Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Аналитическое обоснование разработки Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Сегодня ни у кого не возникает сомнения в том, что проблема здоровья учащихся включает в себя не только медицинские, но и значимые педагогические аспекты. Сформировать у человека многие устойчивые мотивы жизнедеятельности, в том числе и мотивацию к сохранению здоровья, можно лишь в результате воспитания. Таким образом, здоровье можно рассматривать как педагогическую категорию.
В настоящее время состояние здоровья человека признано одним из основных критерий его полноценной жизни. При этом признается, что это категория не только медико – биологическая, но и социальная.
В настоящее время состояние здоровья школьников крайне неблагополучно. Это подтверждается статистическими данными, демонстрирующими рост забалеваемости детей и подростков в школьный период нервно – психическими заболеваниями, нарушением осанки и зрения, заболеваниями органов желудочно – кишечного тракта. В Нижегородской области только 30% детей можно считать абсолютно здоровыми. 64% - дети, имеющие функциональные отклонения, 6% часто болеющие дети. Эти данные совпадают с соответствующими показаниями по РФ.
Современный социум с ростом безработицы родителей, снижением материального благополучия не может не оказать соответствующего влияния на состояние здоровья детей. Не все благополучно и в системе образования, т.к. за время школьного обучения дети приобретают те или иные нарушения здоровья, которых до обучения в школе не было.
Анализ здоровья учащихся нашей школы показывает следующее:
За последние 3 года стабильно на уровне 50% держится количество тубинфицированных детей. Дети основной медицинской группы составляют в среднем около 30-35%, подготовительной – 55-60%, специальной и освобожденные от занятий физической культуры – 10%. Не снижается количество детей с заболеваниями костно – мышечной системы – 44%. Из них: 18% - плоскостопие; 13% - нарушение осанки; 13% - сколиоз. Растет количество детей с расстройством нервно-психического здоровья – 14%(рост2%), из них ВСД и НЦД – 12%.
Группа здоровья | 2008/2009 уч. год | 2009/2010 уч. год | 2010/2011 уч. год | |||
число | % | число | % | число | % | |
Кол-во учащихся | 244 | 100 | 244 | 100 | 254 | 100 |
Основная м/г | 111 | 45 | 64 | 26 | 63 | 25 |
Подготовительная м/г | 114 | 47 | 157 | 64 | 168 | 66 |
Специальная м/г | 7 | 3 | 14 | 6 | 15 | 6 |
Освобождены от уроков ФК | 12 | 5 | 9 | 4 | 8 | 3 |
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: наблюдается кризис здоровья школьников, и он имеет системный характер. Поэтому задача разработки программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни стоит остро не только отдельно взятого учебного заведения, а для всей системы образования в целом.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Структура работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровье-
сберегающая инфраструктура
Отв. Администрация
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Отв. педагоги
Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы
Отв. Администрация, учителя физ.культуры, педагоги
Реализация дополнительных образователь
ных программ
Просветительская работа с родителями
Отв. Администрация, соц. педагог,
мед. работники, педагоги
Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.
В школе работает оснащенный спортивный зал площадью 150,1 кв.м., имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
В спортивном зале имеется разметка для спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон. Нанесена разметка для подвижных игр и эстафет, измерительная линия предназначенная для прыжков в длину. В зале имеются четыре баскетбольных щита с корзинами. Инвентарь для спортивных игр представлен в полном объеме. Мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные, летающие тарелки для игры фризби, конусы – ориентиры, бадминтонные ракетки, теннисный стол и сопутствующий ему инвентарь. Инвентарь для подвижных игр отвечает требованиям занятий в группе. А это: мячи набивные, обручи малые и большие, канат для перетягивания и навесной. Гимнастические снаряды: брусья, малая перекладина, гимнастические козлы, конь, мост, маты. В школе имеется лыжная база со всем необходимым оборудованием: лыжи, ботинки, лыжные палки. На пришкольной территории имеется гимнастический городок ( полоса препятствий, рукоход, параллельные кольца) Удобное расположение школы (около леса), дает возможность проводить занятия по лыжам и занятия с группой школьников занимающихся туризмом и туристическими навыками. При работе с детьми различных групп здоровья используются велотренажеры, беговые дорожки и другие тренажеры. После нагрузок можно использовать массажер.
В школе работает медицинский кабинет площадью 15,6 кв.м. , процедурный кабинет площадью 16,8 кв.м.
С целью оказания медицинских услуг обучающимся между школой и Муниципальным учреждением здравоохранения «Павловская центральная районная больница» заключен договор об организации медицинского обслуживания обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется штатными работниками Таремской врачебной амбулатории: фельдшером и врачом – педиатром в соответствии с согласованным со школой графиком.
2. Использование возможностей УМК развивающей системы Л.В.Занкова в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК системы Л.В.Занкова. Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников системы Л.В.Занкова предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы.
1 класс.
Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения; правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда, отдыха; культура отдыха
2 класс.
Правила поведения с домашними животными. Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
4 класс
Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха. Физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.
Медико – гигиенические технологии (использование профилактических программ, а также контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов, врач и медицинская сестра школы делают прививки учащимся, оказывают им консультативную и неотложную помощь, проводя мероприятия по санитарно – гигиеническому просвещению школьников и следя за динамикой здоровья детей, организуя профилактические мероприятия в преддверии, например, эпидемии гриппа и решают другие задачи, относящиеся к компетенции медицинской службы, создание в школе стоматологического, физиотерапевтического кабинетов – тоже элементы этой технологии.
Физкультурно – оздоровительные технологии (направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
Экологические здоровьесберегающие технологии (воспитание у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.д. обладают и мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно – нравственное здоровье учащихся).
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, грамотность учащихся по этим вопросам обеспечиается изучением курса ОБЖ).
Классификация здоровьесберегающих технологий может строится и на других основаниях. По характеру действия они разделяются на 4 группы.
Защитно – профилактические технологии (направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами). Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
Компенсаторно – нейтрализующие технологии (при их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности: физкультминутки и физкультпаузы, эмоциональные разрядки, или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение).
Стимулирующие технологии (позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния: температурное закаливание, физические нагрузки).
Информационно – обучающие технологии (обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье: образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам).
Основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики составляют образовательные здоровьесберегающие технологии, которые подразделяются на три подгруппы:
организационно – педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников;
учебно – воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, проведение организационно – воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Психологическое здоровье - это первооснова физического здоровья. Основа здоровья – умение воспринимать в расслабленном виде. Когда ученик собран на уроке, постоянно обязан слушать – материал глубоко не «пройдет». Поэтому учителю необходимо создавать благоприятный психологический климат на уроке для ровного и хорошего настроения учащихся и более эффективного усвоения знаний.
Как же этого достигнуть?
Психологическое здоровье школьника – основа его благополучия в жизни. Недопустимо экономить силы и ресурсы на его формировании. Урок – это главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, где учитель эффективно руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся без ущерба их здоровью на основе соблюдения педагогических условий, используемых не как хаотичный набор приемов и методов, а грамотно выстроенную систему.
Организационно - педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке, - сердцевина здровьесберегающей педагогики. Они состоят в том, чтобы: 1. Создавать на уроке благоприятный психологический климат: положительное воздействие учителя на психологическое здоровье учащихся (способность учителя к сочувствию, сопереживанию, способность к рефлексии, умение владеть своими эмоциями, умение эффективно слушать, управлять диалогом, поддерживать обратную связь с партнером, толерантность, способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты);
определение условий для «ситуации успеха» на уроке (Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального благополучия. Использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
Умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Ситуация успеха создается педагогом в учебной деятельности;
проведение психологической подготовки учеников к контролю знаний (психологическая настройка- это «целенаправленное формирование психофизического состояния, позволяющего с наибольшей эффективностью осуществлять намеченную деятельность или решать другие психологические задачи»);
включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся (опыт впечатлений и переживаний, опыт «делания», опыт взаимодействия). Объяснение нового материала на уроке ведётся с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, используются нестандартные формы проведения учебных занятий:
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-конкурс;
- урок - творческая игра;
- урок-путешествие;
- урок-викторина.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
работа со школьниками в атмосфере увлеченности поиском нового знания; использование соответствующих средств наглядности;
установление межпредметных связей.
2. Снижать утомление школьников: включение школьников в разные формы организации деятельности:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка,
-ребенок-консультант и др.
применение дидактической игры (в основу организации игровой среды положены следующие принципы: эмоциональной комфортности, активности, открытости, индивидуализированности, учета возрастных особенностей детей, информативности). Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
эмоциональная передача содержания учебного материала, использование юмора;
перевод школьников к новому виду деятельности, включение в урок физкультминутки. Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультминутки. Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики:
-упражнения по формированию осанки,
-укреплению зрения,
-укреплению мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж груди, лица, рук, ног,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводит учитель, а в 3-4 классах их проводят уже дети.
Систематически в процессе обучения в 1 классах в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения под музыку, совершают прогулки и игры на свежем воздухе. Динамические паузы дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
3. Использовать элементарную диагностику утомляемости учащихся: сравнительный анализ выражения лиц школьников;
наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса и групп школьников; применение метода цветовой диагностики - рисование различных , которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
оценка времени выполнения учениками определенного вида учебной работы; выбор задания из ряда предложенных, различных по характеру эмоционального содержания и объему;
анализ ошибок при письме.
4. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения: использование соответствующих педагогических технологий; обязательность дифференцированных домашних заданий; наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями; учет интенсивности и длительности самостоятельной работы; построение ориентировочной основы учебных действий.
Таким образом, чтобы грамотно организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика, учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта, тренера, психотерапевта. Поэтому в настоящее время идет интенсивный поиск и внедрение инновационных образовательных технологий, создание педагогических условий проведения урока, способствующих сохранению здоровья школьников. Но не менее важным фактором в сохранении психологического здоровья ученика, является грамотный подбор учебных программ и учебников.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
В школе функционирует 1 компьютерный класс, где проводятся уроки информатики и факультативные занятия.
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра(мин.) |
1-2 | 15-20 |
3-4 | 15-20 |
Длительность применения компьютеров для учащихся младших классов допустима в пределах 12-15 мин. Если при этом используется музыка, то время увеличивается до 20 мин. Длительность применения компьютеров во многом определяется характером учебного предмета. Компьютер желательно применять через 5-10 мин после начала урока.
Важное значение имеет и дозировка уроков с применением компьютерной техники. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию занятий по лечебной физкультуре;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; (приложение)
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (приложение)
5. Реализация дополнительных образовательных программ
В школе создана и реализуется программ «Здоровье».
Её цель – формирование новой идеологии, утверждающей приоритет культуры здорового образа жизни, обеспечение гарантий законных прав обучающихся на безопасные условия организации учебно – воспитательного процесса. Программа «Здоровье» координирует работу медицинских работников, педагогов, родителей по пропаганде здорового образа жизни, проведение Дней здоровья, совместных мероприятий с детьми и родителями.
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
Программа «Мы вместе», направлена на организацию сотрудничества детей, родителей, педагогов для успешности обучения и воспитания детей. Программа раскрывает работу с семьей различных структур школы и имеет 3 направления:
- развитие познавательных интересов и творческой активности учащихся;
- формирование у детей нравственных качеств личности, культуры поведения;
- формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Анкета ЗОЖ для учащихся 1-4 классов (приложение)
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
Анкеты для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей»
Анкеты для родителей «Здоровье ребенка»
Экспресс – диагностика показателей здоровья первоклассников.
Ожидаемые результаты реализации программы
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»
Создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико- педагогического сопровождения учащихся
Сформированность у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышающих успешность обучения и воспитания.
Стабилизация здоровья детей , снижение количества случаев травматизма в школе и дома. .
Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
Повышение уровня знаний учащихся по вопросам здоровья и его сохранения
Приложения
Тематика классных часов в 1 классе
Режим дня первоклассника
Я по утрам делаю зарядку.
Правила личной гигиены.
Зачем нужно мыть руки?
Глазки – главные помощники человека.
Здоровый сон. Что это такое?
Как вести себя в столовой? Гигиена питания.
Витамины – наши друзья.
Вредные и полезные продукты.
Правильное питание младших школьников.
Профилактика простудных заболеваний.
Полезные и вредные привычки.
Красивая осанка – залог здоровья.
Спорт любить, здоровым быть!
Папа, мама, я – здоровая семья. Традиции моей семьи.
Вода – это жизнь.
Путешествие в страну здоровья.
Правила безопасности при общении с домашними животными
Телевизор в жизни первоклассника.
Компьютер в жизни первоклассника.
Знаешь ли ты лекарственные растения?
Осторожно, клещи!
Тематика классных часов в 2 классе
Твой режим дня.
Да здравствует мыло душистое!
Чистота – залог здоровья.
Здоровые зубы. Как ухаживать за зубами.
Забота о глазах. Ты и телевизор. Ты и компьютер.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.
Если хочешь быть здоров – занимайся спортом.
О хороших привычках.
Вредные привычки и их преодоление.
Скрытые опасности дома. Как уберечь себя от беды.
Лесные опасности.
Скрытые опасности на дорогах и на улице. Школа пешехода.
Изучение и составление безопасного маршрута из дома в школу.
Противопожарная безопасность. Осторожно, тонкий лед! Правила поведения вблизи водоемов.
Мы – за здоровый образ жизни!
Если хочешь быть здоров. Поговорим о закаливании.
Учимся отдыхать.
Детский травматизм и его предупреждение.
Секреты здорового питания.
Энциклопедия витаминов.
Путешествие по городам страны Здоровья.
Тематика классных часов в 3 классе
Ты третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своем здоровье?
Как воздух влияет на здоровье?
Физкультура и спорт.
Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?
Чистота в твоем доме. Чистота и здоровье.
Моё любимое блюдо. Правильное питание.
Прыжки в повседневной жизни.
Вредные привычки.
Хорошие зубы – залог здоровья.
Здоровье и цветущие растения.
Сохраним природу – сохраним здоровье.
Движение есть жизнь.
Я выбираю здоровый образ жизни. Планы на лето.
Тематика классных часов в 4 классе
Мой режим дня (беседы)
Правила личной гигиены (беседы)
Наше здоровье в наших руках (составление стенгазеты)
За безопасность и сохранение здоровья.
О вредных привычках (обыгрывание ситуаций)
Услышь сердце человека (чтение рассказов)
Встреча с медработниками и беседа по профилактике вирусных заболеваний.
Экология и моё здоровье.
Составление мини-проектов по теме «Экологическая безопасность»
Если хочешь быть здоров (викторина).
Спортивно – оздоровительные мероприятия
Дни здоровья ( 1 раз в четверть)
Спортивные соревнования.
Спортивные праздники
Классные часы.
Профилактические беседы
Спортивные праздники и спортивные соревнования.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Праздник игры с мячом | Детское четырёхборье Броски мяча в цель Челночный бег. Бег четырёх отрезков дистанции по 9 м. за определенное время. Многоскоки. Отталкивание с двух ног с последующими отталкиваниями с одной и приземлением восьмым на две ноги. Подтягивание. У мальчиков – на перекладине. У девочек – из виса с упором. | ||
Веселые старты | Папа, мама, я – спортивная семья. Эстафеты и конкурсы для школьников и родителей. Конкурсы направлены на физическое и гармоничное развитие ребенка, через совместное выполнение заданий как спортивной, так и интеллектуальной направленности. Эстафеты направлены на выявление скоростных, силовых, координационных способностей детей и взрослых. | ||
Праздник бега. | Веселые старты В программе представлен перечень эстафет направленных на развитие физических качеств учащихся. Программа осуществляется в соревновательном режиме. Используются эстафеты с различными предметами и спортивным инвентарем. Количество эстафет определяется из возрастных физиологических возможностей. | ||
Подвижные игры по упрощенным правилам. | Соревнования по прыжкам Используются прыжки с небольшого разбега, с отталкиванием одной в высоту, двумя в высоту, двумя через препятствия. | | |
| | «Мы с папой настоящие мужчины» В программе предлагается перечень эстафет, испытаний, конкурсов и для мальчиков и для родителей. Соревнования ориентированы на выявление самых спортивных семей и пропаганду спорта в семье. | |
| | Праздник бега. Предполагаются различные виды бега:
| |
| | | Праздник игры с мячом. В программе используются подвижные игры с мячом. Эстафеты с различными видами мячей. Игры и эстафеты направлены на развитие координационно – пространственных способностей. |
Комплекс упражнений.
ФМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ, ТРЕБУЮЩИХ ПИСЬМА
1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.
ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1-2 раза.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ МОБИЛИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ
1. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс; 2 -левую руку на пояс; 3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо; 5-правую руку вверх; 6-левую руку вверх; 7-8- хлопки руками над головой; 9-опустить левую руку на плечо; 10-правую руку на плечо; 11-левую руку на пояс; 12- правую руку на пояс; 13-14- хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный; 2-3 раза - средний; 3-4-быстрый; 1-2- медленный.
Пальчиковая гимнастика.
Ну-ка, братцы , за работу.
Покажи свою охоту,
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать»- энергично шевелить ими.)
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук.
Поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.)
2.Мышечная релаксация.
На фоне негромкой звучащей музыки учитель говорит спокойным голосом:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем, …
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают, …
Отдыхают … засыпают,
Шея не напряжена.
И рассла-блена-на,…
Губы чуть приоткрываются,…
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко…ровно…глубоко…
(пауза 2 минуты)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться!
Всем открыть глаза и
красиво сесть!
Оздоровительная минутка для рук и стоп.
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами:
Утром мы когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись;
То присели, то нагнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали, не торопясь,
В школу шли,
К знаньям стремясь.
(На первые две строки дети хлопают в ладоши, а потом показывают те действия, о которых говориться в рифмовке.)
Физкультминутки.
Тики- так, тики- так
Так ходики стучат.
(Дети наклоняют голову вправо- влево в такт словам)
Туки- так, туки –так
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг)
Токи-ток, токи-ток
Так стучит молоток.
(Изображают кулачками молоточки)
Туки- ток, туки- ток
Так стучит каблучок.
(Стучат каблучками)
Цветки
Наши алые цветки распускают лепестки
Ветер чуть дышит , лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо- влево, медленно зажимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед- назад)
Вот мы руки развели словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись.
Раз- подняться, потянуться.
Два- нагнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Вместе- раз- это брасс,
Одной, другой- это кроль.
Все как один
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
1,2,3,4,5
Постучали, повертели и работать захотели.
Тихо все на место сели.
Тематика выступлений по вопросам здоровья
на родительском лектории
Профилактика гриппа и других простудных заболеваний у детей. Вакцинация.
Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности.
Как избежать компьютерной зависимости подростка.
Организация летнего отдыха и летней занятости.
Физическое и психическое развитие детей младшего школьного возраста.
Ваш ребенок – здоровый.
Гармония общения – залог психического здоровья ребенка.
Культура учебного труда и организация свободного времени учащегося.
Режим дня младшего школьника.
Детская усталость. Как это преодолеть
Экологическое воспитание в семье.
АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
А) Мыло
Б) Мочалка
В) Зубная щётка
Г) Зубная паста
Д) Полотенце для рук
Е) Полотенце для тела
Ж) Тапочки
З) Шампунь
2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
1 расписание (А) 2 расписание (Б)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
3. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
В) Зубы надо чистить утром и вечером.
4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
А) После прогулки
Б) После посещения туалета
В) После того, как заправил постель
Г) После игры в баскетбол
Д) Перед посещением туалета
Е) Перед едой
Ж) Перед тем, как идёшь гулять
З) После игры с кошкой или собакой
5. Как часто ты принимаешь душ?
А) Каждый день
Б) 2-3 раза в неделю
В) 1 раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
А) Положить палец в рот.
Б) Подставить палец под кран с холодной водой
В) Намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой
Г) Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой
КЛЮЧ К АНКЕТЕ ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
ВОПРОС № 1.
Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
Мыло (0) Зубная щётка (2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)
Мочалка (2) Зубная паста (0) Полотенце для тела (2) Шампунь (0)
Показатель: Знание правил пользования средствами личной гигиены.
ВОПРОС № 2.
На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
1 расписание (4) 2 расписание (0)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
Показатель: Осведомлённость о правилах организации режима питания.
ВОПРОС № 3.
Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
- Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0)
- Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0)
- Зубы надо чистить утром и вечером (4)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.
ВОПРОС № 4.
Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
После прогулки (2) Перед посещением туалета (0)
После посещения туалета (2) Перед едой (2)
После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идёшь гулять (0)
После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.
ВОПРОС № 5.
Как часто ты принимаешь душ?
Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.
ВОПРОС № 6.
Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
- Положить палец в рот (0)
- Подставить палец под кран с холодной водой (0)
- Намазать рану йодом и накрыть чистой салфеткой (4)
- Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой (6)
Показатель: Осведомлённость о правилах оказания первой помощи.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подсчитывается обще количество баллов, набранных учащимся:
30-36 – высокий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ
24-29 – достаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ
18-23 – недостаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ
Меньше 18 – низкий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ
Индивидуальный анализ поможет определить не только уровень знаний ЗОЖ каждого учащегося, но и те вопросы, в которых ребенок не имеет достаточной осведомленности. Это позволит улучшить индивидуальную работу как со школьником, так и с его родителями.
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?
а) хорошее
б) нормальное
в) плохое
Как часто Вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?
а) раз в месяц
б) раз в полгода
в) раз в год
г) в этом нет необходимости
Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимаюсь
Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
Как Вы относитесь к употреблению спиртных напитков?
а) считаю недопустимым
б) возможно умеренное употребление во время праздников
в) это недопустимо в присутствии ребёнка
г) не считаю это проблемой
Как Вы относитесь к курению?
а) это вредная привычка
б) это недопустимо в присутствии ребёнка
в) не считаю это проблемой
Считаете ли Вы свое питание рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?
а) на море
б) дома
в) в санатории
г) в деревне
д) другое _________________________________________________________________
Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
г) с друзьями
Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы с ______________________________________________________________
г) в детском саду
Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) затрудняюсь ответить
Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно
Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка?
страница 1
скачать
Другие похожие работы: