Принципы работы с детьми и подростками
Муниципальное образовательное учреждение
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» города Канаш Чувашской Республики


Принципы работы с детьми и подростками
с отклонениями в поведении

2009 год
Что из того,
что у любви шипы:
Она цветок
Саади
Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий.
Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.
Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.
Дети с девиантным поведением,
они же - Проблемные дети,
они же - Предмет и объект исследования,
они же - Бич школы,
они же - Горе родителям,
они же - Нарушители закона,
они же - Обыкновенные, нормальные дети, не виноватые в проблемах.

ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Карамзин
К типичным психологическим трудностям детей и подростков
с отклонениями в поведении, относятся следующие:
проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
трудности самоотношения, самопонимания;
трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;
стремление избежать давления, правил, норм, требований;
испытание себя и других;
поиск границ возможного;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
обида на судьбу, конкретных людей;
переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
неорганизованность;
зависимость от других, низкая сила своего «я»;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.
НЕПОСИЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Сравнение подростковой и юношеской делинквентности в разных культурах, проведенное А. Маслоу и Р. Диастуэро, позволило выдвинуть ряд интересных постулатов.
Все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной системе, во взаимопонимании, в объяснении способов познания Вселенной и определении своего места в ней.
Если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, он создает свою, детскую или подростковую систему ценностей, отличную от общепринятой. Так называемая детская преступность — прямое следствие самостоятельного построения подростками своей, делинквентной системы ценностей. Последняя отличается от других подростковых ценностных систем ярко выраженной враждебностью и презрением к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.
Ребенок в этом случае испытывает острое чувство незащищенности и тревоги, которое перерастает в «глубинно оправданную» враждебность, в презрение к родителям за то, что они бросили его, взвалив на его плечи непосильную задачу, оставив неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в мировоззрении, в подчинении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обращается за помощью не к родителям, а к другим детям и особенно к тем, кто старше его.

ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Для оказания профессиональной психологической помощи детям
с девиантным поведением необходимо следующее.
Во-первых, изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями).
Во-вторых, корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию подростка.
В-третьих, создать оптимальную модель отношений и способов поведения подростка.
Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
Подобная психологическая поддержка может быть оказана не только профессиональными психологами, но и педагогами, родителями, социальными работниками. Для того чтобы такая работа была эффективной, необходимо соблюдение некоторых общих правил.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
То, что идет от сердца,
до сердца и доходит.
Пиэтт
Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.
Мы уверены, что каждый из читателей имеет опыт оказания помощи детям. Поэтому мы рекомендуем творчески отнестись к предлагаемым правилам, дополнив их собственными формулировками.
Составление собственных правил позволит вам определить свою позицию, тактику и стратегию взаимодействия
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
скачать
Другие похожие работы: