NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Профилактика нарушений зрения у детей. Советы родителям. I. Правильная организация рабочего места школьника. Посадка за рабочим столом



Профилактика нарушений зрения у детей. Советы родителям.
I. Правильная организация рабочего места школьника.

Посадка за рабочим столом. Каждый школьник нуждается в постоянном месте за собственным или общим столом для выполнения письменных заданий и чтения. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться с учебниками и тетрадями. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки.

Индивидуальный специальный стол-парта с наклонной поверхностью – оптимален для детей. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах, ступни опираются о пол или специальную подставку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне, спина ребенка должна опираться на спинку стула. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради – не менее 30–35 см.

Освещение рабочей зоны. Обязательным условием работы на близком расстоянии является хорошее освещение. Наиболее благоприятные условия создаются при дневном свете, поэтому лучше стол школьника расположить у окна. Этим можно обеспечить и лучшую освещенность, и возможность периодически смотреть вдаль для снятия зрительного напряжения.

Однако в условиях Севера в осенние и зимние дни естественного света очень мало. Поэтому в рабочей зоне ребенка необходимо создать правильное искусственное освещение. Для освещения жилых помещений лучше применять лампы белого цвета, которые имитируют естественный свет и создают хорошие условия для глаз.

Для облегчения работы на близком расстоянии нужно обязательно пользоваться местным освещением, то есть настольной лампой. Она должна находиться слева для правшей (для левшей – справа) и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не выключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет – появляется чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.
II. Правила чтения и письма.

  1. Нельзя заставлять ребенка читать и писать до 6 лет, если у него нет желания!

  2. Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа! Нельзя читать в транспорте!

  3. Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей).

  4. Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30–35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом!

  5. Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20–30 минут должна прерываться на 10–15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть в даль, закрыть глаза, походить и т.д.).

  6. Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1–1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий!

  7. Книги должны быть напечатаны на качественной бумаге с крупным текстом, яркими иллюстрациями. Избегать книг с мелким шрифтом, без иллюстраций, бледными буквами и картинками. Для того чтобы текст можно было хорошо и без затруднений читать, необходимо иметь хорошую контрастность с фоном. Как было установлено исследованиями, черный текст на белом фоне читается гораздо легче, так как бело-черное сочетание обеспечивает оптимальный контраст. При этом происходит более легкое усвоение информации. При чтении текста на других фонах (цветных), внимание человека отвлекается на обработку цветовой информации.

  8. Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Проще это делать в конце каждой строки!

  9. Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 секунды или посмотреть вдаль на какой-либо предмет.


III. Правила «общения» ребенка с компьютером.

1. Офтальмологи не рекомендуют разрешать детям дошкольного возраста пользоваться компьютером. Сегодня для многих родителей это становится невыполнимой задачей. Однако если в семье есть наследственная предрасположенность к близорукости, то необходимо быть категоричными и не разрешать ребенку проводить время за компьютером. Ученикам первого и второго класса постепенно можно разрешать сидеть за компьютером по 15–20 минут, детям старше 10 лет до 1,5 часов в день.

2. При оборудовании рабочего места необходимо установить монитор на специальном компьютерном столике, экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.

3. Мебель должна быть подобрана по росту ребенка. Рабочее кресло должно иметь подлокотники и регулироваться по высоте, углам наклона сидения и спинки.

4. Экран монитора оптимально должен находиться на расстоянии 60–70 см от глаз ребенка (не ближе 50 см) и на 15–30 градусов ниже уровня глаз, то есть пользователь смотрит на экран несколько сверху вниз.

5. Через каждые 25–30 минут работы следует делать перерывы на 5–10 минут, в течение которых обязательны упражнения для снятия зрительного напряжения и какая-либо физическая активность.

6. Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером (особенно с мониторами старого образца) рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.
IV. Правила «общения» ребенка с телевизором.

Одним из неотъемлемых компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном и обучающем значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремиться к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизор не увеличивал накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовал отдыху детей.

1. Маленьким детям до двухлетнего возраста вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Детям от двух до семи лет нельзя разрешать смотреть телевизор дольше 40 минут в день, старше семи лет – более 1,5 часов в день. При этом необходимо делать перерывы на 15–20 минут через каждые полчаса.

2. Наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при чрезмерном приближении глаз к экрану телевизора. По современным представлениям, расстояние до телевизора должно быть не меньше пяти диагоналей экрана. Например, если диагональ телевизора 72 см, то расстояние от экрана до глаз ребенка должен быть 72 х 5 = 360 см или 3,6 м. Если комната не позволяет этого сделать, то необходимо использовать телевизор с меньшим экраном. Сидеть дальше 5 м от телевизора не рекомендуется. Ребенок должен сидеть не сбоку, а прямо перед экраном в удобной позе на диване или в кресле, с опорой на спинку. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Не следует смотреть телевизор в положении лежа или сидя на полу.

3. При просмотре телевизора необходимо создать адекватное освещение в комнате. Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты – глаза быстро устают.

Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером, не находящимися в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиции профилактики зрительного утомления, очень важно не концентрировать внимание в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.
V. Виды физической активности, способствующие сохранению зрения и профилактике близорукости.

Ребенок обязательно должен много двигаться и проводить хотя бы 1,5–2 часа в день на улице, для того чтобы иметь возможность смотреть вдаль.

Физическая активность снимает зрительное утомление, улучшает кровоснабжение тканей глаза, способствует профилактике близорукости и препятствует ее прогрессированию. Самое лучшее для поддержания регулярной двигательной активности – записать ребенка в спортивную секцию. Для сохранения хорошего зрения полезны такие виды спорта, как плавание, лыжи, коньки, бадминтон, теннис, волейбол и футбол. Игры с двигающимся мячом тренируют ресничную мышцу, то есть аккомодационную способность глаза, ведь во время игры нужно все время смотреть и вдаль, и вблизи.
VI. Рацион питания школьника, способствующий сохранению зрения. Большое значение для хорошего зрения имеет правильное сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов, особенно А, С и группы В.

Витамин А (ретинол) входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза – родопсина и зрительного пигмента колбочек – йодопсина.
Природа заблаговременно откладывает в организме про запас этот необходимый для жизни витамин. При полноценном питании в организме создаются его большие запасы. И только через 2–3 года, при полном исключении витамина А из рациона, может развиться витаминная недостаточность (авитаминоз), самыми опасными последствиями которой для глаз являются нарушение цветового ощущения и ухудшение зрения в темноте («куриная слепота»). Это происходит из-за изменений в сетчатке и зрительных нервах.

Чтобы избежать гиповитаминоза, нужно включать в рацион продукты, богатые витамином А. В чистом виде он содержится исключительно в продуктах животного происхождения, таких, как сливочное масло, яичный желток. Наиболее богаты этим витамином свиная, говяжья, куриная печень, жир печени трески (рыбий жир). В растительных продуктах витамин А в чистом виде не содержится. В то же время многие из них содержат бэта-каротин, являющийся предшественником витамина А, из которого уже в организме образуется сам витамин А. Особенно богаты бэта-каротином фрукты и овощи, имеющие оранжевый и красный цвет (тыква, морковь, репа, болгарский перец, помидоры, абрикосы, хурма, персики, дыня, облепиха), а также шпинат, зеленый лук, салат, спаржа. Однако, без жиров бэта-каротин не усваивается, поскольку он, как и сам витамин А, является жирорастворимым. Поэтому лучше всего давать овощи и фрукты ребенку вместе со сметаной, сливками, оливковым или подсолнечным маслом.

Витамин С (аскорбиновая кислота) играет ведущую роль в поддержании иммунитета организма, а также защищает хрусталик глаза от образования свободных радикалов, в особенности тех, появление которых вызвано действием ультрафиолетовых лучей. При недостатке витамина С снижается тонус глазных мышц, появляется быстрая утомляемость глаз. Поскольку он не образуется в организме человека, необходимо знать, что наиболее богаты аскорбиновой кислотой следующие продукты: шиповник, болгарский перец, капуста цветная, капуста белокочанная, томаты, горошек зеленый свежий, лук зеленый, щавель, клубника, лимоны, апельсины, смородина черная и красная, крыжовник, мандарины, дыня, вишня.

При мелкой нарезке и кулинарной обработке продуктов в среднем теряется до 50% аскорбиновой кислоты, поэтому оптимально употреблять овощи и фрукты целиком и в свежем виде.

Витамин Е (токоферола ацетат) – жирорастворимый витамин. Он является природным антиоксидантом, защищает в том числе и ткани глаза от свободных радикалов.

Наиболее богаты витамином Е нерафинированные растительные масла (первого холодного отжима) – подсолнечное, оливковое, кукурузное, а также орехи и семечки.

Витамины группы В считаются витаминами «нервной системы», оказывают благотворное влияние на иннервацию глаз (иннервация снабжение какого-либо органа или ткани нервными волокнами или клетками).

Витамин B1 (тиамин) – водорастворимый витамин. Недостаток его проявляется в повышенной нервозности, снижении умственной и физической работоспособности.

Наибольшее количество тиамина содержится в следующих продуктах: мясо, субпродукты (печень, почки), дрожжи, арахис, фасоль, орехи грецкие, крупа овсяная, крупа гречневая, ржаной хлеб. Обычная тепловая обработка продуктов мало влияет на содержание тиамина в пище.

Витамин В2 (рибофлавин) входит в состав зрительного пигмента, защищающего сетчатку от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Рибофлавин предохраняет колбочки сетчатки от слишком сильного света. Богаты рибофлавином семечки и орехи, а также субпродукты, молоко и молочные продукты, яйца и зеленые овощи. Потребность в рибофлавине повышается при различных заболеваниях и стрессовых состояниях. Недостаток рибофлавина в организме, кроме ухудшения зрения, часто проявляется поражением слизистой оболочки в углах рта, губ, шелушением кожи вокруг рта, на крыльях носа, носогубных складках.

Витамин В6 (пиридоксин) водорастворимый витамин, недостаток которого вызывает напряжение и быстрое утомление глаз. Пиридоксин может синтезироваться в организме кишечной микрофлорой. Но этот синтез может нарушиться при кишечной инфекции и других заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также при применении антибиотиков широкого действия.

Пиридоксин поступает в организм с продуктами животного и растительного происхождения. Наиболее богаты пиридоксином: дрожжи, молочные продукты, печень, рыба, мясо, зерновые, кукуруза, капуста. Пиридоксин устойчив к тепловой обработке, но довольно чувствителен к действию света.

Витамин В12 (цианокобаламин) в организме человека синтезируется микрофлорой кишечника, но этого количества для обеспечения нормальной жизнедеятельности недостаточно. Дополнительно в организм человека витамин В12 поступает только с пищей животного происхождения. Наиболее часто дефицит этого витамина наблюдается у вегетарианцев и проявляется развитием анемии. Недостаток витамина В12 проявляется ухудшением кровоснабжения и повышенной утомляемостью глаз.

Содержание витамина В12 достаточно велико в таких продуктах питания, как говяжья печень и почки, мясо (говядина, свинина, телятина), рыба (треска, печень трески, сельдь, камбала), яйцо (желток), сыр, творог жирный, сливки, кефир, молоко.

Черника. Одним из самых полезных продуктов для зрения является черника. Она содержит широкий спектр биологически активных соединений, среди которых ведущая роль принадлежит антоцианам (дельфинидин, цианидин, мальвидин, петунидин, пеонидин). Они восстанавливают светочувствительный пигмент родопсин и, таким образом, улучшают адаптацию глаз к различным уровням освещенности и усиливают остроту зрения в сумерках.

Также антоцианы обладают противовоспалительным и антиоксидантным действием, улучшают питание сетчатки и стимулируют микроциркуляцию крови в капиллярах глазного яблока.

Регулярное употребление свежей и сушеной черники повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение.

Лютеин. Лютеин и образующийся из него в тканях глаза зеаксантин являются главным пигментом желтого пятна, расположенного в центре сетчатой оболочки глаз. Именно эта область отвечает за ясное и качественное зрение. Лютеин и зеаксантин избирательно поглощают вредную голубую часть спектра светового потока, то есть выполняют функцию защитного экрана. Кроме того, они нейтрализуют свободные радикалы, образующиеся под действие света – антиоксидантная функция.

Дефицит лютеина приводит к накоплению разрушительных изменений в тканях глаза и к необратимому ухудшению зрения. Особенно актуально это стало сейчас, когда из-за уменьшения озонового слоя возросло количество ультрафиолетовых лучей, а также когда в нашу жизнь активно вошли компьютеры.

Организм человека не способен синтезировать лютеин, поэтому поступление его в организм напрямую связано с питанием. Больше всего лютеина содержится в желто-красных овощах и фруктах, в темно-зеленых листовых овощах: оранжевый и красный болгарский перец, морковь, сладкая кукуруза, черный и красный виноград, хурма, брокколи, шпинат, авокадо. Из нерастительных источников лютеин обнаружен в большом количестве в куриных и перепелиных яйцах. Он, также как и бэта-каротин, усваивается при наличие жиров в пище.
VII. Гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений для младших школьников (1-3 класс).

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4–5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 411 классов.

1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5–6 раз.

2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5–6 раз.

3. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем – влево. Повторить 5–6 раз.

4. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4–5 раз.

5. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2–3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

6. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.
Упражнение для тренировки аккомодационной мышцы глаза

«метка на стекле» (проф. Э.С. Аветисов)

Ребенок становится у окна на расстоянии 30–35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3–5 мм. Вдали на уровне взора, проходящего через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет вдали. Упражнения ежедневные 2 раза в день в течение 15–20 дней. Первые два дня продолжительность упражнения – 3 минуты, следующие два дня – 5 минут, затем – 7 минут.

Это упражнение тренирует аккомодационную мышцу и рекомендуется как для профилактики нарушений зрения (в перерывах между зрительной нагрузкой при чтении, работе за компьютером), так и при спазме аккомодации (ложной близорукости), начальных проявлениях близорукости.
Регулярный осмотр у офтальмолога может помочь выявить нарушения зрения на самых ранних этапах их формирования, а также замедлить прогрессирование близорукости.

Следует обращать внимание на жалобы ребенка (боли в глазах, головные боли, повышенную утомляемость), изменения в поведении, успеваемости – они могут быть следствием снижения остроты зрения.

Осмотр у офтальмолога должен быть ежегодным. Если у ребенка есть наследственная предрасположенность (нарушение зрения хотя бы у одного из родителей), нарушение осанки, нарушения зрения, проявившиеся до школы – осмотр каждые полгода.

Необходимо помнить, что дети начальных классов обычно не жалуются родителям на нарушение зрения, поэтому им также надо посещать кабинет 2 раза в год.

Помните, у большинства детей снижение зрения можно предотвратить!

Будьте внимательнее к своему ребенку!

страница 1


скачать

Другие похожие работы: