NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Социометрический метод исследования группы Социометрический метод исследования группы




Социометрический метод исследования группы

Социометрический метод исследования группы
Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых конкретных группах, существующих не меньше шести месяцев.

Позволяет выявить:

  1. особенности систем неформальных отношений в группе;

  2. степень психологической совместимости конкретных людей;

  3. внутригрупповые статусы участников процедуры;

  4. качество психологической атмосферы группы в целом.

Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им по­ложения в неформальной структуре малой группы. Недоста­ток симпатий становится одновременно и следствием межлич­ностных проблем, и их источником. Согласно Морено, социометрия - способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях, а разработанные им методы психодрамы и социодрамы - средства коррекции индивидуальных затрудне­ний и дисгармоний.

Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложив­шихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, соци­ометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения ма­лой группы.

Рассмотрим основные понятия и содержание диагности­ческих процедур социометрии.

Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных си­туациях. Является показателем симпатии или антипатии.

В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или об­ратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Так, ответ на вопрос "Кого из членов группы Вы пригласи­ли бы домой на День Рождения?" - это и есть положительный выбор. А ответ на вопрос "Кого из группы Вы не хотели бы иметь соседом но квартире?" - выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в отношении тех, кто вообще не был упомянут при ответах, сделан нулевой выбор.

Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (выборов).

Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической про­цедуры.

Разновидности критериев:

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на вы­явление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...»), и гностические, выясняющие степень осоз­нания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...»).

По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения парт­нерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отно­шений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали брига­диром на субботнике?»).

По характеру ответов критерии могут быть предполагаю­щими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для…?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при…?»).

По количеству ответов критерии подразделяют на непараметрические, или без ограничения числа возможных выборов, и параметрические, или с четким ограничением числа выборов.

Допустим, если в группе двадцать человек, то в первом случае респондент имеет право выбрать от нуля до девятнадцати из них (естественно, кроме себя самого), во втором же случае ему предписывается не выходить за пределы определенного количества выборов, скажем; от нуля до пяти человек.

Оптимальной величиной лимита выборов для школьного класса при социометрии считается три-пять человек.

Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:

  • смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возраст­ных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;

  • все ситуации выборов должны описываться максималь­но конкретно и точно (так, содержание критерия "С кем бы Вы хотели вместе работать?" нуждается в непременном уточ­нении (где? когда? и каком качестве? при каких условиях? и т.д.). Иначе различия в понимании словосочетания "вместе работать" превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);

  • необходимо, чтобы вопросы вызывали определенный ин­терес у большинства респондентов, имели значимость для них;

  • формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы но интеллекту­альным, половым, физиологическим и другим признакам.


Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анке­ты) - это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной фор­ме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.

При проведении социометрического обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура ока­жется неэффективной. Поэтому карточки должны подписы­ваться респондентам.

Социометрическая карточка при параметрической процедуре может выглядеть таким образом (рис. 1):

Ваша фамилия, имя, отчество __________________________________________________




Кого из класса Вы хотели бы пригласить домой на свой День рожденья?

1)_________________________________________________

2)_________________________________________________

3)_________________________________________________


Кого из класса Вы не пригласили бы к себе домой на свой День рожденья?

1)_________________________________________________

2)_________________________________________________

3)_________________________________________________



Рис. 1. Пример социометрической карточки при параметрической процедуре.
Желательно, чтобы социометрические карточки предъявля­лись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности группы.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь, друг с дру­гом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть группу.

Важным условием проведения социометрии является пред­варительное установление доброжелательных и достаточно до­верительных отношений исследователя и респондентов. Эф­фективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.

Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально, используя тактичность и доброжелательность.

При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.

После того как карточки заполнены собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.

Первый этап обработки данных - составление первой и второй социоматриц - таблиц, с помощью которой обобщаются результаты опроса.

Все социометрические карточки надо расположить по алфавиту. Результаты опро­са из каждой карточки занести в матрицу.

Приведем один из вариантов социоматрицы (рис.2).





Кто

выбирает

Кого выбирают

Отдано голосов

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

+

-

1




+

0

+

+

-

-

+

4

2

6

2

-




-

+

+

+

-

+

4

3

7

3

-

+




-

+

0

-

0

2

3

5

4

-

+

0




0

0

-

0

1

2

3

5

+

+

+

-




-

-

0

3

3

6

6

0

+

0

+

+




0

+

4

-

4

7

+

-

0

+

+

+




+

5

1

6

8

+

-

0

+

+

+

0




4

1

6

содержится +

голосов -

3

5

1

5

6

3

-

4

27







3

2

1

2

-

2

5

-




15




Всего

6

7

2

7

6

5

5

4












Рис.2. Пример одного из вариантов составления первой социоматрицы



+ - отношение симпатии (выбор)

- - отношение антипатии (отклонение)

0 - безразличие

Социоматрица может быть построена только по положительным выборам (рис. 3). Взаимный положительный выбор обозначают крестиком, заключенным в кружок.



Рис.3. Пример одного из вариантов составления первой социоматрицы по положительным выборам
Для выявления микрогрупп на основе первой матрицы строят вторую (рис. 4).


Рис.4. Пример одного из вариантов составления второй социоматрицы

Порядок составления второй матрицы следующий. Заготавлива­ют такую же сетку, как и для первой матрицы. Из верхнего угла в правый нижний проводят диагональ, перечеркивая расположенные по этой линии клетки квадрата. Из первой матрицы выбирают любого члена группы, имеющего взаимный положительный выбор. Его порядковый но­мер и фамилию заносят в первую строчку матрицы. Этот же номер проставляют в первой колонке сверху (на рис. 2. — 18 — Некра­сов). Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном положительном выборе с занесенным в первую строчку. Его порядковый номер и фамилию записывают во вторую строчку (на рис. 2 — 27 — Путьков). Этот же номер заносят сверху во вторую колонку. В соответствующие клетки матрицы записывают знак «». Следующий член группы, находящийся во взаимном положительном выборе с № 18, записывают в третью строчку с сохранением его номера из первой матрицы. Но­мер ставят в третью колонку. Знак «» проставляют в соответствую­щие клетки.

Выбор из первой матрицы надо продолжать до полной исчерпанности взаимных положительных выборов у всех, кого заносят в последую­щую строчку. Иначе говоря, должен замкнуться круг лиц со взаим­ным положительным выбором. Того, кто не имеет взаимного положительного выбора, записывают в конце матрицы. Микрогруппа может состоять из двух и более че­ловек.

Чем больше выборов получает человек, тем выше его положение в системе личных отношений (тем выше его социометрический статус). Самую верхнюю ступеньку занимают те, кто получил наибольшее число выборов – «звезды». Чтобы попасть в эту категорию, надо получить значительно больше выборов, чем положено в среднем. Так, если каждый член группы мог в среднем рассчитывать на 3 выбора, то те, кто получил 6 и более, попадают в «звезды».

Ступенькой ниже располагаются те, кто получил среднее и выше среднего число выборов. Это «принятые» или «предпочитаемые».

Те, у кого число выборов ниже среднего, - «пренебрегаемые»; лишенные выборов – «изолированные». Те, кто получил выборы отрицательные попадают в число «отверженных».

На первой ступеньке оказывается не больше 3-4 человек группы (из расчета, что группа состоит из 30 человек); на второй – 10-12; на третьей – столько же. На последней ступеньке – «изолированные» – может очутиться до 5 человек.

По этим количественным соотношениям можно делать некоторые выводы о характере личных взаимоотношений. Так, соотношений числа членов группы, которые находятся на первых двух ступеньках (они попали в зону благополучного отношения), и числа лиц, занявших неблагоприятные – третью и четвертую ступеньку, изменяет индекс УБВ – уровень благополучия взаимоотношений. При высоком УБВ большинство членов группы находятся в хорошем положении, при среднем – на верхних и низких ступеньках примерно равное число людей, при низком – большинство на третьей и четвертой ступеньках.

Диагностическим показателем является «индекс изоляции», который представляет собой процент изолированных, лишенных выборов членов группы. Ясно, что при прочих равных условиях психологический климат благоприятнее в тех группах и коллективах, где УБВ выше, а «индекс изоляции» ниже определенной средней величины.
На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – это графическое изображение отношений рес­пондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализиро­вать групповые взаимосвязи.

Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом (рис.5):





Рис. 5. Условные обозначения на социограмме



Типы социограмм:

а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия рас­положением членов группы:

б) концентрическая, или "мишеневая" - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окруж­ностей, вписанных друг в друга, при этом обычно чем выше положительный статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;

в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обо­значают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Выбор тина социограммы определяется задачами исследования. Социограмма произвольного вида представляет собой следующее (рис.6):


Рис.6. Пример социограммы произвольного вида

Анализ социограммы начинается обычно с отыскания цент­ральных, наиболее влиятельных членов группы, затем - взаим­ных нар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие "отвер­женных" или "изолированных" в группе, а также на несовпа­дающие по знаку связи между ее отдельными членами.

Социометрические индексы служат для выявления коли­чественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).

Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансив­ности (для выбирающего).

Социометрический статус - это характеристика позиции чле­на группы, в нем отражается степень влияния человека, потен­циальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.

Индекс положительного статуса определяется но формуле:

количество положительных выборов i –члена группы

Сi+ = ----------------------------------------------------------------------;

N - 1

где N – численность группы.

Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:
количество отрицательных выборов i –члена группы

Сi- = ----------------------------------------------------------------------;

N - 1

Эмоциональная экспансивность - характеристика потреб­ности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитываемся по формуле:
количество выборов, отданных i –членом группы

Эi = ------------------------------------------------------------------

N - 1
Аналогично исчисляются «+» и «-» индексы экспансивности. Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.

К групповым социометрическим индексам относят индекс психологической взаимности. Он характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный вес» положительной взаимности отношений в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

100 Х+

ПВ = ----------------;

½ N (N - 1)

где Х+ – число положительных взаимных связей в группе.

  • уровень благополучия взаимоотношений:


количество лиц, находящихся в категории «звезд» и «предпочитаемых»

УБВ= ---------------------------------------------------------------------------------------------;

количество лиц, находящихся в категории

«пренебрегаемых» и «изолированных»

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.





Документы

архив: 1 стр.