Пояснительная записка Курс «География. 5 класс»
И.И. Баринова, доктор педагогических наук, профессор, зав. Кафедрой географии МИОО
О курсе географии 5 класса.
Примерная программа и тематическое планирование
С нового учебного года география в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения- 280, из которых по 35 часов (1 час в неделю)- в 5 и 6 классах и по 70 ч. (2 часа в неделю)- в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным планом систематическому курсу географии в основной школе предшествует пропедевтический курс «Окружающий мир».
Предлагаемая рабочая программ по курсу географии 5 класса. По данной программе в издательстве «Дрофа» подготовлен учебник «География 5 класс»- авторы И.И. Баринова, Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, которая является первым в классической линии учебников данного издательства.
Пояснительная записка
Курс «География. 5 класс»- это первый систематический курс географии в основной школе. Главная особенность этого курса- за весьма непродолжительное время (35 ч.) познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов- географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Содержание курса включает пять основных блоков:
- что изучает география;
- как люди открывали Землю;
- Земля во Вселенной;
- виды изображения земной поверхности Земли;
- природа Земли.
Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены из-за того, что география опережает по времени изучения многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, поэтому многие вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Основная цель данного курса- познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит знакомство с особенностями живой и неживой природы.
На предметном уровне основная задача курса- пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся.
На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения географии как возможной области будущей практической деятельности.
Основное содержание программы
Что изучает география (4 ч.)
Живая и неживая природа нашей планеты Земля.
Явления природы (гроза, смена дня и ночи, дождь, снег, листопад, смена времен года, ветер и др.)
Влияние человека на природу Земли. Человек на Земле.
Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология.
Физическая география- наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология, гидрография, биогеография, океанология и др.
Социально-экономическая география- наука и хозяйстве, населении (демография) и др.
Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.
Как люди открывали Землю (4 ч.)
Для чего люди изучали Землю.
Географические открытия в древности: плавания финикийцев.
Географы древнего мира- греческие ученые Геродот, Пифей, Эратосфен и их открытия.
Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша, Васко да Гама, Марко Поло.
Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.)
Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1521-1522 г.).
Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.).
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820г.).
Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.). Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича Дежнёва (1648-1649 г.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).
Практикум: с к/к, учебником, диском.
Земля во Вселенной (8 ч.)
Представление древних народов о Вселенной.
Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птолемею.
Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.
Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представление о Вселенной итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея.
Современные представления о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы: планеты-гиганты и карлики.
Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
Многообразие звезд и созвездий. Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.
Уникальная планета Земля.
Исследования космоса.
Виды изображений земной поверхности Земли (6 ч. )
Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас.
План местности.
Географическая карта.
Условные знаки плана и карты.
Практикум: Ориентирование с помощью компаса (работа на местности или в классе). Чтение плана и карты. Самостоятельное построение плана (класса, своей комнаты).
Природа Земли (9 ч.)
Гипотезы о возникновении планеты Земля Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы.
Путешествие по материкам: разнообразие их природы.
Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе.
Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Движение воздуха.
Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи.
Биосфера- живая оболочка Земли. В.И. Вернадский- создатель учения о биосфере.
Почва- особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев- основоположник учения о почвах.
Человек и природа. Человек- часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней.
Природа- источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе.
Практикум: на к/к обозначение материков и океанов Земли, районов землетрясений и вулканизма.
Резерв – 4 часа
Примерное тематическое планирование по курсу «География», 5 класс
Жирным шрифтом (в содержании уроков) дан материал, который проверяется в ЕГЭ.
|   № урока  |    Тема  |    Содержание урока  |    Вид деятельности  |  
|   Что изучает география- 4 ч.  |  |||
|   1.  |    Мир, в котором мы живем.  |    Наш дом- планета Земля. Живая природа- все многообразие живых организмов, включая человека. Неживая природа- реки, горы, полезные ископаемые. Явления природы.  |    Знакомство учащихся с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с диском.  |  
|   2.  |    Науки о природе.  |    Знакомство с основными науками о природе: астрономия, география, физика, химия, геология, биология, экология. Естественные науки.  |    Формирование приемов работы с учебником и диском.  |  
|   3.  |    География- наука о Земле.  |    Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.  |    Работа с учебником и диском, знакомство с презентацией.  |  
|   4.  |    Методы географических исследований.  |    Представление о методах географических исследований и их развитии от географических описаний до аэрокосмических методов.  |    Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.  |  
|   Как люди открывали Землю- 4ч.  |  |||
|   5.  |    Географические открытия древности Средневековья.  |    Знакомство с основными открытиями и величайшими географами древности; плавания финикийцев; описания стран Геродотом; вычисление размеров Земли Эратосфеном. Путешествие Марко Поло в Индию и Китай; плавания португальских моряков вокруг Африки- Б. Диаш и Васко да Гамма.  |    Работа с картой, умение правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника и на диске.  |  
|   6.  |    Важнейшие географические открытия.  |    Открытие Америки Х. Колумбом (1492г.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1522). Открытие Австралии В. Янсзоном (1606г.). Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллингаузеном и М.П.Лазаревым (1820г.).  |    Работа с текстом учебника, к/к, анализа презентаций.  |  
|   7.  |    Открытия русских путешественников.  |    Новгородцы и поморы- первые исследователи севера Европы и Азии (XIIв.). «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XVв.). Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь (XVв. ). Экспедиция Семёна Дежнёва в Восточную Сибирь (XVIIв. ). Великие Северные экспедиции В. Беринга и А.С. Чирикова (XVIIIв.).  |    Чтение и анализ карты атласа. Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников».  |  
|   8.  |  |||
|   Земля во Вселенной- 8 ч.  |  |||
|   9.  |    Представления о Вселенной в древности.  |    Что такое Вселенная. Представления древних индийцев о форме Земли. Древнегреческие ученые Пифагор и Аристотель о шарообразности Земли и модели строения Вселенной.  |    Работа в тетради: опорный конспект рассказа и презентации учителя.  |  
|   10.  |    Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.  |    Изменение представлений о мире после географических открытий XIV- XVIвв. Первая модель Вселенной польского астронома Николая Коперника. Учение о Вселенной итальянцев Джордано Бруно и Галилео Галилея (XVI- XVII вв.). Современные представления о Вселенной.  |    Самостоятельная подготовка сообщений и презентаций по теме «Ученые, перевернувшие мир».  |  
|   11.  |    Солнечная система.  |    Солнечная система- это планеты и небесные тела. Планеты делятся на две группы: планеты земной группы- Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты- Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон.  |    Работа с текстом учебника и диском, выполнение заданий учебника.  |  
|   12.  |    Планеты-гиганты.  |    Отличительные свойства планет - гигантов: состоят преимущественно из газов, не имеют твердых поверхностей, обладают большим количеством спутников, имеют кольца. Происхождение названий планет.  |    Составление характеристики планет-гигантов по плану (с.60 учебника). Анализ иллюстраций учебника и диска.  |  
|   13.  |    Небесные тела.  |    Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Самая известная комета- Галлея. Самый большой астероид- Церера. Значение изучения небесных тел для познания космических процессов.  |    Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника и презентации.  |  
|   14.  |    Мир звезд.  |    Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы. Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты, карлики. Созвездия. Почему люди с древних времен наблюдали за звездным небом.  |    Наблюдение за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.  |  
|   15.  |    Уникальная планета Земля.  |    Планета Земля- планета жизни: Благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.  |    Сравнение особенностей планет земной группы.  |  
|   16.  |    Современные исследования космоса.  |    Вклад отечественных ученых в развитие космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.  |    Самостоятельные сообщения о первой женщине-космонавте В. Терешковой; о первом выходе человека в открытый космос- А. Леонов. Рефлексия (самоанализ): что нового я узнал из этой темы.  |  
|   Виды изображений поверхности Земли- 6ч.  |  |||
|   17.  |    Стороны горизонта.  |    Горизонт. Основные (север, юг, восток, запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз) стороны горизонта. Ориентирование.  |    Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.  |  
|   18.  |    Способы ориентирования.  |    Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по Солнцу и звездам. Ориентирование по местным признакам.  |    Практическая работа: ориентирование по компасу и местным признакам.  |  
|   19.  |    План местности и географическая карта.  |    Изображение земной поверхности в древности. План местности. Масштаб. Условные знаки. Отличие географической карты от плана. Начальные меридиан. Экватор- сама длинная параллель.  |    Отработка знаний условных знаком плана. Тренинг: ориентирование по плану и географической карте.  |  
|   20.  |    Практикумы по теме.  |    Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач.  |    Практикум: Составление простейшего плана. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.  |  
|   21.  |  |||
|   22.  |  |||
|   Природа Земли – 9ч.  |  |||
|   23.  |    Как возникла Земля.  |    Гипотезы разных ученых о происхождении планеты Земля и Солнечной системы. Современные представления о возникновении Солнца и планет.  |    Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска.  |  
|   24.  |    Внутреннее строение Земли.  |    Ядро и мантия. Литосфера и земная кора. Движения земной коры. Породы и минералы.  |    |  
|   25.  |    Землетрясения и вулканы.  |    Грозные явления природы, связанные с литосферой. Землетрясения. Причины землетрясений, сейсмические районы. Вулканы. Строение вулкана: кратер, жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие вулканы.  |    Практическая работа: обозначение на к/к сейсмических зон Земли, крупнейших вулканов.  |  
|   26.  |    Путешествие по материкам.  |    Краткая характеристика особенностей природы всех материков Земли. Формирование представлений о разнообразии природы нашей планеты.  |    Подготовка образных рассказов и презентаций по опережающим заданиям о природе разных материков Земли. Обозначение на к/к всех материков и особенностей их природы.  |  
|   27.  |    Вода на Земле.  |    Гидросфера- водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды. Вода в атмосфере. Роль воды в жизни человека.  |    Работа с к/к: обозначение океанов, морей, крупных рек и озер.  |  
|   28.  |    Воздушная оболочка Земли.  |    Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы, ливни, град. Погода и климат. Роль атмосферы в жизни человека.  |    Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока.  |  
|   29.  |    Живая оболочка Земли.  |    Биосфера- живая оболочка Земли. Границы биосферы. Русский ученый В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере.  |    Работа с учебником и диском.  |  
|   30.  |    Почва- особое природное тело.  |    Что такое почва. В.В. Докучаев- основоположник науки о почвах- почвоведении. Плодородие- основное свойство почвы.. Значение почвы для человека.  |    Анализ текста учебника и работа с диском.  |  
|   31.  |    Человек и природа.  |    Систематизация и обобщение знаний курса. Роль природы в жизни человека. Воздействие человека на природу. Необходимость бережного отношения к природе. Правила поведения в природе.  |    Итоговый контроль по курсу: выполнение тестовых заданий; работа с картами; проверка географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант).  |  
|   Резерв времени- 4 часа.  |  |||
страница 1
скачать
Другие похожие работы: