NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по экологии 11 класс Пояснительная записка


Рабочая программа

по экологии

11 класс
Пояснительная записка

В связи с возрастающей потребностью современного общества в специалистах, изучающих экологическое состояние окружающей среды, возникла необходимость в создании программы непрерывного курса экологии, начинающегося с шестого класса. Особенностью данного курса является тесная взаимосвязь всех его разделов. Изучение экологии начинается в шестом классе с рассмотрения общих экологических проблем и закономерностей, знакомства с жизнью и взаимосвязями компонентов природных экосистем. Учитывая возрастные особенности учащихся средней школы, в курсе экологии пятого, шестого, седьмого и восьмого классов изучаются взаимоотношения живых компонентом природных экосистем и влияние хозяйственной деятельности человека на животный и растительный мир нашей планеты. Курс экологии девятого класса тесно связан с предыдущими разделами, и внимание учащихся акцентируется на взаимосвязи экологического состояния окружающей среды и здоровья человека, их связь с нарушением экологического баланса планеты. Курс экологии в старших классах является скорее мировоззренческим, чем биологическим, учащиеся знакомятся с развитием взаимоотношений общества и природы на примере различных цивилизаций, рассматривают возникающие экологические кризисы как возможные причины гибели древних цивилизаций.
Цель программы: воспитание экологической культуры личности и общества как мировоззренческой основы выживания и развития современной цивилизации.

Используются:

а) теоретические занятия (лекции, беседы, семинары, конференции, зачеты, тематическо обобщающие уроки);

б) практические занятия (наблюдения, эксперимент, участие в мониторинге, решение экологических задач, составление таблиц, схем, задач, оформление графиков, диаграмм, опорных конспектов);

в) самостоятельные работы учащихся (подготовка рефератов, сообщений, "экологических минуток");

г) технические средства обучения (телевизор, компьютеры).

Примечание: данная программа дает право каждому учителю корректировать ее, исходя из расписания и имеющегося наглядного материала.
Список рекомендуемой литературы

  • Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для 10-11 кл. проф. Шк. -М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.

  • Экология. 9-11 класс, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина Издательство: АСТ-Пресс Школа, 2006 г. 304 стр.

  • Организм и среда Воскресенская О.Л., Скочилова Е.А., Копылова Т.И., Алябышева Е.А., Сарбаева Е.В. ОРГАНИЗМ И СРЕДА: факториальная экология: Учеб. пособие /Йошкар-Ола, 2005.-245с...

  • Экология города. Воскресенская О.Л. и др. – Йошкар-Ола, 2005

  • Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: “Академия развития”, 1998.

  • Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996.

  • Ашмихина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: Агар, 2000.

  • Богатырева Н.А., Леоненко Н.И. Химия Земли и экология. М., 1997.

  • Васильева Ю.В. Страницы отечественного образования. М.: МНЭПУ, 1996.

  • Величковский Б.Т., Суравегина И.Т. Здоровье и окружающая среда. М.: НПЦ, “Экология и образование”, 1992.

  • Голованов А.И. Введение в природообустройство.

  • Гупин П.Д., Востокова Е.А. Ландшафтная экология.

  • Дежкин В.В. Беседы об экологии. М.: МНЭПУ, 1998.

  • Дневник юного исследователя. М., 1990.

  • Зверев И.С. Введение в экологические системы; Землеведение и экология. М.: Того, 1995.

  • Духовное наследие Глинской пустыни / Историко-патриотическое общество “Наследники Александра Невского”. М.: Самшит, 1999.

  • Киреев Н.Г., Киреева Н.В. Экономика и окружающая среда. М.: Агар, 1999.

  • Корецкая Т.И. Окно в мир. М.: Лазурь, 1996.

  • Медоуз Д., Медоуз Д. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994.

  • Миллер Тайлер. Жизнь в окружающей среде. в 3 частях. М.: Прогресс, Пангея, 1993.

  • Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1972.

  • Пронина Н.Б. Экологические стрессы. М., 2000.

  • Пуртова Е.Е., Смирнова Е.В. Проблемы твердых бытовых отходов. М., 2000.

  • Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана природы. М.: Мнемозина, 1995.


Основные требования к курсу "Экология 11"

Учащиеся должны знать:

основные экологические понятия

  • об экологии как науке, ее отраслях, истории развития, ученых, внесших вклад в развитие науки ( Э. Геккель, В. И. Вернадский, В. Н. Сухачев, Э. Зюсс, А. Тенсли, Ю. Либих и др.);

  • экологические факторы, их типы; экологические группы растений и животных

  • основные экологические законы (Бергмана, Уолесса, Алена и др.)

  • особенности городской среды обитания

  • "толерантность", ее типы, причины, результат;

  • типы загрязнения окружающей среды, экологические ситуации, причины, влияние на организмы, здоровье человека;

  • глобальные экологические проблемы, их причины, пути решения;

  • влияние человека на окружающую среду;

  • основные экологические законы, принципы;

  • знать основные документы, мероприятия по охране окружающей среды всей планеты, страны, родного края.


Учащиеся должны уметь:

  • различать типы экологических факторов, их влияние на окружающую среду;

  • выявлять типы взаимоотношений в окружающей среде, биотических связей;

  • определять типы приспособленности организмов в окружающей среде;

  • составлять экологические цепи, сети, различать их типы;

  • определять жизненные формы видов, жизненное состояние, возрастной спектр, фенологические фазы в природе;

  • проводить исследования состояния окружающей среды, анализ, обработку материала;

  • оформлять результаты с помощью таких форм, как описание фактов, составление схем, таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков, формулировать выводы;

  • владеть простейшими приемами слежения за состоянием окружающей среды;

  • формулировать несложную проблему и предложить идею ее опытной проверки, опираясь на знание экологии;

  • широко использовать краеведческий материал;

  • уметь пропагандировать правила бережного отношения к природе.


Глобальная экология (34ч)

Введение(5ч)

Глобальная экология. Этапы развития. Глобальные проблемы человечества. Экологические проблемы на ранних этапах развития цивилизации. Глобальное загрязнение, кризис редуцентов. Нравственный императив.

Демонстрации. Таблицы по охране окружающей среды.

Человечество и атмосфера(5ч)

Состав и баланс газов в атмосфере. Функции атмосферы. Естественные и исскуственные источники загрязнения атмосферы. Глобальное потепление. Проблема озонового экрана. Кислотные дожди. Меры по охране атмосферного воздуха.

Демонстрация. Таблица «Схема строения атмосферы».

Человечество и гидросфера(7ч)

Вода-основа жизни на Земле. Круговорот воды на планете. Значение мирового океана. Экологические проблемы освоения океана. Водопотребление и истощение ресурсов пресной воды на планете. Качество пресной воды и здоровье человека. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

Демонстрация. Таблица «Схема распространения воды на Земле».

Практическая работа. «Органолептическая характеристика воды».

Человечество, земная кора и педосфера (5ч)

Воздействие человека на земную кору. Глобальные функции почвы. Современное состояние почвенного покрова Земли. Эрозия, виды эрозии, их причины, меры по предупреждению. Опустынивание - глобальная экологическая проблема.

Демонстрации. Таблицы по охране окружающей среды

Человечество и биосфера (4ч)

Живое вещество в биосфере и его глобальные функции. Современное состояние лесных ресурсов. Обезлесение как глобальная экологическая проблема. Биологическое разнообразие: причины утраты и пути сохранения.

Демонстрация. Таблицы с вымершими животными.

Здоровье человека(2ч)

Глобальное здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. Характерные черты кризиса здоровья в мире.

Практическая работа. «Определение биологического возраста».

Экологические проблемы(2ч)

Развитые страны и глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России и пути их решения.

Демонстрация. Географическая карта России.

На пути к устойчивому развитию(4ч)

Глобальные модели экоразвития. Выбор пути развития цивилизации. Всемирная стратегия охраны природы на ближайшие годы. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Мировая сеть ООПТ.

Демонстрация. Карта Россия. Карта Республики Марий Эл.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.