Программа по экологии для 7 класса «Экология животных»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии для 7 класса
(«Экология животных»)
Пояснительная записка
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цель: формирование представлений об экологии животных – как науке о взаимоотношениях между животными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии животных науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.
Задачи:
изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи животных с окружающей средой;
изучить анатомо-морфологические особенности строения животных разных экологических групп;
познакомить с жизненными формами животных и принципами их классификации.
Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;
формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.
В 7 классе лабораторные и практические работы составлены таким образом, чтобы сформировать умение экспериментировать: ставить цель эксперимента, выбирать условия, корректировать условия для достижения цели, моделировать эксперимент.
Изучение курса осуществляется с использованием учебника
«Экология животных. 7 класс» (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин) Пособие продолжает серию школьных учебных книг нового поколения, в основе которых лежит системно-структурный подход.
Пособие направлено на экологизацию курса зоологии.
Авторы стремились показать влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местообитаниях, многообразие взаимных связей разных видов живых существ, а также роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Книга содержит методический аппарат, который помогает учителю на всех этапах обучения экологии животных.
Количество часов: всего 34часа ; в неделю 1 час, в том числе, демонстраций -8, экскурсий – 2, сообщений учащихся - 3.
Формы организации учебного процесса: Формы контроля ЗУН:
наблюдение; индивидуальные;
беседа; групповые;
фронтальный опрос; индивидуально-групповые;
индивидуальный опрос; фронтальные;
тестирование; экскурсии
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
1. Программы: Швец Ирина Михайловна. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования
2. «Экология животных. 7 класс» (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин) ; под ред. Н.М. Черновой .-М. Вентана-Граф, 2007,-128с.: ил.
Дополнительная литература для учителя
Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.
Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.
Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии. -С.Пб.,1998.-136 с. для учащихся
Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.
Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.
Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.
Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.
Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных»
1. Называть основные экологические факторы в жизни животных
2. Описывать различные условия существования животных
3. Описывать и объяснять приспособление животных к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность животных
4. Определять антропогенное влияние на животных
5. Знать многообразие животного мира суши, море и рек
6. Объяснять роль и значение животных в круговороте веществ и непрерывности жизни.
7. Знать типы взаимоотношений между животными одного вида и между животными разных видов
8.Объяснять роль человека в охране животного мира, в сохранении биоразнообразия животных
9.Уметь прогнозировать изменения в животном мире и отдельных животных под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
10. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости диких и домашних животных.
«Экология животных» (34ч.)
Роль животных в природе(4ч)
Влияние растительноядных животных на растения. Роль животных в опылении и распространении растений. Растения – укрытия и жилища для животных. Влияние животных в образовании горных пород и почвы. Влияние животных друг на друга
Демонстрация. Таблицы с животными принимающими участие в опылении растений и распространении семян
Условия существования животных(6ч)
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Вода в жизни животных. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм. Свет в жизни животных. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Температура в жизни животных. Значение тепла для жизнедеятельности животных. Холоднокровные и теплокровные животные. Воздух в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха. Дыхание животных. Жилища животных. Разнообразие жилищ. Биоритмы животных.
Демонстрация: Таблицы с животными различных экологических групп
Животный мир суши(4ч)
Животные тундры, лесов умеренной зоны. Животные степей, саванн и прерий. Животные пустынь, тропических лесов, горных областей.
Демонстрация: Таблицы с животными разных природных зон. Дополнительная литература.
Животный мир рек(2ч)
Водоем как многоэтажное жилище. Взаимосвязи морских животных. Животные пресных водоемов.
Демонстрация: Таблицы с животными-гидробионтами, влажные препараты.
Животный мир почвы(2ч)
Свойства почвы как среды обитания животных. Животные – землерои.
Демонстрация: Таблицы с животными-эдафобионтами, влажные препараты
Сезонные изменения в жизни растений(2ч)
Спячка и оцепенение. Миграции животных.
Демонстрация: Таблицы с животными различных экологических групп
Взаимоотношения между животными одного вида(3ч)
Своя территория. Встреча будущих родителей. Взаимодействие между родителями и детенышами. "Начальники" и "подчиненные " в группах животных.
Сообщения учащихся. Примеры взаимоотношений между животными одного вида
Отношения между животными различных видов(4ч)
Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными.
Сообщения учащихся. Примеры взаимоотношений между животными различных вида
Численность животных(1ч)
Популяции животных. Как и почему меняется численность животных.
Изменения в животном мире Земли(1ч)
Почему некоторые животные становятся редкими. Животные, истребленные человеком Многочисленные и малочисленные виды Редкие и исчезающие виды.
Сообщения учащихся. Истребленные виды животных.
Человек и животные(2ч)
Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Животные в населенных пунктах. Животные в доме человека.
Демонстрация: Таблицы с домашними животными. Породы животных.
Экскурсия: Животные - обитатели городской среды
Охрана животных(3ч)
Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Заповедные территории зарубежных стран. Охрана животных своей местности. ООПТ Республики Марий Эл.
Демонстрация: Карта ООПТ России. Красная книга.
Экскурсия: Ветеринарная лечебница г. Козьмодемьянска
страница 1
скачать
Другие похожие работы: