NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности

по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний,

установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к

своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Цель программы:

реализация всех возможностей школы для формирования психически
здорового, физически развитого человека,
обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего
привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической
культурой.

Задачи программы:

-сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

-дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

-научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

В ходе реализации программы будут достигнуты следующие результаты: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

Третий уровень результатов - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир», других базовых предметов начальной школы, а также во внеурочное время.

Организация работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.



Первый этап включает:

• организацию режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

• организацию просветительской работы школы с учащимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе школы с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап направлен на:

1. Организацию просветительско-воспитательной работы с обучающимися, по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, включающей:

• внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

2. Организацию просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), через повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включающей:

• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных разделов: - создание здоровьесберегающей инфраструктуры;

- организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

- организация физкультурно-оздоровительной работы; - реализация дополнительных образовательных программ

- просветительская работа с родителями (законными представителями); и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

1. Здоровьесберегающая инфраструктура включает:

-соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

-наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

-организацию качественного горячего питания учащихся,

-оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

-наличие помещений для медицинского персонала;

-наличие необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учитель физической культуры, классные руководители).

2. Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

4. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

- внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

-интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

-проведение часов здоровья;

-факультативные занятия;

-проведение классных часов;

-занятия в кружках;

-проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

-организацию Дней здоровья.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
включает:

- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Планирование мероприятий для учащихся 1 класса:


п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные


Создание здоровьесберегающей инфраструктуры




Рейтинг здоровьесберегающего благополучия школы

1 раз в четверть

Администрация школы, управляющий совет

Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся




Проведение инструктажей по технике безопасности.

В течение года

Классный руководитель




Анкетирование родителей по вопросам обучения и воспитания

Октябрь, апрель

Классный руководитель.

Организация физкультурно-оздоровительной работы




Проведение «Дня здоровья».

1 раз в полугодие

Зам. директора по ВР, классный руководитель




Проведение бесед с учениками: «Режим дня», «Спорт и мы», «Простудные заболевания», «Нет вредным привычкам».

В течение года

Классный руководитель




Проведение классных часов, бесед по ПДД: «Мой маршрут», «Виды транспорта», «Правила дорожные – друзья надёжные».

В течение года

Классный руководитель




Проведение утренней оздоровительной

зарядки.

Ежедневно

Классный руководитель




Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность

1 четверть

Классный руководитель




Подбор и проведение физкультурных пауз с учётом специфики предмета.

Ежедневно

Классный руководитель




Формирование положительной мотивации к занятиям спортом через спортивные мероприятия, классные часы и беседы.

В течение года

Классный руководитель




Спортивный праздник «Веселые старты»

июнь

Зам. директора по ВР,

Кл. руководитель

Родители

Реализация дополнительных образовательных программ




Реализация программы по ЗОЖ «Разговор о правильном питании»

В течение года

Классный руководитель




Реализация программы «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний»

В течение года

(4 занятия)

Классный руководитель

Просветительская работа с родителями




Проведение родительских собраний по

темам:

1. «Создание оптимальных условий для

сохранения и укрепления здоровья

детей в современной школе».

2. «Адаптация первоклассников к

школе».

3. «Формирование ценностного

отношения школьников к своему

здоровью».

4. «Двигательная         активность детей»

1 раз в четверть

Классный руководитель




Беседы фельдшера ФАП:

Береги свои зубы

Внимание, клещ!

1 раз в полугодие

Классный руководитель




Выпуск газеты «Родительский вестник» по вопросам здоровьесбережения.

1 раз в полугодие

Классный руководитель

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; доли учащихся, принимающих участие в мероприятиях спортивной направленности и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области

здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной деятельности. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: