Программа деятельности детско-юношеского объединения «Новое поколение» х. Маркин Пояснительная записка
| «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 6 __________ И.А. Кацилова |
Программа деятельности
детско-юношеского объединения
«Новое поколение»
х. Маркин
Пояснительная записка
Детство – это отрезок большого пути, по которому дети идут за руку с взрослыми и как важно вымостить его кирпичиками счастья.
Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации.
В наше время вопрос организации досуга детей встает особенно остро, так как ребёнок, еще не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она, жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание, организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы все это давало ребенку стимул для дальнейшего развития личности.
Как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человеческих взаимоотношений, духовности, экономики, политики, полностью реализовал себя как личность.
Позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных объединений, предоставляющая право выбора среды общения, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Программа деятельности – необходимое условие для повышения эффективности деятельности ДЮО, создание условий для развития личности ребёнка в тесной взаимосвязи с обществом.
Работая по данной программе, члены ДЮО получают:
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;
- участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;
- возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.
В процессе реализации программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д.
Программа предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации.
Программа предполагает создание для каждого члена ДЮО «ситуации успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Цель программы: создание условий для формирования и становления современной целостной личности, всесторонне развитого в различных сферах общественной жизни человека.
Задачи:
Развивать детское общественное движение как альтернативу террористическим и экстремистским организациям, способствовать накоплению социально-практического опыта противодействия асоциальным явлениям в подростковой среде.
Воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Формировать культуру здорового образа жизни.
Поддерживать инициативы, направленные на интеллектуальное, духовное, физическое развитие детей и молодежи.
Концептуальные основы программы
Наряду с собственными разработками в ДЮО довольно успешно используются идеи таких видных педагогов, как В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, А.А. Захаренко.
Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики (А.В. Мудрик) и психологии:
принцип личностного подхода - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
принцип деятельного подхода - находясь в детско-юношеском объединении, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью - общественно- полезной, творческой. Участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
принцип вариативности - разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);
принцип средового подхода - включает различные варианты взаимодействия детско-юношеского объединения со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования).
Содержание деятельности
Основные направления
1. Лидерское – Центр «Лидер».
2. Волонтерское – Центр «Труд и забота».
3. Спортивно-оздоровительное – Центр «Спорт и Здоровье».
4. Экологическое – Центр «Экополис».
6. Информационное – Центр «МАГ (Молодёжная авангардная газета)
Приоритетная форма деятельности – участие в социально значимых делах.
Содержание основных направлений
Центр «Лидер»
Задачи:
1. Формировать ответственное и осознанное отношение к себе как к руководителю своего жизненного плана.
2. Развивать навыки самоорганизации; выявление, корректировка личного жизненного плана каждого участника.
3. Активизировать развитие лидерских качеств у членов школьного актива.
4. Создавать условия для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД.
Формы работы: школа Лидера.
Центр «Труд и Забота»
Задачи:
1. Продолжать лучшие традиции тимуровского движения, проявлять заботу к ближнему.
2. Воспитывать толерантное отношение к людям и стремление быть им полезными.
3. Развивать индивидуальные качества ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности.
4. Привить чувство уважения и любви к культуре, истории России, родного края.
Формы работы: трудовые акции и десанты, волонтерские отряды.
Центр «Спорт и Здоровье»
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию и самосовершенствованию учащихся, ориентировать детей на здоровый образ жизни.
2. Укреплять здоровье детей и воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
3. Организовать и проводить спартакиады, дни здоровья, спортивные праздники и походы.
Формы работы: спортивные праздники, соревнования, Дни здоровья, акции, социальные проекты.
Центр «Экополис»
Задачи:
1. Воспитывать экологическую грамотность, бережное отношение к живой природе и готовность к активным действиям по её охране.
2. Вовлекать обучающихся в природоохранную деятельность.
3. Учить умению понимать и ценить красоту и богатство природы.
4. Озеленение территории школы, хутора, своего дома и класса.
Формы работы: экологические акции, праздники, конкурсы, проекты.
Центр «МАГ»
Задачи:
1. Познакомить учащихся с азами журналистики.
2.Формировать и развивать навыки работы с информацией: поиск, обработка, преподнесение.
3. Развивать школьную газету.
3. Пропагандировать деятельность ДЮО через средства СМИ.
Формы работы: ежемесячное издание школьной газеты, публикация материалов о деятельности ДЮО в СМИ.
Механизм реализации программы
Срок реализации программы – 3года (2011-2014г). Этапы реализации программы
I этап – подготовительный, создание нормативно-правовой базы, диагностико-аналитическая деятельность (предусматривает выявление интересов ребят для участия в деятельности объединения посредством опроса, анкетирования, проведения разовых мероприятий и нетрадиционных дел). Этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
II этап – основной (практический), предполагает определение, учитывая собранную информацию, традиционных дел ДЮО, формирование органов самоуправления, и приобретение опыта социального общения со сверстниками и жителями хутора.
Происходит расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
III этап – аналитический, включает систематизацию, обобщение и интерпретацию полученных данных, подведение итогов деятельности организации за время реализации программы. Этап так же направлен на определение новых целей и задач добровольного самоуправляемого детско-юношеского объединения. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
4.2. Деятельность участников программы строится в соответствии с принципами:
открытости – участником программы может стать любой желающий;
развития - деятельность в рамках программы направлена на развитие личности;
взаимодействия – обеспечение тесного взаимодействия между участниками и исполнителями программы;
сотрудничества – обеспечение условий для сотрудничества со всеми участниками объединения.
4.3. Методы реализации программы, формы работы:
анкетирование, диагностики;
беседы, интервью;
наблюдение;
обучающие семинары;
практические занятия, тренинги;
коллективные творческие дела и акции;
социальные проекты;
игры и игровые программы;
встречи;
соревнования;
выставки, ярмарки;
поездки и экскурсии.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают эмоциональное восприятие. Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).
Таким образом происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и социального интереса участников программы; члены детско-юношеского объединения включаются в социально-значимую деятельность и общение; приобретают знания, умения и навыки самообразования и самовоспитания; обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности детского - общественного объединения на основе ценностного подхода; оказывается посильная помощь в решении социальных проблем в микрорайоне школы.
Кадровое обеспечение
Руководитель программы - старшая вожатая.
Для успешной организации деятельности ДЮО «Новое поколение» планируется привлечь в качестве консультантов-помощников заместителей директора по ВР и УВР, классных руководителей, учителей-предметников школы, родителей.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при наличии:
работоспособного Совета ДЮО;
помещения для работы Совета ДЮО «Новое поколение»;
печатного издания ДЮО «Новое поколение»;
создание методической базы для работы организаций;
необходимого оборудования и инвентаря.
Нормативно-правовая база организации:
Закон РФ «Об образовании»;
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон об общественных объединениях;
Устав школы;
Устав ДЮО «Новое поколение»;
Договор о совместной деятельности;
Протоколы заседаний;
План работы с активом;
План работы ДЮО;
Программа деятельности ДЮО «Новое поколение»;
Программа «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Материально-техническая база
Наличие материально-технической базы: оборудованный компьютерный класс с выходом в интернет, спортивный зал, мультимедийный проектор, интерактивная доска, микрофоны, колонки, телевизор, DVD, музыкальный центр, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера,
Финансовое обеспечение программы: за счет спонсорских средств. Предполагаемые затраты:
1. Транспортные расходы (проезд до точек назначения и обратно во время проведения походов и акций, участия в мероприятиях различного уровня).
2. Питание во время туристических походов.
3. Приобретение необходимого оборудования.
4. Приобретение расходных материалов для благоустройства.
5.Фотопечать.
Ожидаемые результаты
Мы планируем через реализацию программы воспитать гражданина и патриота своей страны, вырастить доброго и чуткого человека, творческую личность, обладающую нравственной, правовой и политической культурой, способную прийти на помощь нуждающимся людям, защитить свою страну, свой народ.
В процессе реализации программы члены ДЮО «Новое поколение» должны:
сформировать положительные духовно-нравственные качества,
развить способность к активной и общественно полезной деятельности, потребности и способностями к самопознанию, самореализации и саморазвитию;
приобрести опыт взаимодействия с социальными структурами: знание устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, опыт социального проектирования;
научиться проектированию и организации деятельности: целеполаганию, планированию, организации, анализу достигнутых результатов;
приобрести социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей интеллектуально-эмоциональной сферы;
повысить свою социальную активность;
расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности
развить свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества каждого.
Механизм оценки эффективности реализации программы
Мониторинг изменения уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:
анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов ДЮО «Новое поколение», диагностика «Личностного роста» (в ходе программы и по окончании);
беседы, интервью с членами ДЮО, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы;
социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации программы);
включение педагогов в анализ и проектирование хода мероприятий;
метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;
проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
анализ документации по проекту, программных документов ДЮО
Критерии и показатели реализации программы
Воспитательно-образовательные:
1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы).
2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении): не умел – научился; не знал – узнал; не имел – приобрел.
3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.
Косвенные:
1. Количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.).
2. Участие в городских и окружных проектах.
3.Характер и число реализованных инициатив ДЮО в рамках программы.
Социально-экономические:
1. Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность).
2. Популярность (рейтинг) ДЮО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение).
3. Количество полученных средств.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: