Программа дополнительного образования дошкольников «Группа продлённого дня» для детей 5 7 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы________О.С.Полкова
«______» _______________ 20___г
ПРОГРАММА
дополнительного образования
дошкольников
«Группа продлённого дня»
для детей 1.5 – 7 лет
Руководители кружка:
Люшакова Н.С.
Шарова И.Е.
Елесина Н.И.
Калимуллина Г.Г.
с. Новолыбаево
2013 г.
Пояснительная записка
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно – образовательного процесса, выбору и обоснованию основных общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, результатам и результативности их деятельности.
Структурное подразделение МАОУ «Новолыбаевская СОШ», оказывающее населению дошкольные образовательные услуги, расположено в селе Новолыбаево Заводоуковского района Тюменской области. Режим работы нашего дошкольного учреждения с 07.30 до 16.30. Село находится на расстоянии 10 километров от районного центра, поэтому многие родители работают в Заводоуковске. В связи с этим появилась потребность родителей в такой дополнительной образовательной услуге, как группа продлённого дня.
На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ослаблению здоровья детей, его физического, психического и социального компонентов, большой проблемой является задержка речевого развития ребёнка.
Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, имея возможности дополнительно образовывать детей, педагогами структурного подразделения решено активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач, а также овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формировании всесторонне развитой личности ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и способности. Программа дополнительного образования «Группа продлённого дня» даёт возможность родителям спокойно работать, зная, что их ребёнок занят полезной деятельностью, он развивается, ему комфортно.
Цель: всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни;
Создание комфортного и благоприятного психологического климата, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к ребёнку;
Обеспечение гармоничного интеллектуального, эстетического и социально-личностного развития ребёнка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;
Развитие готовности к будущему обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.
Реализация задач данной программы осуществляется по направлениям: физическое развитие познавательно- речевое развитие; социально-личностное развитие ребенка; художественно-эстетическое развитие ребенка. Задачи по направлениям:
Физическое развитие ребенка | Познавательно-речевое развитие |
|
|
Социально-личностное развитие ребенка | Художественно-эстетическое развитие ребенка |
|
|
Принципы и подходы к формированию программы
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
4. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Организация режима пребывания детей в кружке
Группа продлённого дня организовывается ежедневно с 16.30 до 18.00. В тёплое время года воспитательно – образовательный процесс проходит на участке детского сада, в холодное – в помещении ясельной группы и музыкального зала. Работу группы осуществляют воспитатели структурного подразделения в режиме скользящего графика. Группу посещают дети в возрасте 1,5-7 лет по заявлению родителей, в том числе ребенок – инвалид, ребенок из патронажной семьи.
При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Режим работы группы
Режимные моменты | начало | окончание |
Прогулка (наблюдение, подвижные игры, игры сюжетно-ролевого характера, хороводные игры,труд) | 16.30 | 17.00 |
Познавательная деятельность, Художественно – продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальная деятельность. | 17.00 | 17.30 |
Дидактические игры, театрализованные игры, чтение художественной литературы, индивидуальная работа. | 17.30 | 18.00 |
Циклограмма деятельности дошкольников
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
-Наблюдение за живым объектом, -Подвижные игры. -Экологическая беседа, -Чтение художественной литературы. - Индивидуальная работа по физическому воспитанию. | - Наблюдение за явлениями природы - Игра – эстафета - Рисование - Трудовые поручения, - Хороводная игра, - Разучивание песни. - Индивидуальная работа по ФЭМП | - Наблюдение за неживой природой. - Труд с воспитателем, - Экспериментирование, -Лепка, - Театрализованная деятельность. - Индивидуальная работа по ОБЖ | - Наблюдение за живым объектом, - Народная игра, - Познавательная беседа, - Загадывание загадок, - Сюжетно- ролевая игра. - Индивидуальная работа по развитию моторики. | - Наблюдение за неживой природой, - Социально – нравственная ситуация, - Аппликация (конструирование), - Чтение художественной литературы, - Инд. работа по развитию речи. |
Календарно – тематическое планирование
сентябрь | ||||||
Задачи: Продолжать учить и называть овощи, фрукты и ягоды. Знакомить с сельскохозяйственными машинами (трактор, комбайн, грузовик) и профессиями (тракторист, комбайнер, шофер). Воспитывать уважение к труду взрослых. | ||||||
Темы: «Едет с поля урожай» (овощи, фрукты, ягоды). «Кто в поле работает?» (профессии, машины). | ||||||
Познавательная деятельность | Художественная деятельность | Изобразительная деятельность | Музыкальная деятельность | Двигательная деятельность | Игровая деятельность | Трудовая деятельность |
Рассказ воспитателя о сельскохозяйсве -нных работах на селе. Беседа об овощах и фруктах. Рассматривание иллюстраций об уборке урожая. Рассказ о машинах, которые помогают убирать урожай. | Ю. Тувим «Овощи» Н.Егоров «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук» Т. Глушнев «Виноград», «Тыква», «Огурцы», «Капуста» | Рисование: «Огурцы и лук», «Вишенки», «Радостная осень», «Консервируем на зиму» (комбинация из яблок и ягод), «На яблоне созрели яблоки». Лепка: «Овощи для магазина» Аппликация: «Поспели яблоки в саду» (кол.) | Песня: «Урожай собирай» «Паровоз» муз. Красевой «Огород ная – хороводная» муз. Б. Можгиевелова | Аттракцион: «Машины на длинных веревках везут урожай». Игра с корзинками: Сборник музыкальных ритмических упражнений и игр. Игра на внимание: «Овощи-фрукты». Игра: «Собери по признаку». | Детские игры: «Что где растет?», «Покажи, что назову», «Отгадай по вкусу», «В саду, на огороде»«Мешочек-загадка». С/р игра «Приходите в гости к нам», «Что лишнее» | Сбор урожая с грядок. Сбор семян цветущих растений. Составление букетов из осенних цветов. Уборка сухих листьев |
октябрь | ||||||
Задачи: Расширять представления детей о многообразии природных явлений, о красоте осенней природы. Знакомить детей с грибами (несъедобные (мухомор) и съедобные (лисички, белый гриб, подосиновик) | ||||||
Тема:«Осень – художница» (природа, погода, растительный мир, грибы, ягоды). | ||||||
Экскурсия по участку детского сада. Наблюдения за погодой, за изменениями в природе. Рассматривание грибов - муляжей и на картинках. | Потешки «Дождик, дождик веселей». Чтение стихов об осени: Г. Новицкая «Летний сад», «Тишина». С. Маршак «Круглый год». Г. Михайлова «Как обидно…». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». | Лепка: «За грибами в лес пойдем», «Ветка сливы» рельеф, «Ветка с осенними листьями», «Овощи для магазина». Аппликация: «Осенний ковер» из сухих листьев, «Угостим зайку морковкой». Рисование: «Красивые цветы», «Кто живет в осеннем лесу». Конструирование: из природных материалов «Грибок». | Песня: «Листья золотые» Песня-инсценировка: «Белочки» муз. Левиной, «Осень» муз. И. Кишко, «Дождик» муз. Б. Костенко, «Дождик», р.н.п. в обр. Попатенко. | Аттракцион: «Собери грибы в корзинку». Танец с осенними веточками. Танец с зонтами, муз. В. Костенко, «Дождик», муз. Т. Ломовой. Игра: «Осень – лето. Осенняя мозаика». Упражнения в прыжках (через лужицы). | «Такой листок, лети ко мне», «Съедобное – несъедобное», «Когда это бывает». Экологическая игра: «Какая сегодня погода». | Сбор семян кустарниковых для подкормки птиц. Перекапывание грядок и цветников. Окапывание деревьев. |
ноябрь | ||||||
Задачи:Дать представление о перелетных и зимующих птицах. О взаимосвязи природных явлений (исчезают насекомые, улетают птицы). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | ||||||
Темы:«Птицы на юг улетают» (птицы нашего участка, зимующие и перелетные). Домашние животные (птицы). | ||||||
Рассказ воспитателя о птицах, почему они улетают в теплые края, какие остаются зимовать. Рассматривание фотографий «Птицы нашего участка». Рассматривание картин из серии «Наши птицы». | Л.Н. Толстой «У Вари был чиж», «Хотела галка пить». Т. Рождественская «Птичий базар». Е. Благинина «Стрижи». И. Бунин «Листопад». Плещеев «Осень наступила». Потешки: «Птичий двор». | Лепка: «Птичка». Рисование: «Хмурая осень», «Птицы улетают на юг», «Птичий дом – птичий двор». Аппликация: «Птичка на ветке», «Утка с утятами». | Песня: «Скворушка прощается» Т. Попатенко. «Птичка» муз. Е. Тиличеевой. «Сорока» обр. Т. Попатенко. «Скок, скок, поскок» обр. Е. Туманян. «Сорока» А. Лядов. «Кукушка» М. Красев. | Игра: «Гуси вы, гуси» музыкальные ритмические движения. Упражнения в беге. Игра: «Перелетные птицы». | Дидактическая игра «Назови птицу», «Отгадай и назови», «Зимуют – улетают». Экологическая игра: «Горячо – холодно». | Изготовление кормушек из бросового материала |
3. Планируемый результат
Физическая готовность и здоровьесбережение:
- Сформированность у каждого ребенка понятий ценности здорового образа жизни и умения регулировать свое поведение в соответствии с ним;
- укрепление здоровья детей, получение знаний о правильном, здоровом образе жизни;
- знание и соблюдение санитарных и гигиенических норм и правил;
- владение двигательной культурой;
- представление об основах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
- коррекция у отдельных детей психических и физических недостатков и свободное вхождение этой категории детей в мир детства, свободное общение с ровесниками и взрослыми;
- развитие и совершенствование речевых умений.
Интеллектуально – познавательная готовность:
- развитые интеллектуальные и творческие способности детей;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключение;
- владение элементами учебной деятельности: способность принять учебную задачу, подчинить свою деятельность её достижению, доводить работу до конца и адекватно оценивать результат;
- желания и умения учиться, потребности в приобретении знаний;
- наличие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества с ровесниками, младшими и старшими в различных видах жизнедеятельности;
- освоение основных требований общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. Социально-личностная готовность (нравственная, волевая):
- наличие чувства эмоционального благополучия, положительного самоощущения, инициативности и любознательности, осмысленной произвольности действий и поступков, способность к творческому самовыражению;
- компетентности в сфере отношений к окружающему миру, к людям, к собственному организму и живой природе;
- формирование и осознание своих возможностей и достижений;
- формирование умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей;
- развитие художественных способностей: музыкальных, изобразительных, театральных, танцевальных - на уровне возрастных и индивидуальных возможностей детей.
- приобретение трудовых навыков, привлечение к общественно полезному труду.
Ожидаем изменения и в количественных показателях:
- сокращение количества заболеваний детей на 5 - 10%;
- повышение уровня речевого развития детей на 5 - 10%;
- повышение уровня интеллектуального развития детей 5 - 10%;
- увеличение числа родителей, удовлетворенных работой дошкольного учреждения на 5 - 10%;
- увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей на 5 - 10%.
Система мониторинга
Интегративные качества | Содержание (по образовательной программе) | Форма (метод/ методика) периодичность | Ответственный |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость) | методика определения физических качеств и навыков (2 р в год) | Воспитатели, мед. сестра |
потребность в двигательной активности | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
выполнение доступных возрасту гигиенических процедур | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
соблюдение элементарных правил здорового образа жизни | Наблюдение (2 р. в год) | | |
Любознательный, активный | интересуется новым, неизвестным в окружающем мире | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели |
задает вопросы взрослому, любит экспериментировать | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. | Создание проблемной ситуации (2 р. в год) | Воспитатели | |
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
Эмоционально отзывчивый | откликается на эмоции близких людей и друзей | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели |
| сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. | Наблюдение Методика»Восприятие литературных произведений» (2 р. в год) | Воспитатели |
| эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; | Наблюдение Методика «Угадай-ка» (2 р. в год) | Воспитатели |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. | адекватно использует вербальные и невербальные средства общения | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели |
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо" | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели |
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели |
в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели |
имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
имеет представление о мире; | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели | |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: | умение работать по правилу умение работать по образцу умение слушать взрослого умение выполнять инструкции взрослого | Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели |
Наблюдение (2 р. в год) | Воспитатели |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: