NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных»




Пояснительная записка

Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2005 год, на основе программно-методического материала «Экология 5-11кл.» автор Акифьева Е.В.. Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2005год.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение экологии в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение экологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 6 классе в курсе «Экология растений».

Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1 час в неделю, используя учебное пособие «Экология животных» для 7-го класса и ориентирована на использование учебника Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др. Экология животных: Пособие для уч-ся 7 кл. средней общеобразовательной школы / Под редакцией доктора биологических наук проф. Черновой Н.М. – М.: Издательский центр «Вентана – Графф», 2001г.

Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения учащихся. В системе экологических понятий курса широко представлены понятия о чертах приспособленности организмов и проявлении свойств живых организмов, об образе жизни животных. При этом в характеристике приспособительных свойств у животных организмов помимо анатомо-морфологических и физиологических отражаются и поведенческие. В этом курсе в виде элементарных представлены понятия популяционно-экологического ряда: популяция, внутривидовые взаимоотношения организмов, плотность популяций, динамика численности. Все эти вопросы помогают глубже изучить взаимосвязи организма и среды, показать возможности рационального использования животных ресурсов в природе и подготовить учеников к восприятию общебиологических понятий об эволюции в органическом мире. В курсе о животных в связи с углублением знаний обогащается содержание понятия о биогеоценозе. Это происходит с помощью включения новых материалов, таких, как цепи питания, экологические ниши, регуляция численности видов, взаимосвязи между организмами, средообразующая деятельность животных и других, углубляющих и расширяющих понятие о биогеоценозе. Социально-экологические понятия помогают сформировать ответственное отношение школьников к живой природе и роли отдельной личности в сохранении природных богатств. Система экологических понятий курса «Экология животных» представляет собой единство, отвечающее содержанию учебного курса и более или менее полно отражающее основы знаний зооэкологии и в общей системе экологических понятий учебного предмета "Экология" она представляется звеном в дальнейшем развитии экологических знаний.

Цель курса - изучение важнейших закономерностей взаимодействия животных с абиотическими и биотическими факторами среды.
Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки, создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

  • обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 34 уроков;

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков.

Задачи развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

    • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

    • эстетических эмоций;

    • положительного отношения к учёбе;

    • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Задачи воспитания:

      • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у обучающихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, личностно-деятельностный подход).

Основной формой обучения является урок, помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лабораторные и практические работы, практикумы.

Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.


Календарно – тематический план




п/п

Наименование разделов и

тем уроков.

Проектная деятельность.

Кол - во часов

Дата

Наглядные пособия.

ИКТ, ТСО.

Корректировка

7 А

7 Б

7 В

По плану

Фак-ки

По плану

Фак-ки

По плану

Фак-ки







1.

Введение . Что изучает экология животных.




03.09




07.09.




07.09.










2

Тема1. Влияние абиотических факторов на животных

Абиотические факторы.

7 ч


10.09.





14.09.





14.09.










3

Свет в жизни животных.




17.09.




21.09.




21.09.




Презентация




4

Температура в жизни животных.




24.09.




28.09.




28.09.




Презентация




5

Вода в жизни животных.




01.10.




05.10.




05.10.




Презентация




6

Воздух в жизни животных.




08.10.




12.10.




12.10.




Презентация




7

Другие абиотические факторы и их роль в жизни животных.




15.10.




19.10.




19.10.










8

Суточные и сезонные изменения в жизни животных.




22.10.




26.10.




26.10.










9

Тема 2.Среды жизни и приспособления к ним животных

Принципы экологической классификации животных

5 ч



29.10.























16.11.





16.11.




10

Водная среда обитания.

Практическая работа по теме «Изучение адаптаций к среде обитания у рыб»




12.11.




23.11.




23.11.




Аквариумные рыбки, презентация




11

Наземно-воздушная среда обитания




19.11.




30.11.




30.11.




Презентация




12

Почва как среда обитания.

Виртуальная экскурсия «Экология животных почвы»




26.11.




07.12.




07.12.




Презентация




13

Живые организмы как среда обитания животных.





03.12.




14.12.




14.12.




Презентация, таблица «Внутренние паразиты»




14

Тема 3. Особенности животных различных ландшафтно - климатических зон

Сравнительная характеристика различных природных зон.

5 ч



10.12.






21.12.






21.12.





Презентация, карта «Природные зоны России»










15

Экологические особенности животных высокогорий , арктических льдов, тундры.




17.12.




11.01.




11.01.




Презентация




16

Экологические особенности животных тайги, лесов умеренной зоны, тропических лесов




24.12.




18.01.




18.01.




Презентация




17

Экологические особенности животных степей саванн и пустынь.




14.01.




25.01.




25.01.




Презентация




18

Особенности животных различных ландшафтно- климатических зон Саратовской области.




21.01.




01.02.




01.02.




Презентация




19

Тема 4. Взаимодействие животных с другими организмами

Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами среды обитания

6 ч



28.01.






08.02.






08.02.





Презентация




20

Трофические отношения в живой природе




04.02.




15.02.




15.02.




Презентация




21

Конкурентные взаимоотношения в живой природе




11.02.




22.02.




22.02.




Презентация




22

Роль конкурентных и трофических взаимоотношений в эволюции животных.




18.02.




01.03.




01.03.




Презентация




23

Симбиотические отношения животных.




25.02.




15.03.




15.03.




Презентация




24

Практическое применение знаний о взаимоотношениях животных в природе и хозяйственной деятельности человека.




04.03.




22.03.




22.03.




Презентация




25

Тема 5. Экология популяций , биоценозов и экосистем

Популяция. Внутрипо-пуляционные отношения.

5 ч



11.03.






05.04.






05.04.










26

Динамика и регуляция численности популяции




18.03.




12.04.




12.04.










27

Биоценоз и его устойчивость.




01.04.




19.04.




19.04.




Презентация




28

Роль животных в экосистемах. Экологические пирамиды.




08.04.




26.04.




26.04.




Презентация




29

Фауна типичных экосистем Поволжья.




15.04.




03.05.




03.05.




Презентация




30

Тема 6. Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных

5 ч
























Влияние деятельности человека на животных в Саратовской области.




22.04.




10.05.




10.05.

31

Экологические особенности домашних животных.




29.04.




17.05.




17.05.










32

Животные в населенных пунктах.




06.05.




24.05.




24.05.










33

Особо охраняемые территории России, саратовской области, Красная книга.




13.05.




31.05.




31.05.




Красная книга Саратовской области




34

Особо охраняемые территории зарубежных стран.




20.05.






















Содержание тем учебного курса

Тема1. Абиотические экологические факторы приспособленность животных к экстремальным условиям. Биологические ритмы (7 ч).

Основные абиотические факторы: свет, температура, влажность. Понятие толерантности, законы оптимума и минимума. Адаптация животных к экстремальным условиям.

Свет как один из важнейших абиотических факторов. Ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучение. Приспособление животных к изменению светового режима. Свет как условие ориентировки животных. Разнообразие светочувствительных органов. Сигнальное значение света. Биолюминесценция. Фотопериодизм у животных.

Температура. Влияние температуры на животных. Понятие терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляция. Поведение животных и терморегуляция. Приспособления животных к экстремальным температурам.

Влажность. Роль воды в жизни животных. Приспособления животных к водному балансу наземно-воздушной среды. Экологические группы организмов по отношению к влажности на примере животных Нижнего Поволжья. Приспособления к недостатку воды.

Другие экологические факторы и их роль в жизни животных. Ветер, гравитация, давление, концентрация солей и пр.

Биологические ритмы животных. Суточные, сезонные и многолетние биологические ритмы и определяющие их факторы. Приспособления животных к неблагоприятным сезонным условиям (на примере местной фауны). Сезонные миграции.

Тема 2. Среды жизни и приспособления к ним животных. (6 ч)

Принципы экологической классификации животных. Формообразующая роль факторов среды. Жизненные формы и адаптивные типы. Способы передвижения и добычи пиши у животных.

Водная среда обитания и ее физико-химические особенности (плотность, вязкость, рН, соленость, температура и пр.). Гидробио-нты, их приспособления к водной среде. Водно-солевой обмен у морских и пресноводных животных. Обитатели дна и толщи воды. Свободноплавающие и прикрепленные формы. Особенности газообмена в водной и воздушной среде. Солевой состав воды. Животные пресных и соленых водоемов.

Наземно-воздушная среда обитания, ее основные физико-химические свойства. Разнообразие приспособлений животных к наземно-воздушной среде. Способы передвижения (ползание, бег, полет) и добычи пищи.

Почва как среда обитания животных. Состав, структура и формирование почв, их классификация. Физико-химические особенности почвенной среды. Животные - обитатели почвы. Микро-, мезо- и мегафауна почв, ее приспособленность к условиям обитания. Влияние животных на состав и структуру почв.

Живые организмы как среда обитания. Симбиоз, квартирантство, паразитизм. Приспособления паразитов к жизни внутри организма хозяина.

Практическая работа. Изучение адаптации животных к среде обитания.

Тема 3. Особенности животных различных ландшафтно - климатических зон. (4 ч)

Сравнительная биогеографическая характеристика различных природных зон.

Экологические особенности животных высокогорий, арктических льдов, тундры. Тундра как относительно неустойчивая экологическая система.

Экологические особенности животных тайги и лесов умеренной зоны. Сезонные изменения фауны. Морфофункциональные и поведенческие особенности лесных животных.

Животные тропических лесов и их экологические особенности. Видовое разнообразие фауны тропических лесов.

Характеристика зон степей, саванн и пустынь. Характеристика животных этих зон. Приспособление к жизни в аридных условиях. Сезонные и суточные изменения фауны степей и пустынь.

Особенности животного мира ландшафтно-климатических зон Саратовской области.

Тема 4. Взаимодействие животных с другими организмами. (6 ч)

Биотические факторы. Понятие о биоценозе и экосистеме.

Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами биоценозов. Взаимоотношения растительных и животных организмов. Отношения: хищник-жертва, паразит-хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм и др.

Трофические отношения в живой природе. Плотоядные и растительноядные животные. Детритофаги. Роль животных в регуляции круговорота веществ и потока энергии в экосистемах и биосфере. Экологические пирамиды.

Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Конкуренция внутривидовая и межвидовая. Конкурентное вытеснение. Биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Симбиоз. Симбиотические взаимоотношения животных с растениями, микроорганизмами и другими животными.

Тема 5.Экология популяций, биоценозов и экосистем. (5 ч)

Понятие о популяции. Основные экологические характеристики популяций. Внутрипопуляционные взаимоотношения. Динамика и саморегуляция численности популяций. Оценка состояния и искусственное регулирование численности популяций животных.

Биоценоз. Примеры различных биоценозов. Видовое разнообразие биоценозов и его роль в устойчивости экосистем. Оценка состояния фауны биоценозов и мероприятия по ее сохранению.

Понятие экосистемы. Примеры зооценозов различных экосистем. Функции животных в экосистемах. Роль животных в пищевых цепях. Консументы I и П порядков, их роль в круговороте веществ и энергии в экосистемах. Животные-редуценты,

Фауна типичных экосистем Нижнего Поволжья. Фауна искусственных экосистем.

Практическая работа. Динамика численности животных.

Тема 6. Животные и человек. влияние антропогенных факторов на животных. (3 ч)

Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на животных в Нижнем Поволжье: изменение видового состава фауны в результате распашки земель и мелиорации; нарушения водных и пойменных экосистем при создании и эксплуатации Волгоградского и Саратовского водохранилищ; изменение видового состава фауны в результате промышленных загрязнений.

Экологические особенности домашних животных.

Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Охрана животного мира. Охраняемые территории и животные Саратовской области. Акклиматизация и резкклиматизация животных. Применение экологических знаний в рыболовстве, организации охотничьих хозяйств, заповедников.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • Среды жизни и важнейшие абиотические и биотические факторы среды;

  • Принципы экологической классификации животных;

  • Важнейшие типы взаимодействий животных с другими организмами и со средой обитания,

  • Разнообразие сообществ животных своей местности и ландшафтных зон России;

  • Основные принципы охраны редких и исчезающих видов животных.


Учащиеся должны уметь:

  • Выявлять закономерности действия экологических факторов на животных;

  • Находить важнейшие связи животных с другими компонентами природных систем;

  • Выявлять влияние антропогенных факторов на численность животных.

  • Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

  • Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

  • Давать характеристику основным видам приспособлений животных различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

  • Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

  • Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

  • Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

  • Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

  • Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

  • Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Перечень учебно-методического обеспечения
Данная программа подкреплена учебным пособием В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. «Экология животных», 7 класс, Москва, Изд. центр «Вентана – Граф», 2006 год.

Программно-методический материал «Экология 5-11кл.», автор Акифьева Е.В.. Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005 год.

Список литературы. Перечень ИКТ

Литература для учителя

  1. Блинников В.И., Блинникова Л.Н. Биоэкологические экскурсии в природу. Рязань: Природа, 1993.

  2. Грин К, Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах. М.: Мир, 1990.Наумов НЛ. Экология животных. М.: Высшая школа, 1963.

  3. Одум Ю. Экология: в 2-х томах. М.: Мир, 1986.

  4. Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.

  5. Рикяефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.

  6. Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998.

  7. Тарасов АО. Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990.

  8. Чернова ЕМ., Былова АМ. Экология. М.: Просвещение. 1988.

  9. Экологический мониторинг. Метод, пособие для учителей средних учебных заведений / Сказкин В. В., Мачяров М.А., Гурова Т.Ф. и др. М.: Агар, 1996.

  10. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б.Гржимека. М.: Мир, 1988.


Литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.

  2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  3. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 1996.

  4. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.

  5. Сергеев Б. Ф. Жизнь океанских глубин. М.: Мысль, 1990.

  6. Увлекательные страницы зоологии. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000.

  7. Фарб П. Популярная экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: