызов диктует необходимость перехода на принципиально новый технологический уровень образования, требующий совершенствования материально – технической базы, соответствующей современным условиям – это одно из необходимых условий решения задачи развития личности.

Направленность настоящей программы развития образования заключается в поиске внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования и потенциала его социальных партнеров.

Принципы образовательной политики школы

  1. Программно - целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.

  2. Преемственность данной программы развития и программы образовательного учреждения, реализованной до 2010 года.

  3. Информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе.

  4. Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы.

  5. Включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

Прогнозируемый результат:

  • повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания основного образования;

  • проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника;

  • обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;

  • творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;

  • удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Нормативное обоснование Образовательной программы,

принципы её реализации

Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления её развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования. В основе образовательной программы школы лежат следующие документы:

· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.);

· Концепция модернизации российского образования до 2010 года (2001 г.);

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении (1997 год);

· Проект «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (2000 год).

· Законодательные акты Управления образования и науки Оренбургской области.

Образовательная программа школы определяет цели воспитания и образования с учетом приоритетов и стратегии образования в политике Российской Федерации, помогает построить концепцию развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новой школе, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение пяти лет.

В соответствии со статьей 32 «Типового положения об бщеобразовательном учреждении» школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
II ступень - основное общее образование, срок освоения 5 лет;
Образовательная программа школы принимается сроком на 2 года.

Школа оставляет за собой право корректировать отдельные её разделы по мере необходимости. Раздел «Учебный план» обновляется ежегодно.
Раздел II.

Аналитическое обоснование программы.
II. 1. Здоровье детей.


Количество

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Детей, имеющих хронические заболевания при переходе в 5-й класс

14%

16%

16%

15

Детей, имеющих хронические заболевания при выпуске из 9-го класса

14%

16%

15%

14

Детей - инвалидов детства

3 чел.

3 чел.

2 чел.

1чел

Проблемные категории по состоянию здоровья составляют не более 23,4% учащихся из общего контингента школьников. В соответствии с общероссийскими тенденциями большая часть учащихся имеет различные виды заболеваний. К наиболее распространенным из них можно отнести: хронический тонзиллит, снижение остроты зрения, деформация перегородки носа, кариес, плоскостопие, сколиоз, повышенное внутричерепное давление, деформация грудной клетки и др.

Анализируя статистику, можно сделать вывод, что при помощи надлежащих санитарно-гигиенических условий обучения и постоянного медицинского контроля идёт уменьшение заболеваний учащихся. В соответствии с идеологией школьной программы «Здоровье» рекомендовать учителям физической культуры овладеть системой оценки кардионагрузки урока физкультуры. Такая работа в школе ведется, в частности, ежегодно дети проходят диспансеризацию, проводятся прививки против ряда заболеваний, ежегодно проходит осмотр детей стоматологом, ежегодно дети проходят осмотр врачей-специалистов по болезням опорно-двигательного аппарата и сердечно - сосудистым заболеваниям. В школе ведется большая работа по вовлечению учащихся в занятия физкультурой и спортом. Эта деятельность, конечно, приносит свои положительные результаты , однако эффективность её пока еще явно недостаточна.

При имеющихся параметрах детского здоровья исключительно остро стоит вопрос изучения влияния факторов обучения на здоровье ребенка. Концепция сохранения здоровья учащихся школа считает приоритетом своей деятельности.

II. 2. Обученность школьников (оценка уровня обученности с позиции образовательных стандартов). Уровень развития общеучебных умений и навыков.

Для успешного обучения школьников необходимо, чтобы перед ними была перспектива, была бы задача, в ходе достижения которой повышаются знания, умения и навыки школьника. Возросла заинтересованность учеников в получении качественного образования, возрос уровень знаний. Об этом можно судить на основании тестирований, срезов знаний, участии школьников в различных олимпиадах.

Формальные данные об успеваемости учащихся школы приведены в следующей таблице:

Учебный
год


Ступень обучения

Всего учащихся

Успевают

Успевают на "отлично"

Успевают на "4" и "5"



















5 – 9 классы




100%

3,2 %

18,6 %


































































Большую роль в совершенствовании образовательного процесса и повышения эффективности обучения играет контроль за УВР, который позволяет вовремя обнаружить и закрепить успехи, предупредить недочеты, помогая вовремя их ликвидировать.

Главные вопросы по руководству и контролю:

  • контроль за выполнением учебных программ;

  • контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин;

  • контроль за качеством знаний учащихся;

Учебные программы из года в год выполняются в полном объеме.

II. 3. Познавательный интерес учащихся, его устойчивость и динамика.

На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

  • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

  • создать условия для самовыражения учащихся на уроках и внеурочных занятиях в школе.

На это нацелен учебный план основного и дополнительного образования. Для формирования информационной культуры школьников с 4 класса введен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий. Школьный компонент в 7 - 9 классах содержит курсы проектной деятельности по различным предметам. В рамках дополнительного образования функционируют творческие объединения различной направленности и специфики как естественнонаучного, так и гуманитарного, эстетического и творческого направлений.

Образ выпускника основной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.

Нравственный потенциал

  • восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор»;

  • стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы;

  • умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.

Познавательный потенциал

  • формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей;

  • умение управлять подсознательными процессами личности;
    способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке

Коммуникативный потенциал

  • усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения;

  • способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал

  • способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности;

  • знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства
    апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.

Физический потенциал

  • дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;

  • знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями.


II. 4. Воспитанность школьников.

В соответствии с Программой развития школы выстроена и реализуется Концепция воспитательной работы. Выбор данной Концепции не случаен. В основу Концепции заложена идея создания воспитательной системы, направленной на саморазвитие и самореализацию учащихся, создание условий для формирования у школьников общечеловеческих ценностей и способности решать жизненные проблемы, делать нравственный выбор, способствующий выработке у каждого выпускника современных убеждений и общественно значимых ценностей, качеств социально активной личности, способной жить и работать в новых условиях современного общества.

Воспитательная система в школе, как сложное социально-педагогическое образование, интегрирует весь учебно-воспитательный процесс и внеурочную деятельность, представляет собой единство и совокупность целей, задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение учащихся с целью всестороннего раскрытия их способностей, успешной подготовки к выполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

Задачи воспитательной системы реализуются через учебную дисциплину, её содержание; постановку и достижение воспитательных целей урока; воспитание личным примером членов коллектива, показывающих ответственное отношение к делу, профессионализм, культуру поведения; внеурочную и внеклассную деятельность, активное взаимодействие с родителями и социумом.

В последние годы активизировались поиски научно обоснованных рекомендаций по изучению качества образования и оценки уровня воспитанности. Отслеживание состояния уровня воспитанности учащихся ведется по различным направлениям и параметрам на протяжении всех лет обучения путем анкетирования, наблюдения, проведения социометрических исследований и психодиагностики. Ежегодно проводятся анкетирования среди учащихся по картам воспитанности (методика Капустина). Кроме корректировки и прогнозирования развития личности учащихся, эти карты позволяют анализировать и планировать классным руководителям работу с классом в целом.

Ежегодно проводимое анкетирование учащихся и преподавателей показывает, что работа по развитию воспитательной системы приносит положительные результаты. По результатам последних исследований в 2013-2014 году 78% учащихся и 85% преподавателей удовлетворены уровнем воспитательной работы в школе.

На основе этих данных составляются рекомендации учителям и классным руководителям с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса. Учитываются пожелания родителей и детей, что способствует неуклонному росту индекса удовлетворенности родителей и учащихся условиями жизнедеятельности в школьном коллективе.
II. 5. Социализация, адаптация и самоопределение выпускников школы;

адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Задачи: создать условия для успешной социализации выпускников школы.

Основные мероприятия:

· Проводить работу по профессиональной и профильной подготовке учащихся уже на второй ступени обучения.

· В результате социологического исследования выявить социальный образовательный заказ.

· Организовать общественно полезный и производительный труд (8,9 классы).

· Организовать профориентационную работу.

· Осуществлять экономическое воспитание.

· Включать учащихся в общественную деятельность.

Социальный заказ на образование – это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности школы. В качестве заинтересованных сторон выступают: во-первых - государство, во-вторых - обучающиеся, в-третьих, педагоги, в-четвертых - родители обучающихся, в-пятых- образовательные учреждения.

Государственный заказ определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом. В связи с реализацией Концепции модернизации российского образования, которая предполагает предпрофильную подготовку девятиклассников, а также в целях предоставления больших возможностей самоопределения и самореализации учащихся в рамках школьной образовательной программы меняется и государственный образовательный стандарт.

Выявление потребностей обучающихся, произведенные по результатам опросов, анкетирования, дали следующие результаты:

если раньше учащиеся ограничивались стандартным набором предметов, то в последние время наметилась тенденция роста заинтересованности в получении качественного образования, в комфортности образовательной среды, в расширении образовательных услуг

Ожидания родителей определяются в ходе бесед, анкетирования, проводимых ежегодно. Анализ анкет последних лет свидетельствует о том, что родители стали интересоваться содержанием образования и его качеством, условиями пребывания ребенка в школе, характером образовательного процесса, чего раньше не было.

Профессионально-педагогические потребности учителей выявляются в процессе бесед, в которых выясняется, какие дополнительные ресурсы понадобятся школе для выполнения нового социального заказа и какие возможности открываются в связи с этим. В школе есть педагоги, готовые работать по программам предпрофильного обучения.
Раздел III.

Проблемы, сдерживающие развитие школьников, концептуальные подходы к их решению.
III. 1. Характеристика существующих проблем по каждому направлению анализа.
Начало 21 века характеризуют и как постиндустриальное общество, и как информационное общество, и как эпоху глобализации, и как технократическое общество. Все эти определения в той или иной степени свидетельствуют о том, что наступивший век – это век реформирования образования.

Повышение профессионализма педагогов, создание условий для формирования у учащихся мотивации к саморазвитию и самообразованию, соответствующих запросам современной жизни, становятся необходимыми в модернизации системы образования в России, что определяет перспективы интенсивного развития системы общего среднего образования.

Результаты собственного практического опыта свидетельствуют о наличии серьезных содержательных и организационных проблем в этой области:

· несоответствие содержания подготовки индивидуальным запросам учащихся;

· проблемы формирования у учащихся потребности в развитии личностных компетенций;

· проблемы интеграции образовательных учреждений различного уровня в системе непрерывного общего образования;

· недостаточно высокий уровень организации научно-методической деятельности;

· проблемы формирования кадрового потенциала, соответствующего современным требованиям.

Организация образовательного пространства школы МОБУ «Цвиллингская СОШ» ориентирована в первую очередь на выполнение социального заказа государства, социума, семьи по воспитанию настоящего гражданина России, обладающего высокими духовно-нравственными ценностями и личностными качествами. В связи с этим действия коллектива школы должны быть направлены на создание новых условий, способствующих развитию внутренних возможностей, результативности деятельности.

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.