NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Поделки из древесины

СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ



Если бы у начинающего резчи­ка была возможность выбора древесины, то можно было бы по­рекомендовать для работы сле­дующие породы дерева (начи­ная с лучших): красный эвка­липт, лимонное дерево, бук, гру­шу, выдержанную осину, березу, липу, можжевельник, самшит, яблоню, вишню, ольху, красное де­рево (махагони, акажу), ель, пихту, сосну, лиственницу, дуб. Расположение пород древесины в такой последовательности, ко­нечно, условное и учитывает именно потребности начинающе­го резчика. Например, для рез­чика-профессионала лучшей дре­весиной может быть липа или осина, они хорошо режутся, по­лируются. А для начинающего резчика на первый план высту­пят их недостатки: мягкая дре­весина в некоторых местах тре­бует особо острых инструментов, опыта в резьбе. Она легко рани­ма от ударов, даже нажима ног­тем, от случайного срыва ножа, стамески, что может привести к трудноисправимым дефектам.

Также самшит, любимое дерево некоторых резчиков, при неопыт­ности мастера превращается в неудобное в резьбе из-за его необычайной твердости. Уважае­мое всеми красное дерево режет­ся хуже других пород, оно хруп­кое, колкое, иногда пористое. Учтены и иные качества древеси­ны при расположении, их в такой последовательности. А вот эвка­липт и лимонная древесина хотя и не являются распространенны­ми (на юге нашей страны они произрастают), но заслуживают особого внимания резчика, и при случае следует не упускать воз­можности ими запастись.

Резчику нужно знать ту дре­весину, с которой он собирается работать. Выбор древесины за­висит от характера поделки и вида резьбы для ее декориро­вания.

Правда, не исключено, что на первых порах начинающий мас­тер будет поступать наоборот: выбирать поделку в зависимости от имеющегося материала. Поз­накомимся со свойствами раз­личных пород дерева и начнем с ели и сосны, древесину которых легче всего приобрести для: по­делок в силу их широкого рас­пространения.

По внешнему виду растущего дерева едва ли кто спутает сос­ну и ель. Резчику но дереву желательно уметь различать ель и сосну но текстуре древесины, но сделать это уже значительно сложнее. Можно отметить, что у сосны имеется темное ядро и светлая заболонь (внешняя по стволу часть), в то время как у ели ядра нет — она относится к так называемым безъядровым по­родам древесины. Однако этот признак нонадежньш, потому что ядро у соедш -образуется только в 30 лет, а то и позднее. Свежеспиленная еловая древесина бо­лее светлая, пахнет хвоей ели, а сосновая имеет запах ее смолы.

Для ели типичны темные сучоч­ки, как будто вставленные в дре­весину. Они иногда.даже выпа­дают из еловой доски при ее обработке. Древесина сосны бо­лее свилеватая, особенно и обла­сти сучков. Этой особенностью сосны пользуются резчики, при­меняя красивый, рисунок волокон вокруг сучков для декоративных оформлений. Делают, например, спилы в виде пластинок с муто­вок молодой сосны (мутовка — часть ствола, от которой кольцом отходят ветки) и обклеивают ими свои изделия: шкатулки, ва­зы, столешницы.

Древесина ели и сосны плохо режется поперек годичных слоев. Инструмент как бы скачет на этих слоях.

По текстуре древесины, сосну легко спутать и с лиственницей, также породой ядровой. Тем бо­лее что у взрослой сосны бывают такие же крупные. годичные кольца. Проще всего различить древесину сосны и лиственницы, опустив их образцы, в воду — ку­сочек лиственницы погрузится глубже.

Говоря о сосне, следует ска­зать о смолистых, внутренних сучках, заросших древесиной. Их глубокий охристый, почти оран­жевый той хорошо использовать для мелких поделок, если подел­ки выполнены из разноцветной древесины. Можно, например, из смолистых сучков и других смо­листых участков древесины на­точить ягодки с ножками из них набрать виноградную кисть, вставляя ножки в отверстия на деревянной основе кисти. Таки­ми кистями и листьями из обыч­ной древесины сосны хорошо оформить внешний обвод рамы (виноградины из смолистых суч­ков выглядят как из янтаря, да­же просвечивают). Из таких суч­ков получаются красивые бусы, браслеты, различные сувениры.

Полосатая текстура древесины хвойных деревьев хорошо смот-ригея на гладких полированных поверхностях: деревянных пан­но, фоновых досках или панельках в виде косого спила, ва­зах, тарелках, светильниках 0з досок с прорезной резьбой, в дру­гих изделиях с контурной или прорезной резьбой, когда решаю­щим в форме является не рельеф, а силуэт. Однако такая текстура иногда ограничивает возможности резчика: на изде­лиях из древесины сосны, ели, лиственницы не смотрится мел­корельефная резьба, не всегда го­дится эта древесина и для изго­товления масок.

Ценное качество лиственни­цы — стойкость к гниению, что делает ее незаменимым материа­лом для поделок, предназначен­ных для экспонирования на отк­рытом воздухе.

Древесина березы легко ре­жется во всех направлениях. Причем однородная, мелкострук­турная древесина березы позво­ляет изготовлять из нее неболь­шие поделки. Очень красивые по­делки даже крупных размеров можно вырезать из комля бере­зы, особенно из мест перехода ствола в корневую систему. Иног­да древесина березы в этом ме­сте настолько интересная, что напоминает мрамор или карель­скую березу с ее оригинальными муаровыми разводами. Конечно, древесина комля не годится для рельефной резьбы, ее выгодно использовать для изделий с ровными полированными поверх­ностями, например чаш, ваз. Та­кие поделки можно оттенить на­клеенным набором маркетри или снабдить рельефными резными деталями из монотонной прямо­слойной древесины той же бере­зы, например.

Работая с березой, резчик дол­жен учитывать, что из-за светло­го тона древесины, ее блеска и искрения нельзя незаметно склеивать различные куски бе­резовой древесины — они будут отличаться друг от друга по то­ну; заметен на светлой древеси­не и клееный шов. Способность древесины березы no-разному от­ражать свет в зависимости от направления волокон можно ис­пользовать. Например, отделы-щтя дно вазы из темной древе-свны техникой маркетри, выгод­но фон набирать из мелких ку­сочков березового шпона раз­личной формы: прямоугольни­ков, ромбиков, трапеций, тре­угольников. Приклеенные вплот­ную друг к другу непосредствен­но на дно вазы, они создадут интересный мерцающий фон. Кстати, этот прием удобен и для закрытия внегчаггао появившихся в процессе резьбы дефектов дре­весины или допущенных ошибок, сквозных прорр;»ов например.

Такой же эффект переливов цвета от ярко-светлого до серого произойдет, если в технике мар­кетри или интарсии наклеить бе­резовые пластинки веером, как бывает при выполнении розеток, круглых орнаментов и т. д. Отметим, что береза очень хо­рошо сверлится, а это значит, что она годится для миниатюр­ных поделок, где резьба бази­руется на многочисленных пред­варительно просверленных отвер­стиях. Березовая древесина не­плохо обрабатывается на токар­ном станке, а также гнется в распаренном состоянии.

Правда, изделия из березы (особенно больших размеров) под действием температуры и атмос­ферной влаги могут коробиться.

Хотя осина «некрасива, суч­каста и шумлива», резчики по де­резу любят осину, как и липу, за легкость ее обработки, за светлый тон, тонкую структуру волокна да и за то, что она дос­тупнее липы. По цвету осина бы­вает и чисто белая и зеленова­тая, что немаловажно для работ в технике маркетри и интарсии. Только пихта сибирская да то­поль имеют плотность меньше, чем у осины, а с липой они по плотности одинаковые. Осина идет на изготовление легких иг­рушек и посуды, раньше из нее делали корыта, кадушки, шайки. Осина не трескается и не колется от удара, хорошо лущится — из нее изготовляют дранку, спички.

Известно, что стены изб, пост­роенных из осины много лет на­зад, и сейчас поражают проч­ностью, белизной и чистотой. Топор отскакивает от такой дре­весины, в лучшем случае вон­зается лишь неглубоко. Не зря и сейчас в селах используют оси­ну для изготовления полок и ска­меек в банях, для облицовки их стен — она гигиеничная, светлая и чистая, не боится влаги, не ко­робится и не трескается.

Автор испытал в резьбе выдер­жанную в течение нескольких лет осину, она зарекомендовала себя очень хорошо. Режется та­кая осина с усилием, упруго, да­же туго, но поверхность полу­чается хорошая во всех направ­лениях, отлично шлифуется и по­лируется. Если для поделки ис­пользовать часть ствола с ответ­влением сучка, то можно полу­чить потом при отделке в этом месте текстуру, напоминающую чем-то даже карельскую березу.

Вишня, имеющая плотную, тяжелую и вязкую древесину, хорошо режется во всех направ­лениях. Текстура древесины взрослого дерева удивительно красива. Древесина молодых по­бегов часто совсем белал, а для шюголетних вишен (продольные, косые и поперечные разрезы) ха­рактерно чередование широких темных, бордовых и коричневых, и светлых полос. В местах полос вишни обнаруживаются иногда слои заросшей коры, другие ано­малии. В декоративном отноше­нии это часто дает выигрыш, но в местах заросшей коры могут образоваться щели, расслоения, выкрашивания, что потребует подклейки и подшпаклевки. Од­нако такие исправления не пред­ставляют сложности для темных мест и оправданы нарядной тек­стурой вишни.

По декоративности древесина вишни, пожалуй, превосходит му­товку сосны и можжевельник. Из нее, особенно используя косые срезы молодых стволов, веток, хо­рошо делать миниатюрные подел­ки в виде брелоков, брошей, брас­летов, то есть поделки с ровной полированной поверхностью. Для рельефной резьбы полосатая тек­стура вишни мало подходит, в этом она схожа с лиственницей и сосной. Гладкая поверхность вишни хорошо сочетается с рез­ными деталями, выполненными из однотонной древесины — бе­резы, осины, липы.
СУШКА,

СКЛЕИВАНИЕ И ОТДЕЛКА

ДРЕВЕСИНЫ
Конечно, лучще вырезать по­делки из сухой древесины, иначе они потом могут растрескаться. Следовательно, древесину надо предварительно высушить. Но едва ли Начинающий резчик сог­ласится ждать несколько лет, ведь именно только длится есте­ственная сушка ёаготовок из де­рева (дуб, например, сохнет до 7 — 8 лет). Значит, надо доставать древесину разбираемых домов, сухостоя в лесу, старой мебели, сухих дров и т. д. Но резать из сырой древесины также заманчи­во, так как выбор материала зна­чительно расширяется, да и ре­зать из нее легче. О возможно­сти изготовления поделок из сы­рой древесины будет рассказано ниже.

Склеивание — наиболее рас­пространенный прием соедине­ния отдельных деталей из дере­ва. Рекомендуемый клей для рез­чика — столярный. Консистен­ция разведенного клея: он дол­жен стекать с деревянной лопа­точки или кисти, а не капать. Намазывать клеем лучше обе склеиваемые поверхности, при­чем необходимо дать выдержку около 2 — 3 мин перед их сжа­тием, чтобы клей впитался. Це­лесообразно на склеиваемые по­верхности нанести кончиком ножа царапины в виде косой сетки для лучшего проникновения клея в древесину. Для стягивания склеиваемых деталей можно об­мотать их резиновым шнуром, плоские крупные детали сжи­мают в самодельном прессе, пред­ставляющем собой две толстые квадратные доски с отверстиями по углам для стягивающих бол­тов. Полное время склеивания — не менее 12 ч, по уже после 45 ч. можно продолжать рабо­ту с поделкой..

Только после обработки поверх­ности поделки шкурками и по­крытия ее лаком мастер получит удовлетворение от своей рабо­ты — тогда проявляется под­линная красота древесины. Луч­шим лаком для покрытия счи­тается НЦ-222, но подойдут и другие нитролаки для покрытия мебели (кроме НЦ-223, который применяется для горячего по­крытия). Поскольку нитролак токсичен, работа с ним требует осторожности. Для некоторых ра­бота с лаком противопоказана, и в этом случае можно заменить лак растительным маслом, подсол­нечным например. Оно высыхает медленнее, чем льняное, которое применяется в живописи и для производства олифы, но для резьбовых поделок это даже луч­ше: впитавшись в древесину, масло хороню защитит ее от ат­мосферных воздействии. А неза­щищенная лаком или маслом древесина со временем станет серой, невыразительной.

После покрытия поделки мас­лом нужно подождать 1 — 2 неде­ли, а затем отполировать ее су­конкой или сапожной щеткой до желаемого блеска. Если есть же­лание усилить блеск и вырази­тельность древесины, можно про­тереть ее слегка еще раз маслом, а затем также отполировать. Вто­рое покрытие после масла допус­тимо делать и нитролаком, но обязательно хорошо просушив предварительно первое покрытие.

Масляный лак или олифу при­менять для отделки деревянных поделок не следует, они дают масляный блеск, делающий дере­во по виду похожим на керамику. На рис. 6 — 9 показаны пред­меты из резной древесины.


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:

Поделки из древесины

Задача: 4 стр.