NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет гурьевской районной детской библиотеки 2012 Отчет о работе Гурьевской районной детской библиотеки


2.4.5. Работа в дни каникул

Каникулы – это праздник для детей, свободного времени много, но, чтобы проводить его с пользой, мы приглашаем детей в библиотеку. Заранее знакомим организаторов внеклассной работы со своими планами, мероприятия планируем для разных возрастов, учитывая интересы ребят и соотнося их с календарными датами. Во все каникулы двери библиотеки распахнуты перед детьми.

Дети народ отзывчивый, они с удовольствием посещают наши мероприятия. Помимо плановых мероприятий приходится проводить и небольшие: для «случайных посетителей».

Наша библиотека находится в здании администрации села, а на площади ежегодно устанавливается елка, которая, в первую очередь, привлекает детей. Наигравшись, накатавшись, ребятишки бегут в библиотеку – погреться, отдохнуть. И здесь мы занимаем их время делом: то викторинку проведем, то с малышами книжки вслух почитаем, то организуем «тихое» соревнование: кто быстрее пазлы соберет.

Работа в дни весенних каникул описана в разделе «Неделя детской книги». Работа в летние каникулы самая насыщенная, т.к. всегда в пришкольном лагере на каждом сезоне отдыхает 50-60 человек детей, причем, разновозрастных. Тщательно планируем работу, чтобы было детям и интересно, и полезно. Делим детей на 2-3 группы, и они 2 раза в неделю приходят в библиотеку. Вот здесь и проводим много викторин по краеведению, конкурсно – игровые программы, подвижные игры, конкурсы рисунков. Игровая программа «Праздник солнца, праздник лета» собрал ребятишек разных возрастов: и дошкольники, и учащиеся начальных классов с большим интересом играли, соревновались в ловкости, читали стихи, танцевали прямо на площади возле библиотеки.

Интересно, живо прошел театрализованный урок по ОБЖ «Чтоб в дом ваш не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда!». Учащиеся 4 класса с удовольствием принимали участие. Ведущие сделали акцент, сколько проблем возникает, когда люди не соблюдают правила обращения с огнем: это и в лесу, и в жилых домах, и в учреждениях, и на транспорте. Дети приводили примеры из жизни, рассказывали, как у них происходило знакомство со спичками, огнем. Затем посмотрели инсценированный отрывок из сказки Маршака «Кошкин дом». Дети рисовали запрещающие знаки, которые они бы разместили в лесу, у парков, у школы, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей и обитателей леса.

2.4.6. Работа с одаренными детьми.

Какими бы ни были дети, среди них всегда кто –то выделяется своей эрудицией, талантами. Нашу библиотеку посещают одаренные дети с различными целями: это и чтение, и подборка материала для рефератов, докладов, сообщений, это просто приятное времяпровождение. Мы их стараемся привлекать при проведении мероприятий, привлекаем для участия в конкурсах. В 2012 году наш район принял активное участие во всероссийском конкурсе чтецов «Живая классика». Сначала провели первый тур, где явным лидером была наша девочка – конкурсантка Николенко Юля. Затем прошел второй этап конкурса между участниками из города и из района – и опять у Юли явное превосходство по сравнению с другими чтецами. В третьем, областном этапе, Юлю отметили среди наиболее понравившихся участников из 60человек. Мы считаем, это неплохой результат.

2.4.7. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Детей с ограниченными возможностями здоровья немного. Дети посещают библиотеку сами, берут книги, работают в читальном зале, пользуются авторитетом среди сверстников – это радует, что здоровые дети относятся к ним с пониманием. Одна девочка – инвалид, Мачехина Лена, принимает активное участие во всех конкурсах чтецов, она очень хорошо читает стихи.

2.4.8. Работа с родителями. Работа с женщинами, ожидающими ребенка.

Библиотеку посещают дети вместе с родителями не очень часто, но все-таки можно сказать есть такие семьи, особенно те, где маленькие дети. Мы проводим рекомендательные беседы, информируем о поступивших новинках. Приглашаем в библиотеку в выходные дни, в дни каникул.

Женщины, ожидающие ребенка, тоже иногда обращаются к нам за литературой, берут книги Б.Спока, пользуется спросом медицинская энциклопедия, книги по психологии, педагогике.
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми.

Формированием информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, библиотеки занимались всегда: где как не в библиотеке можно провести беседу по профилактике вредных привычек, где, как не в библиотеке можно вести работу по пропаганде здорового образа жизни, формировать у детей позитивное отношение к жизни и собственному здоровью.

По этому направлению в нашей библиотеке проводим круглый стол «Курить – здоровью вредить». Курение – злейший враг здоровья, но в последнее время эта пагубная привычка распространяется с невероятной скоростью: курят мужчины и женщины, курят подростки, и, самое страшное, курят дети. Пример курения повсюду: и реклама табачных изделий, и с экранов телевизоров практически в каждом фильме кадры с курящими людьми, и в окружающей обстановке мир полон курильщиков. Курение – одна из самых ранних вредных привычек у детей и подростков. Поэтому мы каждый год проводим по данной теме встречи с ребятами. В роли экспертов, социологов, историков, химиков, ботаника выступают сами ребята, на примере демонстрируется опыт, что происходит с фильтром сигареты – картина устрашающая: фильтр меняет окраску. В дыме содержатся канцерогены, окиси, которые отравляют наш организм. Для ребят 7-8классов провели беседу «На краю пропасти», где речь шла о другой вредной привычке – наркомании. Как защититься от этой беды, как распознать признаки наркоманов, как не попасть в сети наркозависимости.

Для малышей проводим уроки здоровья, часы информации, беседы о необходимости соблюдать правила гигиены, режим дня, режим правильного питания.

В Новопестеревской библиотеке прошёл урок – предупреждение «Опасности, которые нас подстерегают». Вместе с персонажем из сказки Ш.Перро Котом в сапогах дети посетили интересные станции:

«Курить – здоровью вредить!», на этой станции поиграли в игру «Да» и «Нет!». Ведущий предлагает «вредные» и «невредные» действия, а дети хлопают в ладоши (если «да»), а если «нет», то сидят тихо. Посмотрели отрывок из мультфильма «Ну – Погоди!» и обсудили поведение Волка и Зайца. Волк всегда с сигаретой – глупый, а Заяц - умница, он с ракеткой.

После этого дети раскрасили знак «Курение запрещено».

Вторая станция «Огонек». Здесь дети узнали, что значит для нас огонь: в каких случаях он друг, а в каких – враг.

Книжная выставка «Звёзды бросили, а ты?!»

Многие уверены, что вред от курения накапливается годами, постепенно. Чтобы заработать рак или инсульт, нужно дымить лет 25-30, а до «хорошего» бронхита не менее лет 15-20. Сам процесс накопления этого вреда представляется весьма абстрактно, но многие начинающие курить уверены, что смогут остановиться вовремя. Особенно такой ход мысли типичен для молодежи. Говорят, что талант не может жить без допинга: будто бы табак, алкоголь и наркотики стимулируют творчество. «Неправда!» - говорят творческие люди. Д.Харатьян, Л.Гузеева, Л.Кудрявцева, М.Шемякин, Р.Паулс, Ю, Николаев и другие отечественные знаменитости рассказывают, как расстались с пагубными привычками, как сложилась их жизнь после этого.

Библиотека надеется, что данная выставка подтолкнет молодых людей поменять свое отношение к собственному здоровью, и поможет в преодолении тяги к вредным привычкам. Ведь сегодня так модно быть здоровым!

«Не болей и будь здоров» - утренник. Цель – пропаганда ЗОЖ. Дети познакомились со строением зубов, способами ухода за ними, профилактикой развития зубных болезней.

«Кладовая витаминов» - час полезной информации. Доктор Айболит и прфессор Всезнамус раскрыли перед ребятами тайны, где спрятаны полезные и необходимые для человека вещества, рожденные самой природой. Они рассказали об интересных открытиях в области витаминов, рассказали, какие бывают витамины, и в каких продуктах они

содержатся. Дети с большим интересом поучаствовали в викторине «Знаете ли вы?», в которой из трех предложенных ответов – правильный только один.
2.4.10. Правовая культура.

Центр правовой информации на базе районной детской библиотеки работает в течение 6лет.

Одним из главных аспектов правосознания граждан является знание ими своих прав и обязанностей, законов, регулирующих жизнь общества.

Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономической, социальной и культурной жизни России, требуют от нас (библиотек), и в первую очередь, от центров правовой информации, обеспечивать население в полном объеме такой информацией.

Пользователями ЦПИ являются все категории населения, не только нашего села, но и других населенных пунктов.

Оказывается методическая помощь библиотекарям других филиалов нашего района в проведении массовых мероприятий. Наша база данных невелика - она слабо пополняется.

В библиотеке оформлена постоянно действующая выставка «Детям о праве».

Как у всех других людей,

Есть права у малышей,

Мысли есть свои и взгляды,

Это взрослым помнить надо.

На выставке представлена правовая литература, методические пособия, буклеты.

Хорошими помощниками в работе являются книги: 1.«Домашняя правовая энциклопедия» - системы «Гарант».

Уникальное по своей полноте справочное издание, содержащее правовые сведения, которые могут потребоваться в повседневной жизни любому человеку. В книге изложены простым и ясным языком нормы российского законодательства по самым разным вопросам: от покупки автомобиля и земельного участка до получения медицинской помощи и пенсии. Подробно освещены вопросы участия граждан в судебных процессах.

2. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей.

Эта книга посвящена Году Семьи. Небольшие эссе, стихи и сказки в увлекательной форме расскажут о появлении и развитии ребенка в семье. Творческие вопросы и задания помогут обсудить с малышами многие социальные проблемы. Истории о правах детей написаны простым, понятным детям языком. Они рассказывают о глубоком, серьезном значении прав в жизни ребенка.

3. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника.

Эта книга поможет тебе узнать о том, что такое символика, для чего она нужна и какое значение имеет. Когда было положено начало формированию герба, флага и гимна, каким изменениям они подвергались и по какой причине.

4. Серия « Беседы по картинкам». Права ребенка: демонстрационный материал.

Наглядное пособие для воспитателей, учителей, гувернеров, родителей.

5. Астахов П.А. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин.

Предназначена книга для детей среднего школьного возраста. Ребята совершат небольшое путешествие в мир взрослых людей. Подумают над возможными последствиями тех или иных поступков и т.д.

6. Серия книг «Что вам могут не сказать…»:

1) «Права потребителя».

2) «Досрочные пенсии».

3) «Обращаемся в суд».

4) «Наследники и наследство».

5) «Призывник».

6) «Выплаты и льготы».

В них юристы с многолетним опытом рассказывают в простой и доступной форме, с чего надо начинать, к кому обращаться при возникновении проблем. И как вы сможете отстоять свои интересы.

7. Усачева А.А. Приключения маленького человечка.

Обо всех правах человека вы узнаете из сказок- историй.

В течение года проводились различные беседы, выставки, часы информации, викторины, конкурсы рисунков с применением элементов игры.

Правовое просвещение начинаем с дошкольного возраста.

  1. Конкурсно - игровая программа «Будем в Армии служить».

Цель: Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, правовой культуры учащихся. Развивать позитивное отношение к службе в рядах Российской Армии, умение дружить, беречь дружбу. 7класс, 20чел.

2) Беседа «Права детей в семье».

Цель: Семья- главное, что есть у ребенка. Помочь ориентироваться в вопросах, регулирующих права жить и воспитываться в семье. 2класс, 21чел.

3) День России. Час правовых знаний «Россия- Родина моя».

Цель: Дать детям представление о границах России, понятие Родины в широком и узком смысле. Воспитывать любовь к родному краю, селу.

4) Час информации «Символы нашего края».

Цель: Познакомить детей с гербом и флагом нашего края. 2-5класс, 25чел.

5) Час информации «Радуга». День Государственного флага РФ.

Конкурс рисунков «Символика страны ».

Цель: Выяснить, что дети знают об истории государственной символики (герб, гимн, флаг России). Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории, символике своей страны.

Дошк.25чел.

6)Книжная выставка к юбилею области «Мой дом- Кузбасс».

Цель: Познакомить с городами Кемеровской области, Гурьевским районом и с творчеством поэтов Кузбасса.

7)Час информации «Конвенция о правах ребенка».

Цель: Обобщить знания учеников о личных правах ребенка; познакомить учащихся с Декларацией и с Конвенцией о правах ребенка. Помочь ученикам осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

4класс 20чел.

8)Викторина к 70-летию области «Кузбасс - мой край родной»

Цель: Узнать, что дети знают о родном крае. Пробудить в ребенке чувство любви к Родине. 6-8класс, 15чел.

9) Час информации «Дети мира»

Цель: Объяснить, какие права имеют дети разных народов.

Узнать, что они знают о правах и обязанностях детей. 3-5класс, 20чел.

10) Беседа «Права и обязанности граждан» Анкетирование. 10класс.

Цель: Выяснить, насколько дети знают свои права и обязанности.

В библиотеках-филиалах тоже большое внимание уделяется правовому воспитанию. Например, в филиале №3 села Горскино прошел:

1.Тематический час «Реют флаги над страной».

День Государственного флага РФ. 3-6класс

Цель: Познакомить с историей государственных символов России. Привить молодому поколению любовь к Родине.

2.К выборам была оформлена тематическая подборка «Шпаргалка для избирателя», которой особенно интересовались молодые избиратели.

В филиале №4 село Дмитриевка прошли:

1.Беседа «Путешествие вглубь веков». День Государственного флага РФ.

Цель: Познакомить детей с историей государственной символики нашей страны, воспитать чувство патриотизма. 1-4класс

2.Урок- игра «Наши права» 3-6класс.

Цель: С помощью сказок познакомить учащихся с основными правами и обязанностями ребенка. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению. Учить безопасному поведению в различных ситуациях.

В филиале №9 д. Мостовая была проведена познавательная беседа «Герб. Флаг. Гимн» ко дню Государственного флага РФ.

Цель: Познакомить с государственной символикой.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, привить любовь к Родине. 2-5класс

В филиале №15 п. Урск прошли:

1.Информационный урок «Ваши права и обязанности».

Цель: Научить, как вести себя в различных жизненных ситуациях. Когда к кому можно и нужно обращаться, к помощи государства и закона. 8класс

2.Беседа «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Цель: Объяснить, что значит быть настоящим гражданином. 11класс

3.К выборам была оформлена тематическая подборка «Сделай правильный выбор», где была подобрана информация о выборах в президенты. Объективная и достоверная информация, несомненно, помогла избирателям сделать осознанный выбор.

В модельной библиотеке с. М - Салаирка прошел интересно час информации «Интернет ресурсы для молодежи по избирательному праву»

В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т.д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства.

Цель: Познакомить с историей выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе. Выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве.

Опыта организации бесплатной юридической консультации силами студентов, профессиональных юристов нет. На территории села нет никаких учебных заведений, нет студентов - волонтеров.

Новые центры правовой информации на территории нашего района не открывались.

Наш ЦПИ ставит целью:

  • Обеспечить свободный доступ всех заинтересованных лиц к общедоступной правовой информации;

  • пропагандировать правовую информацию;

  • собирать, накапливать правовую базу данных;

  • создать условия для полноценного информационного обслуживания пользователей;

  • оказывать информационные услуги органам местного самоуправления и библиотекам- филиалам;

  • проведение массовой работы (правовые часы, беседы и т.д.).

  • Направления:

  • Информационная поддержка органов местного самоуправления;

  • изготовление и реклама информационных изданий:

  • Бюллетени новых поступлений, библиографические списки, библиографические списки, пособия.

  • информирование населения о деятельности органов местного самоуправления (законодательной и административной).

  • пополнение базы данных (сборники, кодексы, комментарии к ним).

Фонд и ресурсы:

ЦПИ располагает базой:

Издания правовой информации;

Законодательство РФ. Программа правовой информации РФ.

Приложение: Официальные периодические издания правовой информации (1994-2012гг.)

Свод законов Российской Империи (НТЦ «Система»)

Президент России - гражданам школьного возраста.

В фонде есть:

    • Гражданский кодекс

    • Семейный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Трудовой кодекс

    • Жилищный кодекс

    • Домашняя правовая энциклопедия системы «Гарант».

2.4.11. Поддержка и популяризация чтения.

Поддержкой и популяризацией чтения библиотеки занимаются при проведении каждодневной работы, при проведении массовых мероприятий. Оформление книжных выставок преследует цель: привлечь внимание читателей к книгам, размещенным на выставке, помочь ориентироваться в многообразном мире книг; индивидуальные беседы – рекомендации по прочтению литературы определенной направленности; выполнение запросов, справок. Участие в различных конкурсах, викторинах способствует привлечению к чтению. В этом году более половины наших библиотек – филиалов приняли участие во всероссийском конкурсе чтецов классической прозы «Живая классика». Первый тур проходил в библиотеке с. Малая Салаирка, здесь состязались в мастерстве чтения 9 человек. Из них лучшие чтецы принимали участие во втором этапе. Второй этап конкурса также провели в Малой Салаирке, где были отобраны лучшие из числа сельских и городских ребят, которые представляли наш район и ЦБС на областном этапе.

В библиотеке с. Ново – Пестери в День открытых дверей пригласили своих читателей и гостей из Гурьевского района. Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают читателей. Поэтому в стенах Новопестеревской библиотеки прошло литературное дефиле «Книжная радуга или больше позитива!».

В моделях библио-кутюрье попытались соединить литературные произведения и цветовые гаммы. Модели повторяли все цвета радуги от красного до фиолетового. Например, в модели «Красная виктория» отразилась отвага и величие героев «Иллиады» и «Одиссеи» великого Гомера и революционные 20-е годы - яркие личности, размашистые строки Владимира Маяковского.

В модели «Желтое удовольствие» угадывалась энергия летнего субботнего дня, в который Тому Сойеру пришлось красить забор.

В смелом покрое ансамбля оставила отпечаток  юмористическая литература от Виктора Коклюшкина до Виктора Шендеровича.

Мероприятие получилось ярким и запоминающимся и, благодаря работникам дома культуры с. Новопестерево, и работникам библиотеки, и детям.

Зал библиотеки был украшен не только цветами и бабочками, но и живым звучание скрипки, в исполнении С.А. Плотникова. Надеемся, что такой показ поможет читателям найти свою литературу, по-новому взглянуть, а то и просто перечитать любимые книги.

Девочки демонстрировали модели, а библиотекарь озвучивала ассоциации с книжными героями, целыми произведениями, авторами.

Областной конкурс «Самая читающая семья».

В областном конкурсе «Самая читающая семья» участие не принимали.

2.4.12. Другие актуальные направления.

В нашей библиотеке уже не первый год работает творческая мастерская по изготовлению новогодних игрушек из бумаги, картона, ниток. В этом году провели мастер – класс по изготовлению кормушек для птиц – это нашло отклик у детей, они с интересом принимали активное участие в изготовлении и развешивании кормушек.

Кроме того, постоянно проводим громкие чтения с обсуждением. Такая форма работы, как фитобар, стала традиционной, востребованной, полезной.

2.5. Психологическая поддержка детей.

В библиотеке создан уют, комфорт, поддерживается чистота, порядок, много живых цветов, а самое главное, доброжелательное отношение ко всем посетителям.

В первую очередь, в психологической поддержке нуждаются так называемые социально-незащищенные и трудные дети, т.е. дети, лишенные родительского внимания, домашнего уюта, душевного тепла. По-своему, пытаемся обогреть таких деток. В первую очередь, добрым словом, ласковой улыбкой. Предлагаем весь набор своих возможностей: это красочные книжки, настольные игры, краски, карандаши, бумагу, пластилин для детского творчества. В этом же заключается и индивидуальная работа с читателями – детьми. Стараемся выявить все увлечения наших читателей, чтобы помочь выбрать книжку по интересам, согласно запросам выполняем справки, как простые, так и сложные. Предлагаем для просмотра журналы, обращаем внимание на новинки путем обзоров, выставок, реклам, индивидуальных бесед. Приобщаем детей и подростков к миру книги.

Каждый библиотекарь должен быть психологом. Станет ли ребенок постоянным читателем библиотеки или нет – во многом зависти от первой встречи с библиотекой и библиотекарем. Дети – очень доверчивый народ. Но, есть такая категория детей, которые даже родителям не всегда могут в чем-то признаться, довериться. И, возникшие проблемы, их тяготят, а выхода из трудной ситуации, кажется, нет. Вот тут и приходит на помощь библиотекарь со своими советами, ненавязчивыми рекомендациями, советами прочитать ту или иную книгу по похожим ситуациям, проблемам.

Да даже если ребенок из неблагополучной семьи не будет читать, но просто находиться в библиотеке, играть с другими детьми, он уже не совершит правонарушения.

Наиболее приемлемая форма работы с такой категорией – индивидуальная беседа.

2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми

Одной из наиболее приемлемых форм работы индивидуальной являются рекомендательные беседы. Общаясь с ребенком, узнаешь его, как личность, выявляешь его интересы, наклонности. Советуешь прочесть ту или иную книгу. Если кажется, что самостоятельный выбор неудачен, пытаешься переключить внимание ребенка на чтение литературы другой тематики, пытаемся заострить его внимание не только на художественной литературе, но и на познавательной. Все это приносит неплохие результаты. Нередко предлагаю своим юным читателям книги своего детства. Еще одна форма индивидуальной работы – громкие чтения. После каждого прочтения – непременное обсуждение. Пример: прочитали «Честное слово» Пантелеева. А один мальчик и говорит: « Нет, я бы не стал стоять. Я же не дурак». Приходится объяснять, приводить доводы, что соблюдение данного слова – это очень важно, ответственно. Понятие чести, достоинства, долга – это нравственные ценности личности. И, если ты – личность, значит, должен обладать такими качествами.

  1. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения.

С руководителями детского чтения поддерживается тесная связь: при составлении планов работы учитываются интересы читателей разных возрастов, с планами знакомим учителей, воспитателей детского сада, заинтересованных родителей. В библиотеку приглашаем воспитателей и учителей на просмотры литературы, знакомим со списками новинок.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках.


Наименование

сельской библиотеки


Фонд

(всего)

В т.ч.

фонд детской лит-ры

Кол-во жителей

в селе

Из них детей до 15 лет

Кол-во читателей

(всего)

Кол-во читателей детей


% охвата детского населения

1. Шанда

4533

1555

203

29

123

32

110%

2. Чуваш - Пай

4485

1586

280

60

187

60

100%

3.Горскино

11731

1922

1284

241

752

306

126%

4.Дмитриевка

5122

1482

194

43

145

50

116%

5.Касьма

4011

3077

215

51

160

56

109%

6.Кочкуровка

6947

1996

178

48

160

50

104%

7.Кулебакино

7986

1968

357

78

220

57

76%

8.Маслиха

3219

742

160

23

119

34

148%

9.Мостовая

6457

2004

190

34

130

45

132%

10.Н- Пестери

15881

3432

993

185

841

317

178%

11.Подкопенная

3685

1607

116

23

108

28

121%

12.Раздольный

14061

4333

1244

255

759

463

181%

13.Сосновка

9358

2170

1344

230

756

255

110%

14.Ур -Бедари

6444

1299

543

139

277

100

71%

15.Урск

13098

2524

1736

328

1010

367

112%

16.ДО

8206

7989

1462

235

454

369

157%

17.Модельная

19225

269

700







Всего:

144449

39955

10499

2002

6901

2579

128%



Наименование

сельского

населенного пункта, где нет библиотеки

Кол-во жителей

в селе

Из них детей до 14 лет

1. п. Лесной

315

37

2. д. Печеркино

133

15

3. д. Усть - Канда

102

21

4. д. Саратовка

8

0

5. п. Апрелька

75

9

6. п. Заря

34

9

7. п. Заречный

115

17

8. п. Понтряжка

50

15

ВСЕГО:

832

123



4.2. Соответствует ли фонд сельской библиотеки потребностям ее пользователей (в частности детей и подростков).

Судя по отчетам библиотекарей, фонд в большинстве филиалов соответствует требованиям пользователей. Самое плачевное состояние с детским книжным фондом в Маслиханской библиотеке, т.к. она несколько лет назад «закрывалась» - помещение было очень ветхое, на районном уровне было принято решение закрыть библиотеку. Фонд быстро раздали по другим филиалам, закрытие не прошло через департамент. Библиотеку вновь собирали по крупицам, но тот фонд, который был, не восстановили. И вот на сегодняшний день, в библиотеке детский фонд составляет 742экз., что составляет 23% от общего фонда, но книгообеспеченность 1 жителя = 32экз. На такое количество жителей достаточен и фонд. В других филиалах состояние более благополучное. В 2012г. поступило много детских книг. Настораживает зашкаливающая цифра книгообеспеченности по всем филиалам, так как в последние годы полностью отсутствует списание книг.

Списание происходит только там, где были передачи книжного фонда, а в остальных филиалах оно отсутствует полностью.

4.3. Сколько и какие газеты, и журналы выписывают сельские библиотеки для детей и подростков? Укажите библиотеки-филиалы, в которых не выписано ни одного названия газет и журналов для детей и подростков в 2012 году и на 1 полугодие 2013 года.

В 2012году подписка на периодику осуществлялась, но уже в более скудном варианте, чем в предыдущем году: уменьшено финансирование.

Все филиалы получали местную газету «Знаменка» в течение года, а газету «Кузбасс» только 3 филиала.

На 2013 год подписка оформлена отделом комплектования, но не профинансирована. Поэтому вся РЦБС на данный момент на первое полугодие без подписки.


Номер и наименование филиала

1-е полугодие 2012г

2-е полугодие 2012г

1-е полугодие 2013г

№1.Шанда

«Незнайка»

Ж/л «Непоседа»




№2.Чуваш - Пай

Ж/л «Непоседа»

«Мне 15»

Ж/л «Непоседа»

«Мне 15»




№3.Горскино

Ж/л «Мне 15»

Ж/л «Мне 15»

«Детская энциклопедия»




№4.Дмитриевка

Ж/л «Лунтик»

Ж/л «Непоседа»




№5.Касьма

Ж/л «Мне 15»

ж/л «Непоседа»

Ж/л «Мне 15»

ж/л «Непоседа»




№6.Кочкуровка

«ООРS»

Ж/л «Непоседа»

«ООРS»

Ж/л «Непоседа»




№7.Кулебакино

Ж/л «Мне 15»

ж/л «Лунтик»

Ж/л «Мне 15»

ж/л «Непоседа»




№8.Маслиха

ж/л «Лунтик»

ж/л «Непоседа»




№9.Мостовая

ж/л «Лунтик»

Ж/л «Мне 15»

ж/л «Непоседа»




№10.Н - Пестери

Ж/л «Мне 15»

Ж/л «Мне 15»




№11.Подкопенная

ж/л «Лунтик»

ж/л «Непоседа»




№12.Раздольный

«Мне 15»

«ООРS»
«Лунтик»

«Мурзилка»

«Лиза»

«ООРS»

«Мурзилка»

«Лиза»




№13.Сосновка

«Мне 15»

«Непоседа»

«Мне 15»

«Непоседа»




№14.Ур -Бедари

«Мне 15»

«ООРS»
ж/л «Непоседа»

«Мне 15»

«ООРS»
ж/л «Непоседа»




№15. Урск

«Непоседа»

«Простоквашино»

«Мне 15»

«Тайны звезд»

«Мне 15»





Детская биб-ка

«Маруся»

«Коллекция идей»

«Детская энциклопедия»

«Простоквашино»

«Маруся»

«Тайны звезд»

«Детская энциклопедия»

«Непоседа»

«Знаменка»





4.4. Какие темы и формы работы с детьми в сельской библиотеке наиболее актуальны и почему?

Наиболее актуальными темами являются: экология, краеведение, здоровый образ жизни, патриотическое воспитание, нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эти темы находят наибольший отклик у детей.

Практически все библиотекари считают актуальными формами работы в селе игровые и конкурсно - игровые программы, викторины, так как больше они нравятся детям, привлекают большее количество участников. Есть возможность у детей реализовать полученные знания.

5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.

5.1. Укажите сумму средств, израсходованных на приобретение документов в 2012 году.

Из них: из местного бюджета; - все средства из бюджета.

внебюджетных (платные услуги, спонсорство и др.); - нет.

Всего для приобретения книг и на подписку на периодические

издания для детской библиотеки израсходовано 31414руб.47коп.

138 экз. книг на сумму 19079руб.43коп.

66 экз. брошюр - 6167руб.52коп.

Периодика - 6167руб.52коп.

5.2. Источники комплектования:

(книжные магазины; книготорговые фирмы;) – 193экз.

КУМИ ОНБ -7экз.

Дар -4экз.

5.3. Сведения о количестве названий новых документов поступивших в отчётном году.

В отчетном году поступило 23 наименования новых документов. Это детские новые яркие книжки, в основном, для младшего возраста.

5.4. «Состав и использование библиотечного фонда» , «Состав, движение и использование библиотечного фонда по видам документов» 5.5. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях.

В 2012 году получали 6 наименований журналов – 66экз.

2 наименования газет - 96экз.

В 1 полугодии 2013 года библиотеки района остались без подписки: не выделили средств.
5.6. Перечислите темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов.

Отказов нет.

5.7. Новаторские решения проблемы комплектования библиотечного

фонда; расширение его видового состава.

От нас не зависит комплектование фондов. При наличии финансовых средств комплектованием фондов занимается отдел комплектования, иногда приглашают знакомиться с прайс –листами, мы выбираем необходимую литературу.

5.8. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.

В детской библиотеке сохранность книжного фонда обеспечивается:

  • в библиотеке тепло, чисто, температурный режим соблюдается;

  • сухо: влажность не завышена, хотя приборов контроля влажности нет;

  • ежемесячно протирается весь фонд, т.е запыленности нет;

  • грызуны, насекомые отсутствуют;

  • аварийных ситуаций не возникало;

  • здание в хорошем состоянии, заменена электропроводка, сделан

косметический ремонт: побелка потолков, стен, замена обоев.

  • влажная уборка помещения делается ежедневно;

  • ковры и паласы 1 раз в неделю чистятся пылесосом.


6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.

6.1. В библиотеке имеются алфавитный и систематический каталоги, тематические папки, картотеки.

Фонд в библиотек весь раскрыт, поэтому трудностей в справочно – библиографическом обслуживании нет. Используем все имеющиеся ресурсы.

Главным критерием в работе библиотеки является наиболее полное и быстрое выполнение запросов наших пользователей.

Отказов в выполнении справок нет. Если нет необходимой литературы в библиотеке – берем в обменно-резервном фонде ЦБС или обращаемся за помощью в ЦБ.

Электронных баз данных нет.

6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей

Виды справок

Выполнено справок.

Количество

консультаций

Темати

ческие

уточняющие

адресные

фактографические

Всего

в т.ч. виртуал

в т.ч. краевед.

120

2

-

-

122

-

17





Участниками каких проектов виртуально-справочных служб вы являетесь? Есть ли виртуальная справочная служба в вашей библиотеке?

Мы не являемся участниками никаких проектов виртуально – справочных служб. Такой справочной службы в библиотеке нет.

6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)


Наименование

библиотеки

Индивидуальное инф-ние

Групповое инф-ние

Всего

абонентов

тем

опове

щений

источников

абонентов

тем

оповещений

источни

ков

абонентов

тем

оповещений

источников

Гурьевская районная детская

26

17

15

32

7

1

1

2

33

18

16

34

Итого

26

17

15

32

7

1

1

2

33

18

16

34



Существуют ли платные договорные отношения с абонентами информирования.

Платных библиографических услуг нет.

Формы учета абонентов – тетрадь.

6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:

выставки новых поступлений, выставки-просмотры (количество); -4;

библиографические обзоры делались в ходе мероприятий – 4.

библиографическая продукция (информационные бюллетени,

дайджесты, библиографические списки и др.); - нет.

Дни, недели информации. - 2

6.4. Есть ли у библиотеки свой блог, или Живой Журнал (ЖЖ)? Нет.
6.5. Формирование основ информационной культуры.

Показатели работы по формированию информационной культуры личности


Наименование библиотеки

Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии

(познавательные)

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

кол-во уроков

кол-во человек

кол-во экскурсий

кол-во человек

Дни библиог-рафии

(кол-во)

Информины, конкурсы, игры и др.

(кол-во)

кол-во

посети

телей

Гурьевская районная детская

1

15

2

30

1

2

20

Всего

1

15

2

30

1

2

20


6.5.1. Имеется ли в библиотеке программа занятий по формированию основ информкультуры (если да, то какие новые темы были введены в программу в 2012 году). Таковой программы нет

6.5.2. Опишите новые формы и методы работы по формированию основ

информкультуры.

Новых форм не применяли. Работали по традиционным формам: обзоры, уроки.

6.5.3. Координация работы с образовательными учреждениями.

Вся работа библиотеки координируется со школой, детским садом.

6.6. Сервисные библиографические услуги.

Набор текстов на компьютере, набор титульных листов, распечатка материалов с накопителей.

6.7. Опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии.

Эту работу выполняет библиограф РЦБС.
7. Организационно-методическая работа.

7.1. Наша библиотека ежегодно планирует и проводит 1-2 семинара по организации работы с детьми. Особенно это интересно и полезно новым работникам библиотек, так как самостоятельно постичь все азы работы невозможно: на это требуется немало времени, и нужны источники методической работы. В 2012 году дважды обращались к теме организации работы с детьми. Провели семинар «Организация массовой и индивидуальной работы в библиотеке», где были даны методические рекомендации по осуществлению массовой и индивидуальной работы в библиотеке. Более подробно остановились на формах массовой работы.

На следующей встрече были даны рекомендации по способам изучения и анализа детского чтения. Рассказали, что это может быть анализ читательских формуляров с целью изучения читательской активности, с целью изучения спроса литературы по отраслям знаний, изучение востребованности периодических изданий.

Какие формы повышения Вы считаете наиболее эффективными, какие темы – приоритетными?

Наиболее эффективными и приоритетными считаю практикумы, семинары.

7.2. Сколько раз посетили библиотеки с оказанием методической помощи. – 3.

7.3. Дайте оценку эффективности мероприятий по повышению квалификации на областном уровне. Перечислите актуальные формы и темы мероприятий для будущего планирования.

К сожалению, в 2012г. мы не выезжали на областные встречи.

7.4. В каких профессиональных конкурсах участвовали детские библиотеки в 2012 году? Каковы их результаты? - Не участвовали. Запланировано участие детской библиотеки в грантовом конкурсе на 2013год.

7.5. В каких благотворительных акциях, проектах вы участвовали (в качестве получателей благотворительной помощи и в качестве благотворителей)? Какую конкретную помощь получили (оказали) в ходе этих акций? - Не участвовали.

7.6. Укажите проблемы, которые вы планируете решать в 2013 году.

Одна глобальная проблема: привлечение детей к чтению.

7.7. Укажите, в каком методическом обеспечении вы нуждаетесь и предложите темы дальнейших совещаний заведующих детскими библиотеками, какие и кому необходимы стажировки, исследования, экспертная оценка, консультации и др.

7.8. Методические разработки (количество, темы, экземпляры). –нет.
8. Библиотечные кадры.

Есть ли в штатном расписании ставка методиста по работе с детьми:

Да

Нет

Предоставить сведения о введении в штат новых должностей и специалистов.


Число молодых специалистов

0

Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях

0

Число работающих пенсионеров

1

Число ветеранов в библиотеке

1

Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки)

2

Число вакансий

0



8.1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детских библиотеках города (района) в 2012 году:

  • по числу читателей-детей - 227

  • по количеству книговыдач - 5891

- по числу посещений - 3643

8.2. Возрастной состав библиотечных работников





До 25 лет

25-35 лет

35-45 лет

45-55 лет

Свыше 55

Кол-во сотрудников

0

0

1




1


8.3. Нет .

9. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.

9.1. Какие рекламно-информационные материалы выпускают детские библиотеки (рекламный листок, буклет и т.д.)?

9.2. Работа с местными средствами массовой информации.


Тематика публикаций

Количество публикаций

история библиотек




о деятельности библиотеки в целом




реклама библиотечных фондов (о книгах, журналах и т.п.)




о деятельности клубов по интересам, кружков в библиотеках и т.д.




о библиотечных музеях




о мероприятиях для пользователей: тематических вечерах, конкурсах, презентациях, праздниках, фестивалях, недели книги и др.

1

о профессиональных мероприятиях: конференциях, семинарах, «круглых столах» и др.




статьи об отдельных библиотечных работниках




проблемные статьи о библиотеках




о взаимодействии с социальными партнерами, со спонсорами




рекламные объявления




другое (что именно?)




Общее количество публикаций

1


9.3 Разработан ли у вас фирменный стиль в библиотеке1? Как фирменный стиль влияет на создание положительного имиджа библиотеки? Нет.
10. Перечень информационных продуктов и услуг.

10.1. Укажите услуги, чаще всего предоставляемые детскими библиотеками города, района и какие виды новых услуг использовали в 2012 году.

Библиотека выполняет запросы детей, выдает литературу, информирует своих пользователей о новых поступлениях, большое внимание уделяется организации досуга.

Платные услуги

Заполните таблицу

Вид оказанной услуги

тыс.руб.

Библиотечные услуги (библиографические, справочные, аудио-видео услуги, продукты творческой деятельности и др.)




Интернет, компьютерные, копировальные работы, ламинирование, брошюровка, ремонт книг

1500

Рекламно-информационные услуги




Запись в библиотеку (оформление читательского билета)

875

Другое (указать) продажа литературы, старых газет

760

ВСЕГО:

3135

Внебюджетные поступления в детские библиотеки в 2012 году.

От: предпринимательской деятельности;

гранты и финансирование программ; - нет.

меценатов и спонсоров – нет.

11. Автоматизация библиотечных процессов.

11.1. Количество персональных компьютеров в детской библиотеке (филиале) - 2.

Из них укажите:

Количество ПК для сотрудников 1

Количество ПК для пользователей 1

11.2. Количество ПК, подключенных к сети Интернет (всего) 1

Из них:

Для обеспечения библиотечных процессов - 1, этим же компьютером

могут пользоваться читатели.

Для пользователей -

11.3. Базы данных, используемые в библиотеке (филиале)

Справочно-правовые системы: Издания правовой информации.

Законодательство России.

Свод законов Российской империи.

Президент России – гражданам школьного возраста.

Иные:

11.4. Есть свой библиотечный сайт, ведется блог или Живой Журнал (ЖЖ)? Нет.
Библиотека – юбиляр: районная детская – 1 июля 1988г. (25лет).

12. Исследовательская работа в детских библиотеках, исследования детского чтения

В детской библиотеке ежегодно изучаются читательские формуляры учащихся с 1 по 8 классы с целью выявления наиболее активных читателей и посетителей библиотеки.

Цель: выявление самых активных читателей и по количеству прочитанных книг, и по количеству посещений библиотеки за год.

«Лидер -2012» - по количеству прочитанных книг- Яковенко Катя.

«Чемпион -2012» -по количеству посещений библиотеки – Архипова Аня

«Опора -2012» - активный помощник библиотеки – Николенко Юля

«Надежда – 2012» - самый маленький читатель – Чернова Полина.

Анкетирование учащихся 3-4классов.

Цель: Изучение предпочтений детей в свободное время. (15чел)

Из анкет видно, что

  • книги дома есть у 60% анкетируемых;

  • любят читать 30%;

  • читают по настроению – 50%;

  • читают вместе с родителями -30%;

  • в свободное время любят смотреть телевизор 70%;

  • играть на компьютере 70%

  • играть на улице 60%

Библиотекарем Кулебакинской сельской библиотеки уже не в первый раз были проанализированы читательские формуляры. По итогам исследования «Привлекательность библиотеки и стимулирование чтения» была составлена папка «Книга рекордов Кулебакинской библиотеки», в которую вошли имена лучших читателей по следующим номинациям:

  • «Верный друг» - читатель с самым большим стажем;

  • «Библиомарафонец» - читатель, посетивший библиотеку самое большое количество раз;

  • «Почитатель книг» - читатель, прочитавший самое большое количество книг;

  • «Вечный двигатель» - самый активный участник библиотечных мероприятий;

  • «Литературный гурман» - самый разборчивый читатель;

  • «Ума палата» - читатель, занимающий в библиотеке первое место по заказу справок;

  • «Щедрый даритель» - читатель, подаривший библиотеке большее количество книг;

  • «Да не оскудеет рука дающего» - спонсор библиотеки;

  • «Чудо в книгах» - читатель, удививший библиотекаря;

  • «Книжная семья» - самая читающая семья;

Предполагается ежегодно вносить имена читателей по перечисленным номинациям. А для этого каждый год заниматься анализом формуляров.

13. Карты инноваций.

Название библиотеки: Новопестеревская сельская библиотека

Название территории: с. Ново - Пестери, Гурьевский район

Название инновации: Литературное дефиле «Книжная радуга или больше позитива!».

Вид и форма инноваций: Инновационные (новые) подходы, методы и формы в библиотечном обслуживании пользователей.

Автор инновации: Веснина Ольга Филипповна зав. библиотекой – филиалом № 10 с. Н – Пестери.

Описание инновации: В библиотеке с. Ново – Пестери в День открытых дверей сотрудники пригласили своих читателей и гостей из Гурьевского района.

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают читателей. Поэтому в стенах Новопестеревской библиотеки прошло литературное дефиле «Книжная радуга или больше позитива!».

В моделях библио-кутюрье попытались соединить литературные произведения и цветовые гаммы. Модели повторяли все цвета радуги от красного до фиолетового. Например, в модели «Красная виктория» отразилась отвага и величие героев «Иллиады» и «Одиссеи» великого Гомера и революционные 20-е годы - яркие личности, размашистые строки Владимира Маяковского.

В модели «Желтое удовольствие» угадывалась энергия летнего субботнего дня, в который Тому Сойеру пришлось красить забор.

В смелом покрое ансамбля оставила отпечаток  юмористическая литература от Виктора Коклюшкина до Виктора Шендеровича.

Мероприятие получилось ярким и запоминающимся и, благодаря работникам дома культуры с. Новопестерево, и работникам библиотеки, и детям.

Зал библиотеки был украшен не только цветами и бабочками, но и живым звучание скрипки, в исполнении С.А. Плотникова. Надеемся, что такой показ поможет читателям найти свою литературу, по-новому взглянуть, а то и просто перечитать любимые книги.

Девочки демонстрировали модели, а библиотекарь озвучивала ассоциации с книжными героями, целыми произведениями, авторами.

Надеемся, что такой показ поможет читателям найти свою литературу, по-новому взглянуть, а то и просто перечитать любимые книги.

Дата: 21 декабря 2012 года Подпись:___________ Веснина О.Ф.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: