Мбук «Тяжинская централизованная библиотечная система» Аналитическая справка о деятельности детских библиотек
МБУК «Тяжинская централизованная библиотечная система»
Аналитическая справка
о деятельности детских библиотек
2013 год
Название ЦБС (точно по Уставу) | |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652240 |
район | Тяжинский |
населенный пункт | пгт Тяжинский |
улица, дом | Советская, 1-б |
сайт библиотеки | - |
электронная почта (e-mail) | [email protected] |
скайп | eiena 28843 |
Директор МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом, факс) | Сергеева Валентина Васильевна 8-384-49-28-8-43 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | Дурнова Елена Ивановна 8-384-49-28-8-43 |
Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | Дурнова Елена Ивановна 8-384-49-28-8-43 |
Методист МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом) | ИоноваВалентина Григорьевна 8-384-49-28-8-43 |
Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом) | Гура Татьяна Владимировна 8-384-49-28-8-43 |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | - |
Начальник управления культуры (ФИО, тел. с кодом) | Суханов Алексей Васильевич 8-384-49-28-1-85 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
1.1. В сети детских муниципальных библиотек в районе изменений в 2013 году не произошло. Структура библиотек осталась прежней.
1.2. В помещении центральной детской библиотеки произведен косметический ремонт, реконструкция читального зала для младших пользователей.
Затраты на ремонтные работы произведены за счет средств от спонсорской помощи.
1.3. Приобретено (за счёт спонсорской помощи):
Мебели: кафедра – 1; лавочка – 4; стол – 4; стеллаж – пенал – 3.
Мягкие игрушки;
Развивающие игры;
Строительные материалы.
Технические средства
| Всего | ЦДБ | Итатская библиотека |
Транспорт | - | - | - |
ПК | 4 | 3 | 1 |
Сканер | - | - | - |
Ксерокс | 1 | 1 | - |
Принтер | 1 | 1 | - |
Проектор | - | - | - |
Экран | - | - | - |
Телевизор | 2 | 1 | 1 |
Видеомагнитофон | 2 | 1 | 1 |
Аудиомагнитофон | 1 | - | 1 |
DVD | 2 | 1 | 1 |
Музыкальный центр | 1 | 1 | 1 |
Караоке | - | - | - |
2. Работа с читателями-детьми.
Состояние библиотечного обслуживания остается на прежнем уровне.
В приобщении к чтению детей разных возрастных категорий библиотеки работают в социальном партнерстве с образовательными учреждениями (детскими садами, школами), социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, детским домом «Ласточкино гнездышко», центральной библиотекой имени Н. И. Масалова, Итатской модельной библиотекой, Итатским Домом культуры, Тяжинской школой искусств № 31, Тяжинской художественной школой № 13.
Оказываем методическую помощь педагогам образовательных учреждений, школьным библиотекарям.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные.
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей всего | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК |
1. | Тяжинская ЦДБ | 10795 | 2276 | 2896 | 100 | 1433 |
2. | Итатская ДБ | 3552 | 720 | 979 | 100 | 545 |
3. | 2-х библиотек | 14347 | 2996 | 3875 | 100 | 1978 |
2.1.1 Число читателей в Тяжинской детской библиотеке увеличилось, благодаря:
- работе по долгосрочной программе «Вместе с книжкой я расту», ориентированной на детей дошкольного возраста и способствующей привлечению новых читателей и продвижению чтения в детской среде;
- реконструкции читального зала для малышей;
- работе по программе «Сибирячек», направленной на экологическое просвещение младших школьников;
- живой интерес у читателей среднего и старшего возраста вызвала программа «Мастерская радости», ориентированная на раскрытие творческих способностей детей;
- привлечению читателей в Тяжинскую детскую библиотеку способствовала работа по проекту «Открытое сердце», разработанного на 2013 год. Цель проекта – воспитание, развитие и формирование гармоничной личности ребенка.
В Итатской детской библиотеке привлечению новых читателей способствовали:
- посещения библиотекарей школы и детских садов с обзором интересных книг, периодики, новинок;
- работа клуба «Читайка», ориентированная на продвижение чтения в детской среде;
- работа по программе «Мир вокруг нас», направленной на воспитание экологической культуры у подрастающего поколения.
2.1.2.- 2.1.4
Библиотеки | Книгообеспеченность одного жителя детского возраста | Книгообеспеченность одного читателя детского возраста | Средняя дневная посещаемость | Обращаемость фонда |
Тяжинс кая ЦДБ | 9 | 7 | 73 | 3 |
Итатская ДБ | 18 | 13 | 37 | 1 |
2-х библио тек | 11 | 9 | 98,5 | 2,3 |
2.2. Читательский портрет современного ребенка.
Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦДБ | ИДБ | |
Дошкольники | 468 | 425 | 43 | |
По классам: | | | | |
| 1 | 402 | 228 | 174 |
2 | 362 | 257 | 105 | |
3 | 351 | 232 | 119 | |
4 | 470 | 344 | 126 | |
5 | 314 | 251 | 63 | |
6 | 330 | 265 | 65 | |
7 | 343 | 266 | 77 | |
8 | 296 | 240 | 56 | |
9 | 264 | 203 | 61 | |
10 | | 3 | 15 | |
11 | | 5 | 18 | |
Студенты | | 7 | 4 | |
Работающая молодежь | | - | - | |
РДЧ | | 140 | 30 | |
Прочие | | 30 | 23 | |
ИТОГО | | 2896 | 979 |
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей новинки:
М.В.Дружинина «Классный выдался денек»;
«Смешные рассказы о школе»;
Х.Хайне «Дело было в Кукалау»;
К.Брздфорд серия «Юный самурай»;
Л.Матвеева «Уроки и перемены;
Н.Темкин «СМС – загадки от Бабы - Яги»;
Р.Будзи «Феи на каникулах».
2.2.2. . Библиотечный фонд в детских библиотеках читательскому спросу соответствует частично. Все-таки не хватает книг современных детских авторов, научно-популярной литературы (если книга в единственном экземпляре, то ребенок не имеет возможности взять ее на дом, т.к. она находится в фонде читального зала).
Ощущается количественный недостаток программной литературы для читателей младшего - среднего возраста. Школьная программа несколько изменилась. Стали необходимыми книги, давно не пользующиеся спросом. Особенно заметным это становится тогда, когда, например, три четвёртых класса берут на внеклассное чтение одно и то же произведение одного автора.
2.3. Программно – целевая и проектная деятельность библиотек.
2.3.1. Проекты
Всего проектов: 11
В 2013 году Тяжинская центральная детская библиотека работала по проекту «Открытое сердце».
Цель проекта – позиционирование детской библиотеки как центра чтения, самообразования, досуга.
Задачи:
- содействие в формировании образованных, творчески
активных и социально зрелых личностей;
- привлечение спонсорской помощи.
Вся работа, проводимая в библиотеке в течение года по данному проекту, велась по нескольким направлениям:
- «Нить милосердия и добра» (патриотическое, военно - патриотическое, гражданско – патриотическое воспитание);
- «Копилка добрых дел» (спонсорская помощь библиотеке, акции в Неделю Добра, Неделю Жизни, в День старшего поколения);
- «Возьмемся за руки, друзья, и сбережем свою планету» (экологическое просвещение);
- «Мы все такие разные: мостик дружбы и понимания» (воспитание толерантности).
Ожидаемые результаты проекта: повышение статуса книги и библиотеки среди пользователей, увеличение количества читателей и посещений в библиотеке, привлечение спонсорской помощи подтвердились.
2.3.2. Программы
Всего библиотечных программ в ЦБС: 24
Ориентировано на детей: 20
В течение года в гостях у школьников Тяжинской средней школы №3 побывал Сибирячек, герой программы, посвященной Году защиты окружающей среды.
Срок реализации программы «Сибирячек» – сентябрь – май 2013г.
Цель программы - эколого– краеведческое просвещение детей младшего возраста.
.На первом занятии библиотекарь представил детям своего помощника:
В библиотеке есть славный герой!
Он за зверят и за птичек – горой.
Знает мальчишку любой паучок.
Как же зовут его? ( Сибирячок)
Вместе с лесным мальчишкой маленькие читатели на занятиях программы совершили удивительные путешествия в мир растений и животных родного края, познакомились с уникальными уголками природы Кузбасса. Многие занятия строились на местном материале, ведь ребенок легче воспринимает информацию, когда говорится не о чем-то далеком, а о том, с чем он сталкивается ежедневно, что ему близко.
В рамках программы прошли следующие мероприятия:
- час доброго общения «Будем знакомы, Сибирячек!»;
- урок-открытие « В гостях у родной природы»;
- информина «Жалобная книга Кузбасса»;
- утренник «Все зверушки и птицы хотят веселиться»
- экологический практикум «Кормушка на опушке»;
- беседа-подсказка «Давайте дружить с природой» и другие.
Игровые формы, элементы театрализации, творческие и практические задания, атмосфера душевного тепла и понимания, необычный главный герой сделали каждое занятие неповторимым, ярким и привлекательным.
Важно, чтобы еще в младшем школьном возрасте у ребенка в сознании зародилась любовь к природе родного края, ответственность за ее сохранность. Надеемся, что работа программы «Сибирячек » внесла весомый вклад в экологическое воспитание подрастающего поколения.
Программа семейного чтения «Подрастаю с книжкой я», рассчитана на три года, стартовала в феврале 2012 года. Занятия по программе проходили на базе детского сада №5 «Светлячок».
Задачи программы:
- объединение усилий библиотеки, образовательных учреждений, семьи в приобщении детей к чтению;
- укрепление института семьи посредством совместного семейного чтения, обсуждения прочитанного и выполнение творческих заданий;
- увеличение количества читателей детской библиотеки.
Имели место быть следующие блоки:
- «Семья, книга, библиотека»;
- «Я поведу тебя в библиотеку»;
- «Посвящение в читатели»;
- «Душа и книга едины»;
- «Любимые семейные журналы»;
- «Маленький поэт»;
- «Мы все лето отдыхали»;
- «Показываем сказку».
Каждый блок раскрывался совместно с воспитателями, родителями и библиотекарем.
Дети посещали библиотеку вместе с родителями и группой в целом. Выполняли самые различные творческие домашние задания со старшими членами своих семей и защищали их. Для родителей проводились консультации различной тематики.
В работе программы использовались различные формы и методы работы: книжные выставки, практические занятия, сочинение рассказов, экскурсии в библиотеку, громкие читки, опросы родителей и т.д.
Занятия программы проходили один раз в 2-3месяца, что обусловлено занятостью родителей.
Достигнуты следующие результаты:
- создание совместных творческих работ детей и родителей;
- проведение мероприятий полноценного семейного досуга;
- совершенствование педагогической образованности, психологической и методической подготовки родителей к семейному чтению;
- достижение самостоятельности мышления детей в процессе обсуждения прочитанного;
- создание библиотечной студии «Читайка» на базе детского сада №5 «Светлячок».
Минусы в реализации программы | Пути коррекции |
Занятость родителей. | Проведение консультаций, выступления на родительских собраниях, разъяснения о необходимости приобщение ребенка к чтению. |
Сверхувлеченность детей мультгероями. | Подборка индивидуального списка для КАЖДОГО ребенка. |
Проведение мероприятий в дневное время (родители на работе). | Проводить занятия в воскресное время |
Отсутствие во многих семьях литературы по семейной психологии. | Оформлять в детской библиотеке книжные выставки – просмотры данной тематики, комплектовать фонд. |
В течение года, в центральной библиотеке, продолжила работу программа «Мастерская радости». Занятие были посвящены макраме и разным видам вязания (крючком, спицами ручному вязанию или по другому «на пальцах»).
Вязание на пальцах особенно полюбилось ребятами своей простотой и оригинальностью.
Кроме того, дети с удовольствием занимались квилингом, объемным оригами, бумажными вырезанками (вытыканками).
Кстати, в стиле бумажных вырезанок, участники программы оформили специально отведенную для занятий зону, залы библиотеки. Подготовили подарки родным к новому году «Символ 2014 года - Лошадь».
Занятия по программе оказали влияние на читательский интерес, значительно возросло количество:
- выданных экземпляров книг из фонда 37 раздела по сравнению с 2012 годом на 9,7%;
- количество читателей на 11, 8%.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о положительном результате работы программы «Мастерская радости».
. В Итатской детской библиотеке была разработана программа «Мир вокруг нас» для младшего и среднего возраста. Цель программы – воспитание экологической культуры детей.
В гости к младшим читателям на игру – путешествие «Загадки старого Лесовичка» не смог придти дед - лесовик, но передал много интересных заданий и конкурсов о животных и растениях леса: «Корзинка Лесовичка», «Правда ли…», «Пословицы», «Веселые буквы», «Знатоки лесного царства». Ребята с удовольствием приняли участи в игре и показали хорошие знания.
К литературно-познавательному часу «Леопольд, Матроскин и другие» юные любители природы подготовили стихи о кошках и рассказы о своих любимых питомцах. Узнали много интересных фактов о кошках: какие памятники поставлены котам, вспомнили сказочные персонажи, с помощью презентации познакомились с породами кошек. Отметили что кошки-животные, хорошо запоминающие добро.
В начале года была оформлена постоянно действующая книжная выставка «Чистота планеты – чистота души». Книги с этой выставки в течение года постоянно пользовались спросом, так же проводились обзоры книг писателей – натуралистов. Прав Н. Сладков, который утверждал, что заставить любить природу нельзя, но помочь полюбить можно. И очень много для этого могут сделать книги, из которых дети узнают о законах природы, о том, «кто в лесу живет, и что в лесу растет». Книги В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Н. Сладкова, М. Соколова-Микитова,Ю.Дмитриев глубоко проникают в загадки природы. Работая с книгами писателей-натуралистов, мы учим вдумчиво читать эти вечно прекрасные страницы о природе. Воспитываем у детей чувство ответственности за сохранение природы, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.
К Всемирному дню водных ресурсов был проведен информационно-познавательный час «Загадочная стихия», где разговор шел о воде и бережном отношении к водным богатствам планеты. Дети узнали, какое огромное значение имеет вода для человека, как животные и растения по-разному приспосабливаются к недостатку влаги. Рассматривая глобус, ребята отметили, что большая часть его окрашена голубым цветом. Водой покрыто 70% поверхности земного шара. Размышляли на тему «Сможем ли мы прожить без воды, и что с нами произойдет, если вода вдруг исчезнет», и каждый понял, что без воды нет жизни на Земле.
Познавательная программа «Наши друзья-пернатые», посвящена Международному дню птиц. Читатели узнали о том, что ежегодно Союз охраны птиц России выбирает птицу, которая становится символом природоохранной работы. Птицей 2013 года объявлена птица орлан - белохвост. Дети подготовили пословицы, поговорки, загадки о птицах, интересные факты, рассказали, какие птицы живут у нас в Кузбассе, какую пользу они приносят. Затем надо было вспомнить как можно больше сказок, героями которых являются птицы, вспомнить растения, которые произошли от названия птиц, провели «хвостатую викторину», узнали, каким птицам поставлены памятники и за что, рассуждали об их роли в жизни нашей планеты и бережном отношении к ним.
Для читателей - подростков прошел экологический урок «Землянам - чистую планету». На нем дети узнали, в связи с чем и когда появился праздник-День Земли. Многие думают, что Земля велика и богатства ее неисчерпаемы, а поэтому и ущерб, нанесенный природе, незаметен. Но загрязняя атмосферу, воду и почву, человек наносит большой, подчас непоправимый ущерб природе. Уже сегодня трудно, но пока еще возможно избежать необратимых процессов в природе и что для этого надо делать - это основная мысль урока.
На познавательном часе «Растут ли булки на деревьях?» маленькие почемучки познакомились с самыми необычными и удивительными деревьями мира. Секвойя, баобаб, драконовое дерево, дерево-спрут, дерево-фляга и другие деревья поразили своими необычными формами. А сколько эмоций вызвали мясное, конфетное, клубничное, огуречное, колбасное, сырное, хлебное деревья! Ребята долго не хотели уходить, рассматривали иллюстрации книг и восхищались этими деревьями.
На экологическом уроке «Листая Красную Книгу Кузбасса» для обсуждения была предложена тема: «Зачем и для чего создана Красная Книга? Как человек уничтожает природу, редких и исчезающих животных и растений Земли, в частности нашего края?». Посмотрели, какие звери, птицы, растения занесены в Красную Книгу Кемеровской области.
На спортивно-познавательной игре «Эстафета насекомых ребята, разделившись на две команды, побывали в роли некоторых насекомых. Принимали участие в следующих эстафетах: «Веселый комарик», «Муравьи», «Пауки», «Трудолюбивые пчелки», «Кузнечики», «Гусеница», «Борьба за последний балл». Дети отдохнули и пополнили свои знания о такой многочисленной семье – классе насекомых, а из книг узнали наиболее интересные факты о них.
Любить землю, на которой живешь ты и жили твои предки, беречь ее красоту, приумножать богатства, гордиться своей малой родиной - важно научить всему этому человека с раннего возраста. Поэтому говоря об экологии, нельзя не затрагивать краеведения, не говорить о проблемах региона, области и поэтому практически на каждом мероприятии затрагивались экологические проблемы нашего региона.
Мероприятия по экологии дали возможность читателям пополнить багаж экологических знаний.
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: