Отчет о деятельности детских библиотек г. Юрги. 2013 год Сведения о цбс
МБУК «ЦБС г. Юрги» 2013 год
Охотникова О.В., методист по работе с детьми МБУК «ЦБС г. Юрги».
Тел. 5-07-78
Отчет
о деятельности детских библиотек
г. Юрги.
2013 год
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | МБУК «Централизованная библиотечная система г. Юрги» |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652050 |
район | Кемеровская область |
населенный пункт | г. Юрга |
улица, дом | Пр. Победы,12 |
сайт библиотеки | городская-библиотека.рф |
электронная почта (e-mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Литовкина Светлана Владимировна, 8(384 2)5-83-10 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | - |
Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | - |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | Толстова Анна Сергеевна, 8(384 2)5-75-85 |
Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом) | Охотникова Ольга Васильевна 8(384 2)5-07-78 |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | - |
Начальник Управления культуры и кино Администрации г. Юрги (ФИО, тел. с кодом) | Курилин Павел Иванович, 8(384 2)4-70-03 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
1.1. Какие изменения произошли в 2013 году:
- открыты новые библиотеки-филиалы. Где? Когда?
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
Несмотря на определенные достижения, материально-техническая база детских библиотек требует к себе постоянного внимания местных властей и спонсоров.
Важная социальная роль, возложенная на детскую библиотеку, не может быть в полной мере реализована из-за морально устаревшего библиотечного
оборудования, недостаточности средств на проведение косметического или капитального ремонта.
В детско-юношеской библиотеке №2 на собственные средства был проведен косметический ремонт детского отдела (замена линолеума). До сих пор стоит проблема обеспечения техническими средствами. В библиотеках чувствуется нехватка мебели, компьютеров для пользователей и специалистов. По-прежнему, библиотеки испытывают трудности в приобретении библиотечной техники из-за недостаточного финансирования: дефицит формуляров, вкладышей, дневников учета.
2. Работа с читателями-детьми.
Детская библиотека является для детей центром чтения, информации, культуры и досуга. Для них библиотека - это особый мир, мир детских книг, мир знаний и духовности. Проводниками в этот неизведанный пока мир для детей становятся библиотекари. Особое внимание уделяем читателям при первом посещении библиотеки, при записи в библиотеку. Все данные заполняются в читательском формуляре. Постоянно стараемся решить круг задач индивидуального обслуживания: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретных книг, выполняются запросы, оказывается помощь в поиске литературы, знакомим с источниками информации. Проводятся дни открытых дверей. На этот праздник дети приглашаются вместе с родителями. Для ребят оформляются стенды, уголки. Библиотекари рассказывают о детских писателях, зачитывают отрывки из рассказов, дети читают стихи. Так они становятся читателями библиотеки.
Огромную популярность имеют обучающие экскурсии по библиотекам. На экскурсиях ребята знакомятся с библиотечными понятиями: читательский формуляр, библиотечная книга, книжные стеллажи. Библиотекари рассказывают о профессии библиотекаря, делятся своими планами о дальнейшей работе. Проводят занятия, посвященные правилам обращения с книгой. Работа с клубами. См. в ПРИЛОЖЕНИИ. Задача клуба активизировать интерес детей в раннем возрасте к книге, к чтению. Дети любят, когда им читают вслух сказки на громких чтениях. В программах клубов появились: слайд - программы, презентации, виртуальные путешествия.
Координация работы библиотек с социальными партнерами.
Сотрудники библиотеки ведут большую работу по продвижению чтения, по привлечению новых читателей в библиотеку. Обязательным условием эффективного библиотечного обслуживания является развитие связей с общественностью. Хорошо развита совместная работа с другими учреждениями, появляются новые социальные партнеры.
Так, среди партнеров детских библиотек г. Юрги можно выделить: образовательные учреждения, организации культуры, средства массовой информации, общественные организации, коммерческие структуры.
Библиотекари ЦБС постоянно осуществляют целенаправленную работу со следующими перечисленными заведениями города:
Образовательные учреждения:
Д/с № 5; 10; 12; 13; 16; 23; 24; 26, 27; 30; 32, 33; 35; 36, 37; 40, 41, 42.
Школы № 2, 3, 4, 6, 8, 10, 13, 14, 15.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский дом «Радуга»
Муниципальное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение «Специализированная школа – интернат №13»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей города Юрги».
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги».
Детский юношеский центр села Проскоково
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Эколого – биологический центр».
Муниципальное казенное учреждение «Информационно – методический центр Юргинского района»
Библиотека школы № 6
Музей им. Пушкина при школе №: 6
Центр внешкольной работы «Сибиряк»
Общественные организации.
Юргинский Молодежный военно – патриотический центр «Звезда» имени Героя Советского Союза, гвардии лейтенанта Александра Демакова Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»
Управление молодёжной политики и спорта Администрации г. Юрги
Всесоюзное общество слепых
Всесоюзное общество глухих.
Учреждения культуры
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской краеведческий музей»
Городская изостудия «Радуга»
Музей трудовой славы Юргинского машзавода
Клуб «Луч»
Клуб «Строитель»
Детско-юношеская спортивная школа
Средства массовой информации
Городская газета «Резонанс – Ю»
Городская газета «Новая» газета»
Информационная программа «Факт» на Юргинском телевидении
Юргинская телерадиокомпания (ЮТРК)
Юргинский Городской Сайт
Спонсоры
ТД «Снегири»
Форма сотрудничества:
Договор
Планирование работы.
Совместные мероприятия.
Спонсорство.
Результаты:
Экскурсии.
Совместные мероприятия.
Материальная помощь.
Спонсорская помощь.
Выставки рисунков и других творческих работ учащихся.
Открыт кружок «На крыльях фантазии».
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК |
1 | БСЧ им. Т.И. Рубцовой №1 | 19500 | 4100 | 6271 / 3570 | 87.1 % | 4837 / 2930 |
2 | Б-ка-ф. № 5 | 10300 | 4500 | 3160 / 2513 | 55.8 % | 2356 / 1716 |
3 | Детско-юнош. б-ка №2 | 18600 | 1758 | 3561 / 1303 | 74.1 % | 2650 / 1007 |
Всего | 48400 | 10358 | 12992 / 7386 | 72.3 % | 9843 / 5653 |
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2012 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.
Число читателей, в общем, в сравнении с 2012 годом увеличилось на 222 человека и составляет 12992 единиц.
Число читателей до 15 лет в сравнении с 2012 годом увеличилось на 296 единиц.
Привлечению новых читателей в библиотеку №5 способствовали, ставшие уже традиционными:
- экскурсии: «Подружись с библиотекой», «Королевство мудрых книг», «Мой любимый книжный дом» и другие.
-тематические Недели: Неделя детской и юношеской книги, Весенняя неделя добра, Областная Неделя Жизни, (см. Дни, недели, декады);
- программы «С книжкой весело расти», «Каникулы – без скуки»
В 2014 году планируем выделить ряд рубрик в группе «Детская библиотека №5 г. Юрги» на сайте «Одноклассники», для дошкольников и младших школьников, а также руководителей детского чтения и будущих мам, что позволит активизировать интерес к библиотеке и пополнить ряды читателей и посетителей сайта. В таких разделах, как: «Рекомендуем почитать», «Книжки - новинки», «Планета Периодика» будут размещаться рекомендательные списки, подготовленные специалистами наших библиотек, можно познакомиться с новыми книгами и журналами. А попытаться стать писателем или поэтом возможно в рубрике «Литературная мастерская».
Планируется продолжить работу в рамках разработанных программ, например, по программе первого посещения библиотеки: «Чудесный Книгоград» и тематических циклов мероприятий. Заключать договора о совместной работе с детскими садами.
2.1.2. – 2.1.4. Книгообеспеченность одного жителя, книгообеспеченность одного читателя. Средняя дневная посещаемость. Обращаемость фонда.
| БСЧ №1им. Рубцовой | Детско-юношеская №2 | БФ № 5 | средняя |
Книгообеспеченность одного жителя | 4.1 | 2.5 | 5.2 | 3.9 |
Книгообеспеченность одного читателя | 13 | 13 | 17.1 | 14.4 |
Средняя дневная посещаемость | 132.7 | 74.3 | 78.5 | 95.2 |
Обращаемость фонда | 1.8 | 1.9 | 1.4 | 1.7 |
2.2. Состав читателей по возрастам
| Всего | БФ. № 5 | БСЧ им. Т.И.Рубцовой №1 | Дет-юнош. б-ка №2 | |
Дошкольники | 413 | 238 | 53 | 122 | |
По классам | | | | | |
| 1 | 319 | 161 | 59 | 99 |
2 | 995 | 236 | 605 | 154 | |
3 | 1120 | 290 | 674 | 156 | |
4 | 1192 | 348 | 679 | 165 | |
5 | 884 | 359 | 376 | 149 | |
6 | 909 | 308 | 476 | 125 | |
7 | 774 | 308 | 370 | 96 | |
8 | 622 | 265 | 278 | 79 | |
9 | 513 | 227 | 246 | 40 | |
10 | 596 | 178 | 76 | 342 | |
11 | 514 | 104 | 70 | 340 | |
Студенты | 625 | 23 | 159 | 443 | |
Работающая молодежь | 474 | 11 | 198 | 265 | |
РДЧ | 114 | 47 | 32 | 35 | |
Прочие | 2928 | 57 | 1920 | 951 | |
Всего: | 12992 | 3160 | 6271 | 3561 |
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы.
Книги:
Абгарян, Н. Манюня
Афонин, В. Мымренок
Брюссоло С. «Красные джунгли» Брюссоло С. «Пеги Сью и призраки» Витчер М. « Нина» Волынская И., Кощеев К. «Магия без правил» Емец Д. « Таня Гроттер»
Крюкова Т. «Повторение пройденного» Леванова, Т. Сквозняки Постников, В. Верхом на портфеле Риордан Р. «Перси» Сотников В. «Хонорик и его команда» Темкин, Н. Пропавшие буквы Щеглова И. «Любовь под знаком зодиака»
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
В отчетном году намного улучшилось комплектование книг детских библиотек. Ощущается нехватка периодических изданий для детей и подростков. Много ветхой и устаревшей по содержанию литературы. Недостаточно: литературы по физической культуре и спорту.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
Программно-проектная деятельность является одним из инновационных методов планирования позитивного развития библиотек. Программы позволяют совершенствовать формы и методы обслуживания читателей, взаимодействовать с органами власти, приносят успех и расширение библиотечной деятельности и к тому же определяют «лицо» библиотеки, ее индивидуальность. Реализация Программ чтения, по которым работают библиотеки г. Юрги, способствует тому, чтобы чтение было привлекательным, интересным и полезным для ребенка, позволяет более продуманно строить систему работы со всеми группами читателей с привлечением заинтересованных лиц.
Вот уже много лет в детско – юношеской библиотеке №2 проходят акции:
«Книга – в подарок». Подарили 215 экз.
«Книге – вторую жизнь». Отремонтировано 57 экземпляров книг.
Детская библиотека № 5.
- акции «Оставь все и читай», «Мир знаний открывает книга»
- работа с дошкольниками (см. 2.4.1.Работа с дошкольниками)
Специалисты библиотеки №5 в течение года развивали и поддерживали в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
В 2014 году планируется провести в библиотеке №5:
- акцию «Приведи друга»
- праздник «Город книгочеев» (посвященный дню защиты детей)
- театрализованный праздник «Чудесная страна Библиотека»
Продолжить работу клуба «Друзья Петрушки», «Жемчужинка»
Основной задачей библиотек по-прежнему остается привлечение к чтению, и начинается эта работа с детьми с самого раннего возраста. На это была направлена работа по программе первого посещения библиотеки: «Чудесный Книгоград». См. 6.5.1., проводимой библиотекой семейного чтения им. Т.И.Рубцовой.
Целевая комплексная программа «Девять шагов к профессии» разработана методистом ЦГБ по работе с детьми. Срок реализации 2013 – 2014 гг. Цикл познавательных занятий, посвященных выбору профессий, проводится в течение учебного года.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Сделать его счастливым – значит позволить ему заниматься всю жизнь любимым делом. Важную роль здесь могут сыграть и библиотеки. Мы в силах помочь учащимся разобраться в своих интересах и способностях, хоть приблизительно определить свой профессиональный путь.
Программа позволит спланировать работу с младшими школьниками так, чтобы на первом, поисковом этапе, ребята уже представляли особенности каждой профессии, позволит проводить экскурсии на предприятиях, организовывать творческие встречи и конкурсы. Позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду. Ребенок через игровую деятельность поймет, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии. Игровой метод снимет напряжение, позволит проверить себя в разных ситуациях.
Вопросы о том, что такое профессия, какие бывают профессии, кем быть, какую профессию выбрать и легко ли сделать правильный выбор задают ребятам и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, учащиеся 3х, 4х классов д/с №33 получили на первом занятии цикла «Девять шагов к профессии» - «В его руках красота и настроение», посвященного профессии парикмахера. Провели творческую игру «Качества парикмахера». Немного уставши от теории, ведущие предложили ребятам с помощью мастер – класса «Выбери прическу» получить больше практических знаний и навыков, которые наверняка пригодятся в жизни. Скучать, дремать и смотреть в окно на нашем мастер - классе было некогда. Нашлись более интересные занятия: на бумажных заготовках с помощью клея, скотча, ножниц, ребята учились профессионально создавать прически для разных возрастных категорий. Сколько было смеха и радости! Познакомились со значениями слов пробор, прядь, челка, локоны, кудри и т.д. Заодно ребята узнали, что такое объемная аппликация. В конце мероприятия ведущие провели рефлексию: Что понравилось на занятии, а что нет? Что узнали нового? Чего ждёте от следующих занятий? Занятие проходило дважды.
В рамках программы «9 шагов к профессии», методист ЦГБ по работе с детьми провела познавательное занятие, посвященное профессии металлурга. Дополнительно для учащихся начальных классов д/с №33 была организована экскурсия в музей трудовой славы Юргинского машзавода.
Директор музея Никулина Н.В. познакомила ребят с интересными фактами истории становления и развития машзавода. С большим вниманием дети слушали рассказ, смотрели видеофильмы о достижениях завода, о работе металлургов. Ребята как будто побывали в мартеновском, доменном, прокатном цехах, смогли проследить весь процесс производства металлопродукции — от выплавки стали до выпуска готовых изделий. Знакомство с еще одной важной профессией не оставило ребят равнодушными. Экскурсия ребятам очень понравилась, они получили представление о металлургических профессиях и возможность подумать о том, что все профессии важны. Занятие проходило дважды.
Работа по программе «Девять шагов к профессии» продолжается. Конкурсно - игровая познавательная программа «Весёлые поварята», проведенная методистом по работе с детьми с учащимися школы – сада № 33 была посвящена профессии повара. Ведущая тетушка «Кастрюля и веселый поваренок Джемик рассказали ребятам о профессии, без которой никто не сможет вкусно поесть и красиво накрыть на стол. Поваренок Джемик выведал у ребят, что они уже умеют готовить и какими навыками обладают. Тетушка «Кастрюля» для начала поиграла с ними в игру «Правильно назови». Она предлагаю ребятам назвать кухонные принадлежности, которые лежали у неё на столе. А это были скалка и нож, поварёшка и дуршлаг, противень и тёрка, разделочная доска и миксер и т.д. Затем ребята участвовали в конкурсах «Отгадай-ка!», «Помощники», «Что лишнее?», «Пальчики оближешь», «Обслужи заказчика». В конкурсе «Пальчики оближешь», первой команде необходимо было «сварить» из пазлов борщ, второй – компот. Третьей - кашу, а четвёртой - котлеты. Все пазлы - продукты находились в общей куче.
А когда всем участникам выдали кухонные принадлежности, они с помощью различных звуков организовали оркестр поваров и исполнили весёлую песню. Занятие проходило дважды. См. ПРИЛОЖЕНИЕ.
С огромным успехом завершает свою трехгодичную работу комплексная программа занятости детей в каникулярный период «Каникулы - без скуки!»
Срок реализации 2011 – 2013гг.
Программа действовала по блокам: Зимние каникулы; Весенние каникулы;
Летние каникулы; Осенние каникулы.
Каникулы – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. Данная программа разработана с целью организации отдыха и занятости детей в каникулярное время, каникулы должны быть для ученика периодом, когда через систему организованного досуга он получает новый заряд энергии. Программа «Каникулы-без скуки» отвечает ожиданиям школьников, их потребностям во время каникул. С помощью проведенных мероприятий: Путешествие «В сказке мудрость живёт», игровая программа «Путешествие в страну вежливости и доброты», викторина «На снежной полянке», расширился кругозор детей, активизировались познавательные процессы, воспитывалось внимание, развивалось эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление и творческое воображение.
«Школа юных библиотекарей»
Срок реализации 2008 – 2013гг.
Профессия библиотекаря социально значимая. Библиотека информационный и культурный центр нашего города. В ее стенах формируется пытливый читатель, свободно ориентирующийся в мире книг с высокими духовными запросами.
Целью данной программы было желание библиотекарей детской библиотеки №5 воспитать грамотного пользователя, способного самостоятельно ориентироваться в информационном потоке.
С помощью индивидуальных занятий, библиотечно-библиографического урока - акции «В библиотеку за познавательным отдыхом» научили детей основам информационных знаний, научили использовать справочный аппарат библиотеки в полном объеме, заинтересовали своих читателей профессией библиотекаря.
См. Комплексные формы работы: Неделя детской и юношеской книги; 2.4.5. Работа в дни каникул.
Программа по экологическому воспитанию дошкольников и младших
школьников «Мир вокруг нас».
Детская библиотека № 5 способствует накоплению данных о природоохранной деятельности и распространению информации экологической тематики, используя книжные фонды, справочно-информационные ресурсы и периодические издания.
Для читателей разработана Программа по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников «Мир вокруг нас».
Срок реализации программы: 2013-2014гг.
Программа построена как на теоретическом изучении природы и экологии, так и на практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы учащиеся и дошкольники овладевали определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты. В практической части программы дети знакомились с теми видами
деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а наоборот, вносят посильный вклад в сохранение природы.
В 2013 году была реализована первая часть плана программы «Мир вокруг нас», посвященной году охраны окружающей среды. Тематика занятий достаточно разнообразна. Это и природа, и сказки, и межпланетные путешествия, и чудеса техники. Причем каждая тема раскрывалась с привлечением множества книг из библиотечного фонда, что, в свою очередь, стимулирует интерес детей к чтению, к дальнейшему общению с полюбившимися героями и персонажами и с приглашением специалистов экологического центра. В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными. Растить человека с большой буквы – вот надежда программы.
И началась она со Дня экологической книги «Открой дверь в зеленый мир». Цель проведения этого дня - рассказать читателям, что 22 апреля отмечается Всемирный день Земли, убедить детей, как важно беречь красоту нашей планеты, защищать нашу Землю от загрязнений.
В рамках проведения дня экологической книги:
- Проводились обзоры журналов экологической тематики: «Свирелька», «Филя», «Тошка и компания», «Вини и его друзья», «Геоленок».
- Читатели младших классов собирали мозаику из разрезанных иллюстраций, посвященных временам года, отгадывали экологические телеграммы. Пример: «Люди! Подскажите лекарственную траву при простуде. Заранее благодарю. Медведь» (ответ: листья и ягоды малины, липовый цвет, шалфей и др.)
- В читальном зале была оформлена большая книжная выставка «Наша чистая Земля». Выставка раскрыла фонд библиотеки по экологической тематике для читателей 5- 9 классов. Выставка включает в себя следующие разделы: «Природа кричит SOS », «Любим природу - пишем о природе», «Эта планета твоя и моя», «Земля прекрасна», «Мы хотим, чтоб птицы пели».
Материал этой выставки активно использовался детьми при написании информационных сообщений, рефератов.
В день экологической книги было выдано 56 экз. книг.
Экология тесно связана с проблемами сохранения и улучшения здоровья человека. Каждый год, 7 апреля, празднуется в мире, как всемирный день здоровья. Это особый день, в течение которого проходят праздники, конкурсы, соревнования, с участием детей. Накануне этого праздника, сотрудники библиотеки№5 пригласили воспитанников из детского сада №10 на познавательную программу «Чисти зубки, руки мой». Детворе предстояло отправиться в увлекательное путешествие в Царство Здоровья, чтобы узнать о гигиене, о витаминах, как правильно питаться, одеваться. Ребята на своем пути встретились с доктором Айболитом, который проверил, какие они здоровые, сильные и ловкие. И каверзная «Грязнулька», которая давала нехорошие советы "Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо", не нашла себе друзей среди ребят. В стране здоровья ребята играли в веселые игры: «Вишенка в корзинке», «Шарик в кругу», «Испытай себя», отгадывали спортивные загадки, участвовали музыкальной физкультминутки «На зарядку становись».
В конце мероприятия ребята сделали вывод, что только « В здоровом теле - здоровый дух».
В весенние дни сотрудники библиотеки вышли с акцией «От чистого города к чистой планете» на уборку прилежащей территории. Теплая и солнечная погода сопутствовала весеннему, бодрому настроению, вдохновляла на ударный труд. В ходе акции был очищен от мусора большой газон под окнами библиотеки, убрана прошлогодняя трава, сухая листва и упавшие ветки деревьев, подметены дорожки. Сотрудники библиотеки побелили деревья и бордюры, вскопали и засеяли газоны.
Всемирному дню охраны окружающей среды была посвящена познавательная программа «Природа - наша жизнь. Посетившие в этот день библиотеку ребята, из детского сада №13, с интересом знакомились с материалами книжной эко - выставки «Мы друзья твои, природа», отражающими важнейшие проблемы экологии. Ребята отгадывали загадки о живой природе, участвовали в рыцарском турнире вежливости, рассуждали о тайнах космического пространства, читали «жалобную книгу» природы, открывали для себя новые имена детских писателей и обсуждали творчество любимых авторов. Таким образом, они делали для себя маленькие и большие открытия.
Природа – это нераскрытые тайны, это – копилка чудес.
Ведущие праздника «Земля прекрасна», на который были приглашены учащиеся 3-х классов, поведали о глобальной проблеме – загрязнении окружающей среды, о варварском отношении человека к природе, к ее так называемым дарам. В игре «Если я пойду в лесок» ведущая говорила свои действия, а зрители должны были отвечать «Да» или «Нет».
Затем на праздник пожаловал Леший, который пытался узнать у присутствующих зрителей, знают ли они правила поведения в лесу. Он предложил послушать ситуацию об отношении к окружающей природе ребят, приехавших отдохнуть на речку, и ответить присутствующих на празднике гостей, правильно ли они поступили, когда оставили после себя «…разбитые склянки, две размокшие баранки, гору мусора...»
Маленьким зрителям было предложено дерево с экологическими вопросами. С заданием ребята справились очень хорошо, охотно отвечая на вопросы экологического дерева. Каждый участник был награжден сладким призом.
Как результат:
При проведении каждого мероприятия работники детской библиотеки №5 стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают неравнодушное отношение к каждой бабочке и стрекозе, к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе. Ребята научились делиться знаниями и впечатлениями о прочитанном, выучили наизусть много стихов о природе, узнали и запомнили фамилии и имена детских писателей, которые писали и пишут о природе. С их помощью была высажена рассада цветов весной на клумбу возле библиотеки, которая летом превратилась в цветущий ковер.
Библиотека семейного чтения им. Т.И.Рубцовой.
Программа: « ЮНЫЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ». См. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Программа: «Дети особой заботы». См. в 2.4.7.
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности библиотеки. Опишите подробнее мероприятия в рамках Года мастерового – человека труда в Кузбассе.
Перечислите и проанализируйте комплексные формы работы, в том числе «Неделя детской книги», «Неделя жизни», а также другие тематические Дни, недели, декады и т.п.
В рамках объявленного в Кузбассе Года мастерового - человека труда, специалисты библиотеки №5 провели ряд мероприятий по формированию у детей представления о необходимости труда в жизни человека. Ребята из детских садов №13, №16 совершили путешествие «В мир профессий» вместе со сказочным героем Емелей. Юные гости мероприятия принимали участие в играх: «Меткий охранник», «Спаси игрушку», «01»; отгадывали загадки о профессиях. Путешествуя по профессиям, дети, рассказали, о чем они мечтают, кем хотят стать, когда вырастут. И оказалось, что в зале сидят будущий врач, учитель, актриса, балерина, художник, спасатель.
«Откуда к нам приходит хлеб» - так назывался познавательный урок для третьеклассников школы №15. Ребята узнали, откуда хлеб берется, как он растет, какой путь проходит от поля до нашего стола, а еще вспомнили загадки, сказки о хлебе и пословицы.
Познавательная программа «Как мы Федору трудиться учили» была проведена специалистами библиотеки №5 для воспитанников старшей группы детского сада №12. На мероприятии были зачитаны отрывки из стихотворения К.Чуковского «Федорино горе». Затем состоялся разговор о том, что труд - это необходимость и потребность жизни. Каждое дело требует умения и терпения. Ребятам было рассказано о труде повара, который их вкусно кормит. О труде кондитера, который делает конфеты и сладкие пирожные, о труде пекаря, который выпекает вкусный хлеб и хлебные изделия. Был сделан акцент на то, что каждую работу надо делать умело и с любовью, чтобы любое дело спорилось, надо трудиться, нельзя лениться. Дети рассказали о том, где работают их мамы и папы. Кем бы они хотели быть. В гости к ребятам пришла Федора, которую ребята учили тому, что нужно прибирать свои вещи, мыть посуду, ухаживать за собой. Главное – дети поняли, что нельзя лениться, а надо трудиться.
В рамках Года Мастерового человека в детско - юношеской библиотеке №2 проведен цикл мероприятий, под общим названием «Человек трудом велик». Детей дошкольного возраста познакомили с самыми различными профессиями и историей их возникновения. Задача, которая ставилась при проведении этих мероприятий - воспитать уважении к человеку труда, помочь в выборе профессии.
Первое занятие - час рассказа «Истоки профессии». В познавательной форме ребята получили представление об истории возникновения профессии. Рассказ сопровождался демонстрацией книжно - иллюстративного материала: первобытные люди, их жилище, занятия и т.д. Была показана презентация на тему «Человек труда». Акцент мероприятия был сделан на призвание человека к определенной профессии. В ходе мероприятия ребята отгадывали загадки о профессиях, участвовали в играх: «Мамина профессия», «Папина профессия». В стихотворной форме дети получили представление о таких профессиях, как пограничник, маляр, учитель, столяр. Дети разыграли миниатюру на стихотворение С. Михалкова «А что у вас».
На втором занятии в гостях у ребят побывал настоящий сталевар. Женские профессии были представлены в лице парикмахера. Рассказ нашего гостя сопровождался презентацией книги «Юрмаш: Прошлое. Настоящее. Будущее». Особый интерес вызвали фотографии заводских цехов, доменной печи, льющегося из ковша металла. Инициативы подхватила представительница женских профессий, показав мастер- класс по прическам и проконсультировав присутствующих на мероприятии взрослых об уходе за волосами. Ребята задавали много вопросов, рассказывали о профессии своих родителей, по ключевым словам отгадывали различные профессии. В заключение нашей встречи был проведен конкурс рисунков о любимой профессии.
Для читателей - старшеклассников БСЧ им. Т. Рубцовой была организована книжно-иллюстративная выставка: «Свой первый в жизни выбор».
Данная выставка доступными и увлекательными книгами рассказывала о самых нужных и интересных профессиях. Выставка предназначена для учащихся старших классов, родителей, педагогов. Цель: знакомство с профессиями.
На выставке были представлены 3 раздела:
1. «Профессии на все времена». Здесь были представлены книги о повседневных профессиях: таких, как врач, учитель, строитель, продавец и т.д.
2. «Модные профессии».
Здесь можно было найти книги и статьи из журналов о таких профессиях, как юрист, экономист, банковский работник и т.д.
3.»Современные профессии».
Этот раздел отражал статьи из периодики и книги о профессиях: бизнесмен, дизайнер, визажист, массажист, менеджер, программист и т.д.
С данной выставки были выданы книги 15 учащимся, повысился интерес к литературе по профориентации.
В клубе: «Веселый совенок» работает «Школа Айболита». Здесь девочки лечат книги, порванные нерадивыми читателями, подклеивают страницы, переплеты. Таких мероприятий по ремонту книг в клубе прошло три. А также Акция: «Живи книга!». В результате проведенных мероприятий девочки отремонтировали 73 книги.
«Неделя читательских удовольствий»
Как у книжных, у шкафов, пару, тройку вечеров,
Думали мы, обсуждали, литгероев наряжали,
Чтобы Книжкину неделю вспоминали и в апреле.
«На уровне восторга…» проходит в библиотеках города в дни весенних каникул «Неделя детской книги». Во всех анонсах она так и называлась, но по сути своей, по темпераменту, настроению и отзывам читателей она стала именно Неделей читательских удовольствий. Судите сами!
Оживленно и весело прошла Неделя детской и юношеской книги в детской библиотеке №5 для ребят во время весенних каникул. Программа недели была составлена так, чтобы ребята могли провести свое свободное время в стенах родной библиотеки: почитать, поиграть и посетить увлекательные и познавательные мероприятия.
Театрализованным праздником «Чудеса в книжном царстве специалисты библиотеки №5 открыли неделю детской и юношеской книги. В этот день воспитанники детского сада №12 совершили увлекательное путешествие по книжной Вселенной. Им даже предстояла встреча с Бабой Ягой, Незнайкой, Пеппи Длинный чулок, Лисой Алисой, Буратино и Мальвиной. Участники праздника поиграли в интересные игры, поучаствовали в конкурсах, вспомнили любимые художественные произведения, читали стихи. В «День угощений» неугомонная Пеппи-длинный чулок пыталась вместе с ребятами печь пирог из сказок, а Незнайка читал стихи собственного сочинения.
Литературные герои доказали ребятам, что книги – это самое удивительное чудо на свете, читая их, человек становится умнее и добрее!
День «Всем детям – друг» был посвящен творчеству любимого всеми поколениями детского писателя Сергея Михалкова. Во время недели детской книги для школьников были организованы: литературная карусель «Волшебный мир в книге и наяву», викторина «В гостях у литературных героев», экскурсия «Библиотека-это место, где чтение уместно», книжные выставки. Ребятам были предложены различные литературные и познавательные задания, стихотворные загадки и кроссворды.
Завершилась Неделя детской книги конкурсно - игровой программой «Время сказочных приключений». Праздник получился не простой, а сказочный. Учащиеся 2 класса школы №2 совершили увлекательное путешествие в мир сказочных героев. На встречу с ребятами пришли озорные Клоуны, Карлсон, Кот Ученый, Красная шапочка. Они провели занимательные конкурсы, игры. Ребята отвечали на вопросы по русским народным сказкам. По набору предметов определяли, какому сказочному герою они принадлежат. Яркая презентация на большом экране «Кати и Пети, Даши и Мишки! К нам поступили новые книжки!» – это далеко не все, чем смогли насладиться участники праздника.
Все участники с удовольствием рассказывали стихи, пели песни, танцевали.
Сказочные герои не оставили детей без призов и подарков. См. ПРИЛОЖЕНИЕ.
А работники детско-юношеской библиотеки №2 вообще устроили большой «Праздник-проказник»! В этот день в каждом из трех залов обслуживания для читателей были приготовлены особо приятные сюрпризы. Например, на абонементе можно было взять книги не на 15, а на 25 дней (редкая удача, согласитесь!), сочинить самую завиральную историю, составить юмористическую викторину на компьютере.
Как видите, читательские удовольствия в наших библиотеках раздавались налево и направо. Устраивались различные испытания: «Веселый шарик», «Собери пять золотых монет», эстафета «Теннисный мячик».
С интересной театрализованной сказки о возникновении детских библиотек началась экскурсия «Побывайте в книжном царстве» в детско-
юношеской библиотеке №2, которую поведала ребятам 2 класса 8 школы Сказочница. Она кратко рассказала об истории книги, было отмечено, что изобретение книгопечатания явилось одним из главных событий прошедшего тысячелетия. Экскурсия продолжилась на абонементе, где детям показали читательский формуляр и рассказали о его назначении. Провели конкурс «Угадай сказку», а так же состязание «Поднимаем гири знаний». В ходе состязания ребятам было предложены вырезанные из бумаги гири с вопросами. Соревнование чередовались с загадками о библиотеке, книге, чтении. Экскурсия продолжилась в читальном зале, где ребят познакомили со справочно – библиографическим аппаратом библиотеки: словарями, энциклопедиями. Рассказ сопровождался конкурсами: «собери команду», в котором предлагалось собрать карточки с персонажами одного произведения, «собери пословицу» - из набора слов нужно было собрать пословицу. Так же была оформлена книжная выставка «Книжка про книжку».
Неделя детской книги продолжилась игрой – путешествием «Сказки нашего детства». Все дети любят сказки, и в последнее время библиотека в своих мероприятиях использует такую форму, как сказкотерапия. С детьми детского сада № 40 мы совершили сказочное путешествие. Читальный зал библиотеки был разделен на три островка. Первый остров «Добра», второй « Волшебства» и третий остров « Дружбы». Каждый остров собрал у себя сказки, которые пропагандируют качества, отображенные в названии. Ребят встретили «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Марья – Моревна», «Царевна – лягушка» и мн. др. Ребятам была предложена игра «Угадай героев сказки»
На станции «Олимпийская» ребят ждали не простые соревнования - «Бег на коньках». Только коньками служили большие колоши. «Велосипед», который заменила палка и «Стрельба из лука», где мишень была корзина, а стреляли луковицей. К ребятам присоединился Скоморошка. Он предложил свои игры, которые развеселили и зрителей и участников конкурсов. «Чудо – юдо», «Веселые мартышки», «Самый вместительный карман», «Самый высокий гость». Конкурсом «Самый громкий крик» было закончено мероприятие.
А в заключение нашего путешествия был проведен библиотерапевтический сеанс: детям предложили витамины доброты, пилюли послушания, и пастилки дружбы (конфеты).
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: