NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о работе ижморской детской библиотеки филиала №7 за 2011 год


Муниципальное учреждение культуры

«Межпоселенческая центральная районная библиотека»

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ

ИЖМОРСКОЙ

ДЕТСКОЙ

БИБЛИОТЕКИ – ФИЛИАЛА №7

за 2011 год
Составитель: Карпович Т.М.,

заведующая детской

библиотекой

пгт. Ижморский, 2011г.

Содержание:
1. Сведения о ЦБС
2. Работа с читателями-детьми.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках.
5. Документные фонды. Формирование. Изучение.
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
7. Организационно-методическая работа.
8. Библиотечные кадры.
9. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.
11. Автоматизация библиотечных процессов.
12. Исследовательская работа
13. Приложение

Сведения о ЦБС


Название ЦБС (точно по Уставу)

МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека»

Адрес:

почтовый индекс

652120

район

Ижморский

населенный пункт

п.г.т. Ижморский

улица, дом

ул. Ленинская, № 82

сайт библиотеки




электронная почта (e-mail)




ICQ («аська»), скайп




Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс)

Держанская Нелли Петровна,

(384-59) 2-15-30

Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс)


нет

Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс)

Карпович Татьяна Михайловна,

(384-59) 2-15-30

Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом)

Шипачева Светлана Николаевна,

(384-59) 2-15-30

Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом)


нет

Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом)


нет


Зав. отделом культуры (ФИО, тел. с кодом)

Ступакова Людмила Васильевна, (384-59) 2-14-62


1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
В отчетном году, производился текущий ремонт библиотеки.
Мебель и другое оборудование не приобретались.
2. Работа с читателями-детьми.
Число читателей в библиотеке в сравнении с 2010 годом не уменьшилось. Чтобы не снизить их количество, используем все возможные средства. Налажено взаимовыгодное сотрудничество с детскими садами, коррекционной и общеобразовательными школами. При библиотеке работают 6 передвижных пунктов выдачи литературы. Вся работа строится по совместно составленным и согласованным планам.

Повышению имиджа детской библиотеки способствует участие библиотекарей в районных и поселковых мероприятиях. Мы всегда откликаемся на просьбы общественных организаций (совет ветеранов, комиссия по делам несовершеннолетних) провести то или иное мероприятие.

Часть читателей привлекаем к чтению благодаря систематическому проведению в школах обзоров литературы как тематических, так и новинок.

2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные




Кол-во детских библиотек в городе (поселке)

Кол-во жителей

Кол-во детей до 15 лет

Кол-во читателей

(всего)

% охвата детского населения

Количество читателей по ЕРК

% охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК

1.

1

13486

898

2091

186.5

1193

133


2.1.1.


Год

Зарегистрированные

пользователи

2008

2088

2009

2089

2010

2091

2011

2091



2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя 24.4

книгообеспеченность одного читателя 10.5
2.1.3. Средняя дневная посещаемость 73.5
2.1.4. Обращаемость фонда. 2
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Состав читателей по возрастам





Всего

Дошкольники

351

По классам







1

194

2

168

3

148

4

141

5

171

6

126

7

141

8

124

9

111

10

52

11

33

Студенты

35

РДЧ

238

Прочие

58


2.2.1. В основном дети берут литературу в помощь изучения школьной программы. Для себя читают детективы, приключения, фантастику. Популярна литература о животных, технике.
2.2.2. Любимые детские писатели в этом году были: А.Волков, С.Михалков, Э.Успенский, Г.Александрова, К.Матюшкина.

У ребят средних и старших классов: Е.Вильмонт, Д.Емец, К.Булычев.

Серия книг «Любимое чтение»

«Детский детектив»

Большой популярностью пользуются новинки:

Рюбель Д. Откуда берутся дети, Мир драконов, детективные повести А.Иванова и А.Устиновой.
2.2.3. В детскую библиотеку в этом году поступила литература, которую дети очень ждали – это книги – игрушки, пазлы. Поступила литература военно- патриотической тематики, отраслевые энциклопедии. Почти все запросы детей мы выполнили.

Для улучшения работы и поднятия престижа библиотеки сегодня необходимо постоянное пополнение фондов новыми изданиями, приобретение современной техники (компьютеров, видео), улучшение материальной базы.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
2.3.2. На протяжении шести лет на базе нашей библиотеки действует программа «Созвездие», утвержденная на сессии районного совета народных депутатов.

Цель программы:

организация на базе детской библиотеки объединения, клуба для детей из социально-неблагополучных семей, детей из группы «риска».

Задачи:

- дать возможность детям почувствовать заботу и внимание к себе и своим проблемам;

- организовать полноценный активный отдых;

- отвлечь от негативных эмоций и поступков.

Использовались самые разнообразные формы работы: интеллектуально-познавательные игры, встречи с медработниками, спортивные состязания.

Программа продолжила профилактическую работу детской и подростковой преступности, а также стала для подростков школой выживания с помощью хороших дел, спорта, книг и надёжных друзей.

В отчетном году детская библиотека вела работу по программе «Образование без границ»

Цель программы «Образование без границ»: Привлечь внимание юношества к библиотеке как центру образования и развития, позволяющему расширить и обогатить современный учебный процесс.

Задачи:

1. Привить читателям навыки самостоятельного поиска информации.

2. Воспитать бережное отношение к различным информационным носителям;

3. Создать условия для раскрытия творческих способностей читателей .

4. Помочь в выборе будущей профессии.
Формы и методы реализации программы – выставки-экспозиции, деловые игры, цикл библиотечных уроков «Справочный экспресс», встречи с интересными людьми, информационно-познавательные часы.
«Литературный калейдоскоп»
Цель создания этой программы по интересам: дать дополнительные знания, расширить кругозор наших читателей в познании русской, советской и зарубежной литературы; воспитывать интерес к чтению в непринужденной форме посредством игр, конкурсов, викторин, диалогов.
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности библиотеки
Основные направления работы с читателями:

- военно-патриотическое;

- краеведение;

- экологическое.

Все эти направления базируются на следующих принципах:

- принцип научности, состоящий в ориентации на рекомендации и выводы, выработанные мировой и отечественной наукой и практикой;

- принцип непрерывности, постоянное воздействие на психологию учащихся в не учебное (культурно-досуговое) время;

- принцип уровневого подхода, предполагающий организацию работы на трех уровнях: дошкольный, начальных и средних классах;

- принцип интеграции, проявляющийся в сближении и связи всех образовательных дисциплин для приобретения целостных общественно-политических знаний, воспитания духовно-нравственных качеств личности;

- принцип практической ориентации (преобладание практических занятий, встречи с ветеранами, и т.п.)

Вся работа нашей библиотеки планируется и проводится совместно с педагогами и воспитателями.
Статистический анализ массовых мероприятий


Форма мероприятия

Количество мероприятий

Посетило человек

Всего

% от общего кол-ва

в т.ч. платных




Акция













Бенефис













Беседа













Вечер

2

1.7




49

Встреча













Выставка

6

5.0




117

Дебаты, дискуссия

6

5.0




132

Занятие кружка, клуба













Игра, конкурс

58

47.9




1354

Композиция













Конференция













Круглый стол













Лекция













Мастер-класс, мастер-класс













Обзор

11

9




253

Посиделки













Праздник, театрализованное представление


13


10.7





790

Презентация













Ток-шоу













Тренинг













Урок

9

7.4




189

Утренник













Час

8

6.6




178

Экскурсия

6

5.0




156

Дополните список













Дни информации

2

1.7




68































Всего

121

100




3286


Игровые программы, конкурсы, соревнования между командами.
НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ
В рамках проходящей ежегодно в дни весенних каникул Недели детской и юношеской книги состоялось выездное мероприятие – акция «Праздник книги». Данное мероприятие порадовало ребятишек из сел Почитанка и Постниково своей яркой и насыщенной программой, где каждый смог стать активным ее участником. Сельская детвора в этот день смогла познакомиться и с новыми красочными книжками и журналами. Специально подобранные комплекты детской литературы оставлены в сельских библиотеках – филиалах для дальнейшего прочтения.

Данная акция дала старт череде мероприятий: к празднику детской книги приурочены литературная игра «Эдуард успенский и его книги», викторина «Книги – юбиляры», интеллектуальный лабиринт «Путешествие по книжной вселенной»
Областная НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ

Образ жизни детей и подростков должен быть здоровым, в нем должно сочетаться и физическое и духовное развитие. Это поможет становлению личности, а организация и поиск новых, интересных форм мероприятий, направленных на максимальное заполнение свободного времени, - наиболее эффективный путь проведения профилактической работы. Только ежедневная кропотливая работа с детьми, подростками в семье. Школе, библиотеке дает свои результаты. И чем больше у библиотекарей друзей, желающих сотрудничать в этом важном деле, тем меньше будет детей, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях. Новое поколение нового века должно быть здоровым.

«Спортивный калейдоскоп» - игра – занятие.

Цель: пропаганда здорового образа жизни, формирование убеждения в необходимости серьезного отношения к своему здоровью.

Настроиться на волну здоровья ребятам помогла спортивная викторина. Вспоминали историю Олимпийских игр, женские и мужские виды спорта, знаменитых спортсменов Кузбасса и т.д.; затем отправились в путешествие по королевству Неболеек (по книге Коростелева «50 уроков здоровья для больших и маленьких»); отдохнули на веселой физкультминутке; познакомились с рубриками и интересными статьями журнала «Трамплин».

«В здоровом теле – здоровый дух» - информационно-познавательный час.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Целью информационного часа было формирование необходимости ведения здорового образа жизни. Живой интерес вызвала у ребят детского оздоровительного лагеря викторина: хочу все знать! Что в переводе с латинского означает слово витамин, почему нельзя гулять без зонта под дождем? – на эти и многие другие вопросы ребята дали правильные ответы. Как правильно ухаживать за зубами? Об этом в сценической миниатюре «Полон хлевец белых овец» поведал в сценической миниатюре всемирно известный доктор Айболит. Задорные частушки о здоровом образе жизни исполнили Иванников Рома 7 класс, Кочетов Илья 3класс, Горбаток Данил 4 класс и др. Одно из заданий проходило под названием «Я позвоночник сберегу и от болезней убегу». Что нужно знать для формирования стереотипа правильной осанки. Об основных 3-х правилах вспомнили участники познавательной программы. В наше время компьютеров дети стали забывать про игры на свежем воздухе. С помощью книги Т.Образцовой 100 лучших игр летом на отдыхе и дома дети узнали об увлекательных играх наших бабушек, играх в походе, эстафетах и др., которые приносят много приятных минут и пользу здоровью. Ребята сами убедились, как много теряют, делая выбор в пользу техники. Ведь игра – это весело и забавно, к тому же развивает физические способности, формирует характер. В заключение было высказано пожелание, чтобы каждый для себя наметил свою программу «здоровья» и целенаправленно воплотил ее в жизнь.

«Хочешь быть здоровым – будь» - викторина.

Ребята с первых минут включились в беседу о самоценности здоровья, пользе утренней зарядки, режима, двигательной активности, закаливания. Они обсуждали, что полезно, что вредно для здоровья, слушали советы библиотекаря по охране здоровья, предупреждению вредных привычек, приводили примеры жизненных ситуаций. Комментировали пословицы о здоровье. После викторины ребята разгадывали кроссворд.

«Тропинка здоровья» - эстафета.

В эстафетных играх успешно развиваются физические и личностные качества, заметно повышается уровень физической подготовки
Областная ЛОМОНОСОВСКАЯ НЕДЕЛЯ

Дополнить и углубить знания о жизни и деятельности гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Показать мировое значение исторической личности и его вклад в развитие общества – основная цель мероприятий, проводимых детской библиотекой в рамках Ломоносовской недели, которая проходила с 14 по 20 ноября 2011года.

Для ребят среднего школьного возраста прошел литературный час «Для славы народа российского».

Наука, творчество, прогресс – эти слова так прочно вошли в нашу жизнь, так слились с ней, что мы часто задумываемся, какой огромный смысл, какая гигантская человеческая деятельность стоит за ними. Ведущие, показывая иллюстрации, знакомили детей с жизнью и творчеством сына Отечества. В ходе мероприятия, ребята читали стихи, посвященные М.В.Ломоносову. Отвечая на вопросы викторины, дети показали свои знания, которые они получили по школьной программе. В ходе викторины ведущие предлагали ребятам прочитать литературу, из которой они могут почерпнуть для своего кругозора дополнительную информацию. В заключении ребята получили закладки с изображением М.В.Ломоносова и литературой о нем.

Ребята старшего школьного возраста (8класс) соревновались в конкурсной программе «Примеры славных дел». Класс разделился на 2 команды: «Академики» и «Юные исследователи». Ребята имели возможность продемонстрировать свои способности в творчестве, свои познания в конкурсах: «Ломоносов и просвещение», «Ломоносов – ученый» и др. Они отвечали на сложные вопросы: какие приборы появились до Ломоносова, какие при нем? Или, какие новые термины вводит Ломоносов в русскую речь? Ребята отчетливо представили время, в котором жил великий гений, назвав всех императоров и императриц, которые сменились на троне России за неполные 54 года жизни М.В.Ломоносова. Команда «Академиков» успешно победила, выполнив задание по истории и языкознанию. Обзор книг «Ломоносовский обоз» привлек внимание ребят к жизненному и творческому пути великого ученого.

Литературная гостиная «Калейдоскоп»
Чтобы привлечь детей старшеклассников к чтению в течение года работала литературная гостиная « Калейдоскоп»

Цель: Дать дополнительные знания в познании русской, советской, зарубежной литературы. Расширить кругозор и привлечь к чтению.

В рамках этой программы в отчетном году прошли мероприятия: КВН «В команде с Тимуром», литературная игра «Корней Чуковский и его книги», викторина-конкурс «В памяти поколений», познавательный час «Я гражданин России».
Клуб «Созвездие».
При клубе «Созвездие» работает кукольный кружок «Золотой ключик». За отчетный год ребята дали цикл представлений для детских садов, учеников начальных классов. Они показали кукольные спектакли «Заюшкина избушка», «Кот и лиса», «Репка» и другие.

В июле на базе клуба «Созвездие» начала свою работу детская площадка (см. работа в дни каникул)
Выставочная деятельность

Одна из форм популяризации книги – это книжная выставка.

Большой популярностью на старшем абонементе пользуется постоянно действующая, своевременно пополняющаяся книжная выставка «Юный эрудит». Книги на этой полке в постоянном движении. Первый подход к фонду ребята, при обмене литературы, начинают с этой выставки. Здесь книги разной тематики. В читальном зале пользуется большим спросом литература с книжной выставки «Литературная карусель». В течение года работали выставки тематические «Гордость и слава Кузбасса» (о Прудникове М.С. – герое-земляке), «Украсим жизнь цветами», «Космическая азбука», «Сказки,сказки…».
Направления:
2.4.1. Работа с дошкольниками
Дошкольники, наверное, самые любимые наши посетители. Книга, прочитанная ребенку в раннем детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. При подготовке встреч с малышами мы всегда помним, что читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Знакомство малышей с библиотекой начинаем с экскурсии, со знакомства с живым уголком. Надо видеть, какую гамму впечатлений испытывают дети при посещении абонемента и читального зала: удивление, радость, любопытство. Им интересно все: игрушки, аквариум, игры и, конечно же, книги. Красочные, разнообразные, интересные.

Продолжено сотрудничество с детскими садами «Солнышко» и «Колосок». На день открытых дверей «Книга, здравствуй!» библиотеку посетили дети подготовительной группы. Ребята побывали на абонементе, посмотрели обитателей Живого уголка, познакомились с книгами, которые желают побывать у каждого из них в гостях, ждут, когда ребята возьмут и почитают их. Побывали ребята и в читальном зале, с удовольствием полистали детские журналы и книжки – малышки. Завершился поход в детскую библиотеку просмотром кукольного спектакля «Бычок, смоляной бочок», его показали ребята, посещающие кукольный кружок «Золотой ключик». В течение года малыши посмотрели кукольные спектакли: «Заюшкина избушка», «Колобок».

Как правило, после подобных мероприятий, родители ведут своих малышей в библиотеку, чтобы взять книги на дом и полистать журналы в читальном зале.
2.4.2. Краеведение
Краеведческой работой в детской библиотеке занимается каждый сотрудник своего абонемента. Эта работа неразрывно связана с патриотическим воспитанием. За отчетный год в библиотеке были проведены следующие мероприятия: краеведческий час «Я гражданин России». Ребята участвовали в викторине, познакомились с историей своего района, читали стихи о родном крае. Краеведческая викторина-игра «Загадки деда Краеведа». Ребята, с помощью книги «Фольклор Ижморского района» узнали сказки, загадки, гадания сторожил наших мест. Благодаря преданиям земли Ижморской, ребята объяснили названия сел, деревень, участвовали в аукционе «Села Ижморского района». Чтение стихотворений о п.г.т. Ижморском украсили мероприятие.

Информационно-познавательный час «Я росинка твоя, Россия».

Цель: Изучение истории природы и культуры Ижморского района. Ребята узнали, что Ижморский край – край поселенцев. Переселялись в Сибирь не только славянские народы, но и чуваши, татары. Чуваши из симбирской губернии, назвали свою деревню Симбиркой, татары из нижегородской – Нижегородкой. Наш земляк В.П. Романов в поэме «Симбирский тракт» ярко, исторически верно передал это время. Любимыми уголками в поселке, которые необходимо сберечь, ребята назвали: красоту ижморского леса, центральную площадь с функционирующим фонтаном, Обелиск Славы, районный Дом культуры. По количеству набранных жетонов лучшим знатоком нашего района стал Желнерович Коля. В заключении ребята пришли к выводу, что в общем пульсе кузнецкой жизни бьются сердца и наших земляков.
- Справочное обслуживание по краеведению

Кол-во выполненных справок по краеведению

Из них виртуальных

Кол-во отказов

211

-

-



2.4.3. Экологическое просвещение
Экологическое воспитание является одним из основных направлений деятельности библиотеки. В рамках Всероссийской Акции «Дни защиты от экологической опасности», прошел День открытых дверей «Войди в природу другом». В программе дня: открытие живого уголка «Мир вокруг нас», познавательный час «Войди в природу другом», экологическая сказка «Колобок», рекомендательная беседа «В летнем лесу». На открытии живого уголка были представлены джунгарские хомячки и красноухая черепаха. Встреча с домашними питомцами доставила ребятам массу приятных впечатлений. Общение с братьями нашими меньшими делает их наиболее контактными, общительными, стимулирует жажду творчества. Дети учатся лучше понимать окружающий мир во всем его многообразии. Внимание их в этом вопросе еще очень неустойчиво. А яркие животные с интересным поведением, бесспорно, привлекут внимание и позволят направить его в русло созидательной работы. Живой уголок в течение года пополнился еще одним представителем – Ахатины - это самый крупный представитель сухопутных малюсков. Живой уголок поможет развитию у ребят всех органов чувств. Никакая обучающая игрушка, даже самая замысловатая, не произведет такого эффекта, как живое существо. Это первый источник знаний о природе, это источник первых переживаний, забот и радостей. У детей формируется чувство ответственности, привязанности к кому-то, привычка заботиться о ком-то, кто слабее, чем они. Весь год велась работа: Урок – конференция «Будь природе другом», «К природе с добротой», литературно-экологический ринг «Знатоки леса».
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направления
Вырастить ребенка ответственным, любящим свою Родину – остается основной задачей нашей библиотеки.

Космическая тема продолжала звучать весь апрель. Игра-путешествие «На перегонки со временем».

Цель: Прививать чувство патриотизма, познакомить детей с историей космонавтики. В ходе игры ребята побывали на разных планетах, где прошли испытания. На Планете Пограничная будущие капитаны получили задания – правильно расположить рисунки планет солнечной системы. Космобиологии соревновались на планете зеленого солнца, где им предстояло нарисовать жителей этой планеты. Исследователям пришлось потренировать свою память. Им пришлось за определенное время, на память перечислить все предметы, которые им показали в течение 10 секунд. Следующими были космобиологии. Их задача изобразить инопланетное животное с помощью пантомимы. Также дети должны были изучить язык инопланетян, научится с ними разговаривать жестами ит.д. За ходом соревнований следило жюри. В итоге собралась команда для полета в космос. В составе команды вошли: капитан, космобиолог, космозоолог, бортинженер, исследователь, переводчик.

Игровая программа «В солнечном царстве, космическом государстве».

Цель: Укрепить знания о космосе. Разделившись на 2 команды, ребята участвовали в викторине, разгадывали ребусы, составляли слова (по принципу Поле чудес). Увлекательно прошли игровые моменты «Кресло космонавта», «Космический дождь».

12 апреля, в день авиации и космонавтики состоялось заключительное мероприятие, посвященное памятной дате – пятидесятилетию полета первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. На информационно-познавательную программу «Мы дети земли»

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.

Не теряют актуальности у подрастающего поколения тема освоения космического пространства. Ребята, став участниками двух команд «Лунтики» и «НЛОшники» и представляя членов космического корабля – капитана, штурмана, бортинженера, исследователя и врача, с упорством и азартом соревновались в смелости, выносливости и эрудиции. Именно этими качествами должны обладать космонавты. «Звездное жюри» раздавали не просто баллы, а элементы космического корабля. Составляя эти элементы (пазлы), команды должны были построить себе ракету. В итоге более законченная конструкция получилась у команды «НЛОшники», они и стали победителями конкурса.

В конце мероприятия были торжественно оглашены окончательные результаты районного конкурса рисунков «Космос. Россия. Мир». Победители получили памятные Дипломы и поощрительные призы. Остальные участники конкурса получили Почетные грамоты.

Великое триединство: прошлое – настоящее – будущее – это история, наставница нашей жизни. Познать историю страны – значит узнать, понять и пережить историю сердец наших людей, почувствовать их счастье в горе, приобщиться к их поискам правды, справедливости, добра и красоты, постичь оставленное ими для нас богатое духовно-нравственное наследие. Урок истории «Дети и война» Ребята узнали какие подвиги совершали их сверстники, познакомились с серией книг «Пионеры-герои», участвовали в викторине «В памяти поколений». «Они помогли победить в годы Великой отечественной войны» так назывался час истории. В ходе которого ребята узнали о своих сверстниках, кто во время войны оказался на оккупированной территории, что выпало на их долю.

«Русский солдат умом и силой богат». Мальчиков ждало увлекательное путешествие на корабле по океану. Перед тем как отправиться в путешествие, необходимо хорошо подготовиться. Собрать команду и дать ей название – эта проблема решилась очень просто: каждый мальчик получил по букве. 1 задание – построиться так чтобы из букв получилось название команд. Когда ребята выстроились, организовалось 2 команды: «Черноморец» и «Бригантина». Выбраны капитаны, ими оказались мальчики, у которых первая буква слова. Соревнование началось. В ходе активной борьбы, ребята вспомнили пословицы, называли моря, которые носят имена знаменитых мореплавателей, называли млекопитающих, которые значительную часть своей жизни проводят в море, по какой звезде ориентировались моряки в давние времена, путешествуя в северном полушарии, называли планеты солнечной системы. Интеллектуальные конкурсы чередовались со спортивными. Капитаны команд показали свою солдатскую выправку в конкурсе «пронеси погоны с честью». На плечи капитанам ведущий кладет спичечные коробки – это погоны капитана 1 ранга. Задача – добежать до указанного места и обратно, стараясь не уронить «погоны», следующий конкурс – «набрать пресной воды», затем ребята на подготовленных футболках рисовали эмблемы своих команд, учились вязать морские узлы. Часовое соревнование длилось как одно мгновение. В итоге победила Дружба.
2.4.5. Работа в дни каникул
В дни школьных каникул увлекательные мероприятия, проводимые в библиотеке, заполняли досуг детей. Старались умело сочетать развлечения и литературное развитие детей. Книга всегда в центре внимания, ведь главное предназначение библиотеки – привлечь ребят к чтению.

В зимние каникулы «Новогодний играй - городок» встретил читателей игровыми – развлекательными программами: «Новогодняя карусель», «Весело играем – Рождество встречаем», «Сказочный калейдоскоп».

Дни весенних каникул это Неделя детской книги (см. Неделя детской книги).

В летний период библиотекари провели целый комплекс различный мероприятий. Это игровые программы «Корней Чуковский и его сказки», «Страна – вежливость», «Чемпионат кроссвордистов», «Путешествие в Вежливоград», занимательный час «Зарядка для ума». На летние каникулы прошла Неделя жизни (см. Неделя жизни).

Во время осенних каникул библиотеку посетили ребята из коррекционной школы. С ними был проведены: игра-путешествие «Большой России уголок», информационно-познавательный час «День единства России».
2.4.7. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Был проведен урок доброты «От сердца к сердцу».

Доброта-это свет души и тепла наших глаз – к такому выводу пришли участники, обсуждая сказку об улыбке. Ребята читали стихи о добрых словах. Живой интерес у ребят вызвала игра «вежливые ребята», в которую нужно было включать вежливые слова в рассказ, а также веселая разминка «как живешь?»
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми
Экономическая и социальная нестабильность принесли свои печальные плоды: появилось много малоимущих семей, в которых родители, как правило безработные, не занимаются, или недостаточно занимаются воспитанием детей.

Эти дети и стали подопечными клуба «Созвездие». С наступлением лета было принято решение сделать общение ребят ежедневным. 18 дней 22 ребенка, от дошкольника и до 7 класса проводили свое свободное время с пользой, узнавая много нового и развивая свои способности, учились общаться друг с другом.

Создание коллективной картины принесло свои плоды. Ребята стали ближе друг к другу. Как правило, эти ребята и после закрытия площадки еще долгое время поддерживают дружеские отношения.
2.4.10. Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.
Воспитание школьников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных тем сегодняшнего времени.

Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность.

Познавательная программа «Зеленый светофор» способствовала развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улице и дорогах

Наблюдательно и любознательно прошел конкурс «Пешеход, перейди дорогу». Совсем непросто было ребятам попасть мячом в зеленую корзину. Участники узнали на какие группы подразделяются дорожные знаки. В заключении выступил сотрудник ДПС Рейнот С.В.

Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек в экстремальных ситуациях, тем будет ниже вероятность несчастных случаев.

Активно и познавательно прошла ролевая игра «Сумей себя защитить». Соперничали две команды «Юристы» и «Психологи», задачи которых ответить на вопросы: Нарушен ли закон в вашем понимании, оценить события с точки зрения морали. Дарья Крепс, Пуштарикова Лида дали точные и верные ответы: Почему ребенок стал жертвой преступления, какими правилами он пренебрег? Ребята пришли к выводу, что все должны знать простые и надежные правила безопасности.

Буклет «Сумей себя защитить», адресованный каждому участнику, позволил закрепить полученные знания. Знание, смекалка, умение мыслить логично и нестандартно проявили ребята в конкурсе пантомимы «Пойми меня», удачно обыгрывая действия в чрезвычайных ситуациях.

Формированию положительной установки на другого человека способствовало обсуждение мультфильма «Гадкий утенок». Ребятам предложили обсудить вопросы: Почему обижали маленького утенка? Имеют ли право люди неуважительно относиться к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? Как вы понимаете значение выражения «Мы – это все человечество». Итогом мероприятия стало создание творческого плаката «Россия – моя страна!»

Еще одна добрая традиция – подготовка и проведение итогового мероприятия по основам безопасности и жизнедеятельности детей совместно с Домом творчества.

Были приглашены сотрудник Госавтоинспекции, врач «скорой помощи», работники МЧС. Детская библиотека представляла викторину – экзамен « Я познаю мир», задача которой вызвать эмоциональный отклик у ребят через художественные произведения о работе милиционера, пожарника, о жизни улицы. Ребята отгадывали строки из произведений С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» «Пожар», К. Чуковский «Путаница», Михалков С. «Дядя Степа» и др.
2.4.11. Правовая культура
ЦПИ и службы «Детский адвокат» в библиотеке нет.
2.4.12. Поддержка и популяризация чтения.
Специально подобранные комплекты детской литературы побывали в сельских библиотеках – филиалах, детских садах.
2.5. Психологическая поддержка детей
2.5.1. Лозунг всех знаменитых педагогов гласит: «Учите играя». Доказано, что ребенок, особенно младшего возраста, играя со взрослыми, легче усваивает информацию, свободно общается. В игре присутствует возможность проявить себя, почувствовать лидером. Как и в прошлые годы, большинство читателей-детей с удовольствием посещают игровые, развлекательные культурно-досуговые мероприятия, (поле чудес, игровые конкурсные программы, викторины). Они составляют 47.9 % от общего количества всех культурно-досуговых мероприятий. Проводя большинство из них, мы стараемся игру связать с книгой, чтобы вызвать интерес детей к получению новой инфомации. Постоянным членам клубов по интересам нравится присутствовать на познавательных часах, тематических уроках, где они получают дополнительные знания и обогащают свой внутренний мир
2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми
Индивидуальная работа занимает важное место в работе детской библиотеки. Ведь при личном общении с ребенком выясняются интересы каждого нашего посетителя. Все они очень разные, наши дети. Кто-то не расстается с книгой с самого раннего детства, кому-то по душе одиночество, а кого-то не заставишь сесть за уроки, лишь бы побегать по улице или посмотреть мультики. От того, как произойдет первое знакомство ребенка с библиотекой, зависит очень многое. Поразить воображение маленького человечка, вызвать интерес к чтению, познакомить с удивительным миром литературы, найти общий язык – вот задача, которую важно выполнить с самых первых дней посещения детьми библиотеки. Для выполнения этой задачи важно все: беседы об увлечениях, любимых писателях, жанрах. А если вдруг сегодня не хочется читать, пожалуйста, бери бумагу и рисуй, не хочешь рисовать – поиграй. Словом, делается все, чтобы ребенок захотел прийти к нам еще раз.

Много времени библиотекари отводят на индивидуальные беседы с читателями о прочитанных книгах. Тебе понравилось? А почему? Давай посоветуем прочесть эту книгу одноклассникам. А я рекомендую тебе познакомиться вот с этим произведением. Мне, например, понравилось, и я хочу сравнить свое мнение с твоим…. Вариантов здесь великое множество, важно установить контакт, вызвать интерес и доверие ребенка

Начиная с первого дня посещения библиотеки, проводится поэтапная работа с каждым читателем по формированию информационной культуры: дети учатся правильно обращаться с книгой, знакомятся с ее структурой, самостоятельно находят нужную литературу.

Для заинтересованных читателей составляются индивидуальные планы чтения.

Индивидуальная работа с читателями-детьми очень многогранна. Невозможно предсказать ту или иную ситуацию при общении с ребенком. Очень много зависит от библиотекаря, его душевных и профессиональных качеств, установления доверительных отношений с родителями, сотрудничества с учителями и воспитателями.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках.


Наименование

сельской биб-лиотеки

Фонд

(всего)

В т.ч.

фонд

детской

лит-ры

Кол-во

жителей

в селе

Из них

детей до

15 лет

Кол-во

читателей

(всего)

Кол-во

читателей-

детей

% охвата

детского

населения

Троицк

18964

1909

704

157

800

135

86

Азаново

7325

2240

78

13

78

15

115

Березовка

5184

1458

125

31

124

21

68

Б-Песчанка

7764

1645

101

30

98

30

100

Берикуль

11059

2048

390

70

405

65

93

Воскресенка

8367

1506

257

44

256

43

98

Иверка

6208

2193

143

28

143

24

86

с Ижморка

9912

2486

319

83

418

97

117

Колыон

18400

1223

959

161

956

145

90

Красный Яр

17608

2799

815

179

813

172

96

Красная Тайга

7607

1625

78

35

77

20

57

Летяжка

8622

1852

200

27

200

25

93

Ломачевка

2420

715

89

19

85

19

100

Нижегородка

7060

908

258

22

258

19

86

Новоорловка

5242

1101

52

13

64

15

115

Новый Свет

6313

55

301

43

301

42

98

Новославянка

6947

925

342

35

341

29

83

Островка

6274

660

145

32

145

32

100

Постниково

10304

547

547

98

544

102

104

Почитанка

6398

792

323

41

321

64

156

Святославка

12092

867

531

105

530

105

100

Симбирка

19177

3550

607

130

605

128

98

ст Иверка

2766

365

76

16

73

30

188

Теплая Речка

9131

1737

373

41

373

40

98

Тунда

6560

1973

58

10

58

13

130

Всего по сельским библиотекам

227704

37179

7871

1463

8066

1430

98

Детская библиотека

21927

8608


5615

898

2091

1675

187

ВСЕГО


249631

45787

13486

2361

10157

3105

132

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: