NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Оздоравливающая образовательная среда школы Здоровье — не все



Оздоравливающая образовательная среда школы

  • Здоровье — не все,

  • но все без здоровья ничто

  • Сократ

  • В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определено, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»


Факторы, влияющие на здоровье человека



Образ жизни или духовный фактор

  • Духовный фактор является важным компонентом здоровья и благополучия. Это понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, это одно, а вести его совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни, степень его влияния на здоровье составляет 50%.



  • Формирование здорового психолого-педагогического пространства (или среды) в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения.

  • Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая

  • школьная среда: воздушная, педагогическая и т. п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеучебное время, так или иначе заполненное.



Задачи образовательного учреждения

  • На практике образовательное учреждение, поставившее своей задачей планомерно заниматься здоровьем учащихся и педагогов, должно более глубоко затрагивать следующие направления работы:

  • формирование экологического пространства, связанного с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов;

  • учет психолого-педагогических факторов, включающих в себя эмоционально-психологический климат в школе, стили взаимоотношений и поведения участников образовательного процесса, здоровье сберегающую организацию учебного процесса: использование здоровье сберегающих образова­ тельных технологий и т. д.;

  • внеурочную воспитательную работу: эстетическое, духовно-нравственное и физическое воспитание учащихся.



Внутришкольные гигиенические факторы и условия

  • Смирнов Н.К. выделяет примерный перечень внутришкольных гигиенических факторов и условий, представляющих потенциальную угрозу для здоровья школьников:

  • шум;

  • освещенность;

  • воздушная среда;

  • размер помещений, кубатура;

  • дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);

  • используемые материалы, краска;

  • мебель: размеры, размещение в помещении;

  • видеоэкранные средства — компьютеры, телевизоры;

  • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;

  • качество питьевой воды, используемой в школе;

  • экологическое состояние прилегающей территории;

  • состояние сантехнического оборудования



Эмоционально-психологический климат в школе

  • Ольшанский Ф.Б. писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».



  • Создание оптимального эмоционально-психологи­ческого климата в школе подразумевает:

  • научно обоснованный подбор педагогического состава школы;

  • периодическую аттестацию персонала школы;

  • комплектование первичных (преподавательских, ученических и родительских) коллективов с учетом психологической совместимости людей;

  • применение активных социально-психологических методов, способствующих выработке и закреплению у членов коллектива навыков эффективного взаимодействия: переговоры, соглашения о намерениях сторон, анализ конкретных кризисных ситуаций и т. п.



Здоровьесберегающая организация учебного процесса

  • Знать, как действовать половина дела, другая половина знать, когда свершать действие.

  • Иван Ефремов

  • В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении «физического благополучия» участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам СанПиН



Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

  • 1. Правильная организация урока

  • 2. Использование каналов восприятия

  • 3. Учет зоны работоспособности учащихся

  • 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

  • 5. Организация и проведение двигательных перемен



Формирование установок на здоровый образ жизни

  • В современных условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья учащихся является реализация учебных программ здорового образа жизни.



  • Программы здорового образа жизни направлены на:

  • улучшение собственного психического и физического состояния;

  • отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

  • нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухуд­ шению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

  • сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

  • адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление;

  • практическое овладение здоровьесберегающй- ми технологиями.































страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Образовательная программа «Школа России»

Образовательная программа: 1 стр.