NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Результаты первого уровня: Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся «Рамочка для фотографии»


Социальное развитие

Результаты первого уровня:

  1. Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся




    1. «Рамочка для фотографии». Учащимся предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы какой-либо тематики, которые ребятам бы поместить в украшение рамочки. Например, школа, семья, досуг. Данная диагностика позволяет определить предметы, значимые для первоклассника.


1.2. «Градусник». Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет детям, что при высокой температуре человеку плохо. При чем, чем выше температура, тем – хуже. Температура бывает 38, 39, 40 градусов. Нормальная температура человека – 36,6 градуса. В этом случае он чувствует себя хорошо, у него все получается. Температура бывает и 35 градусов. Тогда человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения учитель предлагает поиграть. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у него условно возникает при названии этого предмета. Например, русский язык – 39 градусов. Это позволяет определить степень тревожности школьника.



    1. «Краски». Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров и листы рисовальной бумаги, на каждом из которых нарисованы 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных с той или иной стороной жизни учащихся – школа, друзья, увлечения, семья. Задача учащихся – раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Если школьник окрашивает предметы в темный или вовсе черный цвет, то это свидетельствует о его негативном отношении к предмету.




    1. «Фотографии». Эту диагностику целесообразнее использовать в конце учебного года. Учащимся предлагается сделать снимок – фотографию класса. Для этого ученик получает лист бумаги с квадратиками по числу учащихся в классе. В этих квадратиках учащийся должен разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» заменяется именем. Важно, где ученик размещает себя, своих друзей, с каким настроением выполняет работу. Эту методику можно использовать для изучения и других отношений ребенка.


2. Диагностики для изучения детского коллектива


    1. «Урок физкультуры». Учащимся раздаются листы бумаги. Задача заключается в том, чтобы построить свой класс на уроке физкультуры, но не по росту, а так как хочется автору. Для этого на листе нарисованы квадратики разной величины, куда дети должны вписать имена одноклассников. Данная методика позволяет определить самооценку школьника, его включенность в детский коллектив.




    1. «Солнце, тучка, дождик». Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в нескольких вариантах. Учащимся предлагается определить свое самочувствие в разных ситуациях – в школе, дома, с друзьями, в музыкальной школе, на спортивной площадке, в школьной столовой и так далее.




    1. «Подарки». Учитель просит учащихся пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который он получает в виде подарка. Например, Таня – ручка, Маша – книга. Диагностика чрезвычайно информативна и свидетельствует об атмосфере детского коллектива. Имеет значение, кого ребенок называет в первую очередь (свидетельство значимости). Все ли школьники попадают в список каждого ученика. Интересно выяснить, с какими чувствами дети выполняют это задание. Большое количество совпадений свидетельствует о дружеских взаимоотношениях в классе, внимательном отношении учащихся к друг другу.




    1. «Конвейер»

Цель: выявить поведение детей в конфликтной ситуации.

Каждая группа школьников из 5 человек делает флажки для детского сада. Работа в группе строится по конвейеру:

1 –я операция – обвести трафарет флажка

2-я – вырезать его из бумаги

3-я – приклеить на две стороны флажка украшения (эта операция самая сложная, она задерживает работу конвейера и именно она создает конфликт)

4-я – сделать загиб на флажке

5-я – сложить готовый флажок.

В первый раз задание выполняется без указаний учителя. Во второй раз он просит детей проявить себя хорошими товарищами, делающими общее дело. Можно усложнить задачу, предложив школьникам, выполнить задание в форме конкурса «самые быстрые и умелые».

Схема наблюдения и обработка результатов:


Ф.И.

Высказывания

Действия

Примечания




За оказание помощи самим

За оказание помощи кем-то

Высказывания недовольства задержкой

За оказание помощи самим

За оказание помощи кем-то

Высказывание недовольства задержкой






    1. «Пожалуйста»

Цель: выявить, честно ли поступает ребенок при самостоятельном выборе поведения; как поведут себя дети при нарушении правил игры. Как будут складываться их взаимоотношения.

Проводится игра на внимание. Ведущий дает разные команды. Они выполняются только в том случае, если сказано слово «пожалуйста». Ребенок, который неверно выполнил команду, сам, без указания взрослого должен выйти из игры.

Схема наблюдения и обработки результатов:


Ф.И.

Честно выполнял правила

Нечестно вел себя

Колебался при выходе из игры

Не колебался

Примечания






















    1. «Конструктор»

Цель: выявить, предпочитает ребенок играть один или вместе с другими детьми, кА помогает другим детям в игре, проследить поведение детей в разных группах.

Ребенку дается «Конструктор» и возможность рассмотреть его, потрогать, немного поиграть. После этого задаются вопросы:

- Ты рассмотрел конструктор. Умеешь ли ты из него что-нибудь делать? Хочешь ли с ним поиграть?

- Будешь ли ты приглашать для игры кого-то из ребят7 Если хочешь, выбери себе для игры 2-3 товарищей.

Если ребенок говорит, что будет играть один, то ему предоставляется такая возможность и ведется наблюдение за его игрой. Если ребенок выражает желание играть с другими, составляется группа детей, либо по желанию ребенка, либо по усмотрению взрослого. Группы формируются по-разному: по уровню развития, по положению ребенка в коллективе, по умению вступать в контакт и так далее. Задача педагога: сравнить поведение детей в разных группах.

Результаты второго уровня:

  1. Рисуночная методика «Несуществующие животные»

Цель: выявить отношение школьника к самому себе, особенности его характера

Детям предлагается придумать и нарисовать несуществующее (фантастическое животное). Анализ рисунков проводится в зависимости от расположения их на листе бумаги, выполнения ребенком отдельных элементов рисунка.

  1. Положение рисунка на листе бумаги:

- ближе к верху – высокая самооценка

- в центре – норма

- внизу, в уголке – заниженная самооценка, неуверенность в себе

2. Положение головы:

- повернута вправо (зеркальное отражение) – это говорит о том, что ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело

- повернута влево – это говорит о нерешительности, рефлексии, сомнениях ребенка в правильности выполнения задания

- фас – эгоцентризм, обращенность на себя

3. Нос: большой и длинный – любопытство

4. Уши: присутствие ушей на рисунке говорит о значимости мнения окружающих для ребенка

5. Рот:

- рот с языком – значимость того, что говорят о нем

- рот с зубами – некоторая агрессия – возможно, в качестве защитной реакции

- рот с губами – чувственность

- рот закрыт – замкнутость, тревожность, боязливость

6.Глаза: размер глаз – показатель степени страха (чем крупнее глаза, тем больше страх)

7. Опора животного:

- крупные толстые лапы – основательность, рационализм

- тонкие, длинные лапы – некоторое легкомыслие, мечтательность

8. Множество конечностей (рук, ног, крыльев, хвостов) – широта взглядов

9.Большое количество разных деталей говорит об энергичности характера

10.Контур рисунка:

- четкий, заметный - уверенность в себе

- тонкий, штриховой – неуверенность

11. Человекоподобие животного – детскость

12.Присутствие каких-либо признаков пола – сексуальность.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: