NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа дополнительного образования дошкольников «Группа продлённого дня» для детей 5 7 лет


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор школы________О.С.Полкова

«______» _______________ 20___г


ПРОГРАММА

дополнительного образования

дошкольников

«Группа продлённого дня»


для детей 1.5 – 7 лет


Руководители кружка:

Люшакова Н.С.

Шарова И.Е.

Елесина Н.И.

Калимуллина Г.Г.

с. Новолыбаево

2013 г.

    1. Пояснительная записка


Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно – образовательного процесса, выбору и обоснованию основных общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, результатам и результативности их деятельности.

Структурное подразделение МАОУ «Новолыбаевская СОШ», оказывающее населению дошкольные образовательные услуги, расположено в селе Новолыбаево Заводоуковского района Тюменской области. Режим работы нашего дошкольного учреждения с 07.30 до 16.30. Село находится на расстоянии 10 километров от районного центра, поэтому многие родители работают в Заводоуковске. В связи с этим появилась потребность родителей в такой дополнительной образовательной услуге, как группа продлённого дня.

На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ослаблению здоровья детей, его физического, психического и социального компонентов, большой проблемой является задержка речевого развития ребёнка.

Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, имея возможности дополнительно образовывать детей, педагогами структурного подразделения решено активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач, а также овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формировании всесторонне развитой личности ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и способности. Программа дополнительного образования «Группа продлённого дня» даёт возможность родителям спокойно работать, зная, что их ребёнок занят полезной деятельностью, он развивается, ему комфортно.

Цель: всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи:

  • Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни;

  • Создание комфортного и благоприятного психологического климата, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к ребёнку;

  • Обеспечение гармоничного интеллектуального, эстетического и социально-личностного развития ребёнка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

  • Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;

  • Развитие готовности к будущему обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.

Реализация задач данной программы осуществляется по направлениям: физическое развитие познавательно- речевое развитие; социально-личностное развитие ребенка; художественно-эстетическое развитие ребенка. Задачи по направлениям:


Физическое развитие ребенка

Познавательно-речевое развитие

  • Создать условия для укрепления здоровья детей, повышение адаптационных возможностей детского организма

  • Формировать у детей потребности в ежедневной двигательной активности.

  • Знакомить с доступными способами укрепления здоровья.

  • Совершенствовать ловкость, координацию движений, воспитывать выносливость, интерес к занятию спортом.

  • Формировать навыки самостоятельной умственной и поисковой деятельности, направленной на достижение определенной цели.

  • Формировать у детей навыки исследовательской деятельности: анализа и синтеза, учить наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.

  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • Развивать познавательную активность, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарь, развивать речь ребенка

Социально-личностное развитие ребенка

Художественно-эстетическое развитие ребенка

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • Формировать у детей эстетический вкус, воображение и творческое мышление.

  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

  • Создать условия для эффективного развития тонких дифференцированных движений пальцев и рук.

  • Создать условия для овладения навыками общения и коллективного творчества



Принципы и подходы к формированию программы
1.     Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2.     Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

3.     Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

4.     Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5.     Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6.     Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7.     Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

8.     Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.



  1. Организация режима пребывания детей в кружке


Группа продлённого дня организовывается ежедневно с 16.30 до 18.00. В тёплое время года воспитательно – образовательный процесс проходит на участке детского сада, в холодное – в помещении ясельной группы и музыкального зала. Работу группы осуществляют воспитатели структурного подразделения в режиме скользящего графика. Группу посещают дети в возрасте 1,5-7 лет по заявлению родителей, в том числе ребенок – инвалид, ребенок из патронажной семьи.

При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Режим работы группы


Режимные моменты

начало

окончание

Прогулка (наблюдение, подвижные игры, игры сюжетно-ролевого характера, хороводные игры,труд)


16.30


17.00

Познавательная деятельность, Художественно – продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальная деятельность.



17.00



17.30

Дидактические игры, театрализованные игры, чтение художественной литературы, индивидуальная работа.


17.30


18.00


Циклограмма деятельности дошкольников


понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

-Наблюдение за живым объектом,

-Подвижные игры.

-Экологическая беседа,

-Чтение художественной литературы.

- Индивидуальная работа по физическому воспитанию.

- Наблюдение за явлениями природы

- Игра – эстафета

- Рисование

- Трудовые поручения,

- Хороводная игра,

- Разучивание песни.

- Индивидуальная работа по ФЭМП

- Наблюдение за неживой природой.

- Труд с воспитателем,

- Экспериментирование,

-Лепка,

- Театрализованная деятельность.

- Индивидуальная работа по ОБЖ

- Наблюдение за живым объектом,

- Народная игра,

- Познавательная беседа,

- Загадывание загадок,

- Сюжетно- ролевая игра.

- Индивидуальная работа по развитию моторики.

- Наблюдение за неживой природой,

- Социально – нравственная ситуация,

- Аппликация

(конструирование),

- Чтение художественной литературы,

- Инд. работа по развитию речи.



Календарно – тематическое планирование



сентябрь

Задачи: Продолжать учить и называть овощи, фрукты и ягоды. Знакомить с сельскохозяйственными машинами (трактор, комбайн, грузовик) и профессиями (тракторист, комбайнер, шофер). Воспитывать уважение к труду взрослых.

Темы: «Едет с поля урожай» (овощи, фрукты, ягоды).

«Кто в поле работает?» (профессии, машины).

Познавательная деятельность

Художественная деятельность

Изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Двигательная деятельность

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

Рассказ воспитателя о сельскохозяйсве -нных работах на селе. Беседа об овощах и фруктах. Рассматривание иллюстраций об уборке урожая.

Рассказ о машинах, которые помогают убирать урожай.


Ю. Тувим «Овощи»

Н.Егоров «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук»

Т. Глушнев «Виноград», «Тыква», «Огурцы», «Капуста»

Рисование: «Огурцы и лук», «Вишенки», «Радостная осень», «Консервируем на зиму» (комбинация из яблок и ягод), «На яблоне созрели яблоки».

Лепка: «Овощи для магазина»

Аппликация: «Поспели яблоки в саду» (кол.)

Песня: «Урожай собирай»

«Паровоз» муз. Красевой

«Огород

ная – хороводная» муз. Б. Можгиевелова

Аттракцион: «Машины на длинных веревках везут урожай».

Игра с корзинками: Сборник музыкальных ритмических упражнений и игр.

Игра на внимание: «Овощи-фрукты».

Игра: «Собери по признаку».


Детские игры: «Что где растет?», «Покажи, что назову», «Отгадай по вкусу», «В саду, на огороде»«Мешочек-загадка».

С/р игра «Приходите в гости к нам», «Что лишнее»

Сбор урожая с грядок.

Сбор семян цветущих растений.

Составление букетов из осенних цветов.

Уборка сухих листьев

октябрь

Задачи: Расширять представления детей о многообразии природных явлений, о красоте осенней природы. Знакомить детей с грибами (несъедобные (мухомор) и съедобные (лисички, белый гриб, подосиновик)

Тема:«Осень – художница» (природа, погода, растительный мир, грибы, ягоды).

Экскурсия по участку детского сада.

Наблюдения за погодой, за изменениями в природе.

Рассматривание грибов - муляжей и на картинках.

Потешки «Дождик, дождик веселей».

Чтение стихов об осени:

Г. Новицкая «Летний сад», «Тишина».

С. Маршак «Круглый год».

Г. Михайлова «Как обидно…».

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат».

Лепка: «За грибами в лес пойдем», «Ветка сливы» рельеф, «Ветка с осенними листьями», «Овощи для магазина».

Аппликация: «Осенний ковер» из сухих листьев, «Угостим зайку морковкой».

Рисование: «Красивые цветы», «Кто живет в осеннем лесу».

Конструирование: из природных материалов «Грибок».

Песня: «Листья золотые»

Песня-инсценировка: «Белочки» муз. Левиной,

«Осень» муз. И. Кишко,

«Дождик»

муз. Б. Костенко,

«Дождик», р.н.п. в обр. Попатенко.


Аттракцион: «Собери грибы в корзинку».

Танец с осенними веточками. Танец с зонтами, муз. В. Костенко, «Дождик», муз. Т. Ломовой.

Игра: «Осень – лето. Осенняя мозаика». Упражнения в прыжках (через лужицы).


«Такой листок, лети ко мне», «Съедобное – несъедобное», «Когда это бывает». Экологическая игра: «Какая сегодня погода».

Сбор семян кустарниковых для подкормки птиц.

Перекапывание грядок и цветников.

Окапывание деревьев.

ноябрь

Задачи:Дать представление о перелетных и зимующих птицах. О взаимосвязи природных явлений (исчезают насекомые, улетают птицы). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Темы:«Птицы на юг улетают» (птицы нашего участка, зимующие и перелетные). Домашние животные (птицы).

Рассказ воспитателя о птицах, почему они улетают в теплые края, какие остаются зимовать.

Рассматривание фотографий «Птицы нашего участка».

Рассматривание картин из серии «Наши птицы».

Л.Н. Толстой «У Вари был чиж», «Хотела галка пить».

Т. Рождественская «Птичий базар».

Е. Благинина «Стрижи».

И. Бунин «Листопад».

Плещеев «Осень наступила».

Потешки: «Птичий двор».

Лепка: «Птичка».

Рисование: «Хмурая осень»,

«Птицы улетают на юг»,

«Птичий дом – птичий двор».

Аппликация: «Птичка на ветке», «Утка с утятами».

Песня: «Скворушка прощается» Т. Попатенко.

«Птичка» муз. Е. Тиличеевой.

«Сорока» обр. Т. Попатенко.

«Скок, скок, поскок» обр. Е. Туманян.

«Сорока» А. Лядов.

«Кукушка» М. Красев.


Игра: «Гуси вы, гуси» музыкальные ритмические движения. Упражнения в беге.

Игра: «Перелетные птицы».


Дидактическая игра «Назови птицу», «Отгадай и назови», «Зимуют – улетают».

Экологическая игра: «Горячо – холодно».

Изготовление кормушек из бросового материала



3. Планируемый результат

  1. Физическая готовность и здоровьесбережение:

- Сформированность у каждого ребенка понятий ценности здорового образа жизни и умения регулировать свое поведение в соответствии с ним;

- укрепление здоровья детей, получение знаний о правильном, здоровом образе жизни;

- знание и соблюдение санитарных и гигиенических норм и правил;

- владение двигательной культурой;

- представление об основах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

- коррекция у отдельных детей психических и физических недостатков и свободное вхождение этой категории детей в мир детства, свободное общение с ровесниками и взрослыми;

- развитие и совершенствование речевых умений.

  1. Интеллектуально – познавательная готовность:

- развитые интеллектуальные и творческие способности детей;

- умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключение;

- владение элементами учебной деятельности: способность принять учебную задачу, подчинить свою деятельность её достижению, доводить работу до конца и адекватно оценивать результат;

- желания и умения учиться, потребности в приобретении знаний;

- наличие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества с ровесниками, младшими и старшими в различных видах жизнедеятельности;

- освоение основных требований общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Социально-личностная готовность (нравственная, волевая):

- наличие чувства эмоционального благополучия, положительного самоощущения, инициативности и любознательности, осмысленной произвольности действий и поступков, способность к творческому самовыражению;

- компетентности в сфере отношений к окружающему миру, к людям, к собственному организму и живой природе;

- формирование и осознание своих возможностей и достижений;

- формирование умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей;

- развитие художественных способностей: музыкальных, изобразительных, театральных, танцевальных - на уровне возрастных и индивидуальных возможностей детей.

- приобретение трудовых навыков, привлечение к общественно полезному труду.

Ожидаем изменения и в количественных показателях:

- сокращение количества заболеваний детей на 5 - 10%;

- повышение уровня речевого развития детей на 5 - 10%;

- повышение уровня интеллектуального развития детей 5 - 10%;

- увеличение числа родителей, удовлетворенных работой дошкольного учреждения на 5 - 10%;

- увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей на 5 - 10%.

Система мониторинга



Интегративные качества

Содержание

(по образовательной программе)

Форма (метод/

методика)

периодичность

Ответственный

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость)

методика определения физических качеств и навыков (2 р в год)

Воспитатели, мед. сестра

потребность в двигательной активности

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

выполнение доступных возрасту гигиенических процедур

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

соблюдение элементарных правил здорового образа жизни

Наблюдение

(2 р. в год)




Любознательный, активный

интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

задает вопросы взрослому, любит экспериментировать

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Создание проблемной ситуации

(2 р. в год)

Воспитатели

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

Эмоционально отзывчивый

откликается на эмоции близких людей и друзей

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели




сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Наблюдение

Методика»Восприятие литературных произведений»

(2 р. в год)

Воспитатели




эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;


Наблюдение

Методика «Угадай-ка»

(2 р. в год)

Воспитатели

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

адекватно использует вербальные и невербальные средства общения

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий

элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо"

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

имеет представление о мире;

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:


умение работать по правилу

умение работать по образцу

умение слушать взрослого

умение выполнять инструкции взрослого

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

Наблюдение

(2 р. в год)

Воспитатели

страница 1


скачать

Другие похожие работы: