Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных»
Пояснительная записка
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2005 год, на основе программно-методического материала «Экология 5-11кл.» автор Акифьева Е.В.. Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2005год.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение экологии в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение экологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 6 классе в курсе «Экология растений».
Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1 час в неделю, используя учебное пособие «Экология животных» для 7-го класса и ориентирована на использование учебника Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др. Экология животных: Пособие для уч-ся 7 кл. средней общеобразовательной школы / Под редакцией доктора биологических наук проф. Черновой Н.М. – М.: Издательский центр «Вентана – Графф», 2001г.
Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения учащихся. В системе экологических понятий курса широко представлены понятия о чертах приспособленности организмов и проявлении свойств живых организмов, об образе жизни животных. При этом в характеристике приспособительных свойств у животных организмов помимо анатомо-морфологических и физиологических отражаются и поведенческие. В этом курсе в виде элементарных представлены понятия популяционно-экологического ряда: популяция, внутривидовые взаимоотношения организмов, плотность популяций, динамика численности. Все эти вопросы помогают глубже изучить взаимосвязи организма и среды, показать возможности рационального использования животных ресурсов в природе и подготовить учеников к восприятию общебиологических понятий об эволюции в органическом мире. В курсе о животных в связи с углублением знаний обогащается содержание понятия о биогеоценозе. Это происходит с помощью включения новых материалов, таких, как цепи питания, экологические ниши, регуляция численности видов, взаимосвязи между организмами, средообразующая деятельность животных и других, углубляющих и расширяющих понятие о биогеоценозе. Социально-экологические понятия помогают сформировать ответственное отношение школьников к живой природе и роли отдельной личности в сохранении природных богатств. Система экологических понятий курса «Экология животных» представляет собой единство, отвечающее содержанию учебного курса и более или менее полно отражающее основы знаний зооэкологии и в общей системе экологических понятий учебного предмета "Экология" она представляется звеном в дальнейшем развитии экологических знаний.
Цель курса - изучение важнейших закономерностей взаимодействия животных с абиотическими и биотическими факторами среды.
Задачи обучения:
привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки, создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 34 уроков;
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков.
Задачи развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
эстетических эмоций;
положительного отношения к учёбе;
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у обучающихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, личностно-деятельностный подход).
Основной формой обучения является урок, помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лабораторные и практические работы, практикумы.
Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков. Проектная деятельность. | Кол - во часов | Дата | Наглядные пособия. ИКТ, ТСО. | Корректировка | |||||||
7 А | 7 Б | 7 В | ||||||||||
По плану | Фак-ки | По плану | Фак-ки | По плану | Фак-ки | | | |||||
1. | Введение . Что изучает экология животных. | | 03.09 | | 07.09. | | 07.09. | | | | ||
2 | Тема1. Влияние абиотических факторов на животных Абиотические факторы. | 7 ч | 10.09. | | 14.09. | | 14.09. | | | | ||
3 | Свет в жизни животных. | | 17.09. | | 21.09. | | 21.09. | | Презентация | | ||
4 | Температура в жизни животных. | | 24.09. | | 28.09. | | 28.09. | | Презентация | | ||
5 | Вода в жизни животных. | | 01.10. | | 05.10. | | 05.10. | | Презентация | | ||
6 | Воздух в жизни животных. | | 08.10. | | 12.10. | | 12.10. | | Презентация | | ||
7 | Другие абиотические факторы и их роль в жизни животных. | | 15.10. | | 19.10. | | 19.10. | | | | ||
8 | Суточные и сезонные изменения в жизни животных. | | 22.10. | | 26.10. | | 26.10. | | | | ||
9 | Тема 2.Среды жизни и приспособления к ним животных Принципы экологической классификации животных | 5 ч | 29.10. | | | | | | | | ||
16.11. | | 16.11. | | |||||||||
10 | Водная среда обитания. Практическая работа по теме «Изучение адаптаций к среде обитания у рыб» | | 12.11. | | 23.11. | | 23.11. | | Аквариумные рыбки, презентация | | ||
11 | Наземно-воздушная среда обитания | | 19.11. | | 30.11. | | 30.11. | | Презентация | | ||
12 | Почва как среда обитания. Виртуальная экскурсия «Экология животных почвы» | | 26.11. | | 07.12. | | 07.12. | | Презентация | | ||
13 | Живые организмы как среда обитания животных. | | 03.12. | | 14.12. | | 14.12. | | Презентация, таблица «Внутренние паразиты» | | ||
14 | Тема 3. Особенности животных различных ландшафтно - климатических зон Сравнительная характеристика различных природных зон. | 5 ч | 10.12. | | 21.12. | | 21.12. | | Презентация, карта «Природные зоны России» | | ||
| | |||||||||||
15 | Экологические особенности животных высокогорий , арктических льдов, тундры. | | 17.12. | | 11.01. | | 11.01. | | Презентация | | ||
16 | Экологические особенности животных тайги, лесов умеренной зоны, тропических лесов | | 24.12. | | 18.01. | | 18.01. | | Презентация | | ||
17 | Экологические особенности животных степей саванн и пустынь. | | 14.01. | | 25.01. | | 25.01. | | Презентация | | ||
18 | Особенности животных различных ландшафтно- климатических зон Саратовской области. | | 21.01. | | 01.02. | | 01.02. | | Презентация | | ||
19 | Тема 4. Взаимодействие животных с другими организмами Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами среды обитания | 6 ч | 28.01. | | 08.02. | | 08.02. | | Презентация | | ||
20 | Трофические отношения в живой природе | | 04.02. | | 15.02. | | 15.02. | | Презентация | | ||
21 | Конкурентные взаимоотношения в живой природе | | 11.02. | | 22.02. | | 22.02. | | Презентация | | ||
22 | Роль конкурентных и трофических взаимоотношений в эволюции животных. | | 18.02. | | 01.03. | | 01.03. | | Презентация | | ||
23 | Симбиотические отношения животных. | | 25.02. | | 15.03. | | 15.03. | | Презентация | | ||
24 | Практическое применение знаний о взаимоотношениях животных в природе и хозяйственной деятельности человека. | | 04.03. | | 22.03. | | 22.03. | | Презентация | | ||
25 | Тема 5. Экология популяций , биоценозов и экосистем Популяция. Внутрипо-пуляционные отношения. | 5 ч | 11.03. | | 05.04. | | 05.04. | | | | ||
26 | Динамика и регуляция численности популяции | | 18.03. | | 12.04. | | 12.04. | | | | ||
27 | Биоценоз и его устойчивость. | | 01.04. | | 19.04. | | 19.04. | | Презентация | | ||
28 | Роль животных в экосистемах. Экологические пирамиды. | | 08.04. | | 26.04. | | 26.04. | | Презентация | | ||
29 | Фауна типичных экосистем Поволжья. | | 15.04. | | 03.05. | | 03.05. | | Презентация | | ||
30 | Тема 6. Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных | 5 ч | | | | | | | | | ||
Влияние деятельности человека на животных в Саратовской области. | | 22.04. | | 10.05. | | 10.05. | ||||||
31 | Экологические особенности домашних животных. | | 29.04. | | 17.05. | | 17.05. | | | | ||
32 | Животные в населенных пунктах. | | 06.05. | | 24.05. | | 24.05. | | | | ||
33 | Особо охраняемые территории России, саратовской области, Красная книга. | | 13.05. | | 31.05. | | 31.05. | | Красная книга Саратовской области | | ||
34 | Особо охраняемые территории зарубежных стран. | | 20.05. | | | | | | | |
Содержание тем учебного курса
Тема1. Абиотические экологические факторы приспособленность животных к экстремальным условиям. Биологические ритмы (7 ч).
Основные абиотические факторы: свет, температура, влажность. Понятие толерантности, законы оптимума и минимума. Адаптация животных к экстремальным условиям.
Свет как один из важнейших абиотических факторов. Ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучение. Приспособление животных к изменению светового режима. Свет как условие ориентировки животных. Разнообразие светочувствительных органов. Сигнальное значение света. Биолюминесценция. Фотопериодизм у животных.
Температура. Влияние температуры на животных. Понятие терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляция. Поведение животных и терморегуляция. Приспособления животных к экстремальным температурам.
Влажность. Роль воды в жизни животных. Приспособления животных к водному балансу наземно-воздушной среды. Экологические группы организмов по отношению к влажности на примере животных Нижнего Поволжья. Приспособления к недостатку воды.
Другие экологические факторы и их роль в жизни животных. Ветер, гравитация, давление, концентрация солей и пр.
Биологические ритмы животных. Суточные, сезонные и многолетние биологические ритмы и определяющие их факторы. Приспособления животных к неблагоприятным сезонным условиям (на примере местной фауны). Сезонные миграции.
Тема 2. Среды жизни и приспособления к ним животных. (6 ч)
Принципы экологической классификации животных. Формообразующая роль факторов среды. Жизненные формы и адаптивные типы. Способы передвижения и добычи пиши у животных.
Водная среда обитания и ее физико-химические особенности (плотность, вязкость, рН, соленость, температура и пр.). Гидробио-нты, их приспособления к водной среде. Водно-солевой обмен у морских и пресноводных животных. Обитатели дна и толщи воды. Свободноплавающие и прикрепленные формы. Особенности газообмена в водной и воздушной среде. Солевой состав воды. Животные пресных и соленых водоемов.
Наземно-воздушная среда обитания, ее основные физико-химические свойства. Разнообразие приспособлений животных к наземно-воздушной среде. Способы передвижения (ползание, бег, полет) и добычи пищи.
Почва как среда обитания животных. Состав, структура и формирование почв, их классификация. Физико-химические особенности почвенной среды. Животные - обитатели почвы. Микро-, мезо- и мегафауна почв, ее приспособленность к условиям обитания. Влияние животных на состав и структуру почв.
Живые организмы как среда обитания. Симбиоз, квартирантство, паразитизм. Приспособления паразитов к жизни внутри организма хозяина.
Практическая работа. Изучение адаптации животных к среде обитания.
Тема 3. Особенности животных различных ландшафтно - климатических зон. (4 ч)
Сравнительная биогеографическая характеристика различных природных зон.
Экологические особенности животных высокогорий, арктических льдов, тундры. Тундра как относительно неустойчивая экологическая система.
Экологические особенности животных тайги и лесов умеренной зоны. Сезонные изменения фауны. Морфофункциональные и поведенческие особенности лесных животных.
Животные тропических лесов и их экологические особенности. Видовое разнообразие фауны тропических лесов.
Характеристика зон степей, саванн и пустынь. Характеристика животных этих зон. Приспособление к жизни в аридных условиях. Сезонные и суточные изменения фауны степей и пустынь.
Особенности животного мира ландшафтно-климатических зон Саратовской области.
Тема 4. Взаимодействие животных с другими организмами. (6 ч)
Биотические факторы. Понятие о биоценозе и экосистеме.
Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами биоценозов. Взаимоотношения растительных и животных организмов. Отношения: хищник-жертва, паразит-хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм и др.
Трофические отношения в живой природе. Плотоядные и растительноядные животные. Детритофаги. Роль животных в регуляции круговорота веществ и потока энергии в экосистемах и биосфере. Экологические пирамиды.
Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Конкуренция внутривидовая и межвидовая. Конкурентное вытеснение. Биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Симбиоз. Симбиотические взаимоотношения животных с растениями, микроорганизмами и другими животными.
Тема 5.Экология популяций, биоценозов и экосистем. (5 ч)
Понятие о популяции. Основные экологические характеристики популяций. Внутрипопуляционные взаимоотношения. Динамика и саморегуляция численности популяций. Оценка состояния и искусственное регулирование численности популяций животных.
Биоценоз. Примеры различных биоценозов. Видовое разнообразие биоценозов и его роль в устойчивости экосистем. Оценка состояния фауны биоценозов и мероприятия по ее сохранению.
Понятие экосистемы. Примеры зооценозов различных экосистем. Функции животных в экосистемах. Роль животных в пищевых цепях. Консументы I и П порядков, их роль в круговороте веществ и энергии в экосистемах. Животные-редуценты,
Фауна типичных экосистем Нижнего Поволжья. Фауна искусственных экосистем.
Практическая работа. Динамика численности животных.
Тема 6. Животные и человек. влияние антропогенных факторов на животных. (3 ч)
Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на животных в Нижнем Поволжье: изменение видового состава фауны в результате распашки земель и мелиорации; нарушения водных и пойменных экосистем при создании и эксплуатации Волгоградского и Саратовского водохранилищ; изменение видового состава фауны в результате промышленных загрязнений.
Экологические особенности домашних животных.
Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Охрана животного мира. Охраняемые территории и животные Саратовской области. Акклиматизация и резкклиматизация животных. Применение экологических знаний в рыболовстве, организации охотничьих хозяйств, заповедников.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
Среды жизни и важнейшие абиотические и биотические факторы среды;
Принципы экологической классификации животных;
Важнейшие типы взаимодействий животных с другими организмами и со средой обитания,
Разнообразие сообществ животных своей местности и ландшафтных зон России;
Основные принципы охраны редких и исчезающих видов животных.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять закономерности действия экологических факторов на животных;
Находить важнейшие связи животных с другими компонентами природных систем;
Выявлять влияние антропогенных факторов на численность животных.
Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
Давать характеристику основным видам приспособлений животных различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Данная программа подкреплена учебным пособием В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. «Экология животных», 7 класс, Москва, Изд. центр «Вентана – Граф», 2006 год.
Программно-методический материал «Экология 5-11кл.», автор Акифьева Е.В.. Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005 год.
Список литературы. Перечень ИКТ
Литература для учителя
Блинников В.И., Блинникова Л.Н. Биоэкологические экскурсии в природу. Рязань: Природа, 1993.
Грин К, Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах. М.: Мир, 1990.Наумов НЛ. Экология животных. М.: Высшая школа, 1963.
Одум Ю. Экология: в 2-х томах. М.: Мир, 1986.
Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.
Рикяефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.
Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998.
Тарасов АО. Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990.
Чернова ЕМ., Былова АМ. Экология. М.: Просвещение. 1988.
Экологический мониторинг. Метод, пособие для учителей средних учебных заведений / Сказкин В. В., Мачяров М.А., Гурова Т.Ф. и др. М.: Агар, 1996.
Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б.Гржимека. М.: Мир, 1988.
Литература для учащихся
Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 1996.
Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
Сергеев Б. Ф. Жизнь океанских глубин. М.: Мысль, 1990.
Увлекательные страницы зоологии. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000.
Фарб П. Популярная экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: