NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Проблема исследования. Объект и предмет исследования. Тема исследования и ее актуальность


Проблема исследования. Объект и предмет исследования. Тема исследования и ее актуальность.



Работа над исследовательским проектом начинается с определения следующих элементов: «объектная область», «проблема», «объект» и «предмет» исследования.

1. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например, в области экономики, филологии, естественных наук).

2. Формулировка проблемы – это определение задачи, которая требует решения в выбранной области для исследования. Проблемы бывают социальные и научные.

Социальная проблема – это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. Например, к таким проблемам в сфере права можно отнести недостаточную эффективность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др.

Научная (гносеологическая) проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой в правовой сфере является разработка теоретических основ борьбы с организованной преступностью.

3. Объект исследования – это то явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность (более конкретная узкая область исследований).

Предмет исследованияэто конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

Например, если тема научной работы по праву посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом – основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.

Затем формулируется тема исследования и обосновывается ее актуальность.


4. Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.

Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Примеры подобных тем по праву: правовое государство, право и нравственность, понятие и виды юридической ответственности, социальная ценность и оценка в уголовном праве.

Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа следственной, судебной, прокурорской и иной практики. Например, такими темами являются: криминологическая характеристика краж чужого имущества; проблемы расследования преступлений, скрытых инсценировками; судебная практика по делам о превышении пределов необходимой обороны.

Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования. К примеру, к ним можно отнести следующие уголовно-правовые и криминологические темы: борьба с терроризмом и захватом заложников; преступные посягательства в сфере труда; криминологическая безопасность корпораций; групповая преступность.

При выборе темы рекомендуется учитывать следующие критерии:

- ее актуальность;

- новизну;

- теоретическую и практическую значимость;

- соответствие профилю обучения;

- наличие или отсутствие литературы и практических материалов по теме, доступность оборудования;

- наработки самого исследователя по теме в виде докладов, рефератов и т.п.;

- интерес исследователя к выбранной теме, его субъективные возможности провести необходимые исследования.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность темы - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.

Геохимические исследования

Руководство: 1 стр.