Проблема исследования. Объект и предмет исследования. Тема исследования и ее актуальность
Проблема исследования. Объект и предмет исследования. Тема исследования и ее актуальность.
Работа над исследовательским проектом начинается с определения следующих элементов: «объектная область», «проблема», «объект» и «предмет» исследования.
1. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например, в области экономики, филологии, естественных наук).
2. Формулировка проблемы – это определение задачи, которая требует решения в выбранной области для исследования. Проблемы бывают социальные и научные.
Социальная проблема – это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. Например, к таким проблемам в сфере права можно отнести недостаточную эффективность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др.
Научная (гносеологическая) проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой в правовой сфере является разработка теоретических основ борьбы с организованной преступностью.
3. Объект исследования – это то явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность (более конкретная узкая область исследований).
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Например, если тема научной работы по праву посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом – основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.
Затем формулируется тема исследования и обосновывается ее актуальность.
4. Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.
Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.
Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Примеры подобных тем по праву: правовое государство, право и нравственность, понятие и виды юридической ответственности, социальная ценность и оценка в уголовном праве.
Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа следственной, судебной, прокурорской и иной практики. Например, такими темами являются: криминологическая характеристика краж чужого имущества; проблемы расследования преступлений, скрытых инсценировками; судебная практика по делам о превышении пределов необходимой обороны.
Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования. К примеру, к ним можно отнести следующие уголовно-правовые и криминологические темы: борьба с терроризмом и захватом заложников; преступные посягательства в сфере труда; криминологическая безопасность корпораций; групповая преступность.
При выборе темы рекомендуется учитывать следующие критерии:
- ее актуальность;
- новизну;
- теоретическую и практическую значимость;
- соответствие профилю обучения;
- наличие или отсутствие литературы и практических материалов по теме, доступность оборудования;
- наработки самого исследователя по теме в виде докладов, рефератов и т.п.;
- интерес исследователя к выбранной теме, его субъективные возможности провести необходимые исследования.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность темы - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: