Отчет о деятельности библиотеки за 2013 год содержание
Так же большим спросом читателей пользовалась выставка – викторина «Книжка открывается улыбкой». Она представила юмористические детские книги. Яркое оформление привлекало внимание читателей. К каждой книге были прикреплены листочки с вопросами, ответы на них можно найти только после прочтения книги. Например, книга Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», к ней был прикреплен листок в вид воздушного шарика. Были заданы такие вопросы : Чего боится академик Иванов? ,Где демонстрируют платья из замши? На каких видах транспорта прокатилась Бурёнушка? И другие вопросы. Таким же образом читатели смогли познакомиться с творчеством Надежды Тэффи, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко, Виктора Драгунского и другими детскими писателями юмористами. Эта выставка была интересна не только детям, она пользовалась спросом и у взрослых читателей.
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения
При работе с руководителями детского чтения детская библиотека выполняет следующие задачи: методическое обеспечение в помощь проведению уроков и внеклассных мероприятий, своевременное информирование о новинках литературы и периодики, сотрудничество с педагогами в привлечении детей к чтению и в проведении массовых мероприятий.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках
Библиотеки- филиалы | читатели | посещения | книговыдача | |||
2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | |
1.с.Драчёнино | 153 | 150 | 1617 | 1610 | 5328 | 5320 |
2.с.Ариничево | 154 | 154 | 2600 | 2709 | 3913 | 4286 |
3.д.Возвышенка | 55 | 55 | 1205 | 1360 | 2300 | 2210 |
4.п.Демьяновка | 211 | 204 | 3510 | 3501 | 6555 | 6646 |
5.с.Камышино | 150 | 145 | 2810 | 2299 | 5795 | 5688 |
6.с.Красноярка | 131 | 137 | 2157 | 2332 | 4781 | 4489 |
7.п.Мусохраново | 80 | 80 | 1207 | 1157 | 3283 | 2851 |
8.п.Новый | 111 | 100 | 2018 | 1979 | 4495 | 4445 |
10.п.Ивановка | 59 | 60 | 1131 | 1160 | 3087 | 3073 |
11.д.Новогеоргиевка | 80 | 80 | 1277 | 1265 | 3874 | 3860 |
12.д.Новопокасьма | 76 | 79 | 1840 | 1864 | 3625 | 3361 |
13.п.Чкалово | 127 | 130 | 1698 | 1630 | 3012 | 3061 |
14.п.Восходящий | 259 | 236 | 2184 | 2388 | 3820 | 3802 |
15.с.Панфилово | 195 | 200 | 3500 | 3500 | 5180 | 4955 |
16.д.Новопокровка | 32 | 32 | 795 | 795 | 1265 | 1265 |
17.п.Свердлово | 153 | 154 | 1630 | 1670 | 3575 | 3965 |
18.д.Торопово | 20 | 18 | 827 | 896 | 2784 | 2913 |
19.д.Трёкино | 56 | 56 | 1252 | 1227 | 2977 | 2496 |
20.п.Мирный | 118 | 120 | 1931 | 1812 | 4108 | 4257 |
23.с.Чусовитино | 181 | 184 | 3210 | 3335 | 7840 | 7839 |
24.с.Шабаново | 217 | 236 | 3466 | 3419 | 8000 | 8537 |
25.д.Орловка | 26 | 26 | 886 | 876 | 1306 | 1308 |
26.с.Подгорное | 155 | 145 | 2201 | 2024 | 5914 | 6107 |
Итого по филиалам | 2799 | 2781 | 44952 | 44808 | 96817 | 96734 |
4.1. Соответствует ли фонд сельской библиотеки потребностям ее пользователей (в частности детей и подростков)?
Фонды сельских библиотек частично соответствуют потребностям пользователей. Если художественная литература в незначительном количестве поступает в библиотеки, то отраслевая детская литература почти не поступает. Мало в фондах библиотек яркой красочной литературы для дошкольников и младших школьников.
4.2. Сколько и какие газеты и журналы выписывают сельские библиотеки для детей и подростков?
Каждая библиотека-филиал выписывает 5-6 наименований периодических изданий для детей : «Простоквашино», «Геоленок», «Простые уроки рисования», «Волшебный», «Классный журнал», «Мир детей и подростков» и др.
4.3. Какие темы и формы работы с детьми в сельской библиотеке наиболее актуальны и почему?
Из форм работы наиболее популярными являются мероприятия игрового характера, такие как: конкурсы, викторины, литературные игры, путешествия, разнообразные творческие уроки, позволяющие детям проявить свою эрудицию, смекалку, сообразительность, показать знания по определенной теме.
С удовольствием посещают дети клубы, кружки, творческие объединения.
5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
5.1. Укажите сумму средств израсходованных на приобретение документов в 2013 году. Из них: из местного бюджета; внебюджетных (платные услуги, спонсорство и др.);
Платные услуги – 5500
Местный бюджет – 19100 руб.
Выписано периодических изданий на сумму: 20709 руб.
Приобретено книг – 140экз. на сумму 20500 руб.
5.2. Источники комплектования:
-книжный магазин «Кругозор»
-ОНБ
5.3. Сведения о количестве названий новых документов поступивших в отчётном году.
- 352 названия новых документов.
5.4. Динамика изменения объёма и состава библиотечного фонда по видам документов, заполните, пожалуйста, таблицы: «Состав и использование библиотечного фонда» (см. Приложение 3) и «Состав, движение и использование библиотечного фонда по видам документов» (см. Приложение 4)
5.5. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях.
Количество наименований и экземпляров, полученных в 2013 году:
-4 газеты
-28 журналов
В 1 полугодии 2014 года подписка останется прежней
5.6. Перечислите темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов.
- отказы были по причине малой экземплярности в фонде
5.7. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.
В детской библиотеке сохранность книжного фонда обеспечивается:
-в помещении тепло, чисто, температурный режим соблюдается;
-1 раз в месяц проводится санитарный день;
- влажная уборка помещения делается ежедневно;
- в библиотеке есть пожарная сигнализация;
-проведена перезарядка огнетушителей;
С читателями проводятся беседы о правильном и бережном отношении с книгами.
В течение года постоянно велась работа с задолжниками. Библиотекарь абонемента просматривала формуляры читателей и выявляла задолжников. После этого должникам делались напоминания, в основном это звонки на домашние и сотовые телефоны, объявление в классе.
Проводили «Месячник прощения задолжников»
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (изменения в СБА). Информационные ресурсы, в т.ч. электронные (БД, ЭК) - название, объем, регулярность пополнения, частота использования.
В библиотеке есть: алфавитный и систематический каталоги, систематическая картотека газетно – журнальных статей, краеведческая картотека, картотека стихов. В детской библиотеке нет электронного каталога.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей
Заполните таблицу
-
Виды справок
Выполнено справок.
Количество
Консультаций
Темати
ческие
уточняющие
адресные
фактографические
Всего
в т.ч. виртуал.
в т.ч. краевед.
155
-
319
96
570
45
47
6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)
Заполните таблицу
Наименование библиотеки | Индивидуальное инф-ние | Групповое инф-ние | Всего | |||
абонентов | тем | абонентов | тем | абонентов | тем | |
| | | | | | |
Итого | 6 | 6 | | | 6 | 6 |
- существуют ли платные договорные отношения с абонентами информирования.
нет
- формы учета абонентов
картотека
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:
выставки новых поступлений, выставки-просмотры (количество)
-15;
библиографические обзоры; - 7
библиографическая продукция : листовки - 4
- Дни, недели информации. -2
6.5. Формирование основ информационной культуры.
Заполните таблицу
Показатели работы по формированию информационной культуры личности
Наименова ние библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог-рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | кол-во посети телей | |
| | | | | | | |
Всего | 5 | 55 | 3 | 60 | | | |
6.5.1. Имеется ли в библиотеке программа занятий по формированию основ информкультуры .
В детской библиотеке ведется работа по программе «Основы информационных знаний».
6.5.2. Опишите наиболее интересные формы и методы работы по формированию основ информкультуры.
«В этом таинственном лесу»- игровая, познавательная программа. Знакомство с библиотекой для учащихся коррекционной школы.
Ребята, пришедшие в гости в библиотеку, на этот раз оказались не просто в читальном зале - в лесу. Но не простом лесу, а в книжном! Все дружно включили фантазию и вышли на поляну с мягкой зеленой травой, цветами и ягодами, почувствовали как пахнет елками, услышали голоса леса. А когда присмотрелись, то увидели книжные деревья, журнальные кустарники, газетные рощи. В лесу ребят встретила сорока, которая разносит вести, она и стала нашим путеводителем. Сначала сорока полетела к книгам-всезнайкам: справочникам и энциклопедиям. На этом стеллаже, узнали ребята, можно найти любую интересующую информацию, которая утолит интерес и поможет при подготовке к школьному занятию. Потом сорока полетела к полке со сказками, и там обнаружилось 4 письма. Ребятам необходимо было по рисунку на конверте и содержанию определить какой же сказочный персонаж написал им письмо и в какую сказку приглашает. Например, на одном конверте была нарисована девочка с большими крылышками. Она писала «Приглашаю вас в страну эльфов, это чудесная, прекрасная страна! Сейчас меня зовут Майя и у меня есть крылышки за спиной, а подарил мне их король эльфов. Попасть мне в эту страну помогла ласточка. А вы сможете здесь очутиться, если прочтете сказку!» Ребята, конечно, догадались, что это пишет им Дюймовочка из сказки Л.Андерсена.
Потом сорока полетела к журналам, и ребята познакомились с яркими, красочными и занимательными изданиями. Такими как «Простоквашино», «Геоленок», «Мурзилка», «Веселые картинки» и многими другими.
Лес наш полон тайн и загадок, но ребята успешно справились и с этой трудностью – отгадали все загадки и стихотворения с ложной рифмой. А еще, вспомнили правила поведения лесу. Но нашем, книжном лесу, действуют свои правила. Как оказалось, ребята хорошо знают, какие! Они поделились своими знаниями и усвоили, что с книгой нужно обращаться бережно, аккуратно и тогда она долго будет радовать своими чистыми листами, яркими иллюстрациями и занимательным содержанием.
После путешествия дети выбрали себе книги и журналы по интересам, чтобы познакомиться с ними поближе.
Детские книги похожи на праздник –яркие, нарядные, так и просятся в руки. Это – заслуга художника. Художник детской книги такой же автор, как и писатель: ведь его рисунки дополняют текст и делают книгу еще привлекательней. У каждого художника есть любимая тема: один иллюстрирует сказки, другой рисует животных, третий – людей.
Библиотечный урок «Сказки в картинках», который прошел в детской библиотеке был посвящен творчеству художников –иллюстраторов Владимира Сутеева и Виктора Васнецова.
Карьера художника-иллюстратора Владимира Сутеева началась с детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и других.
Изданные книги с иллюстрациями Владимира Сутеева не перечислить. Он рисовал иллюстрации к книжкам К.Чуковского, С.Маршака, Д.Родари и др. Среди них такие, как: «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Усатый-полосатый», «Дядя Стёпа», «Приключения Чипполино», « «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Айболит», «Тараканище», «Мойдодыр», «Однажды утром», «Ромашки в январе», и многие другие детские книжки.
Владимир Сутеев проявил себя и в качестве детского писателя, издав книги: «Под грибом», «Яблоко», «Мешок яблок», «Кто сказал мяу?», «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Это что за птица?» и другие произведения. Известное выражение «Талантливый человек – талантлив во всем», как нельзя лучше относится к Владимиру Григорьевичу Сутееву.
А вот перед глазами детей предстают картины другого художника Виктора Васнецова «Алёнушка», «Иван –царевич на сером волке» и конечно же «Богатыри». Над этой картиной художник работал больше двадцати лет.
В образах этих богатырей словно весь русский народ встал на защиту Отечества, заслонив собой родную землю. Художник сумел замечательно передать характеры своих героев.
Благороден и храбр Добрыня Никитич,
Могуч и добр Илья Муромец,
Хитер и увертлив Алеша Попович.
Его образы написаны так подробно и реалистично, что, кажется, будто художник увидел их в действительности.
А в заключении урока мы предложили ребятам выступить в роли иллюстраторов и нарисовать своих любимых героев книг.
«Здравствуй, книжкин дом!» - так назывался утренник посвящения в читатели, который прошел в Детской библиотеке. В начале мероприятия ведущая рассказала детям о том, почему библиотека называется библиотекой. Затем в зал неожиданно ворвалась Баба-яга. Весь сценарий утренника был построен на том, что Баба-яга совершала те ошибки в пользовании библиотекой, которые часто совершают дети. Например, попросила дать ей целую кучу книг, стала беспорядочно переставлять книги на разные места, листать книжки как попало и т.д. Ребята смеялись над Бабой Ягой и исправляли ее ошибки, рассказывали как нужно обращаться с книжками. Затем библиотекарь рассказал и ребятам и Бабе Яге какие журналы есть в библиотеке, энциклопедии и сказки. Утренник получился очень веселым. Все первоклассники записались в библиотеку и стали активными читателями.
6.5.3. Координация работы с образовательными учреждениями.
Детская библиотеки координирует свою работу с общеобразовательной средней школой, Коррекционной школой YIII вида, детским садом.
7. Организационно-методическая работа.
7.1. Участие детской библиотеки в системе непрерывного образования библиотечных работников ЦБС. Какие формы повышения Вы считаете наиболее эффективными, какие темы – приоритетными?
Приоритетные направления методической работы в 2013 году:
- Подготовка статистической, аналитической информации, ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных отчетов, участие в областном мониторинге.
- выявление и внедрение передового опыта в практику библиотек.
Наиболее эффективными формами повышения квалификации являются семинары, практикумы, участие библиотекарей в районных конкурсах.
В 2013 году прошли семинары:
Модельная библиотека: шаг в современный информационный мир.
-Экологическое просвещение: формы работы с детьми.(10.04.2013)
2. Объединим сердца любовью к книге. (22.05.2013)
(выездное мероприятие в с.Ариничево)
В деловой блокнот библиотекаря: планирование и отчетность.(9.10.2013)
Методист по работе с детьми постоянно оказывает помощь сельским библиотекам по различным вопросам в обслуживании читателей детей. Методист отслеживает практические материалы из профессиональных сборников и периодики, ведет картотеку методических материалов, картотеку названий.
7.2. Сколько раз посетили библиотеки с оказанием методической помощи.
3 выезда, посетили 7 библиотек
7.3. Дайте оценку эффективности мероприятий по повышению квалификации на областном уровне. Перечислите актуальные формы и темы мероприятий для будущего планирования.
В 2013 году посетили:
1.Областной семинар по организации летнего отдыха «У книг не бывает каникул» 27-29 мая 2013г.
Семинар очень понравился. Получили много интересных материалов, идей, которые пригодились на практике.
2. Библиотечное партнерство. Секции: «Особый ребенок в библиотеке», «Формы и методы обслуживания на современном этапе» 3 декабря
3. РУСМАРК творческая лаборатория (ОНБ) 18-19 апреля
Работаем с электронным каталогом
4. Основные направления государственной и региональной политики в сфере библиотечного дела. 27-28 марта
8. Библиотечные кадры.
Есть ли в штатном расписании ставка методиста по работе с детьми:
Да
.
Заполните таблицы
Число молодых специалистов | - |
Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях | 1 |
Число работающих пенсионеров | - |
Число ветеранов в библиотеке | |
Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки) | 2 |
Число вакансий | - |
8.1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детской библиотеке Ленинск-Кузнецкого района в 2013 году:
по числу читателей-детей - 500
по количеству выдач экземпляров - 10270
- по числу посещений. - 5160
8.2. Список сотрудников, имеющих правительственные награды и почётные звания, победителей конкурсов и т.д. в 2013 году (ФИО, год рождения, дата награждения, место работы, должность).
-нет
9. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.
9.1. Какие рекламно-информационные материалы выпускают детские библиотеки (рекламный листок, буклет и т.д.)?
Свой голос [текст]: сборник стихов юных литераторов Ленинск-Кунецкого района/ МБУК «ЦБС Ленинск-Кузнецкого муниципального района»: сост.Коляскина Н.А. – Красное, 2013.- 34с. Тираж 10 экз.
листовки
«Фант-Азия»:юбилей Тамары Крюковой[текст]: листовка /МБУК «ЦБС Ленинск-Кузнецкого муниципального района»: сост.Коляскина Н.А. – Красное, 2013. -3экз
«Новогодние забавы»: зимние каникулы в библиотеке [Текст] : [приглашение на мероприятия] / МБУК «ЦБС Ленинск-Кузнецкого муниципального района»: сост.Коляскина Н.А. – Красное, 2013.- 3 экз.
4. «Под парусом книги по морю фантазии»:неделя детской книги – 2013 [Текст] : [приглашение на мероприятия] /МБУК «ЦБС Ленинск-Кузнецкого муниципального района»: сост.Коляскина Н.А. – Красное, 2013.- 3экз.
5 «Книжная радуга»[текст]: [приглашение на мероприятия] /МБУК «ЦБС Ленинск-Кузнецкого муниципального района»: сост.Коляскина Н.А. – Красное, 2013.- 3экз.
6. Свой голос [электронный ресурс]: сборник/сост.Коляскина Н.А.-текст 659 кб /МБУК «ЦБС Ленинск-Кузнецкого муниципального района»:– Красное, 2013 -1 электрон. опт. диск CD-ROM :текстовый– Систем. требования: ПК,Windows XP/7; CD-ROM дисковод ; мышь.– Диск помещен в контейнер 13х14 см.
9.2. Работа с местными средствами массовой информации.
Сотрудничаем с районной газетой «Наша знаменка»
10. Перечень информационных продуктов и услуг.
10.1. Укажите услуги, чаще всего предоставляемые детскими библиотеками города, района и какие виды новых услуг использовали в 2013 году.
Платные услуги библиотеки:
-ксерокопирование
-компьютерные работы
Внебюджетные поступления в детские библиотеки в 2013 году.
От:
предпринимательской деятельности (платные услуги):-10500;
12. Карты инноваций
Карты инноваций
Детская библиотека
Ленинск-Кузнецкий район с. Красное
Выставка-игра «Сундучок со сказкой»
Вид и форма инноваций
Инновационные подходы, методы и формы в библиотечном обслуживании пользователей
Автор инновации
Маргольф В.В. методист по работе с детьми Детская библиотека.
Описание инновации
Выставка-игра посвящена юбилею Александровой Татьяне Ивановне. В настоящий сундучок мы поместили книжки о домовенке Кузьке Татьяны и Галины Александровых. Рядом располагаются листовка с биографией Александровой Т.И., викторина по сказке «Домовенок Кузька» и крылатые выражения из мультфильма о домовенке.
Для создания сказочной атмосферы рядом с сундучком стоит лавочка с самотканой дорожкой. Дети с удовольствием берут книжки из сундучка и садятся их читать прямо на лавочку.
Дата: _______________ Подпись: Коляскина Н.А.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: