Образовательная программа дополнительного образования детей детского оздоровительного лагеря «Дружба» Для детей 6-14 лет









дополнительного образования детей
Станция юных техников г.Ртищево Саратовской области
(МОУДОД СЮТ г.Ртищево Саратовской области)
Утверждена экспертным советом
15 мая 2013г.
Рассмотрена: УТВЕРЖДАЮ
На методическом совете Директор МОУДОД СЮТ
Протокол от 11.03.2013г. № 3 _________О.А. Абапова
11 марта 2013г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детского оздоровительного лагеря
«Дружба»
Для детей 6-14 лет
Срок реализации – 21 день
Авторы:
Директор МОУДОД СЮТ
О.А. Абапова,
Методист О.В. Крамаренко
г.Ртищево
2013г.
Концепция программы
Ведущими идеями программы являются: организация каникулярного отдыха детей, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков, самореализация ребенком своего «я», его адаптация к жизни в современном обществе, приобщение к здоровому образу жизни, органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решение проблемы занятости детей.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
-Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. №2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Устав МОУДОД СЮТ г.Ртищево Саратовской области
Программа развития МОУДОД СЮТ г.Ртищево Саратовской области.
Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей, при условии благоприятного экологического окружения.
Реализация программы происходит в трех сферах, составляющих процесс социализации личности: деятельность, общение, самопознание.
В своей деятельности ребенок имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает его ориентацию в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. В деятельности происходят освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера социализации ребенка неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как увеличение числа контактов ребенка с другими людьми, имеющих свою специфику для каждого возрастного этапа.
Самопознание личности, которое предполагает становление в ребенке «образа его «Я»», возникающее у него не сразу, а складывающееся на протяжении всей жизни.
Принципы деятельности летнего оздоровительного лагеря:
- создание максимального количества разнообразных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами группы, что предотвращает авторитарное давление и повышает степень возможности самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;
- содержательность деятельности, ее многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;
- свобода выбора вида деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка;
- рефлексивность, означающая, что основной реальностью является собственная деятельность и деятельность других.
Пояснительная записка.
Организация летнего отдыха детей – один из важных аспектов образовательной деятельности МОУДОД СЮТ г.Ртищево Саратовской области. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего календарного года. Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все имеют возможность поехать в лагеря. Большой процент детей едет в лагерь только на одну смену, 2 месяца остаются не охваченными организованной деятельностью. Предоставленные сами себе, дети подвержены влиянию улицы, рискуют стать жертвами дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, они невольно попадают в группы риска. Данная программа обеспечивает занятость детей в летний период. Дети погружаются в мир творчества, дружбы, спорта.
Организуя работы в летний период учреждение использует возможность для привлечения детей и подростков в объединения МОУДОД СЮТ г.Ртищево Саратовской области. Пропагандирует работу педагогов дополнительного образования детей, различных объединений технической направленности. Формирует положительный имидж Станции юных техников.
Цель:
создать благоприятные условия для жизнедеятельности детей в летний период, как целесообразно организованной среды для личностного роста и самоутверждения.
Задачи:
1. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
2. Поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития полезных навыков, развития инициативы, самоуправления и самостоятельности.
3. Создание положительных жизненных ориентиров.
Ежегодно МОУДОД СЮТ г.Ртищево Саратовской области организует 2 лагерные смены для детей и подростков. В каждой смене по 30 человек разного возраста от 6 до 15 лет, преимуществом пользуются дети посещающие группы и объединения учреждения и дети из малообеспеченных семей. Смена рассчитана на 21 день. Начинается смена праздником открытия, который организуют и проводят педагоги МОУДОД СЮТ г.Ртищево Саратовской области. В празднике закрытия лагерной смены участвуют уже все дети. Они самостоятельно объединяются в вокальные группы, ищут себе партнеров по танцам и другим концертным номерам, выбирают ведущих праздника. За смену организуется и проводится много соревнований по шахматам, настольному теннису, а также по дартсу, футболу, волейболу, регистрируются нетрадиционные рекорды СЮТ, которые придумывают и устанавливают сами дети.
Особенностью воспитательного процесса является то, что дети и педагоги хорошо знают друг друга, коллективы сформированы, хорошо управляемы, деятельны. Дети сами планируют мероприятия, разрабатывают сценарии, организуют и проводят все лагерные мероприятия. Педагог выступает как консультант в различных творческих делах детей. У него остается достаточно времени, чтобы найти контакт с «трудными», изучить особенности личности этих детей, найти индивидуальный подход для каждого из них, вовлечь в жизнь лагеря, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Существует система поощрения - дружбакс (за соблюдение режима дня, активное участие в различных мероприятиях, спортивные достижения и др.)
Вся жизнь в лагере базируется на режиме дня. Педагогический коллектив учреждения добивается не только развития, но и экономии усилий на поддержании дисциплины. У ребят образуются добрые правила и прочные навыки поведения в коллективе. А у педагогов, работающих с ними, остается достаточно сил на творчество, на то, чтобы увидеть и порадоваться успехами каждого ребенка.
Насыщенность плана работы разнообразными видами деятельности, организация кружковой работы способствует активному, полезному отдыху детей и подростков.
Тематическое планирование деятельности
№ п/п | Вид деятельности | Формы проведения/реализации |
1 | познавательно-исследовательская | -Экскурсия в ДОСААФ «РОСТО» -Посещение ЦДБ им.А.С. Пушкина -Экскурсия в краеведческий музей -Фото выставки «Ура, каникулы!» -Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам!» -Конкурс рисунков «Миру мир!» -Интеллектуальная викторина «Географические имена» -Познавательный час с молодёжным центром -Игровая программа «Красный, желтый, зелёный» |
2 | трудовая, общественно полезная | -Конкурс поделок из природного материала. -Конкурс памятных сувениров. -Город веселых мастеров -Поход в лес «Тропа добрых дел». |
3 | спортивно-оздоровительная | -Спортивные игры на свежем воздухе: шахматы, волейбол, дартс, бадминтон, футбол. -Викторина «Самый, самый» -Веселые старты -«Быстрее, выше, сильнее!»-эстафета -Комические веселые старты -Игровая программа «Мы против!» -Плавание в бассейне. -Спортивные соревнования в ФОКе. |
4 | профориентация | Цикл встреч «Сто вопросов взрослому»: -Встреча с педагогом -Встреча с работником ГИБДД. -Встреча с работником автошколы РОСТО ДОСААФ |
5 | художественно-эстетическая | -Открытие лагерной смены -Организация концертных программ. -Конкурсные программы и викторины. -Поездка в Тарханы -Конкурс рисунков «Мой родной город» -Конкурс рисунков «Моя семья». - Фотовыставка «Ах, лето!» -Закрытие лагерной смены |
6 | коммуникативная | -Рефлексия по итогам мероприятия, дня, смены. -Коллективные творческие дела. -Игры на сплочение и взаимодействие коллектива. -Мисс лагеря. Конкурс стилистов -Мистер лагеря. Конкурс силачей. -Игра «Найди клад» -Конкурс-соревнование «Безопасное колесо» -Конкурс талантов «Минута славы». |
Ожидаемые результаты
Организация полноценного отдыха детей
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков
Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей
Личностный рост участников программы
Улучшение социально-психологического климата в коллективе
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов
Привитие любви к труду
Воспитание ответственности за свои поступки
Возможность противостоять столкновениям человека с теми или другими опасностями на различных возрастных этапах
Эффективное усвоение позитивных норм и ценностей
Сроки и условия пребывания.
Программа реализуется в течение одной лагерной смены.
Рекомендации по формам работы
1. Использование различных игровых моделей соперничества и сотрудничества.
2. Модификация традиционных спортивных игр.
3. Изобретение новых игр, формирование банка идей.
4. Творческое выполнение физических упражнений.
5. Коллективные творческие дела.
При выборе форм и методов работы приоритетным считаем оздоровительную и образовательную деятельность, направленную на развитие ребенка, полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, спортивных, культурных мероприятий, организации экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам. Использование методов коллективной творческой деятельности и игровых форм работы помогает формированию коллектива, обучает правилам общения и приспосабливаемости к новым условиям.
Рекомендации по принципам и
условиям построения образовательного процесса
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника и педагога, уникальности коллектива – это главная задача создаваемой воспитательной системы.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности каждого воспитанника и уникальность коллектива. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самоорганизации и самоутверждению.
Принцип непрерывности. Непрерывность воспитательного процесса обусловлена постоянной изменчивостью системы и внешних условий ее функционирования. Изменяется состав детей и взрослых, их интересы, потребности и ценностные установки, корректируются межличностные и межгрупповые отношения; появляются новые направления, формы и методы совместной деятельности; претерпевают изменения связи с окружающей социальной и природной средой.
Рекомендации по условиям построения педагогического процесса
Педагогический потенциал спортивной среды реализуется с учетом психологических особенностей данного возраста.
Для успешной социальной адаптации отбираются наиболее значимые для подростков элементы, эмоционально воздействующие на них.
Для лучшего усвоения культуры взаимодействия в коллективе отобраны ценности, позволяющие провести параллель с общечеловеческими ценностями.
Дети вовлекаются не только в воспроизводящую, но и творчески-преобразующую деятельность, дающую возможность самовыражения личности учащегося.
Используется только положительная мотивация учащихся на осознанное овладение системой знаний и умений.
Используются разные виды стимулов: деятельностно-практические (игра, соревнование); словесно-деятельностные (эмоционально-образный, общественно-оценочный).
Программа предполагает многообразие, вариативность и свободу выбора детьми различных форм деятельности.
Техническое оснащение образовательной программы
дополнительного образования детей
детского оздоровительного лагеря
«Дружба»
Спальные комнаты – 2 шт
Выставочный зал – 1 шт.
Игровые – 2 шт.
Оборудованные мастерские – 2 шт.
Компьютерный класс - 1 шт.
Телевизор – 1 шт
DVD – 1 шт
Музыкальные центры – 2 шт, «караоке»
Бумбокс – 1 шт.
Настольные игры – 6 шт
Теннисный стол – 1 шт
Теннисные ракетки – 6 шт
Скакалки – 10 шт
Мяч футбольный – 1 шт
Мяч баскетбольный – 1 шт
Мячи волейбольные – 2 шт
Бадминтонные ракетки – 8 шт
Мячи теннисные – 8 шт
Волейбольная сетка – 1 шт.
Дартс – 1 шт.
Воланчики – 5 шт.
Кегли -12 шт.
Пластмассовые мячи и кубики – 20 шт.
Стойки – 8шт.
Рупор – 1 шт
Фотоаппарат – 1 шт.
Шахматы – 20 шт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
– М.: Айрис-пресс, 2003.- 176с. |
|
|
|
|
|
|
2001.-48с.
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Режим дня:
Время проведения | Элементы режима дня |
8.30-9.00 | Прием детей |
9.00-9.15 | Зарядка |
9.15-10.00 | Завтрак |
10.00-11.00 | Воспитательное мероприятие |
11:00 -12:00 | Кружковая работа |
12.00-13.00 | Оздоровительные процедуры |
13.00-13.30 | Свободное время |
13.30-14.30 | Обед |
14.30-15.30 | Сон |
15.30-16.00 | Полдник |
16.00-17:45 | Культурно-массовые и спортивные мероприятия. |
17:45 – 18.00 | Итоги дня |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Личная и общественная гигиена - 15 дружбаксов
Личная гигиена: 5 дружбаксов
Когда нужно мыть руки:
- перед тренировкой
- после тренировки - перед приемом пищи
- после каждого посещения туалета
Требования к одежде и обуви:
- соответствовать погоде
- виду спорта
- легкая и не стеснять движения
- чистая
- соответствовать размеру
- обувь из натуральной кожи
- одежда х/б и шерстяная
Чистка зубов:
- 2 раза в день по 2 минуты
Закаливание: 5 дружбаксов
Время принятия солнечных ванн:
- до 11.00 и после 16.00 часов
Основные принципы закаливания:
- постепенность
- непрерывность
- разнообразные средства и методы
- учет индивидуальных особенностей
- систематичность
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: