NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Поделки из древесины

ДЕКОРАТИВНАЯ ТАРЕЛКА



Теперь попробуем изготовить более сложную поделку — де­коративную тарелку. Для нее подберем кусок широкой и тол­стой доски с красивой текстурой древесины, например, из сосны, ели. Планируя резьбовое изде­лие из хвойной древесины с по­лосатой текстурой, учтем, что лучше всего этот материал смот­рится в ровной полированной поверхности. Для его оттенения, то есть для контраста, предусмо­трим у тарелки декоративный выпуклый кант пз ровной свет­лой древесины и прорезную резь­бу по внешнему краю. Л дно тарелки отделаем в технике мар­кетри, выбрав для этого гапоп более темный, чем материал по­делки. Таким образом достигнем контраста дна и обода тарелки.

Следует заметить, что, посколь­ку дно тарелки будет закрыто набором маркетри, можно при нодборе заготовки не обращать внимания на дефекты древесины, например сучки, расположенные в этом месте. Внешнпй вид та­релки приведен на рис. 21.

Разметка и черновая обработ­ка заготовки. Приступая к обра­ботке заготовки, сначала обстру­гаем рубанком отпиленную по размерам часть доски. Очертим циркулем три окружности: внеш­него очерка тарелки, резной части обода, заглубления под дно. Сколько удастся, стешем топором лишнюю древесину вдоль по ео слою со всех четырех углов. За­тем с помощью пилы вырежем оставшуюся часть круга. Отпи­ливать будем кусками, которые откалываются ножом или ста­меской с помощью молотка. Это даст возможность изменять на­правление спила с заворотом пи­лы по окружности. По забудем сохранить отпиленные куски для возможной заделки впоследствии дефектов на поделке или испор­ченных мест. Ножом заровняем полученную цилиндрическую по­верхность.

Уперев средний палец в торец круга, очертим карандашом на плоской поверхности заготовки окружность на расстоянии около 1 см от крап. Это будет граница заворота вниз края тарелки — его будущей резной части. Ниж­нюю границу заворота на самом торце очертим таким же приемом на расстоянии от ребра заготов­ки приблизительно 8 — 10 мм.

Ножом снимем древесину, огра­ниченную двумя очерченными линиями, так, чтобы между ними образовалась коническая поверх­ность. Стараемся стругать по слою древесины, для более лег­кого ее срезания при стругании нож протягиваем вдоль его лез­вия. Если есть топорик, его удобно использовать для снятия этой части древесины. Но такая работа требует опыта и осторож­ности. После топора все равпо нужно зачпстить срез ножом. Не надо при этом сглаживать и скруглять границы среза как внутри (по окружности), так и снаружи — на торце. Сначала лучше получить ровный срез от одной линии до другой, то есть добиться чистой конической по­верхности.

После этого проведем цирку­лем еще одну окружность, на 0,5 см отступя внутрь от имею­щейся линии. От нее можно делать закругление плоской и ко­нической части заготовки. За­кругление ведем только в преде­лах верхней третьей части кони­ческой поверхности, остальную поверхность по трогаем. Приме­няем при этом легкие и частые скользящие вдоль лезвия движе­ния ножом от себя, то есть ост­рием кончика ножа вперед, каж­дый раз приспосабливаясь резать по слою древесины или поперек слоев.

Используя удлинитель цирку­ля или с помощью веревочки и карандаша, уточним внешнюю очерковую линию тарелки. Под­правим коптур ножом и округлим слегка эту грань, сияв с нее не­большую, 2 — 3 мм, фа сочку. Так же сгладим и ребро с тыльной стороны заготовки, чтобы оно не резало при работе руки (с тыль­ной стороны древесина снимает­ся в последнюю очередь).

Углубление в середине тарел­ки. Эту операцию мы будем де­лать с помощью полукруглой (сначала) и прямой стамесок, делая резки от проведенной окружности — границы заглуб­ления к середине заготовки. Для такой работы лучше сесть на низкое сиденье (или подставить что-нпбудь под ноги) так, чтобы зажать заготовку между коленя­ми и нижней частью груди. При этом плоскость заготовки распо­ложится с наклоном около 45°, Двумя руками надрезаем древе­сину с помощью полукруглой стамески, начиная от нижней части окружности и продвигая стамеску вперед, (на себя) только на 1,5 — 2 см. Локти рук при этом прижаты к заготовке или к коленям, если заготовка небольшая. Это предотвратит опасное продвижение стамески вперед, то есть обезопасит от ранения. Удобнее, когда режущее движение делает правая рука, а левая направляет полотно стамески (для правши, конечно). Если древесина, на­пример лиственница, режется трудно, можно помочь резанию, поворачивая слегка стамеску во­круг ее продольной оси. В труд­ном для обработки месте, где резка идет поперек волокон, луч­ше направлять стамеску немного наискось сначала в одну, затем в другую сторону.

После завершения надреза кон­тура выемки по всему кругу можно дальнейшие движения стамески делать уже от . себя правой руной с одновременным поворотом стамески вокруг про­дольной оса. Заготовка лежит на коленях, рядом на табуретке или зажата коленями, как удобнее.

Таким образом мы будем убирать намеченную к срезанию древеси­ну в середине круга. Здесь уже можно продвигать свободно ста меску вперед (от себя) до нуж­ного предела, постоянно вращая ее влево и вправо вокруг оси. Надежнее направлять резки от периферии к центру. Помним при этом основное правило: нельзя держать левую руку или колени в зоне, опасной для соскока ре­жущего инструмента! Надо так располагать поделку и соответ­ственно направлять острие ста­мески, чтобы при ее срыве она ушла в воздух или уперлась в древесину.

Уберем неровности с помощью широкой полукруглой стамески или с помощью прямой стамески. Если у прямой стамески лезвие выпуклое, она подойдет для вы­равнивания боковой части углуб­ления, то есть для снятия реб­ристой и волнистой поверхности, получившейся от полукруглой стамески. Стараемся при этом делать стамеской движения так, чтобы лезвие скользило вдоль срезаемого слоя древесины, то есть работать стамеской, как но­жом, — лучше будет чистота срезания.



Рис. 21. Декоративная настенная тарелка

Подровняв выемку и убедив­шись, что ее надо углубить пов­торим операции. Теперь, делая резки полукруглой стамеской на себя, мы продвигаем лезвие зна­чительно больше вперед и вглубь, чем вначале. При этом и стамеска по мере продвижения вперед одновременно совершает наклон­ное движение от почти перпенди­кулярного к плоскости поделки положения вначале (на боковой поверхности выемки) до угла, близкого к 30° (там, где начина­ется дно). После этого движенц­ем стамески от себя удобно спять накопившуюся стружку и заодно заглубить дно. Заметим, что для облегчения работы можно приме­нять и удары по стамеске молот­ком или киянкой.

Дно тарелки. Когда полость тарелкп выбрана достаточно глу­боко, можно заняться ее оконча­тельной отделкой. Сперва под­ровняем дно полости. Для отого циркулем очертим окружность дна (центр ее должен совпадать с центром внешнего контура та­релки). Затем, положив на борта тарелки линейку и замерив от нее расстояния до различных то­чек дна, срежем плоской стамес­кой выступающие участки. Вы­ровненное дно обведем еще раз циркулем, после чего отшлифуем его шкуркой, обернутой вокруг плоской круглой дощечки.

Выравнивание боковой поверх­ности углубления с помощью шаблона. Вырежем из кусочка доски шаблон (рис. 22,а), по ко­торому будем выравнивать боко­вой контур углубления. Попят­но, что шаблон должен соответ­ствовать наиболее углубленному месту боковой поверхности поло­сти. Применяя этот пгпблоп, ис­правим профиль по всему конту­ру выемки. Для того чтобы шаб­лон находился все время на одном уровне, проведем две кон­трольные окружности: на верх­ней части выемкп (на границе с плоскостью) и на нижней (на границе с дном). А на шаблоне против этих окружностей сделаем две черточки и будем следить за их совпадением в процессе ра­боты.

Нам нужно получить по воз­можности идеально ровную боко­вую поверхность выемкп, и, что­бы выполнить эту задачу, при­дется подолхать под этот профиль прямую стамеску с шириной по­лотна около 2,5 см. Заточить и заправить ее лезвие нужно очень хорошо, чтобы оно стру­гало древесину как нож. При обработке древесины лезвие ста­мески должно двигаться по воз­можности перпендикулярна го­дичным кольцам: так хвойная древесина режется легче.

С помощью приготовленных шаблона и стамески будем вы­равнивать боковую поверхность впадины. Для контроля качества работы удобно пользоваться скользящим по поверхности по­делки светом, например от лампы над головой. Это помогает лучше выявить неровности формы. Воз­можно, что в процессе работы придется уточнить форму шабло­на. Стамеску держат правой ру­кой непосредственно за полотно, ближе к ее фаске. Большой па­лец левой руки помогает движе­нию лезвия. Если не сглажены ребра на полотне стамески, то надо их скруглить или на наж­даке, или обычным напильником, чтобы они не памнналц ладонь правой руки.

При работе с такой прочной древесиной, как лиственница, ко­торая очень трудна в чистовой обработке, нужно постоянно под­правлять лезвие стамески на оселке или заправочной доске, обернутой мелкой шкуркой.



Рис. 22. Шаблон для выравнивания профиля углубления тарелки (а); ис­пользование линейки для прореза ножичком узкой круговой канав­ки (б)
Выравнивание и зачистка лицевой поверхности тарелки. Когда боковая поверхность выемки вы­ровнена, возможно, придется еще раз подправить дно из-за заглублений по краям, оставшимся после обработки боковой поверх­ности. Хороший результат при окончательной зачистке дна дает применение плоской цикли. Если получился угол в месте пересечения боковой поверхности и плоскости дна, то можно его оставить. Но перегиб, образован­ный боковой поверхностью выем­кп я верхней плоскостью обода, необходимо скруглить. Для это­го сначала проведем две окруж­ности (одну на верхней плоско­сти тарелки, другую на боковой поверхности выемки), каждою на расстоянии соответственно 5 и 3 мм от линии перегиба. Ори­ентируясь на них, легко сделать ножом и прямой стамеской глав­ный переход одной поверхности в другую, а затем зачистить по­верхность напильником и шкур­кой.

Для обработки шкуркой верх­ней части боковой поверхности выемки целесообразно выстру­гать небольшой деревянный шаблончик такой же кривизны, как и обрабатываемая поверхность. А вмятины и неровности на плос­кой части обода тарелки лучше выровнять циклей. Поскольку при этом сама плоскость обода может нарушиться, надо ео про­верить, притерев к какой-либо другой плоской поверхности: стеклу, чертежной доски и т. д. Оставшиеся следы на ободе по­кажут места, которые надо снять. Добиваться идеальной поверхно­сти нет необходимости, лишь бы это не было заметно на глаз. Завершать обработку как плоской поверхности, так и всей осталь­ной лучше с помощью напильни­ков и шкурок. Направление их движения и предпочтительно де­лать поперек годичных слоев де­рева, при шлифовке вдоль них будут вытираться мягкие слои и поверхность окажется неров­ной.

Работая напильником, надо проявлять максимум осторожно­сти, чтобы не повредить его кон­цом противоположный край та­релки. Такая досадная оплош­ность может повлечь за собрй значительную переделку тарелки. Ведь даже случайно проведя уг­лом напильника по поделке, можно оставить глубокие вмяти­ны на древесине. Частично такие дефекты можно выправить, смо­чив слегка это место водой, чтобы древесина набухла и восстанови­ла свою форму, а затем (после высыхания) подчистить поверх­ность циклей, лезвием бритвы, шкуркой.

Упрощенный вариант выполне­ния дна тарелки. Как поступить, если боковую поверхность поло­сти выровнять не удается? В этом случае работу можно упростить: вырезать дно тарелки ц облегчить тем самым доступ к этой поверх­ности. Дно нетрудно приделать после окончания всей работы с тарелкой и выполнить его из того же материала, что и подел­ка, или из многослойной фанеры. Линия стыка не будет видна, так как она закроется набором мар­кетри. Для крепления дна можно использовать столярный клей и 4 шурупа, а чтобы замаскиро­вать последние, дно с тыльной стороны лучше отфанеровать. Покрытие лицевой поверхности тарелки маслом, (иода вся по­верхность тарелки оудет не толь­ко отшлифована, по и отполиро­вана до блеска гпкуршши (кро­ме дна), можно приступать к ее декоративной отделке. За исклю­чением дна, где будет нанесено на клей маркетри, протрем всю лицевую поверхность поделки подсолнечным маслом. Поделка, если ее поверхность хорошо от­полирована, приобретет золоти­стый цвет, появится искрение древесины. При этом убеждаешь­ся, что сосна или лиственница имеют право на благородную де­коративную отделку и что по многим качествам они превосхо­дят ценные сорта древесины, только требуют более аккуратной обработки.

Проследим, чтобы не было за­теков масла на дно тарелки, так как наличие масла снизит проч­ность склеивания с набором мар­кетри. Правда, масло все равно пропитает края дна, но неболь­шое количество его но навредит клею. Масло, не впитавшееся в древесину (обычно это бывает на просмоленных участках), сни­мем тряпочкой.

Декоративное оформление та­релки. Канавка для кольцевого канта. Теперь займемся разра­боткой рисунка декоративного Оформления тарелки. Его можно придумать самому нлн восполь­зоваться готовым. Мы будем опи­сывать выполнение орнамента, приведенного на рис. 21. Прежде чем перенести его на поделку, вырежем на гладком поле тарел­ки канавку шириной около 2 — о мм, куда будут помещены вось­мушки внутреннего канта. Канав­ка как раз пройдет по границе плоскости обода и закругленной части: углубления. Можно выре­зать эту канавку вручную, делая сначала резаком или ножом над­резы по обе стороны от прочер­ченной карандашом окружности. Но в этом случае есть опасность сделать шрам на поделке при со­скоке ножа, что повлечет значи­тельную переделку. Поэтому луч­ше с помощью шурупа и чертеж­ной линейки изготовить нехитрое приспособление и, используя его, выполнить боковые надрезы для канавки (рис. 22, б). Сначала просверлим резцом отверстие в линейке под выбранный шуруп так, чтобы он входил туда плот­но, без люфта. Немного расши­рим центральное отверстие в та­релке ц завинтим в него конец шурупа, сохранив но возможно­сти перпендикулярное плоскости дна направление шурупа. Вывин­тим его и ввернем снова, но уже вместе с линейкой. Маленьким ножичком сделаем на линейке два -поперечных прореза, как показано на рисунке (не ставьте их рядом, а то будет скол).

Теперь можно четко и быстро проделать надрезы канавки, вставляя в прорезы кончик ножа и двигая его вместе с линейкой вокруг оси — шурупа. Проводя первый надрез (со стороны цен­тра), нельзя сильно надавливать на нож во избежание скола дре­весины в сторону выемки тарел­ки. Надрез со второй стороны (удаленной от центра) можно делать уже смелее, так как дре­весина в этом случаи будет ска­лываться между прорезами, то есть в самой канавке. И в том и в другом случае нож держится с наклоном с целью выполнения клинообразной канавки: делая внутренний надрез, наклоняем нож влево (движение по часовой стрелке), для внешнего надре­за вправо.

Прорезав за несколько прие­мов боковые стороны канавки глубиной до 3 — 4 мм (лишняя глубина не помешает) и не сни­мая линейки с шурупом, удалим осторожно древесину между надрезами. Во время работы на­до постоянно удалить образую­щуюся стружку, так как в слу­чае нежелательного скола како­го-либо кусочка его придется обязательно найти, сохранить и снова приклеить. Заметим, что сколы и срезы древесины делают со стороны борта, a hp наоборот. Углубляя канавку, царазик при­менять но следует, он берет хо­рошо древесину только вдоль волокон.

Прочистив как следует канав­ку для канта, таким же образом выполним узенькую канавку, разграничивающую резной орна­мент тарелки и ее гладкое поле.

Выполнение деталей кольцевого канта и их монтаж. Внутренний капт выполним из восьми дета­лей светлой древесины (березы), которые мы вставим в проррзан-ный и аз. Для этого подыщем или выстругаем дощечку из березы толщиной 10 мм и с помощью циркуля начертим на ней восьмушку канта (вид сверху), рас­положив ее вдоль волокон дре­весины но краю дощечкн. Обра­ботав ножом внешний контур детали, зажмем заготовку в тис­ки и ножонкой по металлу (а лучше маленькой пилой) про­пилим внутренний контур. Нo­жом, напильником и шкуркой обработаем готовую восьмушку так, чтобы она входила без осо­бого усилия в паз, причем обеи­ми сторонами. Затем аккуратно разрежем ножом деталь вдоль на две части — получатся две оди­наковые детальки, восьмушки канта. Разрезаем заготовку но­жом не сразу, а с помощью надрезов с двух сторон за несколько приемов.

Остается только округлить верхнюю часть каждого канта и подогнать поточнее их торцы стыка. Аналогично ни полним и подгоним друг к другу все остальные части канта. Для их приклеивания достаточно нанести столярный клей только в паз, чтобы не измазать клеем сам кант. Конечно, лучше предвари­тельно вложить все детали канта в паз без клея и проверить их стыковку.

Если клей все-таки выступил из шва при приклеивании, надо подождать, пока он загустеет, и снять его аккуратно ножичком, протерев затем это место влаж­ной тряпкой. Сразу стирать све­жий клей не следует, чтобы не размазать его.

Подправив и зачистив неров­ности канта на стыках долек, покроем его лаком: нам жела­тельно сохранить его светлый тон, а от масла древесина немно­го желтеет.

Техника выполнения резного орнамента обода. Чтобы усилить выразительность резного обода тарелки, его края сделаны волни­стыми. Также для большей чет­кости-отверстия на нем просвер­лены насквозь, а элементы резь­бы скомпонованы сравнительно крупными, с глубокими прореза­ми.- То есть рельефная резьба усилена контурной и прорезной резьбой. При этом учитывается то, что со временем хвойная дре-весина потемнеет, разница в кон­трасте годичных колец сгладит­ся, она будет ближе к общему тону, и эффект контраста резно­го и гладкого полей усилится.

Как видно из рис. 21, орна­мент не сложен, и строить его можно прямо на поделке. Внеш­няя окружность делится на 8 равных частей, каждую из ко­торых надо разделить на желае­мое равное число дугообразных элементов (на рисунке их 0, кро­ме трех промежуточных). Кон­туры этих элементов проводятся Циркулем с центром на внешней окружности обода и радиусами, равными расстоянию между внешней и внутренней окружно­стями обода. Затем выделяются четыре накрест лежащих элемен­та из трех лепестков. Лежащие по бокам от них криволинейные элементы уменьшаются по раз­мерам, чтобы общин очерк в на­боре каждой восьмой части орна­мента был выпуклым, а общий контур обода — волнистым.

Важно предостеречь начинаю­щего резчика: прежде чем на­чать выполнять резьбу криволи­нейных элементов, надо просвер­лить в них отверстия. Иначе можно получить сколы древесины на рельефе, так как слой дре­весины будет ослаблен. По этой же причине мы не убираем пока лишнюю древесину с тыльной стороны тарелки. Перед тем как сверлить, лучше в местах отвер­стий сделать маленькие лунки полукруглым резцом и даразиком также с целью предотвратить скалывание древесины при свер­лении. В качестве сверла хорошо использовать обломанный кончик трехгранного надфиля. Малень­кие отверстия можно сделать после выполнения рельефа резь­бы простым накалыванием ост­рием иглы или шила. Полезно перед сверлением проверить рас­положение центров отверстий от­носительно средних линий эле­ментов, чтобы после выполнения рельефа отверстия оказались на середине гребня.

Прежде чем начать вырезать ножичком криволинейные проре­зы между элементами рельефа, лучше с помощью полукруглой стамески подходящей кривизны округлить их, внешние конту­ры - кончики.

Перед тем как начать серийно выполнять элементы орнамента (всего их 72), лучше для пробы закончить полностью одну сек­цию, работая при этом с макси­мальной осторожностью и терпе­нием, постоянно проверяя, остро ли заточены ножи и стамески.

Вырез криволинейных канавок лучше начать с легкого прореза средней линии по очерченной ка­рандашом дуге, затем с боковых надрезов. Для такой капризной в мелкой резьбе древесины, как сосна или лиственница, лучше всего использовать ножички с лезвием длиной 2-3 см и 1 — 1,5 см. Подчищать профиль каж­дого элемента надо довольно чи­сто, а так как напильник здесь уже не выручит, надеяться мож­но только на шкурку.

С тонких криволинейных эле­ментов древесину нужно снимать побольше, чтобы гладкое поле по другую сторону от канавки воз­вышалось немного над резьбой. Сами кончики криволинейных элементов заворачиваются при резьбе так, чтобы они сопряга­лись с ободом, осуществляя плав­ный переход окружностей друг в друга. Выборку канавок начи­наем со стороны внешнего конца мелкими срезами с боков (после надреза средней линии). При не­большой практике в такой после­довательности вся резьба идет сравнительно легко. Короткие крайние элементы в каждом сек­торе следует предварительно углубить, то есть сделать общий профиль секции выпуклым. Пое­ли этого, если потребуется, можно снова очертить контуры край­них элементов циркулем.

Как поступить, если сколотый кусочек древесины потерялся? При поделках из хвойной древе­сины такая потеря восполнима. Из запасенных при обпиливании заготовки кусков дерева нужно выбрать такой, у которого тек­стура будет более всего соответ­ствовать текстуре древесины в ре­ставрируемой зоне. На месте скола ножичком вырезается кли­нообразная канавка, куда встав­ляется предварительно подогнан­ный кусочек древесины (в соот­ветствии с рисунком годичных слоев). Приклеивается он столяр­ным клеем, а минут через 40 его уже можно зачистить.

Обработка тыльной стороны тарелки. Вырезав орнамент на одной-двух секциях, уберем с тыльной стороны лишнюю дре­весину против этого места обо­да, чтобы видеть конечный ре­зультат работы. Предварительно очертим окружность дна тарелки, от которой пужпо начинать срез древесины. Па ободо также от­метим карандашом границу вы­борки древесины. Удалять ее легче всего полукруглой стамес­кой. Работу удобнее вести, поло­жив поделку лицевой стороной (проложить бумагу) на скамей­ку. Выбираем древесину, упира­ясь ладонью правой руки в то­рец ручки полукруглой стамески и слегка поворачивая ее то в од­ну, то в другую сторону. Таким же образом мы обработаем и ос­тальную часть тыльной стороны тарелки, когда ее лицевая сторо­на будет целиком отделана.



Рис. 23. Конфетница
Способы зачистки контуров резного орнамента. Отметим, что отверстия в орнаменте необходи­мо тщательно зачистить в местах выхода их на лицевую поверх­ность, то есть там, где делались лупки. Хвойную древесину за­чищать ножиком или шкуркой очень трудно. Поэтому лучший способ обработки устьев отвер­стий — это зачистка их специ­ально выполненным инструмен­том. Для больших отверстий на­до подобрать шуруп с полукруг­лой головкой, подогнать на глаз его головку по желаемому раз­меру лунок, а на нее нанести трехгранным надфилем ряд ри­сок, пересекающихся под любым углом (шлиц шурупа не будет мешать при работе). Риски луч­ше нанести как можно чаще, но не обязательно соблюдая одина­ковые интервалы между ними. Такой самодельной зенковкой легко и удобно выравнивать фас­ку на отверстии, вращая пальца­ми стержень шурупа. Применять дрель не следует: такая деликат­ная операция требует осторож­ности.

Для маленьких отверстий зен­ковку несложно сделать из тол­стого гвоздя, заточив его конец под конус и нанеся на него риски надфилем. Такую зенковку мож­но вращать не только пальцами. но и между ладонями.

После того как все элементы тиши зачищены, целесообразно сделать маленьким ножичком прорезы — углублении между дугообразными элементами. Нель­зя при этом перемещать нож скользящим движением — он может сорваться. Нож следует переставлять и надавливать на него рукой. Такими углубления­ми мы усилим рельеф резьбы, что немаловажно для поделки, где полосы хвойной древесины «сбивают» форму рельефа.

Выполнив орнамент на секции и убедившись, что работа не яв­ляется сложной, а зрительно ор­намент воспринимается достато­чно нарядным, можно приступить к резьбе на оставшихся секциях.

Остается только покрыть поделку лаком. Кстати, после по­крытия поделку можно выставить на солнце (если она была хорошо просушена и пет риска растрес­кивания), древесина приобретет более глубокий охристый, благо­родный тон.

Техника маркетри для декора дна тарелки. Для такой работы придется запастись шпоном различных пород древесины. Обычно нужный набор из кусочков шпона собирается отдельно с под­клейкой их с обратной стороны полосками липкой ленты для связи. Затем набранный рисунок под прессом наклеивается обрат­ной стороной на отделываемую поверхность, бумажные стяжки счищаются, набор шлифуется и покрывается лаком. В нашем случае, учитывая недостаток опыта резчика, лучше узор из шпона наклеивать поочередно, деталями.

Подобранный рисунок перено­сится через копирку на дно та­релки, и детали набора наклеи­ваются прямо на рисунок. Круг­лые ягоды винограда нарезают­ся полукруглой стамеской. При­клеивая их при различном пово­роте волокон древесины, даже из одного березового шпона можно получить интересную кисть с иг­рой цвета ягод. Для листьев луч­ше использовать более темный шпон (ореховый, буковый, крас­ного дерева и др.), конечно, под­бирая текстуру дерева под рису­нок и характер листа или его части. Для фона проще всего на­резать из различных темных по­лосок шпона шириной около 2 мм кусочки в виде треуголь­ников, ромбиков, трапеций и т. д. Кончиком ножа выстлать ими покрытую клеем часть фона, не обязательно подгоняя кусочки плотно друг к другу, так как эти промежутки заполнятся клеем.

Можно включить темный шпон и в ягоды винограда, чтобы дать, объем кисти, а между ягодками предусмотреть еще более темный шпон. Все тонкие полоски, про­жилки листьев, веточки делают­ся после приклеивания всего на­бора прорезкой в нем канавок и вставкой в них на клею узких полосок темного шпона или вмаз­кой темной шпаклевки. Но при­менять шпаклевку можно только «тогда, когда набор уже покрыт хотя бы 1 — 2 слоями лака. В противном случае шпаклевка закрасит расположенные рядом детали, а с лака она стирается легко. Потом набор снова шли­фуется и покрывается лаком. Шпаклевку легко изготовить из гуашевой или масляной краски (подсушив краску на бумаге) или смешать разведенный сто­лярный клей с толченым углем либо сажей

Шлифуется высохший набор шкуркой, обернутой вокруг до­щечки

При желании резной обвод та­релки можно дополнить про­клеенными снизу ажурными де­талями из березы, как на рис. 23. Описание их изготовления здесь не приводится.


ББК 87.8 А94



Афанасьев А. Ф.
А 94 Поделки из древесины — М.: Знание, 1989. — 32 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Сделай сам»; № 6). 35 к.
Выпуск знакомит читателей с увлекательным искусствам резьбы по дереву. Рассказывается об инструментах и при­емах работы резчиков. Подробно описывается изготовление нескольких оригинальных поделок-украшений.

Предназначается любителям резьбы по дереву.
4901000000 ББК 87.3
ISBN 5-07-000630-4 ©Издательство «Знание», 1989 г,
А. Ф. Афанасьев
ПОДЕЛКИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Гл. отраслевой редактор Л. А. ЕРЛЫНИН

Редактор С. А. ГЛУШКОВ

Мл. редактор Е. В. ПЕТРОВА

Обложка художника В. И. ПАНТЕЛЕЕВА

Худож. редактор М. А. ГУСЕВА

Техн. редактор О. А. НАЙДЕНОВА

Корректор С. П. ТКАЧЕНКО
ИВ № 10223
Сдано в набор 06.04.89. Подписано к печати 17.05.89. Т01005. Формат бумаги 60Х84 1/8. Бумага газетная. Гарнитура обыкно­венная. Печать высокая. Усл. печ. л. 4.00. Усл. кр.-отт. 6.00, Уч.-изд. л. 4,63. 3аказ 1210. Тираж 4 838 939 экз. Цена 35 коп.

5-6-7 заводы по 500 000 экз. (2 000 001 — 3 500 000 экз.)

Издательство «Знание». 101835. ГСП. Москва, Центр, проезд Серова, д. 4. Индекс заказа 89410В.

Типография ордена Трудового Красного Знамени нздательско-

полиграфического объединения ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».

Адрес НПО: 103030, Москва, К-30, Сущевская ул., д. 21,

OCR Pirat



страница 1 ... страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:

Поделки из древесины

Задача: 4 стр.