NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Основные направления работы муниципальных библиотек Рязанской области в помощь адаптации людей с ограниченными возможностями




Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Научно-методический отдел

Основные направления работы муниципальных библиотек Рязанской области в помощь адаптации людей с ограниченными возможностями

Рязань 2012


Составитель: Н. В. Куракова, главный библиотекарь научно-

методического отдела.

Основные направления работы муниципальных библиотек Рязанской области в помощь адаптации людей с ограниченными возможностями / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; сост. Н. В Куракова. – Рязань, 2012. – 15 с.

Список сокращений:
ГБУК РО – государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

ДБ – детская библиотека

ПУ – профессиональное училище

СБ – сельская библиотека

СОШ – средняя общеобразовательная школа

ЦБ – центральная библиотека

ЦГБ - центральная городская библиотека

ЦРБ – центральная районная библиотека

ЦБС - централизованная библиотечная система

ЦСДБ – централизованная система детских библиотек

НИИ – научно-исследовательский институт

ДШИ - детская школа искусств

Содержание


От составителя……………………………………………………….
Основные направления работы муниципальных библиотек Рязанской области в помощь адаптации людей с ограниченными возможностями …………………………
Клубы для людей с ограниченными возможностями……………...
Рекомендации для библиотекарей………………………………….
Список литературы………………………………...

4


5
10
12
13


От составителя

Сегодня, как никогда, актуальна проблема социальной реабилитации инвалидов. В нашей стране вопросу интеграции в обществе людей с ограниченными возможностями уделяется все больше внимания. Мы видим, что создается «доступная среда» для инвалидов, в том числе и в библиотеках (пандусы, поручни, лифты и т.д.). При строительстве новых зданий библиотек в проект обязательно предусматриваются пандусы, производится реконструкция старых зданий с той же целью.

Конвенция о правах инвалидов, принятая в Нью-Йорке 13 декабря 2006 года, была подписана от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 года. В России Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» был принят 03.05.2012 г. Государства-участники Конвенции должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, предоставляемым населению, как в городе, так и на селе.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), который наряду с другими нормативными правовыми актами позволяет гарантированно обеспечить инвалидам проведение реабилитационных мероприятий. Права особых групп пользователей закреплены в Федеральном законе «О библиотечном деле» (1994 г.).

По данным министерства социальной защиты, на территории Рязанской области проживает 160,6 тыс. инвалидов, в том числе около 3,6 тыс. детей-инвалидов.1

В области на 2012–2014 годы принята долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями».

Адаптацией инвалидов к нормальной жизни в пределах их возможностей занимается целая система учреждений, и немаловажная роль здесь отводится библиотекам.

Каждая общедоступная библиотека должна гарантировать свободный доступ к своим фондам всем гражданам, проживающим в зоне ее обслуживания, включая людей с ограниченными возможностями.

Основные направления работы муниципальных библиотек Рязанской области в помощь адаптации

людей с ограниченными возможностями


Сотрудники муниципальных библиотек традиционно уделяют большое внимание обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Городские, сельские и районные библиотеки являются для многих инвалидов центрами информации, образования, реабилитации и досуга. Именно в библиотечных стенах они могут не только получить необходимую информацию, но и просто отдохнуть, найти свой круг общения, интересно и с пользой провести время. Выполняя информационную, образовательную, социокультурную функции, библиотеки помогают людям с ограниченными возможностями адаптироваться в современном мире.

Дети-инвалиды - особая категория читателей, работа с которыми требует от библиотекарей терпения, чуткости, внимания, индивидуального подхода. Часто такие дети одаренны различными талантами и нуждаются в помощи взрослых, чтобы реализовать свои способности. Очень важно наладить тесный контакт с родителями и педагогами «особых» детей, чтобы совместными усилиями расширить круг общения и вовлечь их в активную жизнь общества.

Все районные и сельские библиотеки области, являясь по своей сути центрами культуры и досуга, многое делают для общения и просвещения людей с ограниченными возможностями.

Взаимодействуя с районными и городскими службами социальной помощи населению, обществами инвалидов, библиотекари получают информацию об инвалидах, проживающих на территории обслуживания библиотек. Специалистами библиотек проводится анкетирование, в результате которого определяются читательские интересы этой категории населения. Опыт показывает, что далеко не все люди с ограниченными возможностями желают пользоваться индивидуальным библиотечным обслуживанием. Поэтому, детально опросив всех, библиотекари получают четкое представление о пожеланиях и интересах этой особой категории читателей. Сотрудники библиотек приглашают лиц с ограниченными возможностями на все свои мероприятия, при необходимости обслуживают их на дому. Все инвалиды пользуются правом приоритетного обслуживания в библиотеках, могут заказать книги по телефону. Дети-инвалиды могут обслуживаться с помощью родителей и педагогов.

Библиотекари постоянно работают с ветеранами Великой Отечественной войны, ведут сбор информации у живых свидетелей истории, делают записи их воспоминаний, копируют сохранившиеся документы. Особенно ценно такое внимание для тех ветеранов, которые живут в деревнях, где жителей немного, и все они - преклонного возраста.

ЦБС г. Рязани ведет разноплановую работу, целенаправленно помогая пользователям с ограниченными возможностями. Стало традиционным обслуживание читателей пожилого возраста на дому в ЦГБ им. С. А. Есенина и библиотеках-филиалах №№ 5,7,8,9,10,14 и 15.

В центральной городской библиотеке и библиотеке-филиале № 15 в рамках проекта «Милосердие» проводятся выставки детских художественных работ.

Сотрудники ЦБС Рязани наладили постоянное сотрудничество с Рязанским геронтологическим центром им. П. А. Мальшина (ЦБ) и отделением дневного пребывания пенсионеров и инвалидов. С комплексным центром социального обслуживания городского населения работает библиотека-филиал № 3, с региональным отделением Всероссийского общества инвалидов - библиотека-филиал № 9, с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних - библиотека-филиал № 10.

Для детей с ограниченными возможностями активно работает ЦСДБ г. Рязани.

Библиотека-филиал № 2 для классов коррекции школ № 20, 46 проводит такие познавательные экскурсии, как «О русской старине в русской избе», «Экологические экскурсии по Рязанскому краю» и другие, сценарии которых разработаны с учетом особенностей развития воспитанников.

Библиотека-филиал № 10 для детей специальной (коррекционной) школы № 23 проводит различные мероприятия: сказочные викторины, познавательные игры.

Библиотекой-филиалом № 9 проведен комплекс мероприятий «Дорога в жизнь» для детей с ограниченными возможностями, группами «ЗОВ» (зоны особого внимания), учащихся школы-интерната № 26 для слепых и слабовидящих детей. Организуются выставки работ декоративно-прикладного искусства детей-инвалидов - воспитанников МПК «Родничок». В группу «Ветеран моего микрорайона» входят 25 ветеранов войны и труда, причем особое внимание уделяется обитателям Мальшинской богадельни. Работа проводится совместно с Советом ветеранов Московского района Рязани и Рязанским отделением Российского Фонда мира.

Библиотека-филиал № 1 опекает детей школы-интерната № 1, библиотека-филиал № 2 – детей из интерната № 2, библиотека-филиал № 4 - детей из Центра педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, библиотека-филиал № 9 - ветеранов Мальшинской богадельни и воспитанников специальной коррекционной школы № 26, библиотека-филиал № 10 - учащихся коррекционной школы № 23, ветеранов и инвалидов Советского района.

Особого внимания заслуживают библиотеки, которые работают для читателей с ограниченными возможностями по специально разработанным программам. Шацкая детская библиотека с 2008 года реализует программу «Милосердие и книга» для «особых» детей и их родителей. Совместно с администрацией района и города уже пять раз по библиотечным сценариям прошли районные творческие фестивали «Планета детства и добра». Интересно и увлекательно проведены для детей с ограниченными возможностями «Дни рождения» или «Праздники по временам года»: весенние, летние, осенние и зимние именины.

Александро-Невская детская библиотека по программе «Милосердие» регулярно проводит выставки рисунков, поделок, стихов детей-инвалидов. Они - постоянные гости библиотечных мероприятий, участники областных конкурсов. Тех, кто не может посещать библиотеку, сотрудники библиотеки обслуживают на дому.

Интересный опыт накоплен в Кораблинской детской библиотеке. В рамках программы «Через книгу - к добру и свету» библиотекари провели серию мероприятий для детей-инвалидов, например, беседу «Особый ребенок» для детей-инвалидов и их родителей, обзоры «В помощь инвалидам», «Говорящая книга» - для слабовидящих детей, часы информации: «Все о пенсиях и льготах», «Защити себя сам». Большим успехом пользуются уроки доброты: «Передай добро по кругу», «Если добрый ты». Регулярно проводятся выставки рисунков и поделок детей-инвалидов под названием «Чудо добрых рук». Подростки-инвалиды принимают активное участие в часах знакомств «Давайте познакомимся», где получают возможность общаться со своими здоровыми сверстниками, что облегчает адаптацию «особых» подростков в молодежной среде.

В Ухоловском районе детская библиотека регулярно проводит беседы для детей-инвалидов и их родителей о творческом потенциале «особых» детей «Скажи жизни - да!». Ольховская сельская библиотека регулярно организует выставки детского рисунка, где активное участие принимают дети с ограниченными возможностями.

Спасская центральная библиотека с 2000 года работает по программе «Милосердие и книга», в рамках которой юные читатели обслуживаются на дому, заказывают книги по телефону, первыми читают поступившие новинки. Инвалидам-студентам заочных отделений различных учебных заведений также постоянно оказывается помощь. В здании Спасской ЦБ находятся Спасские отделения всероссийских обществ слепых, инвалидов, ветеранов, с которыми сотрудники библиотеки активно сотрудничают. Преподаватель музыки Спасской школы (слепой от рождения) – постоянный участник всех библиотечных мероприятий. В помощь самореализации народных умельцев-инвалидов, во всех библиотеках Спасского района регулярно проводятся выставки их поделок.

Библиотека-филиал №11 ЦСДБ г. Рязани работает с коррекционными классами школы № 17 по специально разработанной программе «По ступеням знаний» (4 ступени на 4 года). Проведено уже 40 занятий.

В 2008 году в Кадомской ЦБ разработана целевая программа «Мы, читая, не скучаем» (2008 - 2013), в рамках которой для читателей с ограниченными возможностями два раза в месяц проводятся мероприятия в клубе «Общение». При необходимости ветераны и инвалиды обслуживаются на дому.

Традиционно к Международному дню инвалидов библиотеки области проводят Дни открытых дверей. Так, сотрудники библиотеки-филиала № 9 ЦБС г. Рязани совместно с префектурой Железнодорожного района провели праздник для инвалидов детства «Доброта вокруг нас».

В Рыбновском районе в рамках акции милосердия «Душевное богатство», посвященной Международному дню инвалидов, Полянская сельская детская модельная библиотека, Мурминская № 2 и Вышгородская сельские библиотеки провели для детей-инвалидов и их родителей День открытых дверей «Большое сердце». Сюда же приехали «особые» дети из села Шумашь в сопровождении родителей и сельского библиотекаря.

Совместно с районным отделом социальной помощи Сапожковская ЦБ провела День открытых дверей для членов Сапожковского отделения Всероссийского общества слепых. Библиотекари познакомили собравшихся с библиотекой, провели обзор книг «Книги для Вас» (напечатанных по системе Брайля) и представили литературный вернисаж «Материнство небесное и земное», посвященное образу женщины-матери в живописи и литературе. Местный поэт В.В. Чумин прочитал свои стихи, посвященные теме вечера.

В контакте с Захаровским комплексным центром социальной защиты населения детская библиотека ко Дню инвалидов регулярно проводит Дни открытых дверей, а также принимает «особых» детей на всех своих мероприятиях и при необходимости обслуживает их на дому,

В Старожиловской детской библиотеке доброй традицией стали Дни открытых дверей, приуроченные к Международному дню инвалидов. Праздники проводятся совместно с детской школой искусств и комплексным центром социального обслуживания населения. Для гостей организуются театрализованные концерты, в которых активно участвуют инвалиды - учащиеся ДШИ.

Многие муниципальные библиотеки для читателей с ограниченными возможностями проводят выездные мероприятия. Например, детская библиотека Рязанского района совместно с районным комплексным центром социального обслуживания населения организовала для детей-инвалидов в Окской и Искровской сельских модельных библиотеках интеллектуальные игры «Космическое путешествие», которые пользовались большим успехом у юных «астронавтов».

Песоченская сельская библиотека Путятинского района проводит в Песоченском детском реабилитационном центре викторины, уроки истории и многие другие встречи, а Путятинская детская библиотека приезжает к воспитанникам центра с выступлениями кукольного театра.

Учитывая психологические и физические особенности детей-инвалидов, библиотеки Путятинского района отдают предпочтение их индивидуальному обслуживанию на дому. Библиотекари посещают «особых» детей не только для обмена заказанных книг, но и проводят с ними беседы по основным темам года, громкие чтения, интерактивные игры, разгадывают загадки и кроссворды о героях любимых сказок.

При открытии на территории обслуживания специализированных учреждений для инвалидов, сотрудники библиотек сразу же налаживают с ними контакт. Так, Михайловская центральная районная библиотека уже более 20 лет активно сотрудничает с Михайловским экономическим колледжем инвалидов (МЭКИ). Для его студентов сотрудники библиотеки регулярно проводят праздники, театральные представления. Для инвалидов библиотека выписывает газету «Надежда» и журнал «Наша жизнь».


Тумская детская библиотека Клепиковского района с 2008 года активно сотрудничает со школой-интернатом № 3, регулярно проводит для его воспитанников массовые мероприятия. Сотрудники библиотеки обслуживают детей-инвалидов, обучающихся на дому, поддерживая постоянный контакт с их педагогами.

Елатомская библиотека-филиал Касимовской ЦБ активно работает с Елатомской специальной коррекционной школой-интернатом для детей с отклонениями в умственном развитии (у многих детей есть еще и проблемы со здоровьем). Сотрудники библиотеки проводят с его воспитанниками игры, викторины для всех классов, адаптируя материал под уровень восприятия воспитанников, а также регулярно организуют мероприятия для пациентов местных домов инвалидов.

Традиционно библиотеки области организуют новогодние утренники для детей с ограниченными возможностями. Библиотека-филиал № 9 ЦСДБ г. Рязани ежегодно проводит новогодние утренники и костюмированные рождественские представления, в которых активно участвуют «особые» дети и их родители.

С 2008 года Шацкая детская библиотека совместно с администрацией районного центра для детей с ограниченными возможностями организует новогодние утренники «Новый год в кругу друзей библиотеки». На праздник дети приходят в новогодних костюмах, получают подарки и памятные призы.

Работники Александро-Невской детской библиотеки не только проводят новогодние утренники в стенах библиотеки, но и приезжают к детям-инвалидам домой, чтобы устроить для каждого «особого» ребенка домашний праздник «Новогодняя сказка». Спонсором акции выступает Александро-Невский территориальный сектор социальной защиты населения.

ЦДБ г. Касимова под девизом «Дом, где согреваются сердца», регулярно проводит новогодние утренники для детей-инвалидов.

Михайловская детская библиотека разносторонне обслуживает детей с ограниченными возможностями. Для них сотрудники библиотеки подбирают интересные иллюстрированные книги, информируют о поступлении новинок по телефону, оставляют для них заказанную литературу, организовывают книжные выставки. Начинающим читателям подбираются книги с более крупным шрифтом, ярко иллюстрированные. Выборочно определяется уровень подготовленности детей, при этом библиотекари непременно хвалят ребенка за каждую прочитанную книгу и просят сделать рисунки.

Очень интересную работу проводят сотрудники Спасской детской библиотеки. Сюда родители привозят своих «особых» детей, а библиотекари проводят для ребят массовые мероприятия, книжные обзоры, приобщая их к чтению, занимаются с ними индивидуально: делают вместе уроки, играют. Дети с удовольствием проводят время в библиотеке, и, когда родители звонят им, отвечают: «Я не хочу домой, мне в библиотеке интереснее!». Это – лучшая оценка работы библиотекарей.

Клубы для людей с ограниченными возможностями
В библиотеке-филиале № 5 ЦСДБ г. Рязани в рамках программы «Милосердие» создан и успешно работает клуб «Искорка» - школа занимательного компьютера для детей-инвалидов. Заведующая библиотекой-филиалом № 5 Л. Н. Григорьева разработала проект «Шаг навстречу», который получил грант от фонда М. Прохорова. Для детей-инвалидов была организована экскурсия в Рыбное - в НИИ пчеловодства и НИИ коневодства. Об итогах поездки «особые» дети рассказали в своих творческих работах. При библиотеке также работает клуб для пожилых людей - литературно-музыкальный салон «В гостях у Музы».

Ряжская детская библиотека с 1999 года совместно с клубом «Надежда» при отделе социальной защиты населения Ряжского района принимала участие в создании клубов по интересам для детей с ограниченными возможностями: «Сказочка», «Забавка», «Журавушка». В 2002 году клуб «Журавушка» стал работать при детской библиотеке, благодаря чему у детей-инвалидов появился более широкий доступ к книгам и журналам, возможность расширения кругозора, участие в библиотечных мероприятиях наравне со здоровыми детьми. Занятия клуба посвящены творческому развитию с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Здесь проводятся уроки творчества по изготовление различных поделок (цветов, шишек, кулонов, подвесок, бус, подарков). Дети с интересом участвуют во всех мероприятиях, живо общаются со сверстниками, приобретают новых друзей.

Для творческой самореализации детей-инвалидов в Ряжской детской библиотеке разработана программа «Поверь в себя». «Выпускники» клуба «Журавушка» получили возможность дополнительного заработка, чтобы полученные знания и умения не только скрашивали их досуг, но и помогали немного зарабатывать на продаже своих поделок. Дети принимают участие в конкурсах и выставках, где занимают призовые места, получают грамоты и призы.

Дети с ограниченными возможностями являются членами клуба любителей русского языка «Грамотей» при Шацкой детской библиотеке. Они - активные участники мероприятий: лингвистического турнира «Умники и умницы»; информины «Словари – наши помощники»; урока-экскурсии «Фабрика слов» и других.

Для облегчения адаптации подростков-инвалидов в молодежной среде Кораблинского района на базе библиотеки-филиала №1 успешно работает подростковый клуб «Общение», куда его активисты сами приглашают своих «особых» сверстников.

Для ветеранов войны и труда, пенсионеров-инвалидов, проживающих в сельской глубинке, клубы – это нередко единственное место для общения и отдыха. Например, члены клубов «Ветеран» при городской библиотеке № 1 Кораблинского района и Путятинской центральной библиотеки отмечают совместно праздники и юбилейные даты.

Скопинская центральная библиотека совместно с комплексным центром социального обслуживания населения открыла «Университет третьего возраста». Ветераны могут «обучаться» на «факультетах» «Основы православной культуры»; «Основы компьютерной грамотности»; «Основы медицинских знаний»; «Основы юридических знаний».

Тумская поселковая библиотека Клепиковского района регулярно приглашает ветеранов и инвалидов на заседания клуба интересных встреч «Золотой возраст».

Для читателей старшего возраста сотрудниками Кадомской центральной библиотеки создан клуб «Общение», который посещают ветераны и пенсионеры-инвалиды. Формы работы весьма разнообразны: литературные гостиные, презентации работ местных умельцев, выставки-вернисажи, ретро-встречи. Очень интересен был вечер уважения «Осень в золоте прожитых лет», организаторами которого стали активистки клуба, На праздник были приглашены все желающие читатели.

В Рыбновской центральной библиотеке второй год работает клуб для людей с ограниченными возможностями «БУЛ» - «Беспокойный. Увлеченный. Любознательный». Сотрудники библиотеки выбирают для встреч темы, интересные всем возрастным группам, например: «Хлеб - всему голова», «Народные обряды и обычаи», «Каша - праматерь хлеба» и др., поэтому клуб охотно посещают как ветераны, так и подростки-инвалиды.

В Спасской ЦБ с 2002 года работает литературный клуб ветеранов и инвалидов «Откровение», на котором местные поэты и писатели имеют возможность проводить презентации книжных новинок, в том числе - и поэты-инвалиды (слепые и слабовидящие).

При Чучковской ЦБ работает клуб для людей с ограниченными возможностями «Надежда», где проводятся литературно-музыкальные вечера, встречи с работниками социальной защиты, обзоры, книжные выставки. Сотрудниками библиотеки оформлена папка–досье «Льготы для инвалидов». Коллектив ЦБ награжден Чучковским отделением Всероссийского общества инвалидов почетной грамотой за совместную плодотворную работу.

Рекомендации библиотекарям
Как выявил анализ отчетов муниципальных библиотек, работа с читателями-инвалидами ведется повсеместно, но пока недостаточно. Необходимо развивать её по всем направлениям деятельности библиотек.

Так, индивидуальное обслуживание читателей с ограниченными возможностями на дому можно улучшить, приняв во внимание опыт муниципальных библиотек Путятинского района. Библиотекарям детских библиотек рекомендуется посещать детей-инвалидов не только для обмена заказанных книг, но и проводить с ними занятия, например: беседы по основным темам года, рассказы, игры в форме «Вопрос-ответ», решение загадок и кроссвордов о героях любимых сказок и другие.

Для преодоления подростковой жестокости, воспитания у молодежи милосердия, сострадания, доброты рекомендуется проводить для подростков часы знакомств (по опыту работы Кораблинской детской библиотеки) На этих встречах подростки-инвалиды могут познакомиться со своими сверстниками, обрести новых друзей, что облегчает адаптацию «особых» подростков в молодежной среде. Рекомендуется также организовать подростковые клубы (по опыту библиотеки-филиала № 1 Кораблинского района), на заседания которых активисты сами приглашают своих «особых» ровесников.

Как показывает анализ, наибольшую эффективность в реабилитации детей-инвалидов дают регулярные занятия в клубах по интересам. Рекомендуется развивать эту актуальную форму работы (например, по опыту Ряжской детской библиотеки в клубе «Журавушка» и библиотеки-филиала № 5 ЦСДБ г. Рязани – в клубе «Искорка»).

Для облегчения социальной адаптации детей-инвалидов можно рекомендовать клубы по интересам, в которых одновременно занимаются здоровые и «особые» дети. В качестве примера можно взять клуб любителей русского языка «Грамотей» при Шацкой детской библиотеке и созданную при Кадомской детской библиотеки мастерскую «Кисточка». В их работе наравне со здоровыми детьми активное участие принимают дети-инвалиды, что существенно облегчает их адаптацию в обществе.

В программы клубов для читателей старшего возраста рекомендуется ввести вечера уважения (на примере работы клуба «Общение» Кадомской центральной библиотеки). Их организаторами могут стать активисты клуба. На подобные праздники приглашаются читатели всех возрастных групп, что прививает молодежи уважение к людям старшего возраста и укрепляет преемственность поколений.

Список литературы



  1. Астафьева Л. Излучающая добро / Л. Астафьева // Библиотека. – 2000. - № 8. – С. 25-26.

  2. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению в Рязанской области: история и современность / Рязанская областная специальная библиотека для слепых. – Рязань, 2008. – 44 с.

  3. Босякова Л. Вызываем «Книгу – 03» / Л. Босякова // Библиотека. – 2000. - № 10. – С. 62-64.

  4. Гайдай В. А. Консультационный центр по работе библиотек с инвалидами / В. А. Гайдай // Библиотечное дело. – 2012. - №14. –

С. 40-43.

  1. Ермакова Т. Адаптация к миру зрячих / Т. Ермакова // Библиотека. – 2000. - № 5. – С. 36.

  2. Захарова Е. В. Проблемы и опыт интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов / Е. В. Захарова // Информационный бюллетень РБА. - №59. – С-Пб., 2011. – С. 17-18.

  3. Изабасарова Д. «АИС-СБ РК»: продвижение в будущее

/ Д. Изабасарова, Ю. Панченко // Библиотека. – 2012. - №7. – С. 29-32.

  1. Ильина И. «Помилуй, Боже, стариков» / И. Ильина // Библиотека. – 2000. - № 11. – С. 39-40.

  2. Информационные ресурсы библиотек для пользователей с ограниченными возможностями: история и перспективы /Н.Э. Кунанец и др. // Научные и технические библиотеки. – 2012. - № 8. – С. 33-39.

  3. Комиссарова Л. Д. Социально-психологические аспекты организации работы с читателями пожилого возраста и инвалидами: из опыта работы ЦБС / Л. Д. Комиссарова, Е. В. Никитина. – М., 2001. – С. 109.

  4. Конихина О. Шаг навстречу (опыт работы по социальной реабилитации инвалидов) / О. Конихина // Библиополе. - 2012. - №8. – С. 2 – 5.

  5. Коновалова М. П. Инвалид-общество-библиотека: учеб.- метод. пособие. / М. П. Коновалова. – М., 2006. – 136 с.

  6. Коновалова М. П. Профессиональная компетентность библиотекаря в работе с людьми ограниченных возможностей физического здоровья / М. П. Коновалова // Библиотековедение. - 2012. - № 2. – С. 112 – 117.

  7. Коновалова М. П. Свет в мир незрячих / М. П. Коновалова

// Библиотечное дело. – 2010. - № 14. – С. 2 – 11.

  1. Кукатова Г. В чем специфика работы с инвалидами / Г. Кукатова

// Библиотека. – 1998. - № 11. – С. 91-92.

  1. Лисицына И. А. Арт-терапия у книжной полки / И. А. Лисицына

// Современная библиотека. – 2010. – №3. – С. 50-52.

  1. Мартынова Н. По небу ласточки летели / Н, Мартынова // Библиотека. – 2002. - № 6. – С. 49.

  2. Марусич Ж. В. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению средствами новых информационных технологий / Ж.В. Марусич. –

М., 2004. – 96 с.

  1. Марусич Ж. В. «Говорящие книги» / Ж. В. Марусич // Библиотека. – 1998. -№ 5. – С. 39-40.

  2. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г.

// Российская газета. – 1995. - N 11-12 (17 января).

  1. О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. //Российская газета. - 1996. –

19 дек. – С. 4.

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. // Инвалид: о нем и для него: информационный бюллетень. – Вып. 1. – М., 2001. – С. 1 – 18.

  2. Пермякова С. И. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов по зрению в Красноярском крае // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства: метод. пособие

/ С. И. Пермякова. – М., 2001. – 216 с.

  1. Пугнин Ю. Читающие в темноте // Вопросы здоровья и медицины

/ Ю. Пугнин. – 2012. - № 7. – С. 15.

  1. Пузанова Е. Клубы, вечера и праздники для пожилых людей

/ Е. Пузанова // Библиотека. – 1999. - № 11. – С. 24-25.

  1. Путь к милосердию: материалы к организации досуга и реабилитации лиц с ограниченными возможностями / Мурманская областная универсальная научная библиотека. – Мурманск, 1995. – 94 с.

  2. Серебрякова Е. Танцплощадка для упрямых / Серебрякова Е.

// Журналист. – 2012. - № 5 (май). - С. 79.

  1. Система Брайля в меняющемся мире: материалы межрегионального семинара / Рязанская областная библиотека для слепых. – Рязань, 2008. – 77 с.

  2. Социально-культурная адаптация детей с ограничениями развития и инвалидностью: справочно-информационный сборник. – Вып. 1. – Рязань, 2001. – 33 с.

  3. Спешите делать добро: метод. рек. по работе библиотек с инвалидами и престарелыми / Мурманская областная универсальная научная библиотека. – Мурманск, 1994. – 71 с.

  4. Труфанова Е. В. «Особые» дети: корректирующие методики и сказкотерапия / Е. В Труфанова // Библиотечное дело. - 2012. - № 8. – С. 2 – 4.

  5. Тунина О. «Остров доброты» / О. Тунина // Библиотека. – 2000. - № 3. – С. 62.

  6. Ушакова В. Клуб «Поговорим по душам» / В. Ушакова // Библиотека. - 1998. - № 2. – С. 34.

  7. Хацкевич Н. Инвалиды среди людей и нелюдей: беседа со старшеклассниками у книжной выставки к Всемирному дню инвалидов //Год книги и ее вечность /ред.-сост. Л. В. Нестерович. – Минск, 2012. – 176 с.

  8. Цуканова Е. Реабилитации поможет компьютер / Е. Цуканова

// Библиотека. – 2005. - № 8. - С. 29-30

  1. Шапошников А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции / А. Е, Шапошников.. – М., 1992. – 152 с.

  2. Ященко Г. Наша «Надежда» / Ященко Г // Библиотека. – 2000. - № 1. – С. 57-58.

  3. Ященко Г. «Поговорим по душам» - клуб для пенсионеров / Г. Ященко

// Библиотека. – 1999. - № 10. – С. 93- 94.


1 Пугнин Ю. Льготы для жизни: интервью министра социальной защиты Рязанской области // Вопросы здоровья и медицины. - 2012- № 7. - С.6.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: