Общеинтеллектуальное развитие Результаты первого уровня




Результаты первого уровня:
1. Диагностика особенностей памяти младших школьников
Цель: получить общую характеристику объема слуховой и зрительной памяти учащихся данного класса и выявить индивидуальные особенности слухового восприятия.
Методика определения объема слуховой памяти;
Задание: Внимательно прослушайте первый ряд звуков и запишите по памяти соответствующие им буквы. Аналогичным образом осуществляется работа с каждым рядом.
[э] | [у] | [а] | | | | |
[ы] | [и] | [о] | [а] | | | |
[в] | [н] | [б] | [р] | [ш] | | |
[д] | [з] | [к] | [п] | [ф] | [л] | |
[с] | [ж] | [т] | [щ] | [ч] | [х] | [д] |
Оценка результатов: объем слуховой памяти на звуки у каждого ученика соответствует количеству записанных букв (порядок букв значения не имеет).
Методика определения объема зрительной памяти;
Задание: Внимательно посмотрите на данные изображения, постарайтесь их запомнить и как можно точнее зарисовать в тетрадь. (Изображение рассматривается в течение 1,5 минут)
Оценка результатов:
Объем зрительной памяти на рисунки у каждого ученика соответствует количеству нарисованных им рисунков.
Точно изображенные и раскрашенные рисунки – показатель полноты восприятия (количество).
Количество толстых линий и линий на изображении карандаша – показатель точности восприятия.
Методика «10 слов»;
Задание для определения объема слуховой памяти: Учитель зачитывает учащимся 10 слов: ПЕРО, ГОРА, ДЕРЕВО, ЗАМОК, ПАЛКА, КАРТОН, ЧЕРНИЛА, ПЧЕЛА, КАПУСТА, СТЕКЛО. После этого они должны по памяти воспроизвести те слова, которые запомнили.
Оценка результатов: количество записанных слов – это объем слуховой памяти на слова. 6 правильно воспроизведенных слов свидетельствует о хорошем развитии слуховой кратковременной памяти.
Задание на определение объема зрительной памяти: Слова записаны на доске, дети читают их и записывают те, которые запомнили; слова должны быть записаны на доске именно в столбик.
ДЕРЕВО
КОЛЕНО
ВЕРБЛЮД
ГРОЗА
БАЛКОН
ЖЕЛЕЗО
ОКНО
ПЕРСИК
СТРЕЛА
КАРАНДАШ
Оценка результатов: количество правильно записанных слов – это объем зрительной памяти на слова. 6 воспроизведенных слов свидетельствуют об удовлетворительном развитии зрительной памяти.
2. Диагностика особенностей внимания
Цель: получить общую характеристику о видах внимания учащихся данного класса и выявить индивидуальные различия.
Задание на определение концентрированности внимания, его устойчивости и умение распределять внимание.
Внимательно рассмотрите образец. В нем подряд записаны цифры. Каждой цифре соответствует свой рисунок. Рассмотрите их. После того, как я скажу: «Начали!», вы должны заполнить все свободные клеточки под цифрами, т.к. это сделано в образце. Будьте внимательны, цифры записаны не подряд. Времени вам дается 2 минуты. Когда я скажу «стоп», вы положите ручки и закончите выполнение задание.
Образец:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | ∆ | | + | | |
2 | 1 | 4 | 6 | 3 | 5 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 | 6 | 3 | 1 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | 1 | 5 | 4 | 2 | 7 | 4 | 6 | 9 | 2 | 5 | 8 | 4 | 7 | 6 | 1 | 8 | 7 | 5 | 4 | 8 | 6 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | 8 | 2 | 9 | 7 | 6 | 2 | 5 | 4 | 7 | 3 | 6 | 8 | 5 | 9 | 4 | 1 | 6 | 8 | 9 | 3 | 7 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | 1 | 5 | 8 | 7 | 6 | 9 | 7 | 8 | 2 | 4 | 8 | 3 | 5 | 6 | 7 | 1 | 9 | 4 | 3 | 6 | 2 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Оценка результатов:
- определяется количество заполненных клеточек под цифрами за две минуты – это показатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе;
- количество правильно заполненных клеточек - показатель умения распределять внимание.
Задание на определение объема внимания;
На доску вывешивается плакат, где записаны 10 неоднородных букв. Например, А В Ж Р Г П Т К Ю Б. Плакат демонстрируется в течение 1-2-х секунд. Учащимся предлагается запомнить буквы в любом порядке. После окончания демонстрации буквы необходимо записать.
Оценка результатов: подсчитывается, какое количество букв запомнил и записал ученик. Это и будет объем его внимания.
3. Диагностика особенностей восприятия и воображения
Цель: выявить полноту и точность восприятия учащихся, а также особенности их воображения.
Задание 1. Учитель показывает карточки по одной, а школьникам предлагается внимательно посмотреть и запомнить как можно точнее все, что изображено на рисунке. В течение 10 секунд дети рассматривают изображение и затем, после того, как карточка убрана, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем им предъявляется следующая карточка.
Оценка результатов:
- количество точно изображенных и раскрашенных рисунков – показатель полноты восприятия;
- количество толстых линий на изображении – показатель точности восприятия.
Задание 2. Прочитайте слова и схематично зарисуйте в предложенные фигуры предметы, не заходя за их контуры, которые они обозначают.
домино
сачок
дом
дерево
стол
люстра
дельтаплан
буква
самолет
Оценка результатов – количество выполненных рисунков – показатель яркости и силы воображения.
Задание 3. Тест творческого мышления школьников
Школьникам предлагается внимательно посмотреть на рисунки и выполнить следующее задание: «Если ты добавишь к этим незаконченным фигуркам дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи. Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой». На выполнение работы отводится 10 минут.
1. ![]() | 2. ![]() |
3. ![]() | 4. ![]() |
5. ![]() | 6. ![]() |
7. ![]() | 8. ![]() |
9. ![]() | 10. ![]() |
4. Диагностика развития мыслительных процессов
младших школьников
Учитывая необходимость выявления изменений в развитии детей под влиянием обучения, предлагаются варианты заданий, позволяющие выявить динамику развития мыслительных процессов, которые могут быть использованы в конце 1-го, 2-го и 3-го классов.
Задания для учащихся 1-го класса.
Задание 1. Школьникам предлагается выполнить следующие действия: разделите предложенные равенства на 2 группы так, чтобы в каждой группе были равенства, похожие чем-то друг на друга.
17 + 6 9 +13 19 - 6
15 + 4 8 - 4 11 - 7
2 + 7 18–6 16 – 3
Задание имеет три различных решения:
по признаку действия (сложение и вычитание);
по признаку наличия или отсутствия перехода через десяток;
по признаку состава компонентов действий (одно – и двузначные).
Условие выполнения задания:
0-й уровень – не найдено ни одно решение;
1-й уровень – найдено 1 верное решение;
2-й уровень – найдено 2 решения;
3-й уровень – найдены все 3 решения.
Задание 2. Какие числа, меньше 100, можно записать с помощью цифр 1, 2, 3? Задание имеет 12 решений.
(1, 2, 3, 11, 12, 13, 21, 22, 23, 31, 32, 33).
Условие выполнения задания:
0-й уровень – не найдено ни одно решение;
1-й уровень – найдено 1-3 решения;
2-й уровень – найдено 4-10 решений;
3-й уровень – найдено 11-12 решений.
5. Методика «Интеллектуальный портрет»
Предлагаемая методика позволяет эффективно выявить у детей признаки одаренности. Методика направлена на то, чтобы помочь педагогу систематизировать свои знания об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые во взаимодействии с ребенком. Данная методика, как и все методики одаренности, должна рассматриваться как одна из составных частей комплекса диагностических методик.
Познавательная сфера.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности – рисунках, сочинении историй, конструировании.
Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и поведении от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность. Беглость мышления, обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения проблем и продуктов деятельности – проекты, рисунки, сочинения.
Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логичная точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко такая способность проявляется при решении логических задач и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
Классификация и категоризация. Психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляются, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, коллекционировании и систематизации добываемых материалов.
Высокая концентрация внимания. Выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокая степень погруженности в задачу и возможность успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.
Память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатором одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.
Как оценивать. Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом часто в различных видах деятельности и поведения
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга
2 – более ярко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности
0 – сведений для оценки данного качества нет
Обработка результатов. Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективным, если воспользоваться «методом экспертных оценок», то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих детей. Поставленные оценки (либо среднеарифметические показатели) можно представить графически. Идеальный результат – правильный семиугольник. Но так бывает редко, чаще всего у реального ребенка получается «звездочка» сложной конфигурации.
Проведенная диагностика помогает выявить, на какой ступени развития находится одаренный ребенок, какие способности у него выражены ярче. А главное, она подскажет, как работать с таким учеником.
Результаты второго уровня:
6. Конкурс для юных интеллектуалов
Предлагается использовать эту методику для выявления отношения ребенка к результату его деятельности. После каждой серии заданий необходимо предложить школьникам выразить свое отношение к результату. Например, детям предлагается выбрать предмет, соответствующий его настроению: я доволен собой – красный флажок, нужно было постараться – зеленый листик, я огорчен – синяя тучка. Таким образом можно выявить учащихся с адекватными, завышенными и заниженными требованиями к себе.
Первый класс
1-я серия. Невербальные задачи конвергентного типа по нахождению закономерности в расположении фигур – рисунок 1. Плакаты с заданиями готовятся заранее на листах ватмана. Размер – 1/4-1/2 стандартного листа. Лучше всего выполнить их в технике аппликации из яркой цветной бумаги. Каждую задачу следует располагать на отдельном листе бумаги.
Рис. 1.
Детей необходимо вооружить листочками и фломастерами. На каждом листочке следует предварительно написать фамилию и имя участника.
Плакаты с задачами предъявляются участникам одновременно, поэтому подумайте, как посадить детей, чтобы всем, включая зрителей, был виден плакат с заданиями.
Задание для детей: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте фигуру вместо точек. Время выполнения каждого задания примерно 1-1,5 минуты. Таким образом, общая продолжительность выполнения заданий 1-й серии 5-6 минут.
Листочки с ответами передаются в жюри. Его состав может быть очень разнообразным – руководители, методисты, родители. В жюри может быть включен любой взрослый, способный правильно оценить ответ ребенка.
Продолжительность перерыва после выполнения заданий каждой серии зависит от организованности работы жюри, но в любом случае это время не должно превышать 4-5 минут. Пока жюри проверяет выполненные задания, команды и болельщики могут потанцевать, что-нибудь спеть, поиграть. Возможен и вариант использования в перерыве специальных заданий для зрителей, это могут быть загадки или несложные логические задачи. По итогам их выполнения отличившихся необходимо отметить.
Оцениваем: А – 1 балл; Б – 1 балл; В – 1 балл; Г – 1 балл; Д – 2 балла; Е – 2 балла.
Итоги, подведенные жюри, необходимо огласить сразу после перерыва, при этом надо отметить детей, набравших наибольшее количество баллов, и назвать суммы баллов, набранных каждой командой. Ведущий сообщает в жюри имена зрителей, отличившихся в хода перерыва, и они награждаются вместе с участниками.
2-я серия. В эту серию включаем задачи дивергентного типа для выявления оригинальности и гибкости мышления. Каждый член команды получает листок бумаги с нарисованными на нем одинаковыми линиями – рисунок 2.
2а
2б
Рис. 2.
Задание: закончите рисунки, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.
Оцениваем оригинальность.
Рисунок 2а – О баллов за изображения крыши дома, ракеты, дорожного знака, ромба, квадрата, горы, буквы Л, буквы А, за остальные изображения – 1 балл; рисунок 2б – 0 баллов за рисунки: волны, гусеницы, веревки, облака. Остальные изображения – 1 балл.
На выполнение задания дается 4 минуты. После этого жюри подводит итоги, а у членов команд и зрителей – перерыв. После него так же, как и после первого перерыва, объявляются итоги выполнения данного задания, отмечаются победители в индивидуальном зачете, называются суммы баллов каждой команды.
3-я серия. Детям последовательно предлагаются три задания:
нарисуйте фигуры, у которых три угла;
нарисуйте фигуры, у которых четыре угла;
нарисуйте фигуры, у которых нет углов.
За каждую правильно нарисованную фигуру начисляем 1 балл.
4-я серия. Задание: нарисуйте как можно больше схематических изображений животных из кружков, треугольников и квадратов.
За каждое изображение – 1 балл.
После того как дети выполнили задание, ведущий объявляет перерыв. Жюри подводит итоги этого конкурса и общие итоги, Выделяет победителей в личном зачете и команды, набравшие наибольшее количество баллов. Естественно, что при сомнениях в оценке следует принимать решение в пользу ребенка, выделять и поощрять надо как можно больше детей. Лучше присудить командам или отдельным участникам два первых места, чем не присудить ни одного.
Момент заключительного награждения должен быть очень торжественным. Отметив победителей, не следует забывать и об остальных участниках.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: