Пояснительная записка цели программы

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели программы:
- создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
-разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки.
Главные задачи Программы
Сформировать положительное отношение к труду;
Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
Научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Для решения этих задач необходимо:
- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, района в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
- создать систему подготовки учащихся 1 – 11-х классов в рамках профориентационной и предпрофильной подготовки;
- наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;
- осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности;
- повысить профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива, обеспечить профессиональный, карьерный рост педагогов;
- способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Принципы профориентационной работы:
1) Систематичность и преемственность.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью.
Участники:
Профориентационная подготовка – учащиеся 1 – 8 классов;
Предпрофильная подготовка – учащиеся 9 – 11 классов.
Срок выполнения:
2011-2015 г
Содержание программы:
Программа «Путь в профессию» включает в себя следующие направления деятельности:
Профориентационную работу
Предпрофильную подготовку.
План работы реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, организациями.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профориентационная работа
Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей.
Основные направления профориентационной работы в школе:

Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
1-4 классы
Мир профессий
- Знакомство с профессиями родителей. | - классные часы-встречи - рассказ о профессии |
- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности. | - беседы о труде - внеклассные мероприятия - профориентационные игры |
- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий. | - составление каталога профессий - профориентационные игры - классные часы-встречи - экскурсии на предприятия и в учебные заведения |
5-8 классы
Самоопределение в области «человек – труд - профессия»
Формирование основ профориентационной направленности | - анкетирование учащихся - психологическое тестирование |
- Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий. | - психологические тренинги, тестирование - классные часы - профориентационные игры. |
- Формирование профессионального самопознания. | - сотрудничество со специалистами образовательных учреждений, организаций, предприятий, центров. - психологические тренинги, тестирование - классные часы |
- Проектная деятельность | - геология - экология - краеведение, поисковая работа |
Профориентация в 1-8 классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций, учителями школы, преподавателями учебных заведений, специалистами предприятий, организаций, а также в рамках предпрофильной подготовки.
Предпрофильная подготовка
Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
9-11 классы
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Согласование учебного плана предпрофильной подготовки на учебный год | август | Директор, зам.директора по УВР |
2 | Внутренняя экспертиза рабочих программ элективных курсов | сентябрь | Завуч. |
3 | Организация сотрудничества с учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, центрами, организациями | сентябрь в теч. уч. года | Адм. Рук. МО |
4 | Родительские собрания в 9-х классах. | сентябрь, октябрь, апрель, май | Кл. рук., психол., зав.библ. |
5 | Проведение информационных мероприятий | в течение года | Кл. рук. психол. библ. |
6 | Подведение итогов предпрофильной подготовки. | декабрь май | учителя |
7 | Введение инновационных элементов учебного плана в образовательный процесс. | В течение года | учителя |
8 | Отслеживание, корректировка и обобщение результатов внедрения предпрофильной подготовки | В течение года, до апреля | Адм |
9 | Подведение итогов за год. | май | Адм |
Общешкольные мероприятия
Месяц | Направления деятельности |
Сентябрь | -Сбор информации об учебных заведениях. -Создание каталога профессий. -Проведение «Ярмарки кружков». -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. -Профориентация: игра «Мир профессий». |
Октябрь | -Профориентационная информация. -Читательская конференция «Профессия и личность». -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. -Информация о положении молодежи на рынке труда. |
Ноябрь | - Профориентационная информация. - Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. |
Декабрь | -Профориентационная информация. -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. -Встречи с представителями разных профессий. -Мероприятие «Когда я был студентом». |
Январь | -Профориентационная информация. -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. -Встречи с представителями разных профессий. |
Февраль | -Профориентационная информация. -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. -Встречи с представителями разных профессий. |
Март | -Профориентационная информация: Центральные ВУЗы. -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. |
Апрель | -Профориентационная информация. -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. -День открытых дверей «Учиться никогда не поздно». |
Май | -Профориентационная информация. -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. -Игра в абитуриенты «О порядке приема». |
Тематика классных часов.
№ | 1-4 классы. |
1 | Мир моих интересов |
2 | Все работы хороши – выбирай на вкус. |
3 | Профессии наших родителей. |
4 | О профессиях разных, нужных и важных. |
5 | Путь в профессию начинается в школе. |
6 | Моя мечта о будущей профессии. |
7 | Труд на радость себе и людям. |
| 5-8 классы. |
1 | Мир-профессий. Человек-техника. |
2 | Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи. |
3 | Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. |
4 | Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
5 | Мир профессий. Книга-выставка. |
6 | Мир профессий. Электронные помощники. |
7 | Астрономия наших дней. |
8 | Мир профессий. Когда на весах лекарства.Фармацевт. Встреча. |
| 9-11 классы. |
1 | Познай самого себя. |
2 | Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование. |
3 | Профориентация и медицинская профконсультация. |
4 | Мотивы выбора профессии. |
5 | Психологические характеристики профессий. |
6 | Они учились в нашей школе. |
7 | Выпускники школы-учителя |
8 | Профессии с большой перспективой. |
9 | Как стать гением? Жизненная стратегия творческого человека. |
10 | Что век грядущий нам готовит? |
11 | Профессии с большой перспективой. |
12 | Сотвори свое будущее. |
13 | Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |
Кадровое обеспечение
Педагогический состав гимназии
Педагогические советы
2011 - 2012 уч.год – «Формы и методы организации профориентационной работы».
2012- 2013 уч. год - «Формы и методы организации предпрофильной подготовки»
2013-2014 уч.год – «Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся».
2014-2015 уч.год. Анализ и обобщение опыта.
Методические семинары
- Роль элективных курсов в предпрофильном обучении.
- Порфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся
Предметно-методические недели
-Мир открытий.
-Мир профессий.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: