Проектно-исследовательская педтехнология в работе с одаренными детьми
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЕДТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
ЕСЛИ ПОРУЧИТЬ ДВУМ ЛЮДЯМ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ – МАТЕМАТИК, ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЮБОЙ НЕЗНАКОМОЙ РАБОТЫ, ТО РЕЗУЛЬТАТ ВСЕГДА БУДЕТ СЛЕДУЮЩИМ: МАТЕМАТИК СДЕЛАЕТ ЕЕ ЛУЧШЕ.
Г. Штейнгауз
УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ ВСЕМ СВОИМ УЧАЩИМСЯ И ТЕМ, КОТОРЫЕ БУДУТ И ТЕМ, КОТОРЫЕ НЕ БУДУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МАТЕМАТИКОЙ ПОСЛЕ ШКОЛЫ, ДОЛЖЕН ОБУЧАТЬ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ТАК, ЧТОБЫ ОБУЧЕНИЕ НА ОДНУ ТРЕТЬ БЫЛО МАТЕМАТИКОЙ, А НА ДВЕ ТРЕТИ ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ.
Д. Пойа
«Люди проявляют больше всего изобретательности в играх, и потому математические игры заслуживают внимания не сами по себе, а потому, что развивают находчивость».
(Г. Лейбниц)
1. Проблемы математического образования.
Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой и существеннейшей частью, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно определенные математические навыки нужны каждому человеку. Каждому человеку нужно владеть понятием числа и уметь оперировать с числами, понимать пропорции, проценты и т. п. Инженер должен освоить важнейшие понятия математического анализа – производной, интеграла, ряда, дифференциального уравнения, а также и определенными навыками, связанными с этими понятиями.
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Но ныне несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, лингвисту, историку, и трудно оборвать этот список, настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности в наше время.
Особую роль играет математическое образование для формирования личности.
Первая школа, где была выработана концепция математического образования, была создана чуть более 1200 лет тому назад (в 795 году). Это произошло при Карле Великом. Он повелел открыть в городе Аахене школу и пригласил для ее организации монаха из Британии по фамилии Алкуин. Алкуин выполнил поручение и написал первую в средневековой Европе учебную книгу по математике, озаглавленную «Задачи для изощрения ума».
Задачей под номером 18 в этой книге была следующая. «Человеку надо перевезти волка, козу и капусту через реку. Но лодка не позволяет перевезти сразу всех троих, можно взять только двух. И нельзя оставлять вместе на берегу без присмотра волка и козу, козу и капусту. Как следует поступить?»
С тех пор и поныне эта задача кочует из одной занимательной книги по математике в другую.
«Изощрение ума» – безусловная цель математического образования любого уровня. В частности, того образования, которое осуществляется в гуманитарных и технических вузах, не говоря уже об университетах.
Еще одной важнейшей задачей математического образования является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать. В 1267 году знаменитый английский философ Роджер Бекон сказал: «Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
Есть две традиции в математическом образовании.
Одна из них построена на том, что человек должен уметь воспользоваться готовыми приемами, другая – на том, что его прежде всего следует научить думать самого.
Наши, российские, традиции всегда зиждились на развитии интеллекта, и это явилось великим благом для нашего общества в прошлом. Одна из наших целей в России – не дать угаснуть замечательным традициям российского образования.
Математика является языком естествознания и техники и потому профессия естествоиспытателя и инженера требует серьезного овладения многими профессиональными сведениями, основанными на математике. Очень хорошо сказал Галилей о том, что невозможно понимать язык Природы, не зная языка треугольников, кругов, парабол, словом, не зная математики.
Одной из главных целей математики является объяснение Законов Мироздания.
Математика должна способствовать освоению этических принципов человеческого общежития. Освоение ее воспитывает в человеке интеллектуальную честность, объективность, стремление к постижению истины, она воспитывает также способность к эстетическому восприятию мира, красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости человеческого труда.
Математическое образование должно включать в себя обучение компьютерам, компьютерным технологиям современным информационным возможностям.
В человеке, обнаружившем в себе тягу к нашей науке, возжегается огонь, который может угаснуть только со смертью.
Важный попутный вопрос: как использовать естественную для юношества жажду соперничества, состязательный дух, желание первенствовать?
В некоторых странах какие-либо сравнения успехов учащихся не производятся, в других же – соревновательных дух является одним из основных стимулов.
Для того, чтобы дать человеку возможность развить заложенный в нем дар, нужны усилия и всего общества в целом и тех, кому доверено быть учителями, работниками просвещения. Нужны книги, телевизионные передачи, олимпиады и турниры, и многое, многое другое. И осторожность в «рейтинговании» человека. Никому не должно внушать, что он на что-то не способен. Огромное большинство людей, убедивших себя, что математика им недоступна, думают так потому, что вовремя не были поддержаны талантливым учителем, который нашел бы в них и развил бы креативную компоненту.
Человек начинает сталкиваться с математикой в раннем возрасте, когда родители знакомят детей с началами арифметики и предлагают простейшие задачи «для изощрения ума». Потом – школа (гимназия, лицей и т. п.), где учителя преподают арифметику, алгебру, геометрию и начала анализа.
Основы математики усваивают все. Но уже сейчас в школьном образовании происходит первое деление – на гуманитарное и естественнонаучное. В первом – программа по математике значительно сокращена. Но, разумеется, в техническом образовании должна содержаться и заполнять существенную долю профессиональная компонента и компьютерное обучение, в гуманитарном – общекультурная и философская компоненты.
Несколько слов о формах образования. До сих пор традиционные формы любого обучения оставались неизменными в любой дисциплине. Для очного обучения – это урок в школе, лекция и семинарское занятие в университете и вузе. Заочное обучение основывалось на переписке и общении с преподавателями во время сессий.
Форма отчетности – вызов к доске в школе, контрольная работа, коллоквиум, зачет, экзамен. Урок проходит в классе, лекция и семинарское занятие – в аудитории «у доски». Для подготовки к урокам, зачетам и экзаменам используются задачники и учебники.
Компьютерные технологии предоставляют несравненно больше возможности и этим надо воспользоваться.
Оставим за скобками пожелание правителям государств задуматься над будущим нашей планеты и предпринять активные действия, направленные на ее выживание. Среди прочего они должны понимать: чтобы появились великие деятели науки, нужно поддерживать системы национальных и международных программ, фондов и грантов. В свое время (в двадцатые годы) командировки за границу Александрова, Боголюбова, Колмогорова, Лаврентьева, Меньшова, Урысона, Шмидта, Шнирельмана и других сыграло неоценимую роль в становлении советской математики.
Само образование состоит из двух компонент – школьного и высшего. Необходимо прежде всего установить сроки школьного образования. При этом необходимо решить еще один кардинальнейший вопрос. Какой срок математическое образование в школе должно быть общим? Ноль лет? Четыре года? Семь? Восемь? Это – период, когда неизбежно нарушается «принцип свободы», и личность должна подчиниться «заведенному порядку».
«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».
(Конфуций)
2. Система работы с увлеченными математикой школьниками.
Урок – это значительная часть жизни наших учащихся, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями. У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, зачастую негативное отношение к знаниям. Это происходит потому, что мы, преподаватели, не всегда умеем формировать у учащихся положительные мотивы учения и труда.
Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо держать
под контролем «интерес к предмету», повышая тем самым мотивацию к изучению математики.
Познавательная активность включает:
1.Мотивы и цели деятельности.
2.Интерес к предмету.
3.Внимание к изучаемому объекту.
4.Волевые усилия.
5.Положительные эмоции.
6.Творческую самостоятельность.
7.Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.
8.Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
В своей работе я использую дифференцированно групповую форму учебной работы. Например. На уроке математики в 5 классе я рассказываю учащимся «Объем прямоугольного параллелепипеда» всем классом повторяем понятие прямоугольного параллелепипеда, разбираем, что имеет прямоугольный параллелепипед. Все это показываю на моделях, чертежах. Дальше вводим формулу объема прямоугольного параллелепипеда. Вспоминаем понятие объема. Все формулы выписаны отдельно в таблице и вешаются на доске. Затем, убедившись, что сильные ученики поняли материал, даю им карточки с заданиями на 4 варианта (I и II вариант для слабых, III и IV для более сильных) на формулы объема и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. С остальными учащимися в ходе фронтальной беседы еще раз даю понятие Объем прямоугольного параллелепипеда, основных формул площади и объема. Вторичный разбор с ними позволяет каждому из учащихся выяснить все непонятное, ответить на поставленные вопросы. А затем всем учащимся раздаю карточки-задания или предлагаю решать I и II вариант, а затем III и IV вариант. В это время сильным ученикам, которые справились с карточками, даю задачи. Таким образом, все учащиеся добиваются усвоения материала. В конце урока собираются тетради и каждый учащийся получает оценку в классе.
Также в своей работе помню, что учебные возможности учащихся изменяются в ходе учебной деятельности. Из этических соображений я стараюсь не сообщать ученикам о разделении их на группы, однако работаю строго в соответствии с их учебными возможностями. Такая целенаправленная работа с учащимися позволяет мне значительно повысить их учебные возможности, создать условия для получения прочных знаний, развития и успешного формирования личности каждого ученика.
Для того, чтобы обучение на самом деле проявляло развивающий эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие – развивающий субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.
Наряду с проблемами совершенствования программ, учебников, методов и форм обучения ставиться задача – научить учащихся учиться, прививать им умения самостоятельно получать знания, самостоятельно трудиться. Эта задача является одной из главных, от ее решения зависит эффективность учебно – воспитательного процесса. Основная задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить их учиться. Каждый учитель знает, как трудно на уроке побудить каждого учащегося к активной деятельности. Поэтому необходимо уделять большое внимание организации и проведению самостоятельной работы учащихся.
Начиная с 5-го класса, при изучении курса математики, применяется форма работы, которая называется «Развивающие задачи». Суть этой работы состоит в том, что каждую учебную неделю учащимся для самостоятельного решения предлагается вариант, включающий пять задач из различных разделов математики. Ученики, помимо выполнения текущих домашних работ, в течение недели работают над решением этих задач, и в конце недели сдают их на проверку. Решения проверяются учителем математики, после чего проводится урок разбора решений. Система основана на выделении ряда приемов и принципов решения математических задач, на неоднократном (в течение года) включении в варианты задач, решение которых основано на этих принципах. Основной целью данной формы работы является обучение решению задач нестандартного и олимпиадного характера, т. е. тех задач, которые не содержатся в учебниках и дидактических материалах, и на которые, как правило, не хватает времени на уроках. Такая форма работы способствует выработке у учащихся ответственности за выполнение сложных заданий. Каждый год материал этих задач пересматривается с учетом особенностей класса, а также с учетом накопленного опыта и после статистической обработки результатов решений прошедшего учебного года. Такая форма работы позволяет постепенно создавать для учащихся ситуацию успеха, так как участвуя в различных математических олимпиадах и турнирах, они перестают чувствовать себя беспомощными. Личные достижения учащихся в свою очередь, способствуют повышению их интереса к изучаемому предмету.
Начиная с 6-го класса, обучение математике осуществляется в условиях дифференциации (учащиеся делятся на группы одного или близкого уровня подготовки и темпа усвоения материала). Таким образом появляется возможность за счет увеличения скорости усвоения базового материала как углублять знания учащихся, так и расширять объем изучаемого ими материала. Благодаря возможности перехода из группы в группу по итогам четверти, у учащихся, по мере повышения мотивации к изучению математики, появляется возможность продолжать ее изучение на более высоком уровне. Появляется возможность проводить интегрированные уроки.
Например, некоторые разделы курса физики преподаются с учетом знаний, полученных учащимися на уроках математики. Решение некоторых химических и биологических задач находят свое отражение на уроках математики. Некоторые математические темы (основы комбинаторики и теории вероятности, основы приближенных вычислений) изучаются на уроках информационных технологий.
На поддержание интереса к математике направлена внеклассная работа по предмету. Одной из традиций школы является активное и регулярное участие школьников в различных олимпиадах и иных соревнованиях, в том числе по математике, информатике, лингвистике и пр. Всячески поощряется их участие в заочных олимпиадах и турнирах. Учащимся раздаются задания всевозможных математических олимпиад. После того, как проходят сроки отправки решений, необходимо обязательно разобрать с учениками решения наиболее интересных задач. По мере взросления школьников расширяется круг очных математических олимпиад и турниров, в которых они активно участвуют.
Помимо традиционных личных олимпиад (окружных, городских и пр.) особое внимание уделяется коллективным формам внеклассной работы: математическим регатам и боям. Проведение математических боев является традиционной формой работы со школьниками, мотивированными на изучение математики.
Основными целями участия школьников в математических боях являются:
развитие логического и алгоритмического мышления;
создание ситуации «погружения» в нетрадиционные задачи;
выработка навыков устной монологической речи;
формирование навыков анализа получаемой информации;
создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Обобщение решений некоторых задач приводит некоторых участников этих соревнований к необходимости углубленного изучения отдельных разделов математики. Иногда такая заинтересованность получает продолжение в виде индивидуальных занятий. Индивидуальная работа с одаренными учащимися
осуществляется как на уроке, так и на занятиях математического кружка. Такая работа позволяет подготовить некоторых школьников к дальнейшему самостоятельному изучению математики и расширить их математический кругозор. Ее промежуточным результатом могут являться выступления учащихся на различных конференциях школьников и проведение устных экзаменов в форме защиты рефератов.
Внеурочная работа имеет свое продолжение во время летних каникул в школьном математическом лагере, который организован в г. Курганинске. Лагерь организуется из учащихся школ Курганинского района. Учащиеся школ сочетают активный отдых с занятиями математикой. Цель этих занятий – приобретение навыков решения нестандартных задач и углубление знаний учащихся в некоторых разделах математики. Для проведения занятий можно выбрать групповую соревновательную форму работы. Все учащиеся на время проведения занятий разбиваются на команды по 4 – 5 человек, максимально равноценные по своим возможностям. После объявления темы занятия каждая команда получает лист – задание, на решение которого отводится 60-75 минут. Разбор задач проводится по упрощенным правилам математического боя. Каждое ежедневное занятие, за исключением итогового математического боя, продолжается не более 2,5 ч.
За смену провести, как правило, 12-15 тематических занятий, 2-3 блиц-турнира и 1-2 классических математических боя.
«Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике».
(К. Вейерштрасс)
3. Параметры педагогической технологии.
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
Педагогические технологии имеют два источника. Первый источник – производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек – техника – цель». В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.
Второй источник – сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Он отмечал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди ... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом, используя четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются: «1) укрупнение дидактических единиц, 2) планирование результатов обучения и дифференциация образования, 3) психологизация образовательного процесса, 4) компьютеризация».
Можно выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики, и систематизировать следующим образом.
1. Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий (явно или неявно). Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – создавать для этого необходимые условия.
2. Диагностическое целеполагание. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надежно опознать).
3. Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения.
4. Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых «технологических карт».
5. Ориентация учащихся, цель которой – разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности.
6. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, «погружение»). Используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.
7. Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах: 1) входной – для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня; 2) текущий или промежуточный – после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения материала и развития учащихся (как правило, мягкий, по цепочке – контроль, взаимоконтроль, самоконтроль), заканчивающийся коррекцией усвоения; 3) итоговый – для оценки уровня усвоения.
8. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе, разноуровневого характера) проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки.
9. Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям.
Можно заметить, что все новые технологии обучения «рассчитаны» на умение учащихся учиться самостоятельно. Дидактическая сущность основных известных технологий обучения часто представляет собой развитие не более одного-двух из отмеченных выше параметров.
В технологиях дифференцированного обучения и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, потребности самосовершенствования.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения; на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала, компьютерные (новые информационные) технологии.
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) основывается на следующих положениях: главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение; психологической причиной плохого чтения и счета является недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; должна быть преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.
Большинство так называемых альтернативных технологий — технология свободного труда, технология вероятностного образования, технология мастерских представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых – создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.
Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это - школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков).
Технологический подход к обучению математике развивается в этих же направлениях и имеет свою специфику.
Так, дифференцированное обучение математике связывается, в первую очередь, с совершенствованием постановки целей обучения математике.
Основные, известные сегодня, частно-педагогические технологии обучения математике на методическом уровне решают проблему конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов. Отметим некоторые из них.
Технология «Укрупнение дидактических единиц -УДЕ» (П. Эрдниев) представляет собой интеграцию таких подходов к обучению, как: а) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций (в частности, взаимно обратных), функций, теорем и т.п.; б) обеспечение единства процессов составления и решения задач; в) рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий; г) обращение структуры упражнения; д) выявление сложной природы математического знания, достижение системности знаний; е) дополнительность в системе упражнений. Ключевой элемент технологии – упражнение-триада, элементы которого рассматриваются на одном занятии: а) исходная задача, б) ее обращение, в) обобщение; при этом в работе над математической задачей выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: составление упражнения, выполнение упражнения, проверка ответа (контроль), переход к родственному, но более сложному упражнению.
Технология, направленная на формирование общих подходов к организации усвоения вычислительных правил, определений и теорем через алгоритмизацию учебных действий учащихся (М. Воловин), реализует теорию поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина. При этом материальной основой алгоритмизации действий для организации ориентировочной основы действий служат системы средств обучения математике, а обучение осуществляется циклами, которые видоизменяются от класса к классу. Так, четырехурочный цикл составляют: 1) урок объяснения, обеспечивающий ориентировочную основу действий с новым материалом, 2) урок решения задач, 3) урок общения с использованием различных вариантов ориентировки, 4) самостоятельная работа.
Технология обучения в математике на основе решения задач (Р. Хазанкин) основана на следующих концептуальных положениях: 1) личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества; 2) обучать математике = обучать решению задач; 3) обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи; 4) индивидуализация обучения «трудных» и «одаренных»; 5) органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности; 6) управление общением старших и младших школьников; 7) сочетание урочной и внеурочной работы. В системе учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные урок-лекция, уроки решения «ключевых задач» (вычленение минимального числа основных задач по теме, решение каждой задачи различными методами, решение системы задач, проверка решения задач соучениками, самостоятельное составление задач, участие в конкурсах и олимпиадах), уроки-консультации (вопросы учащихся по заранее заготовленным карточкам, работа с карточками: анализ, обобщение, дополнение карточек), зачетные уроки (выполнение индивидуального задания, устный отчет старшекласснику, коррекция при работе в паре до полного понимания, выставление трех оценок — за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради; мотивация оценок).
Технология на основе системы эффективных уроков (А. Окунев) решает задачи: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; экономное и целесообразное расходование времени урока; разнообразие методов и средств обучения; формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся; формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению; высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; объем и прочность полученных знаний, умений и навыков. А. Окунев классифицирует систему уроков так: 1) уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать его в памяти), 2) урок поиска рациональных решений, 3) урок проверки результатов путем сопоставления с данными, 4) урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают), 5) урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода, 6) урок самостоятельной работы по материалу, который объясняли, 7) урок возвращения к ранее изученному под другим углом зрения, 8) урок-«бенефис», 9) лабораторные работы по геометрическому материалу, 10) урок - устная контрольная работа, 11) урок - зачет (тематический и итоговый).
В парковой технологии обучения математике (А. Гольдин) изучение каждой темы состоит из четырех этапов: 1) вводная лекция, 2) запуск в разновозрастных парах и группах сменного состава (для чего учебный материал разбивается на соответствующие модули), 3) взаимообмен учебным материалом в одновозрастных вариационных парах и малых группах, 4) контрольное занятие.
В технологии мастерских построения знаний по математике (А. Окунев) знания не даются, а выстраиваются самим учеником (в паре или группе) с опорой на свой личный опыт; учитель (мастер) лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Мастерские конструируются по определенному алгоритму. Так, мастерские по геометрии 7-го класса построены на алгоритме: индивидуальная работа (использование личного жизненного опыта), работа в парах (обмен информацией, основанной на личном опыте), работа в группах (выполнение заданий), разговор в классе (группы представляют свою работу), коррекция (группы вносят исправления, дополнения в свой вариант выполнения задания), слово учителя (выделение важных моментов, находок, ошибок групп), обсуждение мастерской (осознание сделанного, формулирование нерешенных проблем). Для мастерских выбираются трудные, и в то же время основные для понимания курса темы; в данном случае – «Признаки», «Условие задачи», «Поиск решения задачи», «Я делаю домашнее задание» и другие.
Тенденция интегрированного подхода к обучению вызвала к жизни технологию интеграции математики как базового школьного предмета с информатикой, физикой, историей, литературой, английским языком и т.д. Цели интегрированных курсов - формирование целостного и гармоничного понимания и восприятия мира. Для достижения этой цели создается комплексная программа интегрированного курса, для которой очень важен как отбор содержания, так и принципы ее конструирования. Затем – проектирование интегрированных уроков, учебных заданий и способов оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Автор надеется, что эта лекция, публикуемая по просьбе слушателей III Сибирских методических чтений, поможет учителям глубже разобраться в сложном понятии «педагогическая технология», занимающем все больше места в современном образовании.
«Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».
(Сенека)
4. Уровни профессионального развития педагога.
Развивающаяся школа работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования.
Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном (новом) режиме.
Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремление к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.
Образовательные технологии являются эффективными в том случае, если полученные знания применяются на практике. Оценка эффективности применения новых знаний на практике связана с проблемой переноса навыков обучения в новую среду. «Перенос» – это степень эффективности применения теоретических знаний и навыков в практической работе. Важнейшими характеристиками переноса являются:
приобретение знаний и навыков;
практическое применение их на рабочем месте;
оценка эффективности этого применения в течении длительного периода времени (Лунев А.П.).
Технология предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса на учебный год.
В связи с этим одной из актуальных проблем управления инновационными процессами в образовательном учреждении является проблема отношения педагогов к инновациям. Ведь если учитель осознает вою миссию, – начинается самоопределение, самовыражение, самореализация, саморазвитие
Диагностический подход.
Современного педагога отличают такие профессиональные качества личности, как потребность в самоанализе собственной деятельности.
Понятия «анализ, самоанализ, изучение личности» в последнее время все чаще стали заменяться этим единым термином – диагностика. В общем смысле слова – это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Назначение его – дать учителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Диагностировать надо все компоненты образовательно-воспитательного и методического процессов, используя при этом целый комплекс различных методов (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.). Смысл диагностирования и состоит в том, чтобы получить реальную и, по возможности, наглядную картину действительности. Педагогическая диагностика как система методов и средств изучения развития ребенка создает основу для выявления затруднений в работе, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем она позволяет определить и сильные стороны учителя, наметить пути и конкретные способы их закрепления и развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности и модели обучения. Диагностический метод в обучении позволяет оптимально решать и проблемы аттестации. Диагностика – не самоцель, а лишь один из этапов работы. Проведение диагностики направлено на овладение каждым навыками самоанализа, самооценки. Знать каждого, дойти до каждого – далеко не простые задачи. Диагностика включает в себя следующие функции: информационную, собственно диагностическую, оценочную, коррекционную, ориентационную, аналитическую. В процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить, как минимум, три среза: первичный срез – входной контроль (первичную стартовую, исходную диагностику), вторичный – текущий контроль
(сравнительную диагностику) и выходной контроль (итоговую диагностику. Современная система диагностики включает в себя системность, динамичность, оперативность и четкость диагноза.
Важнейшим диагностическим механизмом является мониторинг.
Мониторинг – это системная диагностика, сопоставление полученных результатов с эталоном – стандартом, выявление и анализ, оценивание степени и причин отклонений, оценка и коррекция результативности принятых мер. Например, В.А.Сухомлинский писал, что «…требования повысить успеваемость в 5-7 классах без анализа причин тревожного явления могут привести только к очковтирательству».
Экспертиза – самый емкий и сложный диагностический механизм, в котором диагностика и мониторинг занимают особое место. Важнейшими методами экспертизы являются такие диагностические методы, как наблюдение, изучение документации, графиков, таблиц, диаграмм, составленных по результатам проводимых диагностики и мониторинга: анкетирование, проведение диагностических срезов и др.
Разработка и усовершенствование образовательных программ – одно их самых распространенных направлений новационного педагогического поиска в образовательных учреждениях. Различают следующие типы «авторских» программ:
рационализаторские – полученные путем частичных усовершенствований уже существующих программ;
комбинаторные – полученные путем комбинаций нескольких программ;
дополняющие – существенно новые по содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет образовательных программ;
новаторские – отличающиеся новизной парадигмальной основы, замыслом, предлагаемыми технологиями обучения.
Высшим уровнем профессионального развития педагога является создание им собственной – авторской системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной, индивидуальной методической системы. Результатом дидактической и воспитательной системы являются авторские программы и технологии, а результатом индивидуальной методической системы – индивидуально – авторский стиль и педагогическая техника.
Анализируя технологические подходы, предлагаемые современной педагогической практикой, важно учитывать то, чтобы они гарантировали здоровьесберегающий характер обучения. Наиболее актуальным и первоочередным является грамотное структурирование содержания, выделение ключевых линий, основных понятий, закономерностей, межпредметных связей и продумывание на их основе рациональной логики процесса обучения. Для многих педагогов логико-дидактический анализ содержания образования по предмету является проблемой, что приводит к необоснованному расширению его объема, заострению внимания на второстепенных фактах и явлениях. Плохая структура содержания затрудняет усвоение знаний и умений и отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии школьников. Особое внимание в укреплении здоровья играют формы организации учебно-познавательной деятельности. Доминирование на всех этапах обучения фронтальной формы организации приводит к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза. Творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм работы снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс.
Учительница биологии спросила: «Какова валентность азота?», а в ответ недоумение: «А разве у нас урок химии?». На химии ученик получил неверный ответ, неправильно составив пропорцию, и учительница снизила ему оценку; он возмутился: «Это же не математика! По химии у меня все правильно!» На любом уроке кто-нибудь из учеников перед письменным опросом обязательно спросит: «А за ошибки по-русскому оценку снижать будете?»
Что объединяет перечисленные факты? Объединяет их разнообразность картины мира.
В школе ребенку предлагают намного больше, чем он сможет осмыслить. Каждый учитель считает свой предмет самым важным в школьной программе, поэтому учит и спрашивает именно предметный материал, а на остальное часто не остается ни времени, ни сил.
Интеграция (от латинского – восстановление, восполнение) – объединение в целое каких-либо частей, элементов. В образовании можно объединять учеников, например, мальчиков и девочек в классе, при коллективном способе обучения ученики с разными способностями помогают друг другу. Можно объединять содержание образования, создавая интегрированные уроки.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание,тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели.»
(Александр Иванович Маркушевич педагог и математик)
5. Самостоятельная работа учащихся.
Совершенствование методики преподавания и метолов обучения неразрывно
связано с вопросами развития самостоятельности учащихся. Внимание к проблеме развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет работать после окончания школы. Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление ее решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. При этом, безусловно, далеко не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его не способным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека. Суть самостоятельной деятельности учащихся заключается в том, что ребята действуют сами, т.е. в той или иной степени реализуют, проявляют свою самостоятельность. При этом умения и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащихся, взаимно обогащают друг друга. Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.
Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, является самоконтроль, назначение которого заключается в современном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Установлено, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении работы и степенью владения ими самоконтроля.
Формирование навыков самоконтроля – процесс непрерывный, осуществляющийся под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения. И начинается он еще в младших классах.
Наряду с проблемами совершенствования программ, учебников, методов и форм обучения ставиться задача – научить учащихся учиться, прививать им умения самостоятельно получать знания, самостоятельно трудиться. Эта задача является одной из главных, от ее решения зависит эффективность учебно – воспитательного процесса. Основная задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить их учиться. Каждый учитель знает, как трудно на уроке побудить каждого учащегося к активной деятельности. Поэтому необходимо уделять большое внимание организации и проведению самостоятельной работы учащихся.
Важным условием повышения эффективности самостоятельной работы является умение преподавателя руководить познавательной деятельностью учащихся. Познавательный интерес носит познавательный характер. Большой интерес можно возбудить к тому, в чём возникает потребность, что имеет жизненно важное значение, следовательно, обучение нужно строить , связывая его с жизнью, чтобы перед учащимися вставали задачи значимые, в решение которых включался бы он активно. Для того, чтобы управлять познавательной деятельностью учащихся, необходимо сформировать у них нужную мотивацию. Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Например, нужно хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой профессией, принести больше пользы Родине и т. д. Но все–таки, самый действенный мотив – это интерес к предмету, который осознаётся раньше, чем другие мотивы. Так, например, задачу: « Сравните площади боковых поверхностей цилиндра и призмы с квадратным основанием, которые имеют равные высоты, если известно, что диаметр круга, лежащего в основании цилиндра, равен стороне квадрата» лучше заменить следующей: « Требуется отштукатурить две колонны одинаковой высоты, круглого сечения, диаметром 30 сантиметров. На какую колонну пойдёт штукатурки больше и во сколько раз?» Такая формулировка задачи заинтересовывает и привлекает к деятельности быстрее, чем стандартная её формулировка. Информация, вызывающая интерес, перерабатывается с помощью мышления и эмоций. Эмоциональные переживания, чувства иногда выступают в роли мотива, и у человека возникает потребность в определённой деятельности. Например, ученик с трудом решил задачу с практическим содержанием: « Для уменьшения массы в панелях многоэтажных перекрытий делаются пустоты. Считается, что панель сделана из однородного материала. Определите, на сколько можно уменьшить массу панели, имеющей размер 586x 199x 22 см., сделав пустоты цилиндрической формы так, чтобы толщина бетона везде была не менее 3,5 см., а оси цилиндров пустот были параллельны ребру, равному 586 см.» Получив ответ: «Масса панели уменьшится на 40,5%, он испытывает чувства, сопровождающие успех, удивление полученным результатом, удовлетворение от сознания полученного положительного экономического эффекта. Эти чувства могли оказаться настолько сильными, что после этого у него снова появится желание пережить такие же чувства. Таким образом у учащегося зародилась пока ещё смутная потребность в эмоциональных переживаниях. Если ученик и в дальнейшем будет испытывать чувства радости, гордости за самостоятельное преодоление трудностей, почувствует полезность своей деятельности, то потребность в решении задач, требующих применение математического аппарата к решению практических задач, закрепится и станет весьма значимой для него. Следует иметь ввиду, что нужные потребности могут быть сформированы у учащихся только в процессе их самостоятельной деятельности. Активизировать самостоятельную деятельность учащихся при помощи профессиональной направленности преподавателя математики – значит усилить познавательную деятельность на всех этапах обучения. Этого можно достичь, если тесно связывать в учебном процессе теорию с практикой, многосторонне раскрывать отдельные важные для профессиональной подготовки вопросы в различных учебных предметах и осуществлять на этой основе межпредметные связи ; совершенствовать методы и методические приёмы самостоятельной работы с профессиональной направленностью; обеспечивать индивидуализацию самостоятельной работы учащихся, применяя задания с профессиональной направленностью различной степени сложности.
Например, будущим малярам важно уметь определять количество краски, необходимое для выполнения отделочных работ, а для этого необходимо знать формулы боковой поверхности многогранников и тел вращения. Навык применения формул для решения таких задач может быть отработан на уроках геометрии, для этого можно использовать карточки – задания с изображением развёртки боковой поверхности помещения и заданной укрывистостью краски. При этом, задания должны соответствовать действительности, т.е. размеры помещений, окон, дверей должны соответствовать строительным ГОСТам.
«Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, т. е. эмоцией».
(С.В.Образцов)
6. Структура проведения урока-консультации.
Урок-консультация проводится в рамках школьного расписания. К этому уроку ученики дома готовят карточки с условиями задач и вопросами по изучаемой теме, которые их интересуют. На карточках указывают фамилию и имя, полный текст условия и источник, откуда была взята задача. Карточки ученики сдают до начала учебного дня_в день проведения консультации. Откуда берут ребята задачи? Из учебника, дополнительных задачников, журналов «Квант» и «Математика в школе», из числа предложенных учителем на предыдущих уроках, зачетных карточек по изучаемой теме, которые имеются в кабинете математики.
Основными задачами урока-консультации являются: оказание помощи ученикам в учебе, ликвидация пробелов в знаниях ребят, обучение учащихся решению сложных математических задач (переформировке задач, расчленению на ключевые, обобщению и т.п.); знакомство учащихся с новыми методами решения задач по теме, обучение составлению математических задач, создание ситуаций успеха, передача опыта учителя по решению задач своим ученикам, организация общения учителя и учащихся при решении сложных задач
При подготовке к консультации ученик чаще всего выполняет такие действия:
Готовит вопросы теории, включенные в зачет, и определяет те вопросы, которые он не разобрал.
Изучает методы решения задач по теме и выявляет затруднения при их решении.
Пытается решить задачи, которые вызвали затруднения.
Просматривает дополнительные источники, в которых содержатся задачи по теме, и отбирает «кандидатов» для включения в карточку.
Отбирает задачи которые он не может решить, а также такие задачи, которые (по мнению ученика) чем-то могут заинтересовать класс и учителя.
Составляет карточку к уроку-консультации.
Довольно часто после консультации собираются группы ребят, чтобы решить задачи, которые не разбирались подробно на уроке, а учитель указал только идею решения.
Теперь обратимся к подготовке учителя. Прежде всего следует отмстить, что значительная часть подготовки к данному уроку учителем уже выполнена в ходе общей разработки темы и подготовки к предыдущим урокам. Отметим то, что теперь «работает» на урок-консультацию: а) повторение учителем методов решения задач, которые активно используются при работе с задачами; б) выявление затруднений учащихся при решении задач по теме и определение той помощи, которую следует оказать (без этой работы сама идея проведения урока-консультации не может быть реализована); в) повторение методов составления задач по изучаемой теме.
Основной этап подготовки – работа с карточками учеников до урока.
Цель – отобрать вопросы теории и задачи для разбора па уроке, которые могут позволить учителю оказать помощь ученикам, создать ситуацию успеха, развивать интересы школьников, их творческие возможности.
Что дают уроки-консультации ученикам?
Такие уроки позволяют ученикам увидеть живой пример работы над незнакомой задачей, осознать, что они могут научиться работать так же. Мастерство учителя должно состоять в том, чтобы показать ученикам, что ничего нет невозможного, если они достаточно вооружены теоретически и методами решения ключевых задач.
Имеются ученики, которые не обладают способностями выйти к доске в присутствии всего класса и вслух объяснить решение новой задачи. Однако среди них много трудолюбивых молчунов. Умно заданный вопрос в письменной форме позволяет им получить одобрение со стороны учителя и признание со стороны товарищей, что способствует созданию благоприятного микроклимата класса.
3. Подготовка учащихся к уроку-консультации стимулирует их
работу с различной учебной и научно-популярной литературой, а также формирует у учеников привычку (которая вообще свойственна детям, но, к сожалению, чаще всего безвозвратно теряется) задавать вопросы не только на уроках математики, но и на других уроках.
Укажу ряд трудностей для учителей, которые пожелают использовать консультации:
1. Привычка учащихся к репродуктивной деятельности, приводящая к тому, что ученики не могут приготовить интересные карточки к консультации, а значит, учителю не с чем ее проводить.
2. Слабая материальная оснащенность кабинета учебной и научно-популярной литературой, что обусловливает низкий уровень задач, включаемых учениками в карточки.
Учителю психологически трудно представить себе ситуацию, когда он перед классом начнет решать новую задачу, которая может не получиться.
Недостаточное внимание учителей информационному обеспечению своей профессиональной деятельности.
Один из основоположников научной педагогики И.Ф.Гербарт еще вначале XIX века писал «Многостороннее образование должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу».
Литература
Воловин М.Б. Как успешно изучать математику. // Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1997. - №№ 3, 6, 8, 10, 12, 14.
Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии, 1998, № 3, ч. III. - 40 с.
Гусев ВА. Как помочь школьнику полюбить математику.- М.: Авангард, 1994.
Дорофеев Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс - основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе // Математика в школе, 1997, № 4.
Иванова ТА. Гуманитаризация математического образования. - Н.Новгород. НГПУ, 1995.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ
зарубежного опыта. - М.: Народное образование, 1998.
Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.



страница 1
скачать
Другие похожие работы: