Праздничный календарь ●История воспитательной колонии ●Все о самодеятельных организациях





№3 ноябрь 2008 года

●Праздничный календарь
●История воспитательной колонии
●Все о самодеятельных организациях
●Советы психолога

Самодеятельные организации

Самодеятельные организации осужденных работают под контролем администрации колонии. Именно она осуществляет подбор кандидатов в члены самодеятельных организа-ций. Право на вступление в них нужно заслужить поведением, осознанием ответствен-ности быть членом такой организации и наличием четкой мотивации для вступления. Также учитываются результаты психологичес-кого тестирования, отношение к труду и отсутствие взысканий, готовность личным примером оказывать содействие в поддержании дисциплины и правопорядка в учреждении.
Прием в члены самодеятельных организаций осуществляется на основании письменного заявления осужденного, которое подается в совет коллектива отряда. После принятия осужденного в состав секции, в которой он желает работать, его заявление приобщается к личному делу.
В настоящее время в учреждении работают следующие секции:
секция дисциплины и порядка;
санитарно-бытовая секция;
секция общеобразовательного и профессионально-технического образования;
секция досуга, совета клуба и библиотеки;
секция пожарной безопасности;
физкультурно-спортивная секция;
секция трудовой адаптации.
Подбор осужденных в перечисленные секции проходит с учетом желания самого осужденного, а также наличия у него опреде-ленных навыков работы по направлению деятельности конкретной секции. Например, если это секция досуга, совета клуба и библиотеки, то воспитанник должен иметь способности к художественному творчеству, литературе, музыке.
Одной из наиболее важных секций самодеятельных организаций по праву
считается та, что отвечает за дисциплину и порядок. Члены секции дисциплины и порядка осуществляют общественный контроль за поддержанием порядка при проведении массовых мероприятий, на производстве, в столовой, содействуют администрации в формировании здоровых отношений между осужденными. Лица, допустившие нарушения Правил внутреннего распорядка, заслушиваются на заседаниях этой секции с участием представителей администра-ции.
Члены этой секции должны характеризо-ваться как лица с уравновешенной психикой, способные реально оценивать ситуацию. Содействие администрации со стороны членов секции дисциплины и порядка может осуществляться в различных формах: беседы с осужденными об уважительном отношении к человеку, общественным нормам, правилам и традициям человеческого общежития, участие в рейдах, дежурствах по поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных в жилой, производственных зонах, столовой, учебных классах и местах отдыха. Кроме того, их мнение учитывается при применении к осужденным мер поощрения и взыскания.
В обязанности членов физкультурно-спортивной секции входит подготовка спортивных соревнований между осужден-ными отрядов и отделений, агитация к занятиям спортом людей, ранее игнорировавших столь полезное для здоровья времяпрепровождение. Тем более, что в колонии имеются все условия для занятий спортом.
Активисты из секции пожаробезопас-ности тщательно наблюдают за тем, не создалась ли где чреватая возгораниями тех или иных предметов ситуация. Члены данной секции, помимо природной добросовестности и исполнительности, должны хорошо владеть теоретическими знаниями по правилам пожарной безопасности.

Самодеятельные организации
Члены санитарно-бытовой секции проводят рейды и проверки санитарного состояния жилых и бытовых помещений, принимают меры к соблюдению осужденными правил личной гигиены и производственной санитарии, содействуют администрации в организации работы столовой, магазина, других объектов коммунально-бытового назначения, вовлекают осужденных в работу по благо-устройству территории, жилых и бытовых помещений.
На активистов из секции организации досуга, совета клуба и библиотеки возла-гается подготовка и проведение различных праздников, мероприятий, изготовление и монтаж декораций, помогающих придать мероприятию торжественный характер, сделать уютнее общую обстановку, в которой вершится клубное действо. Члены этой секции организуют для осужденных работу кружков (клубов) по интересам: любителей различных видов спорта, живописи и рисунка, книголюбов и других.
Деятельность членов секции общеобразо-вательного и профессионального обучения включает подготовку учебных помещений к началу учебного года, ремонт и изготовление учебных и наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения, учебников, агитацию осужденных повышать свой образовательный и профессиональный уровень в стенах школы и профучилища колонии.
Члены самодеятельных организаций имеют право:
►избирать и быть избранными в руководящие органы самодеятельных организаций осужденных;
►принимать участие в обсуждении на общих собраниях самодеятельных организаций вопросов организации труда, быта и досуга осужденных в ИУ , вносить предложения по их улучшению.
Члены самодеятельных организаций осужденных обязаны:
►выполнять все законные требования администрации, предъявляемые к осужденным в период отбывания наказания;
►участвовать в поддержании дисциплины и порядка в учреждении , улучшении условий труда, быта и досуга осужденных;
►выполнять решения собраний членов самодеятельных организаций осужденных, совета коллектива учреждения (отряда
Разумеется, отдавая частичку души и сердца на благо учреждения, активисты, в свою очередь, и от представителей администрации ждут вполне достойного воздаяния за свои труды, то есть, в положенный срок – письменных ходатайств в судебные органы, с просьбой о предоставлении права на УДО. Подкрепляются такие казенные бумаги со стороны администрации положительными характеристиками, а это значит, что кандидат на УДО не только должен быть правопослушен, трудолюбив и примерен в быту, но и обязан написать извинительные письма потерпевшим, по возможности осуществить выплаты по исковым заявлениям, отказаться от следования традициям криминального мира. Человеку нужно проделать колоссальную, душевную работу, чтобы добиться подобных результатов. Но все усилия стоят того: УДО – это досрочное возвращение к родным и близким, которые долгими годами ждут встречи со столь милыми и дорогими их сердцам заблудшими сыновьями и братьями; УДО – еще один шанс для тех, кто когда-то оступился в жизни, поскорее напрочь вычеркнуть из своей судьбы воспоминания о печальном и негативном опыте; да и зажить так, как все нормальные законопослушные люди живут на воле…

Страницы истории
Усманская воспитательная колония была образована 20 июня 1935 года. В 2005 году ВК отметила свой 70-летний юбилей.
За эти годы сотни и тысячи судеб воспитанников и сотрудников были связаны с деятельностью колонии. Глядя на пожелтевшие от времени фотографии, перед нами проходят страницы жизни колонии и история как бы оживает...

Отряд-победитель социалистического соревнования. Фото начала 1950-х гг.

Родительский день в колонии.
Фото конца 70-х годов

Выпускной класс школы колонии.

Продукция, выпускаемая в колонии, расходилась по всему Советскому Союзу.
* * *
В 1959 году вышел в свет роман Григория Медынского «Честь», в котором описывается непростая судьба мальчишки Антона, который по сложившимся жизненным обстоятельствам попадает в колонию для несовершеннолетних. Вторая часть книги была написана на основе изучения жизни воспитанников Усманской воспитательно-трудовой колонии.

Страницы истории
Писатель некоторое время находился в этом учреждении и видел жизнь воспитанников того времени изнутри.Многие герои романа несут черты конкретных людей, которые работали в то время, которые боролись за героя романа, за возвращение его на правильный путь так же, как за реальных его прототипов.

Лучший отряд с писателем Григорием Александровичем Медынским (4-й справа во 2-ом ряду, слева от него начальник колонии Степан Евдокимович Петров)
Писатель «никак не думал, что здесь, за кирпичной стеною, за железом обитою калиткой может быть такая сложная и интересная жизнь… И чем больше он вникал в жизнь колонии, тем больше видел здесь хороших и душевных людей, связанных единым помыслом. Нет, он не хотел идеализировать их и в то же время не мог не чувствовать того, что связывало в единое целое и Никодима Игнатьевича, мастера производст-венного обучения, у которого жил на квартире, и Кирилла Петровича, старшего воспитателя
отряда, и, конечно, прежде всего огневого Максима Кузьмича, начальника колонии».
«Не первый год работал подполковник Евстигнеев Максим Кузьмич начальником колонии. Без большого энтузиазма принял он, вернувшись с войны, это назначение, пробовал отказаться, но – дело партийное! – пришлось согласиться. А потом втянулся в работу и полюбил, полюбил ребят и эту непрерывную, ни на одну минуту непрекращающуюся борьбу. Интересно! Интересно принять вот такого ерша, провозиться с ним и год, и два, сколько потребуется, а потом пожать ему на прощанье руку и затем получить от него издалека письмо со словами благодарности.»
Еще один яркий образ, описанный в романе, - образ старшего воспитателя отряда, куда определили главного героя, Кирилла Петровича Шукайло, очевидно прототипом которого являлся человек, некогда работавший в колонии. Автор так повествует о его судьбе:
« В детстве семья у него была как семья: отец, мать, трое детей. Потом отца за что-то уволили с работы, скоро восстановили, но что-то сломалось в человеке, и он стал пить. И сын видел, с какой стойкостью, с какой даже гордостью переносила мать обрушившееся на нее несчастье. С детской и наивной решимостью он дал себе слово во всем помогать матери. И помогал: ходил за отцом, выводил его из пивнушек, поднимал из грязи; и это породило у него отвращение к водке и всяческому свинству. Потом отец умер, и сын, вынужденный бросить школу, пошел работать, чтобы помогать матери. Он работал, радуясь каждому рублю, каждой улыбке, которой отвечала ему мать. Трудности шлифовали его душу и порождали в ней не озлобление, а решимость и стремление к лучшему… Вот почему с такой горячностью Кирилл Петрович говорил теперь с воспитанниками о вере в жизнь, о цели жизни, о силе и твердости.»
Писатель Медынский жил на квартире у мастера производственного обучения. На работе он часто суровый на вид, строго требует повиновения во всем, в каждой мелочи, а дома он говорит о ребятах мягко, тепло, то с усмешкой, то с грустью.
«В рассказах Никодима Игнатьевича проходят множество биографий, десятки случаев, когда люди по легкомыслию или в силу сложных и трудных обстоятельств попадали в различные ловушки… трудные судьбы, трудные души, которые не перестают от этого быть человеческими душами…
и

Страницы истории
м ведь не только профессиональное, им человеческое нужно, душевное. Ведь чтони парень, то человек, да еще молодой, желторотый, да еще дорожка его загнулась не в ту сторону. А ему по этой дорожке-то еще шагать и шагать…»
Описанные автором события рисуют в нашем воображении картины жизни колонии того послевоенного времени.
« Колония, куда привезли Антона, находи-лась в одном из городов южной России, до недавнего времени бывшем обыкновенным, ничем не привлекательным районным центром с небогатой местной промышленностью. И только с последней весны поля, почти вплот-ную подходившие к городу с трех сторон, потеснились, уступив место начинающимся большим стройкам. С четвертой, северной стороны к городу подходил лес; мелкий, корявый соснячок разрастался и, веером расходясь на многие километры, превращался в большие настоящие леса с луговинами, болотами и тихими озерами. В озерах водилась рыба, а в специальных питомниках – бобры.
У самой опушки, за рекою, отделяющий лес от города, когда-то был построен женский монастырь. Высокая стена с затейливой башней над входными воротами ограждала эту обитель от «зла мира». После революции монастырь был ликвидирован, а помещения его в разное время использовались по-разному.
Теперь здесь расположилась детская трудовая колония. Об этом, кроме вышек и прожекто-ров по углам стен, говорила одна деталь: обычно двери запираются изнутри, а здесь ворота были схвачены снаружи двумя большими крюками.»
«… задвижка щелкнула, дверь открылась, закрылась и проглотила Антона со всеми его сомнениями – он вошел в «зону». Перед ним была небольшая полукруглая площадка, высыпанная желтым песочком и обрамленная по-осеннему золотистыми липами. Под деревьями по всему полукружию стояли лавочки, крашенные, со спинками, как в каком-нибудь московском сквере… Цветов было много, как в парке культуры, и для Антона они были совсем неожиданны здесь, за каменной стеною со сторожевыми вышками и за дверью, обитой железом.»
«… Здесь же за липами и цветами, виднелись корпуса – невысокие, одноэтажные, очевидно, старые домики, более новые, двухэтажные строения и большое кирпичное здание, по виду своему напоминающее церковь..»
Писатель подробно описывает родительский день, совпавший с открытием отстроенного клуба:
«Торжественный день в колонии начался. Родителей собрали вместе и провели в «зону». Ходил там с ними сам начальник, и это, видимо, доставляло ему удовольствие. Как радушный и приветливый хозяин, он показывал школу, мастерские, столовую, спальни…С гордостью начальник показывал гостям мастерские, целый завод с валовой продукцией в пять миллионов рублей.

Фото 1955 года.
- Мы выпускаем, например, передвижные бензоколонки для заправки тракторов в полевых условиях. Вот пожалуйста!.. Это готовая колонка на испытании. - И на глазах у гостей стеклянный резервуар наполняется керосином, а потом, также на глазах у всех, становится пустым.
- А здесь изготовляются настольные сверлильные станки, - говорит начальник в другом цехе. – Их отправляют главным образом по школам для политехнизации.
Потом начальник ведет гостей на второй этаж.
- А здесь первая ступень обучения – мастерские. Там – производство, здесь – обучение. Вот рабочие места, тиски, вот инструменты, а это – лучшие работы воспитанников. – И на особом стенде перед глазами гостей поблескивают новенькие угольники, молотки, клещи и прочие изделия ребят.
Праздничный календарь

4 ноября в России отмечается
День народного единства.

Второе, или Нижегородское, ополчение возглавили Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
22 августа у Москвы расположилось пришедшее из Польши войско Ходкевича. Он пытался прорваться к Кремлю, но всякий раз его отбрасывали ополченцы Минина-Пожарского. Потеряв много людей и возов с продовольствием, Гетман ушел из Москвы, в конце октября 1612 года поляки капитулировали.
Но особенной гордостью голос начальника зазвучал, когда он привел гостей в клуб и они
прошли по залу, по комнатам, где будут работать кружки, по большому фойе с мягкими диванами.
- Тут была церковь когда-то давно, до революции. А потом – склад, потом что-то еще, а в войну ее просто разрушили. И вот…- и опять широким жестом радушного хозяина он обвел рукой зрительный зал – шестьсот мест!..»
Описанные в романе исторические события, происходившие в те времена в колонии, делают для нас это произведение документальным свидетельством истории учреждения.
Ополченцы торжественно вступили в Кремль. Москва, сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелые для России часы проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы свою
страну.
Памятник Минину и Пожарскому в г.Москве
Е

Праздничный календарь
динство навсегда.Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой.
Благословенная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
* * *
День народного единения празднуется, начиная с 2005 года. Но это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Празднование Пресвятой Богородицы в честь ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от нашествия поляков в 1612 году. В ополчении, которое возглавил князь Пожарский, был прислан из Казани Чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились за небесной помощью. И молитва была услышана.

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня вновь восстановлена.
* * *
В 20-х годах 17 века в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками был построен Казанский собор, освещен-ный в честь Казанской иконы Божьей Матери. Собор был возведен на средства князя Пожарского. Деревянный храм был освещен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божьей Матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора.
Материал для статьи подготовлен учителем истории Зелепукиной Е.А.

«Человеческое достоинство и справедливость для всех нас»
– под таким названием прошли лекции с воспитанниками, подготовленные помощником начальника ВК по правам человека
Бунеевой Е.А.
«Общество – это мы, со своими настроения-ми, претензиями, своим отношением друг к другу, со своим отношением к общественным обязанностям и законам.
Все мы на своем собственном опыте знаем, что такие отношения, как отношения любви, принятия, бескорыстия, приносят мир, спокойствие, стабильность.
Отношения уважения личности, тактичное и внимательное обращение, доверие и верность – вот эти качества личности, достойные уважения.
Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере… мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и та, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий».
Человек, являющийся зрелой личностью, обладает таким уровнем психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью.
А.П.Чехов в своем письме брату Николаю пишет какими качествами, по его мнению, должны обладать воспитанные люди:
«……Они уважают человеческую личность, и потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя!
…….Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.
……Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со всей папкой на сто рублей и не хвастаются тем, что их пустили туда, куда других не пустили.»
Необходимо формировать уважительное отношение к себе, как к личности, а также проявлять это уважительное отношение к другим. Нужно уметь вызвать интерес других людей к самому себе и самим проявлять его. Порой мы сталкиваемся с проблемой отсутствия потребности в общении, без которого наше существование не имеет смысла. Мы являемся носителями живой речи, поэто-му каждому нужно учиться общаться друг с другом в свободной манере и радоваться этому общению. Человек должен реализо-вать себя в жизни, в этом заключается уникальность его личности.
Человек, который осознанно идет на преступление, - бескультурен, озлоблен, мстителен, завистлив, духовно несамосто-ятелен. Знаменитый французский философ Ж.Ж.Руссо сказал: «Ты ищешь причину зла. Она только в тебе». Прежде чем обвинить всех в своих бедах и проблемах, нужно вслушаться в самого себя, задуматься о своих поступках.»
Подготовлено по материалам лекции.

Советы психолога

Обидные слова подстерегают нас ежедневно – часто, когда мы меньше всего к этому готовы.
Критичные выпады настолько разнообразны, что не поддаются классификации. Тут и «легкие», повседневные уколы, и такие, когда от обиды темнеет в глазах. Иногда слова выдают просто бесчувственность. Собравшись с духом, сын сообщил матери, что от него ушла жена, а в ответ услышал: «Долго же она собиралась».
Считается, что в семье мы можем спрятаться от мира. А на самом деле родственники иногда говорят друг другу такое, что они никогда не сказали бы постороннему человеку, зачастую добавляя в оправдание: «Ты ведь знаешь, я говорю это, потому что люблю тебя».
Защищаясь от оскорблений, легко оказаться в порочном кругу ударов и контрударов. К счастью, есть способы отразить нападение обидчика, не уронив собственного достоинства. Когда в следующий раз вы станете объектом критики, попробуйте воспользоваться следующими советами.
Постарайтесь понять. Тот, кто критикует других, часто сам переполнен обидой. Если вы не можете понять, что на самом деле беспокоит оскорбившего вас человека, спросите его об этом. Помните: обида не всегда предназначена лично вам. Взгляните на ситуацию со стороны и поищите причину.
Повернитесь лицом к обидчику. Противостоять оскорблениям непросто. Помогает, в частности, прямота. Снимите отрицательный заряд, например, такими вопросами: «Тебе зачем-то меня обижать?» или
«Ты понимаешь, как могут быть восприняты подобные слова?».
Можно также попросить человека разъяснить смысл замечания: «Что вы имеете в виду?» или «Я хочу проверить, правильно ли я вас понял?» Как только ваш критик почувствует, что его игра разгадана, он оставит вас в покое. Ведь когда тебя поймали с поличным, это очень стыдно.
Не возражайте. Соглашайтесь со всем. Обидное замечание сильно настолько, насколько вы сами наделяете его силой. Соглашаясь с критикой, вы обезоруживаете критикующего.
Игнорируйте укол. Выслушайте замечание, скажите себе, что оно не по адресу, и забудьте. Умение прощать – одна из важнейших способностей, которые помогают нам жить и которые мы можем в себе развивать.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.

Духовный наставник


Где лампады свет божественный несут –
Здесь в одну из темных, пасмурных ночей
Странники уставшие обретут приют.
Случалось ли вам, стоя в храме за тихим богослужением, вдруг почувствовать до глубины души, как вам дорог этот Дом Божий, как в нем все близко вашей душе, как все в нем таинственно, возвышенно, свято, назидательно? Случалось ли вам живо, а не по привычке только ощущать глубокий смысл и назначение всего, что совершается в храме Божьем? А в храме даже самая малая вещь должна дать вам великое назидание.
Маленькая Свечечка Церковная. Пришли в храм, взяли ее, зажгли, поставили перед иконой, и горит она. Свеча не только горит и светит, она еще и греет, изливает хоть немного тепла на окружающих. А мы? Согреваем ли мы своей любовью тех, кто около нас: наших близких, родных, всех, кто окружает нас?
Эта маленькая свечечка говорит нам, что мы «прогорим» свой короткий земной срок очень быстро. И что после нас останется? Останется ли хоть капля света, добра от наших дел? Останется ли хоть капелька тепла и доброй памяти о нашей жизни?
Свеча сопровождает человека всю жизнь. Вот с плачем рождается младенец. Святая церковь дает ему Духовное Рождение: омывает Святым Крещением. В руках восприемника горит Свеча. Горит Свеча и тоже плачет перед Богом о немощи, слабости, многих трудностях предстоящей его жизни.
Когда жизнь человека освещается брачным союзом – у Святой иконы снова горит Свеча, горит и настойчиво напоминает своим пламенем о любви в семейной жизни.
И так всю жизнь, всю нашу короткую земную жизнь да и после смерти рядом с нами горит Свеча, незаметная, маленькая.
Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина ее измеряется не верстами, даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму – это не только физический труд, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.
Камни.
Две женщины шли на богомолье в монастырь. Одна из них всю дорогу сокрушалась о давнем, большом грехе, который тяжелым камнем лежал на душе ее. Другая же, о своих «мелких» грешках не сильно беспокоилась.
Встретили подруги в обители старца. Он их расспросил обо всем, а потом велел: «Ты, первая, принеси с поля большой камень, другая же – набери полный фартук маленьких камней и тоже принеси их мне». Выполнили женщины приказание старца, а он им говорит: «Верните теперь эти камни туда, откуда вы их взяли». Одна тут же понесла камень назад, а другая спрашивает: «Как же мне быть, ведь я не помню, где все они лежали?» на что старец ответил: «Вот так и с грехами: твоя подруга помнит о своем грехе и кается. А ты о своих грехах тут же забываешь».


В России стали отмечать День Матери сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу. Новый праздник – День Матери – постепенно приживается в России. Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Пусть о тебе высокие слова
Встают торжественно, как храмы.
Пусть величаво катится молва,
А для меня ты просто мама.
Ты просто мама, только и всего
И в мире нет дороже ничего.
Поклон тебе и долгих – долгих лет,
Любимой самой близкой самой.
Ты даришь мне свое тепло и свет.
Ты просто мама, просто мама.
Живи и здравствуй! Только и всего
И в мире нет желанней ничего.

Часто сам с собой наедине
Думаю все больше я о прошлом:
О твоей, родная, седине –
Что я сделал для тебя хорошего?
Что я сделал? В самом деле – что?
Обижал тебя и было хуже,
И как будто ни за что.
Я теперь тебе уже не нужен.
Только все, кажись, наоборот –
Не забыла ты родного сына,
Ты сейчас, наверно, слезы льешь,

Затаив под сердцем грусть-кручину.
Мама! Дорогая! Не грусти,
Вытри слезы, улыбнись, родная.
Я прошу – за все меня прости,
Ты простишь, простишь, я это знаю.
* * *
Сколько я принес тебе, родная, горя…
Что творил – и сам не понимал.
И сейчас, со злой судьбою споря,
Не себя – тебя я наказал.

Ты прости меня, родная мама,
Если сможешь сына извинить,
Я принес тебе ведь столько срама –
Самому себя всю жизнь казнить.
Отдается где-то тихой болью…
Но хотелось все-таки сказать:
При любой обиде, хоть невольной,
Твой удел – детей своих прощать.
* * *
Там, за окном, такая сырость,
Который день с небес течет,
И так заплакать захотелось,
Уткнувшись в мамино плечо.
Чтобы, как в детстве, унимала
И говорила не спеша,
Чтоб защитила, удержала,
Когда еще не сделан шаг!
Поцеловать родную руку,
Слез не скрывая, не стыдясь,
Просить прощенья за разлуку
И за морщинки возле глаз…
Годы проносятся – быстрые тени,
О них не жалей, не грусти,
Как хочется пасть пред тобой на колени
И крикнуть: «Мама, прости!»
Прости за страданья, за боли, за муки,
За ночи бессонные все.
Как хочется взять твои нежные руки
И тихо прижаться к тебе.
Как в детстве безоблачном, чистом и
ясном,
Заснуть на коленях твоих.
И сразу покажется мир мне
прекрасным
И созданным лишь для двоих.
* * *
Как бы не манил нас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей сильнее мела
Выбелила косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова
Знайте, дети ранят всех больней!
Мать уйдет, в душе оставив рану,
Мать умрет, и боли не унять…
Заклинаю: берегите мать!
Дети мира, берегите мать!

К

Медицинская страничка
урение или здоровье?
Одурманивающее действие табака было известно давно. Древнегреческий хронист Геродот (5 век до н.э.) упоминал о привычке вавиловян и халдеев вдыхать и курить травы. О курильщиках сообщают китайские хроники времен Конфуция (550 год до н.э.) . Их изображения обнаружили в храмах майя. Изначально курение табака было привилегией жрецов, использовав-ших его в различных ритуалах и обрядах. Для Европы табак открыл Колумб, привезший его в числе своих многочисленных трофеев с американского континента. Очень скоро стало понятно, что это «открытие» Колумба таит огромную опасность для человека.
Уже в 1604 году в Англии вышел труд «О вреде табака», написанный самим королем ЯковомI Стюартом. В Китае и Турции XVII веке за курение табака грозила смерть. В России того времени курение тоже было строжайше запрещено, в том числе из-за угрозы пожаров. При Михаиле Романове за курение табака в первый раз наказывали 60 палками, а во второй – отрезали нос. Царские указы начала XVII века запрещали ввоз табака, но он все же проник в Россию. Сначала табак использовали как лекарство: его прописывали врачи в небольших количествах при «грудной немочи» (простуде) и «трясовице» (малярии). Но мода на табак, заведенная Петром I на знаменитых ассамблеях, помогла его «легализации».
За последние три века курение распространилось по всему земному шару с быстротой эпидемии. Причину такой «любви» к табаку ученые смогли найти только в середине XIX века. Они установили, что главный компонент табачного дыма – никотин, легко проникая в кровь, создает быстрое возбуждение и столь же быстрое привыкание. При этом он накапливается в важнейших органах, разрушая их изнутри. Организм пытается бороться с поступающим в него ядом, но слишком неравной оказывается борьба. В результате жизнь становится короче на 15 минут после каждой выкуренной сигареты! Ты можешь считать анекдотом историю о лошади, которую убивает капля никотина. Но знай, что никотин по капле убивает организм курильщика.
Человечеству понадобилось несколько веков, чтобы осознать, какой страшный вред несет курение. Сегодня перечеркнутая сигарета – обычный знак не только в самолете и метро. Неприличным считается курить в престижных компаниях во всем мире. Сигарета в руке стала признаком социальных «низов». Ты, наверное, знаешь, что во многих странах запрещено курить в кафе, ресторанах, на почте, в больнице. Кстати, ограничения на курение в общественных местах а Европе существуют с XIX века В Берлине, например, уже с 1848 года запрещено было курить на улице. В викторианской Англии во второй половине XIX века ни придворные, ни дипломаты, ни уже тем более члены королевской семьи не могли быть курильщиками. Сегодня курить стало немодно не только во всемирный День без табака, который приходится на 31 мая. Говоря «не курю», ты гораздо быстрее заинтересуешь собеседника, чем если будешь покорно тянуться к услужливо открытой пачке. А завязать беседу всегда можно простой фразой: «Давай знакомиться».
Не дай обмануть себя!
● Сигарета не подарит тебе свежести и не даст ощущения приключения, как об этом кричит реклама. Настоящие приключения не имеют ничего общего с табаком.
● Неправда, что сигарета помогает расслабиться. Никотин только возбуждает нервные окончания на короткий срок. Лучше погуляй на открытом воздухе.
● Неправда, что сигарета помогает думать. Курение, наоборот, распыляет внимание.
● Неправда, что сигарета поможет найти решение твоих проблем. Дым рассеется, а проблемы за это время станут только острее.
● Неправда, что «легкие» сигареты приносят меньше вреда. Начиная с 1980-х годов табачные концерны расплачиваются за свое вранье по искам разных стран.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: