План работы экспериментальной площадки на 2011-2012 учебный год. № п/п
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ СОШ №4 г. Ишима
__________ Б.Г. Долженко
«___»__________20___г.
План работы экспериментальной площадки на 2011-2012 учебный год.
№ п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения | Ответственный |
1. | Проведение творческой мастерской «Автор», обучающих методологических семинаров для педагогов, семинаров по реализации современных образовательных технологий. | сентябрь, январь | куратор экспериментальной площадки, руководитель НМР |
2. | Обучение на курсах педагогов, работающих в условиях инновационного процесса. | в течение года | заместитель директора по УВР |
3. | Разработка и реализация программы элективных курсов для третьей ступени обучения. | в течение года | заместитель директора по УВР, руководитель НМР |
4. | Реализация программы «Умники и умницы» для начальной школы. | в течение года | руководитель НОУ 1-4 классов, учителя начальных классов |
5. | Работа с родителями, социумом по формированию социальной успешности обучающихся. | в течение года | психолог, социальный педагог, классные руководители |
6. | Создание ресурсной сети обучающихся. | в течение года | психолог, социальный педагог |
7. | Работа клубов экспериментальной площадки: • школьная академия наук ученика (для младших школьников); • школьная академия наук (для средней и старшей школы); • клуб эффективного общения (для подростков); • клуб профессионального самоопределения (для учащихся 7-9 классов); • клуб здоровья (для всех возрастных групп); • клуб творчества (для всех возрастных групп); • клуб будущего семьянина (для старшеклассников); • клуб управления (для всех возрастных групп). | в течение года | Линник Н.Н. Рачихина В.И. Логинова Ю.Н. Рачихина В.И., Линник Н.Н. Рябов С.В. Черногор И.В. Кроо В.А. Разнатовская С.Н. |
8. | Создание и работа с портфолио социальной успешности обучающихся. | в течение года | психолог, социальный педагог, классные руководители, родители |
9. | Отслеживание мониторинга социальной успешности школьников. | в течение года | психолог, социальный педагог |
10. | Представление результатов работы по реализации концепции на организационно-поисковом этапе развития экспериментальной площадки в публикациях от каждой кафедры. | в течение года | руководитель НМР, руководители кафедр |
11. | Представление результатов работы экспериментальной площадки за первый год (конференция). | декабрь | |
12. | Подведение промежуточного итога работы экспериментальной площадки в 2011-2012 учебном году. | июль | руководитель НМР |
«Школа как центр формирования
социальной успешности школьников».
Стратегия развития школы №4 на 2010 – 2014годы направлена на достижение современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства и обеспечивает социальную успешность школьников. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение обучающимися не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
От того, насколько молодые люди будут готовы к жизни и активной работе в условиях рынка, зависит путь развития нашего общества в настоящем и будущем. Одним из актуальных вопросов, которые решаются в сфере образования, является вопрос о формировании нового типа производителя и потребителя, обладающего развитым чувством экономического достоинства, выступающего в качестве условия проявления у человека гражданского достоинства.
Экономической составляющей общего среднего образования сегодня уделяется особое внимание, поскольку полученные детьми экономические знания, сформированные у них умения и навыки решения экономических вопросов способствуют адаптации ребенка к условиям жизни в социальной реальности, уровень которой определяет в целом социальную успешность человека.
Достижение успеха в жизни - это осознанная цель любого человека, но наполнение содержания индивидуального понимания успешности не всегда отвечает требованиям общества к своим гражданам, особенно характерны разногласия в индивидуальном и социальном понимании успешности для подрастающего поколения.
Достижение личного и социального успеха и через это прогресса и благосостояния всего общества может быть определено в качестве одной из приоритетных педагогических задач.
Социальную успешность мы понимаем как наличие социально признанных, субъективно ценных достижений в социально значимой деятельности, взаимодействии и решении жизненных проблем.
Гармонизация общественных и личных целей представляется сейчас важнейшей задачей педагога.
Школа, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.
В школе человек не только приобретает знания основ наук, он проходит «школу жизни». Именно в образовательном учреждении ребенок впервые сталкивается с требованиями общества. В школе он начинает взаимодействовать с другими людьми на различных уровнях – личностном и деловом. В школе его времяпровождение носит целенаправленный, общественно значимый характер, здесь появляются социальные оценки его возможностей, а деятельность становиться социально значимой. Образовательная среда школы как социального института представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, воплощающей социальнозначимую деятельность, обретает знания об обществе и в частности о школе, как социальном институте, получает опыт социального взаимодействия; где у него вырабатывается определенное отношение к школе, как социальному институту, а через него и к обществу, развиваются мотивации и личностные качества, проявляющие эту систему отношений. Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социальной успешности и неуспешности, получает возможность установить причинно-следственные связи между определенным поведением, качествами личности и социальной успешностью. Здесь закладываются основы социального поведения и личностные качества, предопределяющие социальную успешность. Для того чтобы этот процесс был более эффективным, он не должен происходить стихийно. Детям самостоятельно трудно выделить причины социальной успешности. Они чаще видят лишь их внешнюю сторону. Для постижения и развития внутриличностных оснований социальной успешности в школе должны быть созданы специальные условия, вестись целенаправленная работа, опирающаяся на научные представления о сущности социальной успешности, ее составляющих и личностных качествах, развитие которых способствует достижению социальной успешности.
В современной науке в последние годы возрос интерес к исследованию различных аспектов социальной самореализации личности, повышению адаптационного потенциала, развитию жизнеспособности.
Различным аспектам воспитания социально значимых качеств личности детей и молодежи посвящены работы К.А. Абульхановой -Славской, А.Г. Асмолова, В.Ю. Большакова, О.С. Гребенюка, И.П. Иванова, В.Н. Кочергина, А.В. Мудрика, И.Н. Никитина, Г.Г. Николаева, В.Б. Орлова, М.И. Рожкова, Г.С. Суховейко, Л.И. Уманского, В.Д. Шадрикова.
Вопросы самоопределения субъекта в условиях социально-экономической трансформации общества раскрыты в работах Б.Г.Ананьева, М.А. Галагузовой, СМ. Годника, Н.Ф. Маслова, Г.Н. Уразова.
Помочь молодым людям стать полноценными экономическими субъектами призвана система экономического образования. В своем исследовании именно ее мы рассматриваем в качестве фактора формирования социальной успешности школьников.
Экономический аспект социализации личности раскрыт в работах Т.В. Бабицкой, Г.Л. Бардиер, Э.В. Бондарева, Ю.К. Васильева, А.П. Вяткина, И.Е. Задорожнюк, Е.Н. Землянской, С.А. Серякова, М.Б. Рамазова, М.М. Решетникова, Н.С. Толстого, Л.П. Фридмана, М.С. Черепанова.
В педагогике экономическое воспитание и образование выделил Н.И. Болдырев, а на его важность и необходимость в связи с
освещением экономического аспекта жизни обратил внимание Б.Т. Лихачев.
Вопросами разработки новых подходов к преподаванию экономики в школе занимались Н.К. Зайченко, Л.А. Любимов, В.А. Поляков, И.А. Сасова, Т.С. Терюкова.
Социальное значение экономического образования рассматривается учеными, во-первых, на уровне воспитания качеств личности, и предпочтение отдается воспитанию такого интегративного качества как предприимчивость (Л.К. Аверченко, В.Г. Булыгина, П.И. Городецкая, Т.В. Елисина, А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, Н.В. Лебедева. В. Любкина, В.П. Поздняков, С.К. Рощин, М.Н. Руткевич, М.Н. Умутбаев); во-вторых, на уровне воспитания потребности в труде и производительной деятельности (З.А. Валиева, М.Н. Ермоленко, Т.Г. Калугина, Р.И. Желбанова, А.С. Нисимчук. С.А. Репин, О.Б. Сокольская, В.Г. Соловьев, Л.П. Фридман, СЕ. Шишов).
Анализ теоретических исследований, реальная практика деятельности образовательного учреждения позволяют выявить противоречие
· между потребностью общества в самодостаточных и успешных гражданах, способных стать опорой демократии и рыночного хозяйствования и нечетким представлением подрастающего поколения о путях и способах достижения успеха;
· между потребностью педагогической практики в осуществлении помощи школьникам в достижении успешности и отсутствием разработанных методик и программ такой помощи;
Актуализация противоречий позволяет обозначить проблему, которая заключается в необходимости разработки условий, средств и методов, способствующих формированию социальной успешности школьников.
Цель исследования - Создание педагогической системы, реализующей построение образовательной среды способствующей формированию социальной успешности школьников.
Объект исследования:
Инновационный учебно – воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:
Содержание образовательной среды школы.
Гипотеза:
Социальная успешность школьников достигается, если в образовательном процессе:
· будут актуализированы сферы социально-значимой деятельности школьников;
· будут выстроены индивидуальные образовательные траектории обучающихся за счет использования личностно – ориентированных технологий обучения (модульная, проектная, технология французских мастерских, ТРИЗ) и возможности выбора внеучебной работы;
· получаемые школьниками экономические знания служат основой формирования их социально-экономической компетентности.
Задачи программы:
1. Разработать модель педагогической системы инновационной школы, реализующейпостроение образовательной среды способствующей формированию социальной успешности школьников.
2. Определить содержание экономического допрофессионального образования для каждого звена обучения. Привести в соответствие содержание экономической информациии в соответствие с возрастными особенностями ее усвоения школьниками. Выбрать адекватные возрасту учащихся методы и формы экономического обучения.
3. Разработать экономический аспект внеклассной работы с учащимися.
4. Разработать способы активного привлечения к экономическому образованию школьников их родителей, руководителей производственных объединений.
5.Создать систему психолого-педагогического мониторинга основных направлений реализации Программы.
Основные направления программы развития школы
1. Разработать программу формирования социальной успешности школьников с оринтацией на сферы социально-значимой деятельности школьников;
2. Изменение содержания внеклассной работы с учащимися с акцентом на усвоение основных экономических понятий, категорий, законов, формирование потребностей, интереса и стиля мышления, соответствующего принципам и нормам современных социально- экономических отношений, на приобретение доступного им понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ.
3. Внедрение личностно – ориентированных, продуктивных технологий обучения на основе психолого-педагогической диагностики и прогнозирования развития учащихся.
4. Формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников.
5. Создание в учебно-воспитательном процессе системы педагогической поддержки, направленной на самосовершенствование личности.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Активизация исследовательской работы
Ожидаемые результаты
· повышение общекультурного кругозора учащихся, их социальной адаптивности и конкурентоспособности;
· Экономическая грамотность учащихся.
Городская экспериментальная площадка с 2006 – 2010 гг.
"Технология продуктивного образования как способ профессионально-личностного самоопределения учащихся
«Образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению». С.И. Гессен
Цель:
Создание педагогической системы, реализирующей продуктивное образование, позволяющее осуществлять эффективное профессионально0личностноесамоопределение учащихся необходимое в изменяющейся социально-экономической обстановке.
Этапы:
2006– 2007 уч.г. – организационно-диагностический этап
2007 – 2008 уч.г. – прогностический этап
2008 – 2009 уч.г. – практический этап
Задачи практического этапа:
1. Провести психолого-педагогический мониторинг по всем критериям с целью оценки эффективности внедрения программы.
2. Внедрить современные образовательные технологии в практику работы школы.
3. Обобщить опыт работы педагогов по реализации технологии продуктивного образования как способа профессионально-личностного самоопределения учащихся.
4. Обобщить опыт работы классных руководителей по программе тьюторства с использованием технологии Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности».
Ожидаемые результаты этапа:
1. Повышение учебно-познавательной мотивации обучающихся осознающих значимость учения в процессе создания образовательных продуктов
2. Позитивное отношение учащихся к системе социально-культурных ценностей.
3. Знание учащимися своих личностных возможностей и готовность к профессиональному самоопределению.
4. Рост профессиональной компетенции педагогов вследствие повышения теоретического уровня знаний и практического навыка использования современных образовательных технологий.
5. Удовлетворенность участниками образовательного процесса его различными сторонами.
Творческие группы:
Применение технологии проектной деятельности с целью формирования самоорганизации учащихся.
Применение модели индивидуальных образовательных траекторий в рамках технологии продуктивного образования при подготовке к ЕГЭ
Информационные технологи в предметах как основа формирования информационной компетенции (грамотности) учащихся.
Применение здоровьесберегающих технологий с целью развития навыков здорового образа жизни в начальной школе.
Применение технологии ТРИЗ в формирования творческих и исследовательских навыков младших школьников.
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через технологию развивающего обучения Л.В. Занкова в начальной школе.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: