Отчет о деятельности детских библиотек города Ленинска-Кузнецкого в 2013 году Ленинск-Кузнецкий
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы
За последние два года фонд детских библиотек пополнился новыми изданиями, наиболее красочными и интересными по содержанию. Особой популярностью в этом году пользовались книги А. Жвалевского «Время всегда хорошее» и М.Самарского «Формула добра». Книги буквально передавались из рук в руки. Хочется отметить книгу А. Жвалевского «Правдивая история Деда Мороза», завоевавшую особую популярность среди девочек. По-прежнему читателям интересно читать книги таких популярных авторов, как И. Волынской из серии «Ирка Хортица суперведьма», трилогию о приключениях юных и отважных исследователей А. Мелиса и героиню Молли Мун английской писательницы Джорджии Бинг. Не уступает по полярности и книга немецкой писательницы Корнелии Функе «Чернильное сердце». Среди мальчиков младшего среднего возраста первенство одержали книги Мишеля Пейвера из серии «Хроники тёмных времён», повествующие о первобытном мальчике Тораке и Волке.
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Привлекательность конкретной библиотеки оценивается пользователями в основном возможностью получить конкретный ответ на конкретный запрос. Благодаря хорошему финансированию, отдел комплектования старается укомплектовывать фонд. На основании наших заявок, практически ежеквартально составляется список литературы и периодических изданий, необходимых для обслуживания читателей. На сегодняшний день наши библиотеки достаточно неплохо обновили запасы классической литературы, среди них А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, А. Солженицын, В. Шаламоа, а так же Ш. Бронте, и П. Мериме. Радуют поступления хороших полнотекстовых изданий справочной и познавательной литературы для младшего и среднего школьного возраста.
Нельзя забывать, что неотъемлемой частью при выполнении запросов стал Интернет. Это позволяет удовлетворять читательские запросы по различной тематике, например, в фондах библиотек нет русской народной сказки «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», в ответ на запрос пользователя оперативно выдаётся полный текст, который можно скопировать и распечатать (если он не большой по объёму)
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
2.3.1. Проекты.
-
2.3.2. Сколько всего библиотечных программ в ЦБС? Сколько из них ориентировано на детей?
Всего в детских библиотеках действуют 5 программ. С помощью реализации программ библиотеки пытаются решить наиболее актуальные проблемы: сохранение семейных традиций чтения, экологическое и нравственное воспитание среди подрастающего поколения.
Программы:
Целевая комплексная программа
«Гостиная книголюбов» на 2011 – 2014 гг.
Наименование программы | Целевая комплексная программа «Гостиная книголюбов» |
Основания для разработки программы | Совместное решение ЦДБ и Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Гимназия № 12». |
Основной разработчик программы | Маленкова Юлия Михайловна, библиотекарь Центральной детской библиотеки |
Исполнители программы | Маленкова Юлия Михайловна, библиотекарь ЦДБ. |
Соисполнители программы (партнеры) | Анисимова Татьяна Николаевна, преподаватель начальных классов гимназии № 12. |
Цель программы | Сформировать у участников программы устойчивый интерес к процессу чтения. |
Задачи программы | 1. Привлечение внимания к лучшим произведениям мировой литературы. 2. Создание комфортной среды в библиотеке. |
Целевая аудитория | Учащиеся 3«Б» класса гимназии № 12. |
Сроки реализации программы | 2011 – 2014 год. |
Ожидаемые конечные результаты программы | Сформированный устойчивый интерес к чтению и посещению библиотеки. Привитие навыков умения самостоятельно подобрать необходимую художественную литературу и дать оценку прочитанного. |
Система ответственности и организации контроля за исполнением программы | Ответственная за программу – Маленкова Ю.М., библиотекарь ЦДБ. Она отчитывается перед заместителем директора Апариной С.А. |
Целевая комплексная программа
«Геоленок»
Наименование программы | ЦКП «Геоленок» на 2013 г. |
Основание для разработки программы | Совместное решение Центральной детской библиотеки и МБОУ СОШ № 38. |
Основной разработчик программы | Аптина Галина Викторовна, библиотекарь ЦДБ. |
Исполнители программы | Аптина Галина Викторовна, библиотекарь ЦДБ. |
Соисполнители программы | Брызгалова Ирина Маратовна, учитель 4 «В» класса школы № 38. |
Цель программы | Сформировать экологически правильное поведение детей. |
Задачи программы | - Прививать навыки экологически правильного поведения на практике. - Познакомить детей с художественной и научно – популярной литературой о природе. |
Целевая аудитория | Учащиеся 4 «В» класса школы № 38. |
Сроки реализации программы | 2013 год. |
Ожидаемые конечные результаты | - Сформировать правила экологически правильного поведения. - Воспитать бережное отношение к природе. |
Система ответственности и организации контроля за исполнением программы | Ответственная за программу Аптина Г.В., библиотекарь читального зала ЦДБ. Она отчитывается перед зам. директора Апариной С.А. |
Целевая комплексная программа
«Мы – твои друзья, природа»
на 2013 – 2016 года
Наименование программы | Целевая комплексная программа «Мы – твои друзья, природа». |
Основания для разработки | Совместное решение библиотеки-филиала № 8 и МБОУ ООШ № 37 1 «А» класса. |
Основной разработчик | Лиляева Ирина Юрьевна, библиотекарь. |
Соисполнители программы (партнеры) | Березовская Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов 1 «А» МБОУ ООШ № 37. |
Цель программы | Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношение к природе. |
Задачи | 1. Распространение экологических знаний среди участников программы. 2. Разработка и проведение результативных мероприятий по экологическому просвещению участников. 3. Проведение мероприятий по благоустройству территорий. |
Целевая аудитория | Учащиеся 1 «А» класса МБОУ ООШ № 37. |
Сроки реализации | 2013 – 2016 года |
Ожидаемые конечные результаты | Правильное отношение участников программы к природе. Чувство ответственности у участников программы за состояние природы. |
Целевая комплексная программа
«Ты, я и все вокруг»
по экологическому воспитанию для детей младшего школьного возраста
Наименование программы | Целевая комплексная программа «Ты, я и все вокруг» |
Основания для разработки программы | Общественная потребность, решение коллектива библиотеки-филиала № 10 и договор с Муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 20» |
Основной разработчик программы | Привалова Нина Георгиевна, библиотекарь библиотеки-филиала № 10 |
Исполнители программы | Привалова Н.Г., библиотекарь |
Соисполнители программы | Иванова Оксана Валентиновна, учитель 3 а класса школы № 20 |
Цель программы | Сформировать у участников программы экологически грамотное поведение |
Задачи программы | 1.Углубленное изучение природы родного края 2.Лично участвовать в улучшении экологической среды города 3.Объяснить важность и необходимость экологического поведения 4.Знакомство с литературой о природе |
Целевая аудитория | Учащиеся 3 а класса школы № 20 |
Сроки реализации программы | 2012 – 2013 года |
Ожидаемые конечные результаты программы | Формирование у участников ЦКП экологически грамотного поведения Устойчивый интерес к литературе о природе |
Система ответственности и контроля за исполнением | Ответственная за исполнение программы Привалова Н.Г., осуществляет контроль за исполнением программы Савельева Е.Н.. заведующий библиотекой-филиалом № 10 |
Целевая комплексная программа
«Семейный альбом»
Наименование программы | Целевая комплексная программа «Семейный альбом» |
Основания для разработки программы | Договоренность о совместной работе библиотеки-филиала № 10 и МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 20». |
Основной разработчик программы | Савельева Елена Николаевна, заведующий библиотекой- филиалом № 10. |
Исполнители программы | Савельева Е.Н. |
Соисполнители программы | Белогусева Светлана Ивановна, учитель 4 в класса школы № 20 |
Цель программы | Способствовать объединению детей и родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи |
Задачи программы |
|
Целевая аудитория | Учащиеся 4 класса школы № 20 |
Сроки реализации программы | 2012 - 2013 |
Целевая комплексная программа «Край, в котором мы живём»
Воспитание гражданина, воспитание любви к отечеству – задача комплексная, требующая совершенствования традиционных форм и методов работы. В связи с этим библиотека – филиал № 12 составила программу «Край, в котором мы живём», рассчитанную на детей младшего школьного возраста.
Наименования программы | Целевая комплексная программа « Край, в котором мы живём» на 2013– 2015гг |
Основания для разработки программы | Решение МБУК ЦБС им. Н.К.Крупской Библиотека – филиал №12 . |
Основной разработчик программы | Шатилова Елена Ивановна заведующая библиотекой филиал №12 |
Исполнители программы | Шатилова Елена Ивановна |
Соисполнители программы | Попова Галина Павловна |
Цель программы | - сформировать у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма и любви к малой Родине; |
Задачи программы | - Пробудить и поддержать интерес к предлагаемым книгам о родном крае. - Создать условия, способствующие наилучшей реализации нашей программы |
Целевая аудитория | Ученики школы № 1 класс» 2 «А» |
Сроки реализации программы | 2013 – 2015гг |
Ожидаемые конечные результаты программы | - повышение уровня знаний о событиях в истории родного края; - увеличение и качественное улучшение краеведческих фондов в соответствии с возрастающими информационными потребностями читателей; - повышение уровня доступности краеведческих информационных ресурсов за счет увеличения краеведческих фондов, расширения спектра и повышения качества библиотечных услуг; - повышение интереса жителей района к краеведческой литературе и увеличение книговыдачи по этой тематике. |
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности библиотеки.
Мероприятия в рамках
Года мастерового – человека труда в Кузбассе.
Перед каждым выпускником встаёт вопрос «Кем быть?» Именно в такие моменты библиотека может помочь определиться молодым людям с выбором профессии, предоставив нужную информацию. Для этого библиотекари ведут сбор информации из периодических изданий, систематизируют её, и предоставляют старшеклассникам в виде информационных листов, буклетов, выставок. Информация, представленная на выставках позволяет объективно и доступно познакомиться с миром профессиональной деятельности.
В Центральной детской библиотеке более семи лет действует профориентационный клуб для старшеклассников «Компас выбора». В текущем году работа клуба была в основном ориентирована на рабочие профессии, что связано с объявленным в Кузбассе Годом трудового человека. Постоянными участниками клуба являются учащиеся средней общеобразовательной школы № 38 и школы-интерната № 5. В апреле старшеклассники посетили цикл мероприятий, посвященных рабочим профессиям. Первая встреча состоялась на уроке профориентации «Я в рабочие пойду, пусть меня научат». С помощью слайд - презентации присутствующие познакомились с многообразием рабочих профессий, поговорили о том, на сколько востребованы эти профессии в нашем регионе. На данное мероприятие были приглашены представители технологического колледжа, где готовят для предприятий города автомехаников, поваров, кондитеров. «Изюминкой» мероприятия стал мастер-класс по изготовлению кондитерских изделий, организованный мастером производственного обучения Могилатовой Т.В. и студентом 3 курса Изотовым Иваном. С большим удовольствием старшеклассники принимали участие в украшении пирожных, и тут же дегустировали приготовленные «шедевры».
Продолжился цикл мероприятий встречей с представителями трудовых династий «Профессии связующая нить». О рабочей династии шахтеров Фаляховых, общий стаж работы которых 215 лет, рассказала представитель этой династии Зоя Саидовна Воробьева, в настоящее время работающая начальником ламповой шахты «Комсомолец». Узнали старшеклассники и о семейной династии Бабатьевых, чьи представители вот уже несколько поколений работают на заводе «Красный Октябрь». Галина Ивановна Бабатьева, бывшая крановщица (сейчас пенсионер) познакомила ребят с историей своей семьи, которая неразрывно связана с историей завода. С интересом старшеклассники рассматривали старые фотографии и документы, принадлежащие представителям этих трудовых династий.
Длительное время в библиотеке действовала фотовыставка «Рабочих руки золотые». Фотографии были предоставлены городским краеведческим музеем, в рамках творческого сотрудничества с библиотекой. На фотографиях посетители библиотеки могли увидеть представителей трудовых профессий 1980-2000 годов: шахтеров, водителей, слесарей, парикмахеров, поваров.
В рамках клуба состоялась экскурсия в медицинский колледж «Профессия - дарить здоровье». Увлекательная экскурсия началась со знакомства с историей учебного заведения, затем учащиеся посетили кабинеты педиатрии, хирургии, терапии. Заведующая практикой Л.И.Иванова рассказала старшеклассникам о специфике работы медиков, а затем пригласила желающих попробовать себя в роли медицинской сестры, запеленав ребенка и сделав инъекцию. Закончилась экскурсия в музее медицинского колледжа просмотром экспозиций. Радушный прием хозяев оставил у старшеклассников самые положительные эмоции. Поэтому будущие выпускники всерьез заинтересовались этой профессией.
На День будущего специалиста «Учиться: Где? Чем?» присутствовала психолог-профконсультант городского центра занятости Галина Иннокентьевна Колмогорова. Сотрудничество с городским центром занятости стало для нас постоянным, поэтому специалисты центра - частые гости наших мероприятий. При помощи профориентационных тестов, проведенных Галиной Иннокентьевной, старшеклассники выявили, к какому виду деятельности они склонны. Галина Иннокентьевна рассказала о профессиях, которые востребованы в настоящее время в нашем городе и учебных заведениях, где можно получить эти профессии. Участники клуба приняли активное участие в беседе.
2013 год в Кузбассе был объявлен Годом охраны окружающей среды, поэтому одно из занятий клуба было посвящено профессии эколога, которая становится востребованной все больше. На тематический час «Призвание - хранитель Земли» был приглашен инженер - эколог шахты им. 7 Ноября О.А.Турбина. Рассказав слушателям о специфике работы, Ольга Александровна продемонстрировала небольшой фильм о Новосибирском химическом техникуме, где готовят специалистов данной профессии. Старшеклассники проявили живой интерес к вопросу охраны природы. Всем заинтересовавшимся профессией эколога были розданы буклеты с информацией о том, где можно получить эту специальность.
День информации «Наша информация – ваш успех» был проведен в библиотеке в мае. Будущим выпускникам были предложены справочники с информацией об учебных заведениях Кемеровской области и России. Старшеклассники могли воспользоваться картотекой «Все о мире профессий», где дана характеристика каждой профессии. Кроме этого, широко были представлены публикации из журнала «Абитуриент». В рамках Дня информации перед будущими выпускниками выступила психолог-профконсультант городского центра занятости Г.И. Колмогорова и старшекурсники горнотехнического колледжа.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и люди, специализирующиеся на программировании, востребованы на рынке труда. Поэтому для старшеклассников интересны профессии, связанные с компьютерами. Час профориентации «Повелители компьютерных технологий» был проведён для старшеклассников средней общеобразовательной школы № 38. Гостями мероприятия стали представители политехнического техникума, где можно получить профессии техника-программиста и наладчика технологического оборудования. Мастер производственного обучения Зинаида Геннадьевна Шахторина и студент 2 курса Никита Попов рассказали старшеклассникам о профессиях, связанных с компьютером, учебной и внеурочной работе студентов политехнического техникума. Ребята, заинтересовавшиеся данными профессиями, получили информационные буклеты.
Всего в рамках клуба было проведено 9 мероприятий, в которых приняли участие 261 учащийся. Пять ребят, посещающих профориентационный клуб, определились с выбором профессий.
Библиотеки-филиалы № 6 и № 11 совместно вели работу в рамках профориентации по курсу «Человек и его призвание». Мероприятия проходили один раз в квартал, в них приняли участие 69 старшеклассников. Надо отметить, что мероприятия не прошли даром. Многие из ребят заинтересовались рабочими профессиями, изучали литературу после мероприятий, узнавали куда поступать. Для них были подготовлены информационно-познавательный час «Кем стать? Как себе самому пригодиться?», встреча-интервью «Ваш труд в почете и необходим», мастер-класс «Мама – повар, что ж такого».
Наиболее популярными были и остаются игровые формы мероприятий, или те, которые включают в себя элементы игры. Для семиклассников в библиотеке-филиале № 10 была проведена игра-беседа «Профессии. Какие они?» и час профориентации «Поверь в себя – найди свой путь». Ребята размышляли о своем месте в жизни, на что следует ориентироваться при выборе профессии и чем профессия отличается от специальности. 46 человек приняли участие в мероприятиях.
В библиотеке – филиале № 12 подготовили беседу «От зерна до хлеба» для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы № 1. В ходе беседы библиотекарь познакомила детей с процессом выращивания хлеба, рассказала о труде хлеборобов. Слушатели познакомились с такими понятиями как землевладелец, жница, посеять, взрастить, помолоть, хлебозавод. С профессиями хлебороб, агроном, комбайнер, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба: месильная машина, дождевальная машина, комбайн, сеялка, конвейер. Учащимся была предоставлена возможность провести самостоятельно поиск значения некоторых устаревших слов и пословиц, в которых встречаются эти слова.
Приглашённые девятиклассники средней общеобразовательной школы № 1 на час общения «Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся» познакомились с множеством разных профессий, как уже известных, так и новых, современных. В преддверии Дня библиотек для читателей библиотеки-филиала № 12 состоялся урок-знакомство «Он не пекарь, не аптекарь, а простой библиотекарь». Программа встречи была насыщенной и разнообразной. Была оформлена выставка мастерства, на которой представлена печатная и электронная продукция, подготовленная библиотекарями. Прошла ролевая игра «Сам себе библиотекарь», чтобы читатели не на словах, а на деле могли представить особенности библиотечной профессии. Участники игры заняли места библиотекарей за «читательской кафедрой», и выполняли запросы пользователей: записывали новых читателей, проводили беседы о правилах пользования библиотекой, принимали заявки, ходили между «стеллажами» и находили нужные книги на полках, приводили в порядок расстановку книг в зоне открытого доступа. В заключение была продемонстрирована слайд-презентация «Книжное царство», посвящённая библиотечной профессии. Всего в библиотеке было подготовлено 4 мероприятия по профориентации, в реализации которых приняли участие 78 старшеклассников.
Для учеников Детской школы искусств № 18 библиотекари подготовили игровую программу «У меня растут года, буду я шахтёром». Участникам предложили ряд игровых моментов, например, быстро надеть шахтёрскую робу, кто быстро собёрёт шахтовый прогресс, нужно было перечислить названия шахт нашего города и многое другое. В завершение встречи ребята нарисовали рисунки на асфальте посвящённые шахтёрской тематике.
В библиотеке-филиале № 8 основным мероприятием к Году трудового человека стал День информации «Мы выбираем, нас выбирают». В преддверии Дня информации была организована выставка-знакомство «Кем быть?» На выставке представлена литература по темам: разнообразие профессий; как сделать выбор; новое время, новые профессии; учебные заведения области. В ходе мероприятия библиотекари познакомили ребят с многообразием рабочих профессий. Поговорили о профессиях «по призванию», редких профессиях, таких как стеклодув, трубочист. С выставки в этот день была выдана 21 книга. Всего присутствовало 45 человек.
Комплексные формы работы (Дни, Недели, Декады)
- Неделя детской книги см.п. 2.4.5. Работа в дни каникул
- Декада военной патриотической книги см. п. 2.4.4.
Патриотическое, военно-патриотическое направления.
- Неделя одного писателя «Фантазии Тамары Крюковой» см. п. 2.4.11.
Поддержка и популяризация чтения.
страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9
скачать
Другие похожие работы: