Результаты экспериментальной деятельности за 2010-2011 учебный год
Результаты экспериментальной деятельности за 2010-2011 учебный год
На базе ГОУ СОШ № 399 в 2010/2011 учебном году работали 2 городские экспериментальные площадки.
В этом учебном году завершила свою работу площадка в составе городской экспериментальной площадки первого уровня:
«Становление субъектной позиции учащихся и педагогов как условие повышения качества образования».
Тема школы: «Мониторинг и коррекция уровня сформированности проектных и исследовательских компетентностей учащихся».
Современное образование требует, чтобы все участники образовательного процесса своевременно получали достоверную и персонифицированную информацию о состоянии дел.
Большинство имеющихся методик диагностики уровня сформированности исследовательских и проектных компетентностей учащихся ограничивается выявлением уровня (высокий, средний, низкий). Используемые в настоящее время показатели полноты и глубины сформированности исследовательских и проектных компетентностей учащихся не позволяют в полной мере получать информацию о том, как идет процесс научения ученика. Обратная связь с помощью таких показателей носит крайне неинформативный характер как для учителя, поскольку не позволяет ему оценить, все ли поставленные цели им достигнуты, так и для ученика, поскольку дают ему информацию лишь об общем уровне формирования компетентности, но не о характере испытываемых затруднений.
ГОУ СОШ № 399 разработан новый способ диагностики уровня сформированности результирующих единиц содержания образования (проектные и исследовательские компетентности).
Разработка направлена на реализацию подпункта 1.1.1.4.4. пункта 1.1.1.4. Программы развития московского образования.
Разработанный ГОУ СОШ № 399 вариант диагностики позволяет использовать критериальную оценку для определения уровня сформированности исследовательских и проектных компетентностей.
ГОУ СОШ № 399 предлагает внедрить в образовательную практику разработанную модель диагностики уровня сформированности исследовательских и проектных компетентностей учащихся начальной школы. Использование этой модели позволит не только отслеживать процесс формирования исследовательских и проектных компетентностей, но и управлять этим процессом. Опираясь на данные, полученные в ходе самооценки детельности учеником и педагогом возможно обобщать, определять для каждого ученика зону ближайшего развития и выстраивать работу на основе этих данных.
Работа велась по 3 основным направлениям:
Повышение мотивации учащихся к занятию исследовательской деятельностью.
Развитие и использование в учебном процессе разнообразных форм исследовательской деятельности.
Разработка критериев мониторинга сформированности исследовательских компетентностей учащихся.
Экспериментальную работу осуществляют:
№ | ФИО | Должность | категория | дополнения | направление |
1 | Карелина Ольга Андреевна | Зам. директора | высшая | Как учитель – победитель ПНПО 2009 | Общее руководство экспериментальной деятельностью |
2 | Чиркова Елена Павловна | Учитель начальных классов | высшая | Лауреат Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации» | Развитие и использование в учебном процессе разнообразных форм исследовательской деятельности. |
3 | Тюмиина Евгения Станиславовна | Учитель начальных классов | первая | Являются студентами МГППУ, обучаются по специальности «психология» | Разработка критериев мониторинга сформированности исследовательских компетентностей учащихся |
4 | Алушкина Лариса Григорьевна | Учитель начальных классов | первая | ||
5 | Куприянцева Екатерина Павловна | Учитель химии | вторая | | Повышение мотивации учащихся к занятию исследовательской деятельностью |
6 | Маковеева Татьяна Николаевна | Учитель истории | первая | | Развитие и использование в учебном процессе разнообразных форм исследовательской деятельности. |
Продуктами экспериментальной работы стали:
Модель для диагностики уровня сформированности проектных и исследовательских компетентностей учащихся начальной школы.
Методические рекомендации по использованию модели для диагностики уровня сформированности проектных и исследовательских компетентностей учащихся начальной школы.
Видеофрагменты, демонстрирующие применение методики в условиях класса и индивидуально с учащимся.
Методические рекомендации по обучению младших школьников
использованию различных способов поиска информации
Методические рекомендации по формированию внимания в процессе занятий исследовательской деятельностью в начальной школе.
Благодаря разработке методики для диагностики сформированности исследовательских и проектных компетентностей в начальной школе произошли следующие изменения:
- началось осуществление информативной обратной связи, дающей ученику информацию о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание;
- появилась возможность отмечать с помощью разработанных материалов даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени;
- отмечается повышение интереса к обучению, рост психологического комфорта учащегося в обучении, снижение уровня тревожности;
- повысилась ориентировать ученика на успех;
- применение методики позволяет содействовать становлению и развитию самооценки;
- учитель получает информацию о том, какими темпами идет развитие ученика, какие проблемы сегодня стоят перед учеником и проектировать дальнейшую работу с учащимися.
На основе анализа индивидуальных карт учащихся выявлена позитивная динамика развития проектных и исследовательских компетентностей учащихся начальных классов.
Повышение уровня мотивации к обучению, уровня психологического комфорта учащихся, снижение уровня тревожности выявлено на основе данных мониторинга.
Работа экспериментальной площадки получила положительный отзыв на итоговой отчетной Конференции ГЭП.
Второй год наша школа работала в составе городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки качества общего образования в городе Москве».
В процессе работы проведена оценка деятельности внутришкольной системы управления качеством образования на основе уровневых шкал.
В ходе этой оценки выявлены, что наивысшие показатели получены по следующим критериям:
Разработка и реализация стратегии развития качества образования
Целевые показатели Программы развития
Управление ресурсами
Удовлетворенность потребителей
Имидж и известность школы в обществе
Наименьшие баллы получили следующие критерии:
Управление процессами реализации политики и стратегии ОУ (Программы развития), образовательных программ;
управление персоналом;
управление процессами мониторинга, измерений и контроля
результаты деятельности ОУ (Образовательные результаты учащихся,
уровень внутришкольной системы управления качеством, удовлетворенность персонала).
Данный анализ позволил определить пути совершенствования обеспечения
качества образования.
В 2010/2011 учебном году ГОУ СОШ № 399 выбрала приоритетными направлениями «Электронная база данных по оценке качества образования» и «Оценка обучающей деятельности учителя».
№ | Направление разработки (с указанием направления ГЭП) | участники | Результаты 2009-2010 уч. года | Результаты 2010-2011 уч. года |
Направление «Оценка обучающей деятельности учителя» | ||||
1. | Повышение методической грамотности педагогического коллектива | Карелина О.А. | Методические рекомендации по проведению семинара «Критериальные подходы к оценке деятельности учителя» | Методические рекомендации по проведению семинара «Технология целеполагания урока» |
2. | Представление педагогического опыта | Лакомова Е.А. | Методические рекомендации по использованию статистических данных реального результата урока | |
3. | Наблюдение в действии передовых методик | Звягинцев В.А. | | Видеоматериалы конкурсного урока- победителя Всероссийского конкурса «Урок-физкультуры XXI века» |
4. | Коллективная разработка методическими объединениями сценариев урока с последующим обсуждением | Сушкова И.А. Крупнова С.А. Кулакова М.Г. Лебедева Л.И. Сонина А.А. Маковеева Т.Н. Карелина О.А. | Разработка урока методическим объединением учителей начальной школы по русскому языку в 4 классе | Разработка урока истории в 7 классе по теме «Культура эпохи Возрождения» |
Направление «Электронная база данных по оценке качества образования» | ||||
1. | Разработка нормативной базы | Крупнова С.А. Карелина О.А. Алтынова М.А. | Положение о работе школьной системы оценки качества образования. | Положение о предметном поурочном планировании с выделением элементов содержания образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Положение о проведении школьного мониторинга. |
2. | Составление предметных поурочных планирований на основе Кодификатора с целью конкретизации деятельности ученика и учителя | Карелина О.А. Иванова Е.Е. Воронкова В.Г. Сонина А.А. Сушкова И.А. Лебедева Л.И. Кондратьев А.В. Калинина А.А. | | Поурочные планирования курсов математики 6 класс, истории и обществознания 11 класс, биологии 6 класс, физики 10 класс, начальной школы (русский язык и математика) – 1,3-4 классы, английского языка 4 класс на основе Положения |
3. | Разработка диагностических материалов для оценки реального результата урока | Кондратьев А.В. Калинина А.А. | | Материалы для оценки РРУ по английскому языку 4 кл., математике 6 кл. |
4. | Разработка спецификации и текстов контрольных работ на основе требований ФГОС | Ужова Т.П. Иванова Е.Е. Крупнова С.А. Кулакова М.Г. Сонина А.А. | | Материалы по алгебре 7 класс, физике 10 класс, русский язык и математика – 3-4 классы |
5. | Апробирование и дополнение программ электронной базы данных | Алтынова М.В. Карелина О.А. Крупнова С.А. | | Дополнительные возможности использования программы «Анализ класса» в управленческой деятельности. Предложения по дополнению программы. |
Изменения в результате экспериментальной работы в 2010/2011 уч. году.
Изменились подходы к стратегическому планированию деятельности школы: помимо общего плана развития школы на определенный период времени в рамках внутреннего аудита произошло переосымысление главных направлений образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением, и их соответствия запросам потребителей.
Изменились подходы к планированию учебного материала, которое теперь включает в себя выделение элементов содержания образования и требований к уровню подготовки обучающихся.
Выделение ключевых позиций в планировании позволило уйти от проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков.
Педагоги школы, участвующие в экспериментальной деятельности, осваивают технологию составления контрольных материалов с учетом их диагностической ценности.
Разработана и формализована модель поэтапного наблюдения за процессом получения запланированного образовательного результата.
Управление качеством образования выстраивается на основе мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса.
Происходит повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе.
Данные по влиянию экспериментальных разработок получены на основе анкетирования педагогов, администрации.
Заместитель директора О.А. Карелина
страница 1
скачать
Другие похожие работы: