Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности
по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний,
установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к
своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Цель программы:
реализация всех возможностей школы для формирования психически
здорового, физически развитого человека,
обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего
привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической
культурой.
Задачи программы:
-сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
-научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
В ходе реализации программы будут достигнуты следующие результаты: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
Третий уровень результатов - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир», других базовых предметов начальной школы, а также во внеурочное время.
Организация работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап включает:
• организацию режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
• организацию просветительской работы школы с учащимися и родителями (законными представителями);
• выделению приоритетов в работе школы с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап направлен на:
1. Организацию просветительско-воспитательной работы с обучающимися, по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, включающей:
• внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
2. Организацию просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), через повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включающей:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных разделов: - создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
- организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
- организация физкультурно-оздоровительной работы; - реализация дополнительных образовательных программ
- просветительская работа с родителями (законными представителями); и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
1. Здоровьесберегающая инфраструктура включает:
-соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
-наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
-организацию качественного горячего питания учащихся,
-оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
-наличие помещений для медицинского персонала;
-наличие необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учитель физической культуры, классные руководители).
2. Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
4. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
- внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
-интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
-проведение часов здоровья;
-факультативные занятия;
-проведение классных часов;
-занятия в кружках;
-проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
-организацию Дней здоровья.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Планирование мероприятий для учащихся 1 класса:
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры | |||
| Рейтинг здоровьесберегающего благополучия школы | 1 раз в четверть | Администрация школы, управляющий совет |
Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | |||
| Проведение инструктажей по технике безопасности. | В течение года | Классный руководитель |
| Анкетирование родителей по вопросам обучения и воспитания | Октябрь, апрель | Классный руководитель. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы | |||
| Проведение «Дня здоровья». | 1 раз в полугодие | Зам. директора по ВР, классный руководитель |
| Проведение бесед с учениками: «Режим дня», «Спорт и мы», «Простудные заболевания», «Нет вредным привычкам». | В течение года | Классный руководитель |
| Проведение классных часов, бесед по ПДД: «Мой маршрут», «Виды транспорта», «Правила дорожные – друзья надёжные». | В течение года | Классный руководитель |
| Проведение утренней оздоровительной зарядки. | Ежедневно | Классный руководитель |
| Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность | 1 четверть | Классный руководитель |
| Подбор и проведение физкультурных пауз с учётом специфики предмета. | Ежедневно | Классный руководитель |
| Формирование положительной мотивации к занятиям спортом через спортивные мероприятия, классные часы и беседы. | В течение года | Классный руководитель |
| Спортивный праздник «Веселые старты» | июнь | Зам. директора по ВР, Кл. руководитель Родители |
Реализация дополнительных образовательных программ | |||
| Реализация программы по ЗОЖ «Разговор о правильном питании» | В течение года | Классный руководитель |
| Реализация программы «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний» | В течение года (4 занятия) | Классный руководитель |
Просветительская работа с родителями | |||
| Проведение родительских собраний по темам: 1. «Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей в современной школе». 2. «Адаптация первоклассников к школе». 3. «Формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью». 4. «Двигательная активность детей» | 1 раз в четверть | Классный руководитель |
| Беседы фельдшера ФАП: Береги свои зубы Внимание, клещ! | 1 раз в полугодие | Классный руководитель |
| Выпуск газеты «Родительский вестник» по вопросам здоровьесбережения. | 1 раз в полугодие | Классный руководитель |
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; доли учащихся, принимающих участие в мероприятиях спортивной направленности и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области
здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной деятельности. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: