NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка








Оглавление

Пояснительная записка……………………………………….…................................................3

Организация и содержание комплексной практики………………………………………… 4

Формы отчетности ……………………………..………………………………………………..5

Инструктивные указания к ведению дневника………………………………………………...5

Права и обязанности студента в период комплексной практики……………………………..6

Критерии оценки деятельности студента на практике………………………………………..6

Литература………………………………………………………………………………………..6
Приложение 1. Схема оформления дневника практики ……………………………………...8

Приложение 2. Тактика проведения психологического обследования....................................9

2.1. Технология проведения психологического обследования и его основные разделы…………………………………………………………………………………………..12

2.2. Базовый диагностический набор для психологического обследования детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….16

Приложение 3. Анализ результатов психологической диагностики. Общие замечания по проведению анализа……………………………………………………………………………19

3.1. Схема анализа результатов углубленного психологического обследования…………………………………………………………………………………..20

3.2.Технология составления заключения по результатам психологического обследования…………………………………………………………………………………..23

Приложение 4. Схема анализа психокоррекционного занятия……………………………..28

Пояснительная записка
Комплексная практика в школах для детей с отклонениями в развитии – обязательный этап обучения студентов по специальности 0507116.65 «Специальная психология». Она является связующим звеном между теоретическим обучением студентов в вузе и их будущей самостоятельной профессиональной деятельностью, и поэтому занимает очень важное место в системе профессионально - педагогической подготовки будущих специальных психологов.

Программа комплексной практики предназначена для студентов V курса факультета очно-заочного обучения, обучающихся по специальности 0507116.65 «Специальная психология». Продолжительность практики составляет 6 недель (10 семестр). Программа практики разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 0507116.65 «Специальная психология» и учебным планом. Практика представляет собой логическое продолжение усвоения психологических знаний и формирования научной позиции, основа которых заложена в теоретических курсах. В ходе практической деятельности студенты синтезируют знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Психология развития», «Специальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методы психокоррекции», «Психология лиц с ЗПР», «Психология лиц с умственной отсталостью», «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» и т.п. По итогам изучения данных дисциплин студенты должны знать современные технологии диагностической работы, основные теоретические направления психологической коррекции; особенности и возможности использования тех или иных методов диагностики и коррекции при работе с детьми разного возраста и с разной структурой нарушения.

Комплексная практика вводит студентов в круг обязанностей психолога специальной школы учителя-дефектолога, дает возможность применить теоретические знания в практической работе с детьми с отклонениями в развитии.

В программе указаны цель, задачи, объём и содержание комплексной практики студентов, предлагаются образцы оформления отчётной документации и методические материалы, которые окажут помощь студентам в практической деятельности.
Цели практики:

  1. Формирование у студентов навыков диагностической и коррекционной работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста с отклонениями в развитии.

  2. Систематизация и расширение у студентов представлений о типах психического дизонтогенеза, основных методологических подходах к оказанию специальной психологической помощи детям и подросткам с отклонениями в психическом развитии.


Основные задачи комплексной практики:

  1. Овладение методологическими принципами, основами диагностической и психокоррекционной деятельности психолога, работающего с детьми младшего школьного возраста и подростками с отклонениями в психическом развитии.

  2. Овладение основными технологиями диагностической работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования.

  3. Выявление особенностей развития детей младшего школьного и подросткового возраста с отклонениями в психомоторном развитии (несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, эмоционально-личностной сферах, в поведении в целом).

  4. Закрепление теоретических представлений об общих закономерностях психического дизонтогенеза, отдельных видах нарушений психического развития, основных принципах и методологических подходах в работе с детьми школьного возраста с отклонениями в развитии посредством самостоятельной практической деятельности.

В течение всего периода комплексной практики студенты должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

  1. Владение основными методологическими принципами работы с детьми и подростками школьного возраста с отклонениями в развитии.

  2. Владение основными принципами и технологиями диагностической работы.

  3. Владение основными принципами составления заключения по результатам психологического обследования.

  4. Умение исследовать особенности несформированности или нарушений в когнитивной, моторной, эмоционально-личностной сферах, поведении в целом детей с отклонениями в развитии.

  5. Умение анализировать психокоррекционное занятие специального психолога.


Организация и содержание комплексной практики
Комплексную практику студенты проходят в течение шести недель: с 1 по 3 недели - в первом учреждении специального образования, с 4 по 6 недели – во втором учреждении. До начала практики проводится инструктаж, определяющий цели и задачи практики, место ее прохождения, сроки сдачи отчётной документации, производится распределение студентов в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, составляются графики посещения учреждения для проведения диагностического обследования ребенка (подростка.


Период

Содержание комплексной практики

1-2;

4-5 недели

  • Знакомство с правилами внутреннего распорядка специального (коррекционного) образовательного учреждения, с его материальной и предметно-развивающей средой;

  • посещение занятий учителя-дефектолога и внеклассного мероприятия, составление плана-конспекта мероприятия;

  • посещение групповых и индивидуальных занятий специального психолога с последующим анализом одного посещенного занятия психолога;

  • изучение документации и оборудования кабинета психолога школы;

  • планирование самостоятельной работы по проведению психологического обследования ребенка и подростка с отклонениями в развитии (2 чел. за всю практику);

  • ведение дневника практики, отражающего содержание и объем ежедневно выполняемой работы.




3, 6

недели

  • самостоятельное исследование особенностей познавательной деятельности и личностной сферы одного ребенка младшего школьного возраста и одного подростка с отклонениями в развитии;

  • ведение дневника практики, отражающего содержание и объём ежедневно выполняемой работы;

  • оформление отчетной документации по практике.





Основные этапы комплексной практики (для одного учреждения)


  1. Ознакомление с программой практики, методическим обеспечением к ней, подготовка диагностического инструментария для проведения психологического обследования.

  2. Знакомство с учреждением, планирование с методистом практики распорядка работы практикантов.

  3. Посещение занятий учителя-дефектолога, составление конспектов занятий как основной формы учебно-воспитательной работы.

  4. Посещение коррекционных занятий психолога, анализ одного посещенного занятия по предложенному плану.

  5. Выявление особенностей развития и поведения в целом двоих детей (младшего школьного и подросткового возраста) с от­клонениями в развитии.

  6. Составление заключения по результатам психологического обследования.

  7. Подготовка отчетной документации по практике и устного отчета на итоговую конференцию по практике.

Формы отчетности

  1. Дневник практики (схема оформления дана в Приложении 1 методических указаний).

  2. Отчет о прохождении комплексной практики с приложением:

  • протоколов психологического обследования двух детей с отклонениями в развитии;

  • заключений по результатам психологического обследования двоих детей с отклонениями в развитии (методическое обеспечение дано в Приложении 3 методических указаний по организации практики);

  • анализа одного посещенного занятия психолога (методическое обеспечение дано в Приложении 4 методических указаний по организации практики).

  1. Психодиагностические методики.

Дневник и отчет о прохождении педагогической практики необходимо вложить в картонную папку с оформленным титульным листом.

Инструктивные указания к ведению дневника

1.В дневнике должна получить свое отражение вся работа студента- практиканта в учреждении.

2.Дневник должен заполняться ежедневно.

3.Студент-практикант обязан иметь дневник всегда при себе во время работы в учреждении.

В конце дневника студент должен дать оценку проделанной за период практики работе, ответив на следующие вопросы:

    • Выполнения содержание психологической практики. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана? Особенности практики? Как их решали, какие получали результаты?

    • Какие основные задачи решались Вами за период практики? Как их решали, какие получались результаты?

    • Какие образовательно-воспитательные задачи вы поставили перед собой на будущее?

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.


Пояснительная записка

Пояснительная записка: 4 стр.



Документы

архив: 1 стр.