NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о деятельности детских библиотек города Ленинска-Кузнецкого в 2013 году Ленинск-Кузнецкий


2.5. Индивидуальная работа с читателями-детьми

Индивидуальная работа – это самая трудоёмкая и благодарная часть деятельности библиотеки. Диагностика читательских интересов, запись читателя в библиотеку, рекомендация произведений печати, обсуждение прочитанного; приглашение на мероприятие; выполнение библиографических справок, подбор литературы по запросу – всё это лишь основной перечень индивидуальной работы, которую проводят сотрудники библиотек среди своих читателей.

Стенды лучших читателей в центральной детской библиотеке привлекают к себе внимание всех посетителей своей необычностью. На младшем абонементе целый букет из фотографий читателей, а на старшем абонементе настоящие «звёздочки» на книжном небосклоне «Знай наших». Детям очень приятно, что их заметили, как-то поощрили за их читательский порыв. Лучших своих читателей у нас принято награждать на Неделе детской книги.


«Что мы читаем…»

В центральной детской библиотеке было проведено анкетирование, основной целью которого было выяснить роль книги и чтения в жизни современного подростка. Анкета состояла из 17 вопросов, каждый вопрос содержал от 9 до 12 –и вариантов ответа. Всего в опросе приняли участие 64 респондента в возрасте от 12 до 17 лет.

На первый вопрос «В свободное от учёбы время Вы предпочитаете? ответили:

24 % - читать книги;

10 % - смотреть телевизор;

14 % - общаться с друзьями;

52% -общаться в соцсетях, играть в компьютерные игры;

Никто из опрашиваемых респондентов не отметил такие позиции, как «посещать развлекательные заведения» и «посещать музеи, выставки и экскурсии». Это говорит о том, что подростки склонны больше общаться в соцсетях, чем в жизни.

На второй вопрос, «Какой литературе Вы отдаёте предпочтение?»

80 % - отдали предпочтение современной российской литературе;

20 % - зарубежной и никто не отметил русскую дореволюционную (до 1917 г.);

Ответы на третий вопрос «Художественную литературу, какого жанра Вы предпочитаете? библиотекарей тоже не удивили:

42% - фэнтези;

38% - детективы, приключения;

20% - мистика, и лишь 2 % - сказки, мифы и легенды. Такие жанры, как исторический роман, лирические стихотворения и литература по искусству не были отмечены вообще.

В четвертом вопросе респондентов просили назвать три своих любимых литературных произведения.

65 % - составили книги из школьной программы. Скорее всего, опрашиваемые назвали те произведения, которые им знакомы.

12 % - назвали книги Дж. Ролиинг «Гарри Поттер»;

8 % - книги из серии К. Льюиса «хроники Нарнии»;

15 % - серию книг Р. Риордана «Перси Джексона»;

На вопрос, «Что побуждает Вас читать именно эти произведения?»,

75 % респондентов ответили, что им нравятся герои этих произведений;

25 % - что в поведение героев они узнают черты своего характера;

2 % - отметили, что им нравятся все произведения этих авторов.

На вопрос «Как часто вы читаете художественную литературу помимо школьной программы?», мы получили такие ответы:

17 % - постоянно, практически ежедневно;

45 % - время от времени, эпизодически;

38 % - практически не читаю;

Ответы не утешительные, если учесть, что на следующий вопрос «Сколько книг вы прочитали за последний месяц?» ответы были: от 1 до 20, причём цифра 20 – единичный случай, из общего числа ответов…

На вопрос «Обсуждаете ли Вы почитанные книги со своими друзьями?

22 % ребят ответили – да, делаю это постоянно;

78 % - ответили, что делают это крайне редко. А вот с родителями прочитанные книги обсуждают вообще только 7 % анкетируемых.

На три следующих вопроса «Покупаете ли Вы книги самостоятельно? и «Интересуетесь ли Вы литературными новинками?» Только 31 % - респондентов ответили, что покупают книги, для личной библиотеки, и они же интересуются книжными новинками. Остальные 69 % пользуются библиотечными книгами (читают в основном по школьной программе)

На вопрос «Откуда Вы получаете наиболее полезные и интересные сведения?» ответили так:

42 % - по телевизору;

55 % - через Интернет;

3 % - в библиотеке;

Из всего выше перечисленного можно сделать следующий вывод:

Дети повально увлечены компьютерами и отдают предпочтительность электронным видам справочников, словарей, учебников, интерес к чтению у них развит слабо. Книги читают меньшинство ребят, а часть из них не читают ничего, кроме учебной программы. Пока ещё по-прежнему наиболее популярна книга в традиционно виде. Следовательно, задача библиотекарей – привлекать ребят к чтению, заинтересовать их с помощью проведения индивидуальных бесед, читательских конференций и дискуссий, посвящённых как отечественной, так и зарубежной классической литературе. Делать более доступной в библиотеках информацию о новинках литературы.

В библиотеке – филиале № 12 провели исследование «Книги детских предпочтений», на основе анализирования формуляров среди читателей 5-7-х классов. Анализ формуляров показал, что дети не оставляют без внимания уже полюбившиеся им серии книг авторов С. Брюссоло «Пеги Сью и призраки», И. Волынская «Ирка Хортица – суперведьма!». Ещё одна гонка за серией книг «39 ключей» понравилась нашим читателям. Так как им нравится принимать участие в поисках разгадок тайн наравне с книжными героями.

Весёлая красочная книга стихотворений «Двухэтажный человек» привлекает внимание ребят задорными, коротенькими стишками, а книгу Т. Крюковой «Потапов, двойка» никогда не найти на полочке, так как она пользуется большой популярностью у читателей. С удовольствием дети читают повесть-сказку «Необитаемый город» автора К. Оковитой, об Игрушечном королевстве, в котором проживает один из известнейших героев нашего времени – овца Беша, победительница дракона.

Не остаётся без внимания и «вечная» тема о взаимоотношениях детей с родителями, бабушками и дедушками. Весёлые рассказы «Ох уж эти взрослые» ребята читают с удовольствием. У ребят пользуется популярностью книга М. Самарского «Формула добра» о братьях наших меньших. Анализируя формуляры, библиотекари убедились, что книга «Приключения в Тутитамии» Ирины Токмаковой пользуется очень большим спросом у читателей. Книга в стихах и рассказах о Великой Отечественной войне «Победа будет за нами» читают ребята, которым интересны подвиги людей в годы войны.

Подводя итог своего исследования, можно отметить, что у детей разнообразный круг художественного чтения и есть желание пропагандировать свою любимую книгу среди друзей и одноклассников.

2.6. Работа кружков, клубов по интересам для детей

(Название клуба/кружка, направление деятельности, категория читателей, наиболее интересные мероприятия).

Все дети талантливы, и желание мастерить живет в каждом маленьком человеке. Через творчество дети познают мир, создают своими руками нечто уникальное, участвуют с поделками в различных конкурсах, интересно проводят свое свободное время. Поэтому ежегодно возрастает количество клубов организованных при библиотеках, во-первых, у нас удобно этим заниматься, во-вторых, в библиотеках много книг по развитию творчества. Например, в центральной детской библиотеке действует кружок «Мастерилка» дети принимают участие в различных акциях. В преддверии Дня Святого Валентина в библиотеке прошла акция «Февральский снег весною пахнет!» В рамках акции дети подари закладки-валентинки, сделанные своими руками не только друзьям, но своим любимым произведениям. В акции приняли участие 53 читателя. Кружок может посещать любой желающий ребёнок, готовый участвовать в любом творческом процессе. Летом принимали участие в изготовление бабочек из пластиковых бутылок, осенью готовили поделки, из природного материла, для экологической выставки. А зимой представился широкий выбор для творчества. Искусство вырезания из бумаги оказалось очень не лёгким, но увлекательным. Теперь окна библиотеки украшают снежинки и «вытынанки». К Новому году в библиотеке была объявлена акция «Лучшая ёлка - необычная ёлка» (см. п.2.7 Выставочная деятельность) и «Укрась ёлку». Одни готовили ёлки, а другим нравилось украшать ёлку самодельными игрушками, для этого им были предоставлены книжки-мастерилки.

Как нестранно, но в век компьютерных игр, довольно много желающих детей поиграть в обычные настольные игры. Для таких любителей в библиотеке второй год действует клуб настольных игр «Игроман». Деятельность клуба «Малышок» см. п.2.4.1 «Дошкольное воспитание».
2.7 Выставочная деятельность

Оформлению книжных выставок в работе библиотек всегда уделялось особое внимание. К оформлению каждой выставки библиотекарь подходит серьёзно и с выдумкой. Для пользователей детских библиотек в отчётном году оформлено 47 выставок различной тематики.

В центральной детской библиотеке в течение года действовала выставка «Кто вокруг живёт? Что вокруг растёт?». Выставка посвящена Году охраны окружающей среды. Заголовок выставки расположен на макете контура Кемеровской области. Материал, представленный на выставке, отражает все природные богатства Кузбасса, а так же экологические проблемы нашего края. Разделы выставки украшают поделки из бумаги – это бабочки и птички, насекомые, сделанные читателями библиотеки специально для выставки. Во время действия выставки пользователям библиотеки были представлены вопросы различных викторин и экологических кроссвордов.

В библиотеке-филиале № 12 оформлена книжная выставка «Любовь к родному краю через таинство страниц», состоящая из подразделов «Это нашей истории строки» - здесь собрана литература о прошлом Кузбасса, «Вглядитесь в эти лица» - здесь читатель может узнать о людях прославивших своим трудом наш Кузбасс. В подразделе «Кузбасс литературный» уместились книги знаменитых писателей нашего края. И, конечно же «Природа чудесница» - здесь ребята могут прочитать о богатстве и красоте родной природы.

В новогодние праздники вниманию читателей привлекала нетрадиционная выставка «Вот, какая ёлка без одной иголки». Необычная елочка была сложена из книжных новинок, а возле нее были размешены книги со стихами, рассказами, посвященные зиме.

Творчество писателей

В центральной детской библиотеке выставка-отзыв «Книжная эстафета» посвящена 100-летию Виктора Драгунского. На выставке представлено его лучшие произведения. Библиотекари постарались найти разные издания, красочные и не очень, больших и маленьких форматов. В каждую книгу был вклеен лист, на котором дети после прочтения книги могли оставить свой отзыв, свои впечатления от прочитанного. Украшением выставки стал макет «Девочка на шаре». Но это был не просто макет, читатели должны были наклеить цветной квадрат, красного или голубого цвета. Это было своего рода голосование за книгу. Красный цвет означал, что книга вам нравится, а голубой - не очень. К концу года девочка предстала перед читателями на красном шаре, лишь изредка виднелись голубые островки. В целом, судя, по отзывам читателей книги Виктора Драгунского им очень нравятся, может потому, что герои книг очень похожи на них самих.

Для читателей старшего возраста в течение года действовал цикл юбилейных выставок «Волшебных слов чудесный мир». Экспозиции менялись ежемесячно, они были посвящены юбилейным датам десяти русским поэтам и писателям: В. Высоцкому, В. Жуковскому, И. С. Тургеневу, Ф.И. Тютчеву, М.Ю. Лермонтову, М. Горькому, Э. Асадову, А. Островскому, А. Вознсенскому и В. Маяковскому. На выставке были представлены произведения автора и его портрет. В оформление учитывались отличительные черты каждого из них. Например, книжную выставку, посвящённую В. Высоцкому крашал силуэт гитары. К выставкам были напечатаны буклеты из серии «Юбилейная библиотека», в последствие объединенные в один фолдер.

3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения

Поддерживать читательский интерес и руководить детским чтением совсем не просто. Основным руководителем детского чтения, в первую очередь являются родители. Именно они выбирают и покупают детские книжки, формируя домашнюю библиотеку. Однако, приводя ребенка в библиотеку, сами нуждаются в руководстве чтением. Поэтому для библиотекарей очень важен контакт с семьями читателей–детей, влияющий на результат чтения. Чаще всего первым родителем, который привёл ребёнка в библиотеку это мама. Библиотекарь старается узнать читательское предпочтение родителей. Предложат книгу или журнал по интересу. Для родителей и детей были организованы книжные выставки: «Почитай мне, мама», «Книги из маминого детства», Оформлен уголок «Для вас, родители!», где расположены буклеты, брошюры по воспитанию и развитию детей младшего возраста; Стараемся большое внимание уделить родителям. Так, например, в библиотеки на абонементе была оформлена книжная выставка «Давайте, вместе почитаем» предусматривающая помощь родителям в руководстве чтением детей: сформировать круг чтения ребёнка, полнее использовать детскую литературу для воспитания и развития.

К другой категории руководителей детского чтения мы относим учителей школ, воспитателей детских садов, методистов культурных заведений. Как правило, для такой категории читателей мы являемся информационным и методическим центром в том плане, что предоставляем нужную литературу для работы: книги, статьи из периодических изданий, сценарии. Информирование осуществляется через сообщения о новых поступлениях и книжные выставки. В библиотеке-филиале № 12 для учителей была организованна книжная выставка «Формула интереса» здесь были собраны книги по психологии. Полагаем, что нами организованные книжные выставки оказались нужными, полезными и своевременными.
5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
5.1. Укажите сумму средств израсходованных на приобретение документов в 2013 году. Из них: из местного бюджета; внебюджетных (платные услуги, спонсорство и др.);

Всего поступило 1635 тыс. рублей: из местного бюджета: 977 тыс. (книги – 300 тыс.; подписка – 677 тыс.)

Из Федерального бюджета:252 тыс. (книги – 178 тыс.; лит.-худ. журналы – 74 тыс.)

Из областного бюджета на литературно-художественные журналы – 274 тыс.

Поступления из ОНБ, ОСБ, КОБДЮ, департамента культуры, КУМИ, Дома литераторов – 66 тыс.

5.2. Источники комплектования (книжные магазины; книготорговые фирмы; мегапроект; другие источники).

Книжный магазин ООО «Кругозор», книготорговая фирма ООО «Экор», ГУК КОБДЮ, ОНБ, КУМИ (комитет управления муниципальным имуществом)

5.3. Сведения о количестве названий новых документов поступивших в отчётном году.

Наименование

библиотеки

Количество названий

новых документов, экз.

ЦДБ

441

БФ № 8

336

Бф № 10

301

БФ.№ 11

321

БФ № 12

357

Всего:

1756
5.4. Динамика изменения объёма и состава библиотечного фонда по видам документов, заполните, пожалуйста, таблицы: «Состав и использование библиотечного фонда» (см. Приложение 3) и «Состав, движение и использование библиотечного фонда по видам документов» (см. Приложение 4)
5.5. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях.

Количество наименований и экземпляров, полученных в 2013 году.


№ n/n

Журналы

газеты

кол-во наимен.

кол-во наимен.

ЦДБ

45

6

БФ. № 8

50

9

БФ. № 10

36

7

БФ. № 11

25

4

БФ. № 12

45

7

всего:

201

33

Будете получать в 1 полугодии 2014 года.

№ n/n

Журналы, к-во наименований

Газеты, к-во наименований

ЦДБ

35

6

БФ. № 8

39

9

БФ. № 10

43

7

БФ. № 11

26

4

БФ. № 12

43

6

Всего

186

32


5.6. Перечислите темы и отдельные книги, получившие

наибольшее количество отказов.


  1. Бианки В. Синичкин календарь (нет количества спрашиваемых экземпляров)

  2. Зайцева АА. Модульное оригами: герои любимых сказок.

  3. Карман, Патрик. Чёрный круг.

  4. Леранжис П. Похититель мечей.

  5. Майер С. Рассвет.

  6. Алан Милн. Принц Кролик

  7. Мур У. В жерле вулкана.

  8. Щерба Н. Часовая башня.

  9. Уотсон Д. Тайна древней гробницы.

  10. Чарская Л.А. Лесовичка (нет в фондах детских библиотек)


5.7. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда,

их эффективность.

Сохранность книжного фонда - одна из составляющих работы библиотек. Большая часть печатных изданий находятся на открытом доступе и, естественно, что от частого пользования вид их теряется. Поэтому задача библиотекарей – продлить жизнь книгам, как можно дольше. Для этого часто используют тетрадные обложки, для книг с мягким переплётом, делаются копии страниц из книг, наиболее часто подвергающихся ксерокопированию. Проводится мелкий ремонт и реставрация изданий: вклейка выпавших листов, замена изношенных обложек. Работа эффективна, если все мероприятия проходят в комплексе. Ремонт ветхой литературы, наглядность, памятки и использование закладок. Активные посетители библиотеки с удовольствием участвуют в ремонте книг. В отчётном году было отремонтировано:

Ксерокопирование недостающих страниц - 11

Отремонтировано книг - 390

Отсканировано - 6 книг по краеведению.

В библиотеках ежегодно проводят изучение книжного фонда. Выявляется и по возможности, своевременно исключается устаревшая по содержанию, ветхая, дублетная, непрофильная литература.

Гарантией сохранности фонда является, и сознательное отношение читателя в выполнении им правил пользования библиотекой, умения, навыки и привычки бережно обращаться с документом. Все это стараются привить пользователю библиотекари с момента записи в библиотеку. Это, прежде всего знакомство с «Правилами пользования библиотекой», о необходимости сдавать книги в обусловленный срок, сообщать о перемене адреса, а также о длительном отсутствии.

Традиционные формы «Неделя всепрощения», «День рассеянных читателей» постоянно используют библиотекари в работе, проходят они обычно один раз в квартал. В библиотеке-филиале № 11 проводилась неделя всепрощения «Успей прийти в библиотеку» Информация о предстоящем дне вывешивается в библиотеке и школах. Так, в этом отчётном году, благодаря проведениям таких дней пришли 86 человек, вернули 107 книг.

В библиотеках по сохранности книжного фонда очень популярны массовые мероприятия. Для самых маленьких ребят проводят тематические экскурсии «В этом доме книжки живут», «Подружитесь, дети с книгой», «Мы с книгой открываем мир», одним из фрагментов которой являлась беседа по бережному обращению с книгой. Все мероприятия по сохранности книжного фонда направлены в первую очередь на воспитание маленького читателя и привитие культуры чтения.

В центральной детской библиотеке прошёл цикл занятий «Пчёлка», в библиотеке-филиале № 8 в течение года действовала «Книжкина больница». Ребята приходят в библиотеку после занятий в школе, чтобы отремонтировать потрепанные книги под руководством библиотекаря. Участие детей в таких мероприятиях и игра, и труд, и познавательный урок, с помощью которого они учатся ценить книги и бережно к ним относиться. Но всё же самой эффективной формой работой с задолжниками остаются выходы на дом и звонки по телефону. Выходы фиксируются в дневнике. Всего за год в детских библиотеках зафиксировано 123 выхода в школу и на дом. Звонков и sms в среднем 470.

В библиотеке-филиале № 8 в мае была проведена акция «Месяц возвращённой книги». За время акции читателями было возвращено 34 книги. Предварительно была проведена рекламная акция в школах № 37 и № 42. Задолжникам (27 читателей) рассылались пригласительные билеты и sms.

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: